ЕГЭ. Биология. Задание 24«Задание на анализ биологической информации»
Оценка 5
Подготовка к тестированию
doc
биология
11 кл
25.03.2018
Представлена подборка материалов к заданию № 24 по теме: «Задание на анализ биологической информации». Для удачного выполнения, необходимо знать теорию. Ознакомившись с планом выполнения заданий, выпускники будут точно представлять технологию выполнения подобных заданий. Тематика задания охватывает курс школьного предмета биологии. Здесь представлены задания на поиск ошибок в тексте из 2 части
задание 24.doc
Задание 24 «Задание на анализ биологической информации»
«Общая биология»
1. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они
сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток.
2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.
3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.
4. Во всех клетках имеется ядро.
5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.
2.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и ис
правьте их.
1. Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов.
2. Рудименты – это признаки, крайне редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у жи
вотных.
3. К рудиментам человека относят зубы мудрости, аппендикс, обильный волосяной покров на
теле человека, полулунную складку в уголке глаз.
4. Атавизмы – это признаки возврата к признакам предков.
5. В норме эти гены блокируются.
6. Они проявляются при нарушении индивидуального развития человека – филогенеза.
7. Примерами атавизмов служат: многососковость, рождение хвостатых людей.
3.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и
исправьте их.
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты.
2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы.
3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.
4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород.
5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.
4.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, ис
правьте их.
1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
2. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосо-
мы, их части или отдельные гены.
3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям.
4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными.
6. Мутации всегда полезны организму.
5.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, ис
правьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населя
ющих общую территорию.
2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.
3. Популяция является структурной единицей вида.
4. Популяция является движущей силой эволюции.
5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
6.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
исправьте их.
1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные из
менения.
2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы.
3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания.
4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу.
5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у кам
балы и ската.
6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта. 7Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное
время населяющих общую территорию.
2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная,
половая, пространственная структура.
3. Популяция является структурной единицей биосферы.
4. Популяция — это элементарная единица эволюции.
5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоёме, представляют собой популяцию.
8.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены,
исправьте их.
1. Г. Мендель скрещивал две чистые линии растений гороха.
2. Они отличались по двум признакам – жёлтому и зелёному цвету семян.
3. В первом поколении от скрещивания этих линий появились растения дающие только
плоды с жёлтыми семенами.
4. Во втором поколении, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, появились расте-
ния, как с жёлтыми, так и с зелёными семенами.
5. При этом половина гибридов давала жёлтые семена.
6. Окраску семян, проявившуюся в двух поколениях гибридов (жёлтую), назвали рецессивной.
9.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
исправьте их.
1. Согласно В. И. Вернадскому живое вещество — это совокупность всех живых организмов планеты.
2. Живое вещество пронизывает всю атмосферу, часть гидросферы и литосферы.
3. Живое вещество выполняет в биосфере газовую и концентрационную функции.
4. В ходе эволюции живого вещества его функции изменялись, становились более разнообразными,
появилась окислительно-восстановительная функция.
5. Некоторые функции живого вещества, такие как усвоение молекулярного азота, восстановление
углекислого газа, могут выполнять только растения.
6 Живое вещество организовано в биоценозы — живые компоненты экосистемы.
10.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены,
исправьте их.
1. Между видами существует репродуктивная изоляция.
2. Этот фактор способствует сохранению вида, как самостоятельной эволюционной единицы.
3. Особенно важно, чтобы изоляция возникала между генетически отдалёнными разновидностями и
видами.
4. Возможность скрещивания между ними выше, чем с близкими, родственными видами.
5. Защита от чужих генов достигается разными способами: различными сроками созревания гамет,
сходными местами обитания, способностью яйцеклетки различать свои и чужие сперматозоиды.
6. Межвидовые гибриды часто бывают нежизнеспособны или бесплодны.
11.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены.
Исправьте ошибки.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов,
длительное время населяющих общую территорию.
2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и
пространственная структуры.
3. Популяция является структурной единицей живой природы.
4. Совокупность всех генов популяции называется её генофондом.
5. Численность популяции всегда стабильна.
6. Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е. обладают различными генофондами.
12.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены,
исправьте их.
(1) Происхождение жизни на Земле поразному объясняют несколько различных гипотез.
(2) Гипотеза самозарождения указывает на возможность появления живых существ только от
живых родителей.
(3) Её приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд других учёных.
(4) Креационизм – ещё одна гипотеза, утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические вещества
и организмы возникли абиогенным путём из неорганического вещества в результате длитель
ной эволюции.
(6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.
13. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны
ошибки, исправьте их
1. Среди автотрофных организмов большое количество растений.
2. Наряду с автотрофным питанием существует гетеротрофное.
3. К гетеротрофам относят паразитические и сорные растения.
4. Сорные растения конкурируют с культурными за свет, воду, минеральные соли,
5. Часто культурные растения не выдерживают конкуренции.
.
6. Растенияпаразиты поглощают
ют.
7. Они имеют многочисленные приспособления к паразитизму, например: корниприсосКи. .
из организмов растений, на которых паразитиру
и
14.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны
ошибки, исправьте их.
1. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа организма.
2. Генные или точковые мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в
молекуле ДНК.
3. Хромосомные мутации — наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений. 4.
Хромосомными называют мутации, приводящие к изменению числа хромосом.
5. Появление геномных мутаций всегда связано с возникновением двух или более разрывов
хромосом с последующим их соединением, но в неправильном порядке.
6. Наиболее распространённым типом геномных мутаций является полиплоидия – кратное из
менение числа хромосом.
15.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.
Исправьте их.
1. Первая эволюционная концепция принадлежит Ж.Б. Ламарку.
2. Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и её естественном разви
тии.
3. Он был первым, кто в качестве движущих сил эволюции признал естественный отбор и пря
мое влияние среды на организм.
4. В середине XIX века английский учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором
движущими силами эволюции назвал неопределённую изменчивость, борьбу за существование
и наследование благоприобретенных признаков.
5. Ч. Дарвин в своём учении утверждал, что в основе образования новых видов лежит посте
пенное накопление различий между особями конвергенция признаков.
6. Результатами эволюции Ч. Дарвин считал разнообразие видов и относительную приспособ
ленность организмов.
16.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены,
исправьте их.
Согласно основным положениям синтетической теории эволюции:
1. Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость, то есть мутации и комби
нации генов.
2. Движущими силами эволюции являются изменение генофонда популяции и возникновение
приспособленности организмов к условиям существования.
3. Направляющий фактор эволюции естественный отбор, основанный на сохранении и накоп
лении наследственных изменений организма. 4. Наименьшая эволюционная единица вид.
5. Эволюция имеет постепенный и длительный характер.
6. Видообразование как этап эволюции называется макроэволюцией.
17.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены,
исправьте их.
1. Мутациями называются наследственные изменения в молекулах РНК.
2. Есть много разных видов мутаций – генные, хромосомные, комбинативные, геномные.
3. Мутация, возникшая в одной из соматических клеток, может изменить наследственные признаки
самой этой клетки и тех частей организма, которые образуются из её потомков.
4. Мутации, происходящие в половых клетках, изменяют только геномы потомков.
5. Вызываются мутации мутагенами – например, радиоактивным излучением, химическими веще-
ствами.
6. Небольшое число мутаций оказывается полезным для организмов.
18.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены,
исправьте их.
1. При дыхании синтезируется глюкоза через ряд последовательных этапов.
2.На некоторых этапах энергия химических связей глюкозы используется для синтеза АТФ. 3.
Дыхание начинается с соединения двух молекул пировиноградной кислоты.
4. Первичный процесс бескислородного дыхания происходит в цитоплазме.
5. В результате этого дыхания образуются две молекулы АТФ.
6. Конечным этапом цикла является окислительное фосфорилирование, на которое расходу
ется энергия АТФ.
19.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошиб
ки, объясните их.
1) У прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая мембрана.
2) Прокариоты не способны к фагоцитозу.
3) В клетках прокариот имеется оформленное ядро.
4) В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды.
5) У всех эукариот есть хлоропласты.
6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы.
«Растения, бактерии, грибы»
1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
объясните их.
1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству
растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.
2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.
3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищни-
ки, паразиты.
4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.
5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.
2.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они
сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.
2. Они дышат, питаются, растут и размножаются.
3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
4. Они растут только в первые годы жизни.
5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с
помощью семян.
3.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они
сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений.
2. Цветок представляет собой видоизменённый лист.
3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение.
4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.
5. В цветке имеются пестики и тычинки. 4.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
объясните их.
1) У растений семейства розоцветные цветки собраны в соцветие колос.
2) Листья розоцветных могут быть простыми и сложными с сетчатым жилкованием.
3) Розоцветные часто вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями.
4) Большинство розоцветных — ветроопыляемые растения.
5) Для розоцветных характерны сложные и ложные плоды.
5.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки.
Запишите эти предложения правильно.
1) Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные.
2) Однодольные растения произошли от двудольных и у них много общих черт.
3) Зародыш двудольных состоит из двух семядолей.
4) Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием.
5) Однодольные растения обычно имеют мочковатую корневую систему, трёхчленный тип строе-
ния цветка.
6) Большинство однодольных — это травянистые растения.
6.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и ис
правьте их.
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут
и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Растения рас-
тут только в первые годы жизни. 5. Наряду с растениями автотрофами, существуют гетеротрофы, это па-
разитические растения. 6. Все растения распространяются с помощью семян.
7.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, ис
правьте их.
1. Цианобактерии (синезелёные) наиболее древние организмы, их относят к прокариотам.
2. Клетки имеют толстую клеточную стенку.
3. У цианобактерий кольцевая хромосома обособлена от цитоплазмы ядерной оболочкой.
4. У цианобактерий имеется хлорофилл, в их клетках образуются органические вещества из неорга-
нических.
5. Фотосинтез у цианобактерий происходит в хлоропластах.
6. В мелких рибосомах синтезируются белки.
7. Синтез АТФ происходит в митохондриях.
8.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, ис
правьте их.
свет.
тезе, так и при хемосинтезе.
1. Бурые водоросли обитают в морях и состоят из разнообразных тканей.
2. В их клетках наряду с хлорофиллом содержатся и другие пигменты, улавливающие солнечный
3. Водоросли способны образовывать органические вещества из неорганических как при фотосин-
4. Водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью ризоидов.
5. Водоросли — основной поставщик кислорода в морях и океанах.
6. Морскую водоросль — ламинарию человек употребляет в пищу.
9.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны
ошибки, исправьте их
1. Зелёные водоросли состоят из разнообразных тканей.
2. В их клетках наряду с фотосинтезом происходит хемосинтез.
3. Они образуют органические вещества из неорганических.
4. Как и цветковые растения, водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью корней.
5. Морскую водоросль – ламинарию – человек употребляет в пищу.
10.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны
ошибки, исправьте их.
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.
2.Они дышат, питаются, растут и размножаются.
3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
4. Растения интенсивно растут только в первые годы жизни.
5. В цикле развития растения происходит смена полового и бесполого поколений.
6. Размножение и распространение растений осуществляются только с помощью семян. 11.Прочитайте текст, укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Исправьте допу
щенные ошибки.
1. Оплодотворение у цветковых растений имеет свои особенности.
2. В завязи цветка образуются гаплоидные пыльцевые зерна.
3. Гаплоидное ядро пыльцевого зерна делится на два ядра – генеративное и вегетативное.
4. Генеративное ядро делится на два спермия.
5. Спермии направляются к пыльнику.
6. Один из них оплодотворяет находящуюся там яйцеклетку, а другой центральную клетку.
7. В результате двойного оплодотворения из зиготы развивается диплоидный зародыш семени, а из
центральной клетки триплоидный эндосперм.
12.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны
ошибки, исправьте их.
1. Водоросли — это группа низших растений, обитающих в водной среде.
2. У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная.
3. В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез.
4. В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений.
5. При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого
и развивается гаметофит.
6. В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.
13.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены,
исправьте их.
1. Пластиды встречаются в клетках растительных организмов и некоторых бактерий и живот
ных, способных как к гетеротрофному, так и автотрофному питанию.
2. Хлоропласты, так же как и лизосомы, двумембранные, полуавтономные органоиды клет
ки.
3. Строма внутренняя мембрана хлоропласта, имеет многочисленные выросты.
4. В строму погружены мембранные структуры тилакоиды.
5. Они уложены стопками в виде крист.
6. На мембранах тилакоидов протекают реакции световой фазы фотосинтеза, а в строме хло
ропласта реакции темновой фазы.
14.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допу
щены, исправьте их.
1. Бактерии – эукариотические организмы, выполняющие функцию редуцентов в экосистемах.
2. В благоприятных условиях они образуют споры.
3. Клеточная стенка бактерий состоит из целлюлозы.
4. Перемещаются бактерии с помощью жгутиков.
5. Большинство бактерий редуценты или болезнетворны.
6. Некоторые из бактерий способны создавать органические вещества из неорганических.
15.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сдела
ны, исправьте их.
1. Растения, как и другие организмы, имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут,
размножаются.
2. Как представители одного царства растения имеют признаки, отличающие их от других
царств.
3. Клетки растений имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы, пластиды, вакуоли с
клеточным соком.
4. В клетках высших растений имеются центриоли.
5. В растительных клетках синтез АТФ осуществляется в лизосомах.
6. Запасным питательным веществом в клетках растений является гликоген.
7. По способу питания большинство растений автотрофы.
16. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сдела
ны, исправьте их. (1) Бактерии — это прокариоты, наследственное вещество их клеток не отделено от цито
плазмы.
(2) ДНК бактерий представлена одной молекулой, которая имеет линейную форму.
(3) Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой.
(4) На рибосомах её гранулярной эндоплазматической сети происходит биосинтез белка.
(5) При неблагоприятных условиях бактерии размножаются с помощью спор.
(6) Бактерии бывают анаэробные и аэробные
(7) Я не помню этот, к сожалению
«Человек»
1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объ-
ясните их.
1. Кора больших полушарий образована серым веществом.
2. Серое вещество состоит из отростков нейронов.
3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли.
4. Зрительная зона находится в лобной доле.
5. Слуховая зона находится в теменной доле.
2.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошиб
ки, объясните их.
1. Нервная система делится на центральную и соматическую.
2. Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную.
3. Центральный отдел нервной системы состоит из спинного и головного мозга.
4. Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечива-
ет чувствительность.
3.Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните
их.
1. Желудок — наиболее широкая часть пищеварительного тракта.
2. Он располагается над диафрагмой в левой части живота.
3. В слизистой оболочке желудка находится множество желез.
4. Некоторые из них выделяют серную кислоту, активизирующую работу пищеварительных фермен-
тов.
5. К ним относятся пепсин, амилаза и мальтаза.
6. Пища из желудка поступает в двенадцатиперстную кишку через мышечный сфинктер.
4.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их и объясните свои исправления.
1) В 1883 г. И. П. Павлов сообщил об открытом им явлении фагоцитоза, которое лежит в осно
ве клеточного иммунитета.
2) Иммунитет — это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веществам — анти-
телам.
3) Иммунитет может быть специфическим и неспецифическим.
4) Специфический иммунитет — это реакция организма на действие неизвестных чужеродных аген-
5) Неспецифический иммунитет обеспечивает организму защитутолько от известных организму ан-
тигенов.
тов.
5.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
исправьте их.
1. Кора больших полушарий образована серым веществом.
2. Серое вещество состоит из длинных отростков нейронов.
3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли.
4. В коре располагается проводниковый отдел анализатора.
5. Слуховая зона находится в теменной доле.
6. Зрительная зона находится в затылочной доле коры головного мозга.
6.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
исправьте их.
1. Мочевыделительная система человека содержит почки, надпочечники, мочеточники, моче
вой пузырь и мочеиспускательный канал.
2. Основным органом выделительной системы являются почки. 3. В почки по сосудам поступает кровь и лимфа, содержащие конечные продукты обмена ве
ществ.
4. Фильтрация крови и образование мочи происходят в почечных лоханках.
5. Всасывание избытка воды в кровь происходит в канальце нефрона.
6. По мочеточникам моча поступает в мочевой пузырь.
7.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
исправьте их.
1. Головной мозг человека состоит из переднего, среднего и заднего отделов
2. Мост и мозжечок входят в состав переднего мозга.
3. Продолговатый мозг является непосредственным продолжением спинного мозга.
4. Продолговатый мозг регулирует координацию движения.
5. Центры чихания, кашля, слюноотделения расположены в промежуточном мозге.
6. Мозжечок снаружи покрыт корой.
8.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
исправьте их.
1. Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов. 2.
Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов.
З. При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв.
4. Общее количество спинномозговых нервов — 31 пара.
5. Спинной мозг имеет полость, заполненную лимфой.
9.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
исправьте их.
1. Железы внутренней секреции имеют протоки, по которым секрет поступает в кровь.
2. Эти железы выделяют биологически активные регуляторные вещества — гормоны.
3. Все гормоны по химической природе являются белками.
4. Гормон поджелудочной железы — инсулин.
5. Он регулирует содержание глюкозы в крови.
6. При его недостатке концентрация глюкозы в крови уменьшается.
10.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.
Исправьте их.
1. Главным центром регуляции жизнедеятельности организма человека является гипоталамус.
2. Он находится в среднем мозге.
3. Гипоталамус отвечает за нервную регуляцию жизнедеятельности организма.
4. Гипоталамус посылает сигналы гипофизу, гормоны которого управляют деятельностью
других эндокринных желёз.
5. Основными гормонами гипофиза являются соматотропин и адреналин.
6. Первый ускоряет рост и деление клеток, а второй стимулирует сердечную деятельность в
стрессовой ситуации.
11.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошиб
ки, объясните их.
1) Лимфатическая система — это часть транспортной системы.
2)У человека лимфа непрерывно движется по сосудам.
3) Лимфа образуется из плазмы крови в межклеточном веществе, которое находится во всех органы.
4) Лимфатические сосуды несут лимфу в грудной проток, из него лимфа поступает в артерии боль-
шого круга кровообращения.
5) Глюкоза всасывается из кишечника в кровеносные капилляры.
6) Лимфатическая система участвует во всасывании из кишечника аминокислот.
7) Лимфоузлы участвуют в кроветворении
12.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошиб
ки, объясните их.
1. Полость носа выстлана мерцательным эпителием.
2. Гортань - полый орган воронкообразной формы. 3. Надгортанник закрывает вход в пищевод.
4. Внутри гортани имеются две голосовые связки.
5. Кашель происходит при сильном вдохе.
6. Гортань переходит в в два крупных бронха.
13.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны
ошибки, исправьте их.
(1)Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и сме
шанной секреции.
(2)Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки посту
пают на поверхность тела.
(3)Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь.
(4)Железы внутренней секреции – эндокринные железы – выделяют биологически активные
регуляторные вещества – гормоны.
(5)Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в ре
гуляции всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне.
(6)Гормон поджелудочной железы – инсулин – регулирует содержание глюкозы в крови.
(7)Гормон щитовидной железы – адреналин – повышает возбудимость нервной системы, уча
щает сердечные сокращения.
«Задание на анализ биологической информации»
1. Ученик в ответе указал, что растения семейства мотыльковых (бобовых) имеют правильный пятичлен-
ный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокоммен-
тируйте их.
Пояснение.
1) цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток — парус, парные — весла и
сросшиеся — лодочка;
2) корневая система стержневая, так как это семейство относится к классу двудольных;
3) плод боб, а не стручок.
2.Какие физиологические изменения могут происходить у человека, работающего всю жизнь на то
карном станке? Приведите не менее трех примеров.
Пояснение.
— варикозные изменения вен;
— застой крови в большом круге кровообращения;
— нарушения осанки;
— ухудшение зрения;
— отложение солей в суставах.
3.Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека?
Пояснение.
1) Роговица — прозрачная сферическая структура.
2) Хрусталик в виде двояковыпуклой линзы.
3) Стекловидное тело — заполняет внутреннюю часть глаза.
4) Прозрачная жидкость, заполняющая передние и задние камеры.
4.Учёный рассматривал два препарата ткани. На обоих клетки расположены плотно, при этом на
одном из них все клетки касаются базальной мембраны, на другом — на базальной мембране лежит
базальный слой, а остальные слои расположены друг на друге. К какому типу ткани относятся препа
раты? Какие разновидности тканей представлены?
Пояснение.
1) Оба препарата — эпителиальная ткань.
2) Первый — однослойный эпителий.
3) Второй — многослойный эпителий
5.Назовите основные функции видоизменённых листьев.
Пояснение.
Колючки (барбарис) — защита. Мясистые листья столетника — запасание влаги. Усики гороха —
удержание цепляющегося стебля.
6.Укажите признаки внешнего строения листьев, по которым можно определить условия обитания
данного вида растений.
Пояснение.
Большие листья с мощными жилками сформировались во влажном климате. Крупные тонкие листья
с устьицами только на верхней стороне листа развиваются у водных растений. Мелкие листья, гу-
стое опушение, восковой налет на кожице, небольшое количество устьиц — признаки засушливого
климата. 7.Укажите основные способы пищевых отношений, в которые вступают бактерии в биоценозах.
Пояснение.
Бактерии - гетеротрофы:
Бактерии - сапрофиты - разлагают органику; бактерии - паразиты - питаются за счет живых организ-
мов, наносят вред; бактериии- симбионты - питаются живой органикой, помогая организму.
Бактерии-автотрофы:
и хемотрофы и фотосинтетики - как продуценты, могут быть начальным звеном в цепи питания, т.к.
продуцируют органическое вещество.
8.Назовите общие черты ветроопыляемых растений.
Пояснение.
Растут большими скоплениями, имеют соцветия. Имеют большое количество мелкой, сухой и легкой
пыльцы. Особенностью строения тычинок являются длинные тычиночные нити. Цветки обладают не-
взрачным околоцветником или вовсе лишены его.
9.Опишите строение и функции корневого чехлика.
Пояснение.
1) Строение корневого чехлика: клетки корневого чехлика представляют собой продолговатые, вы-
тягивающиеся и растущие образования, плотно прилегающие друг к другу. Поэтому межклетники
практически отсутствуют.
2) Клетки чехлика находятся на корне, защищая от повреждений зону деления. Они постоянно отми-
рают и слущиваются.
3) Слизь, выделяемая клетками чехлика, обеспечивает его передвижение в почве.
10.Укажите основные признаки прокариотических организмов.
Пояснение.
Среди прокариотов встречаются одноклеточные или колониальные формы. Ядро не отделено ядер-
ной оболочкой от цитоплазмы. В прокариотической клетке отсутствуют митохондрии и пластиды, но
имеется клеточная стенка. По типу питания прокариоты бывают автотрофами и гетеротрофами.
11.Укажите основные признаки строения организмов, относящихся к царству грибы.
Пояснение.
Мицелий (грибница) состоит из гифов. Клеточная стенка содержит элементы хитина. Клетки могут
быть одно- и многоядерными. Гетеротрофы (пластид нет).
12.Перечислите признаки высших растений.
Пояснение.
У высших растений в теле имеются органы и ткани. В цикле развития происходит чередование поло-
вого и бесполого поколения. Высшие растения формируют специализированные органы, в которых
созревают гаметы. Высшие растения приспособлены к жизни как в водной среде, так и на суше.
13.Укажите основные признаки моховидных растений.
Пояснение.
Основная стадия развития — половое поколение, а бесполое находится на нем. Половое поколение
представлено побегами с листьями. Корней нет. Размножаются спорами, размножение связано с ка-
пельно-жидкой водой.
14.Укажите основные признаки голосеменных растений.
Пояснение.
Среди жизненных форм преобладают деревья и кустарники. Часто листья игольчатые, или хвоя, а
растения вечнозеленые, т.е. не сбрасывают листья на зиму. Голосеменные растения размножаются
семенами. Имеют специальные органы размножения — мужские и женские шишки. Семязачатки от-
крыто лежат на чешуях женских шишек.
15.К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб?
Укажите не менее трёх изменений.
Пояснение.
1) к увеличению численности растительноядных организмов;
2) к уменьшению численности растений;
3) к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки
корма, и распространению заболеваний.
16.В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх
признаков.
Пояснение.
1) у папоротников появились корни;
2) у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань;
3) в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаме-
тофитом), который представлен заростком.
17.По каким признакам царство грибов отличается от царства растений? Назовите не менее 3х при
знаков.
Пояснение.
1) грибы — гетеротрофы, не способны к фотосинтезу;
2) грибы отличаются строением и химическим составом клетки: не имеют хлоропластов, клеточная
стенка содержит хитин, запасное питательное вещество — гликоген;
3) тело грибов образовано гифами. 18.Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм челове
ка?
Пояснение.
1) гиподинамия вызывает застой венозной крови в нижних конечностях, что может привести к
ослаблению работы клапанов и расширению сосудов;
2) понижается обмен веществ, что приводит к увеличению жировой ткани, избыточной массе тела;
3) происходит ослабление мышц, увеличивается нагрузка на сердце и снижается выносливость ор-
ганизма.
19.Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее
трёх доказательств.
Пояснение.
1) в размножении участвует одна особь;
2) потомки являются копиями родительской особи;
3) новый организм образуется из соматических клеток (вегетативных органов).
20.Опишите особенности царства Растения. Приведите не менее 4х признаков.
Пояснение.
1) наличие в клетках хлоропластов, в которых происходит фотосинтез;
2) наличие в клетке прочной оболочки из клетчатки, которая придаёт ей форму;
3) наличие вакуолей, заполненных клеточным соком;
4) рост в течение всей жизни, отсутствует способность к перемещению.
21.Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх характеристик.
Пояснение.
1) регулируют численность растений (распространяют плоды и семена);
2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов;
3) служат пищей для хищников;
4) удобряют почву.
22.Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности организма человека?
Пояснение.
1) витамины — биологически активные органические вещества, необходимые в небольших количе-
ствах;
2) они входят в состав ферментов, участвуя в обмене веществ;
3) повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, стиму-
лируют рост, развитие организма, восстановление тканей и клеток.
23.Назовите не менее 3 признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной
среде.
Пояснение.
1) внутреннее оплодотворение;
2) большой запас питательных веществ в яйце;
3) развитие яйцевых и зародышевых оболочек.
24.Почему клубень считают видоизменённым подземным побегом? Приведите не менее 3х доказа
тельств.
Пояснение.
1) на свету в клубне образуются хлоропласты, в которых происходит фотосинтез;
2) на клубне располагаются почки (глазки);
3) имеются узлы и междоузлия, как у побега.
25.Назовите основные признаки, по которым клетка столбчатой ткани листа березы отличается от
клетки эпителиальной ткани человека.
Пояснение.
В клетке столбчатой ткани листа присутствуют, а в эпителиальных клетках отсутствуют:
1) хлоропласты
2) клеточная стенка
3) вакуоли с клеточным соком
4) запасное вещество – крахмал, а не гликоген
«Животные»
1. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они
сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1) Кишечнополостные — трёхслойные, беспозвоночные животные.
2) Среди них встречаются как свободноплавающие формы, так и прикреплённые к субстрату.
3) Размножаются только бесполым способом.
4) Включают классы: гидроидные, сцифоидные, жгутиконосцы.
2.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
исправьте их. 1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов чер
вей.
2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.
3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников.
4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует.
5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной
нервной цепочкой.
3.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
исправьте их.
1. Все представители типа плоские черви ведут паразитический образ жизни.
2. Бычьего цепня относят к ленточным червям.
3. Тело бычьего цепня имеет членистое строение.
4. У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система и он активно питается.
5. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.
4.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
исправьте их.
ка.
1. Плоские черви — это трёхслойные животные.
2. К типу плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печёночного сосальщи-
3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело.
4. У них плохо развита нервная система.
5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.
5.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, объясните
их.
1. Основные классы типа членистоногих — ракообразные, паукообразные, насекомые.
2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары.
3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные.
4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные железы.
5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.
6.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они
сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Класс паукообразных является самым многочисленным классом типа членистоногие.
2. Тело паукообразных имеет головогрудь и брюшко.
3. У клещей тело слитное.
4. Имеется три пары ходильных ног.
5. Все пауки ведут наземный образ жизни.
7.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошиб
ки, объясните их.
1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие ор
ганов зрения, слуха, координации движений.
2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция.
3. Четырёхкамерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке.
4. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные
плотным веществом кости, наличие газообмена и в лёгких, и воздушных мешках.
8.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
исправьте их.
1. Плоские черви — это трехслойные животные.
2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщи-
3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело.
4. У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система.
5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.
ка.
9.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
исправьте их.
1. Плоские черви — это трехслойные животные. ка.
2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщи-
3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело.
4. У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система.
5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.
10.Найдите три ошибки в приведённом тексте и исправьте их.
1) Оплодотворённые яйца печёночного сосальщика выводятся из кишечника промежуточного хозяи-
на, и некоторые из них попадают в водоём.
2) Здесь из яиц выходят хвостатые личинки.
3) Эти личинки внедряются в тело улитки — малого прудовика, которая является окончательным хо-
зяином.
4) Покинув прудовика, хвостатые личинки превращаются в цисты.
5) Весной коровы или овцы поедают цисты и заражаются сосальщиком.
6) В кишечнике овец паразиты освобождаются от оболочек цисты и проникают в печень хозяина.
11.Найдите три ошибки в приведённом тексте и исправьте их.
1. Рыбы — водные хордовые животные.
2. Опорой тела всех рыб является внутренний хрящевой скелет
3. Дыхание у рыб жаберное.
4. В кровеносной системе два круга кровообращения, а в сердце только венозная кровь.
5. Центральная нервная система рыб имеет вид трубки, передняя часть которой превращена в пе-
редний мозг, состоящий из 5 отделов.
6. Большинство рыб гермафродиты.
12.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошиб
ки, исправьте их.
1. Нервная система млекопитающих характеризуется высокой степенью сложности.
2. В головном мозге особенно развиты полушария мозжечка, что обеспечивает сложность поведения
млекопитающих.
3. У млекопитающих впервые появилось внутреннее ухо, что привело к резкому улучшению слуха
животных.
4. Все млекопитающие, кроме первозверей, — живородящие животные.
5. Детёныши развиваются в плаценте, которая располагается в брюшной полости.
6. Млекопитающие, у которых развивается плацента, называются плацентарными.
13.Прочитайте текст и найдите в нём предложения, в которых содержатся биологические ошибки.
Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.
1. Рыбы — это холоднокровные животные, имеющие обтекаемую форму тела и дышащие жабрами.
2. Большинство существующих на Земле видов рыб имеют хрящевой скелет.
3. Кровеносная система рыб замкнутая, а сердце состоит из желудочка и предсердия.
4. У всех рыб два круга кровообращения.
5. В сердце рыбы течёт венозная кровь, которая насыщается кислородом в жабрах.
6. Направление течения воды, вибрацию воды рыбы воспринимают органами равновесия.
14.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены,
исправьте ошибки.
1)Появлению первых представителей типа Плоские черви предшествовало появление ряда крупных
ароморфозов.
2)У плоских червей сформировалось двухслойное строение тела – основа для формирования многих
органов и систем органов.
3)У них появилась лучевая симметрия тела, обеспечивающая свободное плавание в воде.
4)Ориентации в пространстве способствовало возникновение органов чувств и диффузной нервной
системы.
5)Появились пищеварительная и выделительная системы.
6)Сформировались постоянные половые железы, которые обусловили наиболее эффективные формы
полового размножения.
15.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,
исправьте их.
1. Кенгуру − представитель сумчатых млекопитающих.
2. Они обитают в Австралии и Южной Америке.
3. Питаются кенгуру в основном личинками насекомых.
4. После родов детёныш кенгуру заползает в сумку, где питается
молоком.
5. Такой способ вынашивания связан с тем, что у кенгуру плохо развита плацента. 6. При передвижении кенгуру опирается на четыре лапы, что позволяет совершать длинные
прыжки.
16.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,
исправьте их.
1. Крот обитает в подземных ходах, которые сам роет.
2. В связи с его образом жизни он имеет ряд приспособлений.
3. Лапы крота приспособлены к быстрому перемещению.
4. В то же время обоняние и зрение у крота очень слабые.
5. Это объясняется тем, что крот не использует их для ориентации в пространстве.
6. Усы крота необходимы ему для осязания.
17.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны
ошибки, исправьте их
1. К типу Плоские черви относят белую планарию, свиного цепня,эхинококка и дождевого червя.
2. Свободноживущие черви отличаются от паразитических форм строением, образом жизни и други-
ми особенностями.
3. Белая планария – это активный хищник.
4. У неё имеется сквозной кишечник с ротовым и анальным отверстиями.
5. При активном образе жизни белой планарии необходимо много энергии, поэтому у неё хорошо
развита дыхательная система.
18.Прочитайте текст, найдите в нём три ошибки и исправьте их.
1. Появление первых представителей типа Плоские черви сопровождалось рядом крупных
ароморфозов.
2. Важнейшим из них стало возникновение у плоских червей кровеносной системы.
3. Появилась первичная полость тела.
4. Свободное передвижение этих животных в воде обеспечила лучевая симметрия.
5. Прогресс плоским червям обеспечило возникновение стволовой нервной, пищеварительной
и выделительной систем органов.
6. Развитие половой системы обусловило достаточно высокую плодовитость животных.
19.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены,
исправьте их.
1. Акулы – надотряд хрящевых рыб, обладающий следующими отличительными особенностя
ми: удлинённое тело более или менее торпедообразной формы, большой хвостовой плавник и
хорошо развитые жаберные крышки.
2. К настоящему времени известно более 450 видов акул.
3. Китовая акула – самая большая из известных рыб (её длина достигает 20 метров) и самый круп-
ный морской хищник.
4. Представители надотряда широко распространены в морях и океанах, от поверхности до глубины
более 2000 метров.
5. Акулы в основном обитают в пресной воде.
6. Большинство акул относится к так называемым настоящим хищникам, но 3 вида – фильтраторы.
20.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены,
исправьте их.
1. Черепахи – один из двух отрядов Пресмыкающихся, ископаемые останки которых просле
живаются на протяжении более 220 миллионов лет.
2. Эти животные распространены в тропической и умеренной климатических зонах почти по
всей Земле.
3. Отличительным признаком черепах является панцирь, который служит им основной защи
той от врагов.
4. С экологической точки зрения виды черепах делятся на морские и наземные, но наземные
черепахи всегда живут в пресной воде.
5. Все виды черепах ядовиты.
6. Многие виды черепах находятся под угрозой вымирания разной степени и охраняются. 21.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошиб
ки, объясните их.
1.Кишечнополостные – это двуслойные многоклеточные животные.
2.Они имеют двустороннюю симметрию.
3. К кишечнополостным относятся гидра пресноводная, медуза корнерот, белая планария, актиния.
4.Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему.
5.Среди кишечнополостных встречаются как свободноплавающие организмы, так и прикрепленные
формы.
6. Стрекательные клетки нужны для захвата пищи и передвижения.
22.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошиб
ки.
1. Окунь — первичноводное животное, кит — вторичноводное животное.
2. У первичноводных животных есть органы боковой линии, воспринимающие давление, направле-
ние движения, скорость течения воды.
3. Передние конечности кита превратились в грудные плавники
4. Задние конечности кита видоизменены в хвостовой плавник.
5. У окуня и кита жаберное дыхание.
6. У китов к крестцовому отделу позвоночника прикреплены тазовые кости.
ЕГЭ. Биология. Задание 24«Задание на анализ биологической информации»
ЕГЭ. Биология. Задание 24«Задание на анализ биологической информации»
ЕГЭ. Биология. Задание 24«Задание на анализ биологической информации»
ЕГЭ. Биология. Задание 24«Задание на анализ биологической информации»
ЕГЭ. Биология. Задание 24«Задание на анализ биологической информации»
ЕГЭ. Биология. Задание 24«Задание на анализ биологической информации»
ЕГЭ. Биология. Задание 24«Задание на анализ биологической информации»
ЕГЭ. Биология. Задание 24«Задание на анализ биологической информации»
ЕГЭ. Биология. Задание 24«Задание на анализ биологической информации»
ЕГЭ. Биология. Задание 24«Задание на анализ биологической информации»
ЕГЭ. Биология. Задание 24«Задание на анализ биологической информации»
ЕГЭ. Биология. Задание 24«Задание на анализ биологической информации»
ЕГЭ. Биология. Задание 24«Задание на анализ биологической информации»
ЕГЭ. Биология. Задание 24«Задание на анализ биологической информации»
ЕГЭ. Биология. Задание 24«Задание на анализ биологической информации»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.