Представлена подборка материалов к заданию № 18 по теме: «Среды жизни. Биосфера» Для удачного выполнения, необходимо знать теорию. Ознакомившись с планом выполнения заданий, выпускники будут точно представлять технологию выполнения подобных заданий. Тематика задания охватывает курс школьного предмета биологии. Здесь представлены задания на множественный выбор
задание 18.doc
Задание 18 «Среды жизни. Биосфера»
«Биосфера»
1. Установите соответствие между факторами среды и их характеристиками — (1) Биотические либо
(2) Абиотические:
А) Постоянство газового состава атмосферы.
Б) Изменение толщины озонового экрана.
В) Изменение влажности воздуха.
Г) Изменение численности консументов.
Д) Изменение численности продуцентов.
Е) Увеличение численности паразитов.
2.Установите соответствие между фактором среды и группой, к которой он относится:
ГРУППА
1) антропогенные
2) абиотические
ФАКТОР СРЕДЫ
А) искусственное орошение земель
Б) падение метеорита
В) распашка целины
Г) весенний разлив вод
Д) сооружение плотины
Е) движение облаков
3.Установите соответствие между экологическим фактором и его видом.
ФАКТОР
A) хищничество
Б) отсутствие корма
B) снежный покров
Г) бобровая плотина
Д) внесение удобрений в почву
Е) смена времен года
ВИД ФАКТОРА
1) абиотический
2) биотический
3) антропогенный
4.Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно клас
сификации В. И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
A) морская соль
Б) морской ил
B) глина
Г) почва
Д) гранит
Е) двусторчатые моллюски
ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
1) биокосное
2) косное
3) живое
5.Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно клас
сификации В. И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
A) известняк
Б) базальт
B) глина
Г) нефть
Д) каменный уголь
ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
1) биогенное
2) косное
6.Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно клас
сификации В. И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
A) речной песок
Б) горная порода
B) морской ил
Г) почва
Д) колония кораллов
Е) плесневые грибы
ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
1) косное
2) живое
3) биокосное
7.Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
А) лесной пожар вследствие грозы
Б) распространение семян растений птицами
В) понижение температуры, приводящее к зимней спячке животных
Г) санитарная вырубка леса
Д) питание паразитических животных
ГРУППА ФАКТОРОВ
1) абиотические
2) биотические
3) антропогенные ВЕЩЕСТВО
1) углерод
2) азот
Е) затопление лугов при ливне
8.Установите соответствие между особенностями круговорота вещества и веществом.
ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА
А) больше всего этого вещества содержится в атмосфере
Б) клубеньковые бактерии превращают это вещество в нитраты
В) около 50 % возвращается в атмосферу растениями
Г) значительные количества накапливаются в осадочных породах
Д) в выдыхаемом животными воздухе содержится значительно больше, чем
во вдыхаемом
Е) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей
9.Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллю
стрирует.
ПРИМЕР
А) зарастание пруда ряской
Б) увеличение численности мальков рыб
В) поедание мальков рыбы жуком-плавунцом
Г) образование льда
Д) смыв в реку минеральных удобрений
ГРУППА ФАКТОРОВ
1) биотические
2) абиотические
10.Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими при
мерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую
щую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) повышение давления атмосферного воздуха
Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением
В) изменение численности популяции зайцев в результате эпиде-
Г) взаимодействие между волками в стае
Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу
мии
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
1) абиотический
2) биотический
2.Различие роли участия консументов первого порядка (1) и продуцетов (2) в круговороте веществ
и превращении энергии в экосистеме луга состоит в том что они:
А) аккумулируют солнечную энергию
Б) потребляют органические вещества
В) синтезируют органические вещества из неорганических
Г) преобразуют органические вещества
«Среды жизни»
1. Установите соответствие между животным и средой, в которой оно обитает: водной (1), наземно–воз-
душной (2), почвенной (3) либо организменной (4):
А) Печёночный сосальщик Б) Щука В) Дятел
Г) Дождевой червь Д) Крот Е) Аскарида
2.Установите соответствие между представителями ракообразных и средой их обитания – (1) Дно
морей, (2) Придонная часть пресных водоемов, (3) Толща морской воды, (4) Влажная почва огоро
дов, лесная подстилка либо (5) Толща воды пресных водоемов:
А) Речной рак. Б) Камчатский краб В) Дафния.
Г) Мокрица. Д) Циклоп Е) Креветки
3.Установите соответствие между простейшими животными и средами их обитания – (1) Пресные
водоемы, либо (2) Живые организмы:
«Экосистемы и присущие им закономерности»
1. Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда: про-
дуценты (1) либо консументы (2)
А) Эвглена зеленая.
Б) Амеба обыкновенная.
В) Амеба дизентерийная.
Г) Инфузория–туфелька.
Д) Малярийный паразит.
А) прибрежная растительность
Б) карп
В) личинки земноводных
Г) фитопланктон
Д) растения дна
Е) большой прудовик Д) освобождают заключенную в органических веществах энергию
Е) используют в качестве источника углерода углекислый газ
3.Установите соответствие между моллюсками и экологическими группами, в которые они объ
единяются – (1) морские, (2) пресноводные либо (3) наземные:
А) голый слизень
Б) устрица
В) беззубка
Г) виноградная улитка
Д) кальмар
Е) большой прудовик
Ж) перловица
4.Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти
особенности характерны — автотрофами (1) либо гетеротрофами (2)
А) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ
Б) использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ
В) использование только готовых органических веществ
Г) синтез органических веществ из неорганических
Д) выделение кислорода в процессе обмена веществ
5.Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью
к функциональной группе — (1) продуценты либо (2) консументы:
А) включает растения, некоторые бактерии
Б) поглощает готовые органические вещества
В) поглощает неорганические вещества
Г) включает животных
Д) аккумулирует солнечную энергию
Е) источник энергии — животная и растительная пища
6.Установите соответствие между особенностями питания организмов и их способами – (1) авто
трофы либо (2) гетеротрофы:
А) могут захватывать пищу путем фагоцитоза
Б) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ
В) получают пищу путем фильтрации воды
Г) синтезируют органические вещества из неорганических на свету
Д) используют энергию солнечного света
Е) используют энергию, заключенную в пище
7.Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к ко
торой их относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ
А) являются первым звеном в цепи питания
Б) синтезируют органические вещества из неорганических
В) используют энергию солнечного света
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы
Е) разлагают органические вещества до минеральных
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
1) продуценты
2) редуценты
8.Установите соответствие между функциями компонентов биогеоценоза и компонентами.
ФУНКЦИИ КОМПОНЕНТОВ
А) производят органическое вещество
Б) потребители органического вещества
В) разлагают органические соединения
Г) выполняют «санитарную» функцию
КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА
1) продуценты
2) редуценты
3) консументы
9.Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.
ПРИМЕРЫ
мых
A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насеко-
Б) акула и рыба-прилипало
B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях
Г) бактерии в организме человека и животных
Д) клубеньковые бактерии
Е) микориза
ТИП ОТНОШЕНИЙ
1) симбиоз
2) комменсализм
10.Установите соответствие между признаком и сообществом, для которого он характерен.
A) пищевые цепи короткие, состоят их двух–трёх звеньев
ПРИЗНАК
СООБЩЕСТВО
1) природный биоценоз Б) пищевые цепи длинные, переплетены, образуют пищевую сеть
B) высокое видовое разнообразие
Г) преобладание монокультуры
Д) действие естественного и искусственного отбора
Е) замкнутый круговорот веществ
11.Установите соответствие между организмами — обитателями экосистемы и функциональной
группой, к которой их относят.
ОРГАНИЗМЫ
2) агроценоз
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
A) мхи, папоротники
Б) беззубки и перловицы
B) ели, лиственницы
Г) плесневые грибы
Д) гнилостные бактерии
Е) амёбы и инфузории
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты
12.Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем, на котором он находится
в экосистеме.
ОРГАНИЗМ
A) сфагнум
Б) аспергилл
B) ламинария
Г) сосна
Д) пеницилл
Е) гнилостные бактерии
ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1) продуцент
2) редуцент
13.Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем, на котором он находится
в экосистеме.
ОРГАНИЗМ
A) соболь
Б) ель
B) пчела
Г) клевер
Д) осока
Е) койот
ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1) продуцент
2) консумент
14.Установите соответствие между животными и группой, к которой оно относится по способу
питания
ЖИВОТНОЕ
А) волк
Б) пресноводная гидра
В) полевая мышь
Г) божья коровка
Д) заяц-беляк
Е) колорадский жук
ГРУППА
1) растительноядные
2) плотоядные
15.Попадание в водоёмы органических веществ со сточными водами с животноводческих ферм
может непосредственно привести к увеличению численности популяций
1) гетеротрофных бактерий
2) ракообразных
3) цветковых растений
4) многоклеточных водорослей
5) одноклеточных водорослей
6) бактерий-редуцентов
16.Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги.
ЖИВОТНЫЕ
А) кедровка
Б) ястреб-тетеревятник
В) обыкновенная лисица
Г) благородный олень
Д) заяц-русак
Е) обыкновенный волк
РОЛИ В БИОЦИНОЗЕ
1) консумент 1 порядка
2) консумент 2 порядка
17.Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и функциональ
ными группами. РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП
А) выделяют в атмосферу кислород
Б) минерализуют органические вещества
В) создают органические вещества из неорганических
Г) восстанавливают нитраты до свободного азота
Д) замыкают круговорот веществ
Е) бывают 1-го, 2-го, 3-го порядков
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1) консументы
2) продуценты
3) редуценты
18.Установите соответствие между организмами и функциональными группами биоценоза, к кото
рым их относят.
ОРГАНИЗМЫ
А) холерный вибрион
Б) инфузория
В) колониальный коралловый полип
Г) паразитическое растение
Д) бактерия гниения
Е) плесневый гриб
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ГРУППЫ
1) консументы
2) редуценты
19.Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОСИСТЕМЫ
А) включает большое разнообразие видов
Б) продукция частично изымается из системы
В) используются удобрения разных видов
Г) круговорот веществ незамкнутый
Д) является саморегулирующейся системой
Е) имеет разветвлённые сети питания
ЭКОСИСТЕМА
1) пшеничное поле
2) смешанный лес
ЕГЭ. Биология. Задание 18 «Среды жизни. Биосфера»
ЕГЭ. Биология. Задание 18 «Среды жизни. Биосфера»
ЕГЭ. Биология. Задание 18 «Среды жизни. Биосфера»
ЕГЭ. Биология. Задание 18 «Среды жизни. Биосфера»
ЕГЭ. Биология. Задание 18 «Среды жизни. Биосфера»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.