Урок географии в 9 классе
Тема: Экологическая безопасность в России
Цели урока: Создание благоприятных условий для сохранения природы будущим поколениям, формирование заботливого отношения к окружающему нас миру, популяризация проблем экологической безопасности среди школьников, пробуждение интереса к знанию законов РФ, направленных как на защиту окружающей среды, так и на практическую деятельность.
Ход урока
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
Изучение новой темы.
Среди глобальных проблем человечества приоритетной остаётся экологическая. Сохранить для следующих поколений свежий воздух, чистую воду, леса, животных и растения – это задача сложная, но необходимая. Человек – часть природы и уничтожение природы приведёт к уничтожению самого человека. Сберечь природу – наша задача. Её решать вам – молодым!
Современный человек не может представить себе общественную жизнь без права. Сложнейшая гуманитарная проблема современности связана с необходимостью установления нравственных взаимоотношений между человеком и законом. Закон живёт и действует только тогда, когда он живёт в сознании человека и действует через человека. В сфере права главным является сам человек, поэтому граждане должны быть убеждены, что законы подчинены общественным интересам. Они должны защищать не только самого человека, но и всё то, что окружает его. Если мы будем выполнять законы, нам не надо будет спасать себя и окружающий мир.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»:
Глава IX :Природные объекты, находящиеся под особой охраной гласит:
1.Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко- культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
2.Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых территориях.
3.Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко–культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно – заповедный фонд
4.Изъятие земель природно – заповедного- фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
5.Земли, в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко- культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под охраной, не подлежат приватизации.
6. В целях охраны и учёта редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждается Красная книга Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих редких видов.
В Статье 6 Конституции Российской Федерации говорится : « Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»
Именно в праве , в законе выражается высшая целесообразность. Законность всегда целесообразна, а целесообразность выступает как принцип, являющийся основой законности.
На протяжении многих сотен миллионов лет основное влияние на растительный и животный мир оказывали природные факторы: свет, тепло, влага, взаимодействие растений и животных. С появлением Человека разумного его деятельность стала оказывать всё большее влияние на окружающий мир. Особенно сильные изменения произошли вокруг городов. Росли обширные свалки мусора и отходов. Во многих водоёмах вода стала непригодной для питья. Загрязнённые воды, воздух, почвы вызвали нарушения, а иногда и гибель природных сообществ.
С нами живут и радуют нас виды растений и животных, которые исчезают по вине человека. Надо сделать всё, чтобы этого не произошло. На грани вымирания находятся и ждут нашей помощи:
Характеристика исчезающих видов
Название |
Ареал распространения |
Количество ( экземпляры) |
Перевязка, отряд Хищные, семейство Куньи. Обитает в Дагестанском заповеднике. Успешно размножается в зоопарках Санкт- Петербурга и Ростова –на Дону |
Тыва, Дагестан |
в зоопарках, в заповедниках, исчезнувший в природе вид |
Небесный усач, отряд Жесткокрылые, семейство Усачи. Населяет широколиственные и хвойно- широколиственные леса. Охраняется в Уссурийском заповеднике. Необходимо создать в местах обитания вида особо охраняемые природные территории, ограничить рубки и сохранять части усохших и усыхающих деревьев клёна зеленокорого на юге Приморского края |
Восточный Китай, Приморский край РФ, Корея
|
Единичные экземпляры |
Красный волк –отряд Хищники, семейство Волчьи Довольно крупный зверь с длиной тела 76-103 см и хвоста 28-48 см. в его наружном облике сочетаются признаки волка, лисицы и шакала- длинная шерсть рыжей окраски, длинный пушистый хвост, узкая морда. |
Дальний Восток , Средняя Азия |
несколько десятков |
Бельки (младше двух недель),хохлуши (старше двух недель), серки (старше месяца и до двух лет) Гренландского тюленя Мех серки ценится выше, он очень мягкий, удобный в обработке |
Архангельская обл., Север РФ |
встречаются редко |
Амурский тигр имеет окрас шерсти в зиме время – жёлтый, живот белый. Это единственный тигр, имеющий на брюхе пятисантиметровый слой жира, защищающий от леденящего ветра при крайне низких температурах |
Юго- Восток России, Хабаровск, Приморский край |
несколько десятков |
Уссурийский тигр |
Хабаровский, Приморский край |
несколько десятков |
Дрофа имеет крупные размеры, пёстрое оперение. У дроф отсутствует копчиковая железа, и перья их не смазываются жиром, как у других птиц. Поэтому позднее осенью, во время продолжительных дождей перья у птиц намокают и , если сразу ударит мороз, смерзаются, и птицы летать не могут. В это время браконьеры убивают их палками. |
От Пиренейского полуострова до Приморья РФ |
встречаются редко |
Северный олень – карибу парнокопытное млекопитающее семейства Оленевых. Люди одомашнили северных оленей, изолировав часть стада диких животных. От оленей люди получают молоко, мясо, шерсть, рога, кости, от человека оленям нужна только соль |
Северная часть Евразии и Северной Америки |
несколько сотен |
Белуха. С 1994 года вид занесён в Красный список МСОП со статусом уязвимый (Vulnerable). По состоянию на май 1999 г. в мире насчитывалось порядка 30 стад белух. В настоящее время основная угроза белухам заключается в индустриальном освоении арктического шельфа и загрязнении среды обитания белух отходами и ядохимикатами. |
Мировой океан |
встречаются редко |
Белый медведь –животное класса млекопитающих отряда хищных. Жители Арктики, например, эскимосы добывают белого медведя ради шкуры и мяса.
|
Арктика |
20 000 и уменьшаются |
Ибрис ( снежный барс) крупное хищное млекопитающее из семейства кошачьих, обитающее в горных массивах Центральной Азии. Ирбис отличается тонким, длинным, гибким телом, относительно короткими лапами, небольшой головой и очень длинным хвостом. Достигая вместе с хвостом длины 200—230 см, весит до 55 кг. Окраска меха светлая дымчато-серая с кольцеобразными и сплошными тёмными пятнами. В силу труднодоступности местообитания и низкой плотности вида до сих пор остаются малоисследованными многие аспекты его биологии. В настоящее время численность ирбисов катастрофически мала, в XX веке он был внесён в Красную книгу МСОП, в Красную книгу России, а также в охранные документы других стран. По состоянию на 2013 год охота на ирбисов запрещена. |
Кавказ |
единичные |
Леопард, или барс, или пантера[3] (лат. Panthera pardus) — вид хищных млекопитающих семейства кошачьих, один из четырёх представителей рода пантера (лат. Panthera), относящегося к подсемейству больших кошек. В XX веке был внесён в Красную книгу МСОП, в Красную книгу России, а также в охранные документы других стран. |
На Кавказе полностью истреблён |
В зоопарках и заповедниках |
Наряду с военной, социально- экономической, информационной безопасностью, экологическая безопасность России- важнейшая составляющая национальной безопасности. Экологическая безопасность – это состояние защищённости окружающей среды в интересах человека., общества и государства от разрушающих антропогенных процессов и явлений. Разработка подходов к реализации экологической безопасности в России обеспечивается правами каждого человека на жизнь, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.(ст2,ст.42 Конституции РФ). Одними из принципов Концепции экологической безопасности является:
· Сохранение биологического разнообразия и равновесия биосферы;
· Выполнение международных договоров, регламентирующих природопользование и качество жизни.
Экологическая опасность- это вероятность нарушения среды обитания человека в результате неконтролируемого развития промышленности и хозяйства в целом,, естественных и антропогенных аварий и катастроф. Следствием экологической опасности является нарушение приспособлений живых систем к условиям существования в следствии воздействия человека на природу. Это воздействие проявляется в двух формах – прямое истребление организмов того или иного вида (например , сбор букетов, охота , рыбная ловля) и уничтожение мест , пригодных для вида (загрязнение природных вод, вырубка лесов, распашка степей и т.д.). Дестабилизация окружающей среды привела к ухудшению здоровья людей, уничтожению видов растений и животных
Одной из географических оболочек является гидросфера. Вода- источник нашей жизни. Это удивительная стихия. Она успокаивает и завораживает, на неё можно смотреть бесконечно. Но вода может принести человеку много неприятностей. Особую опасность представляет загрязнение грунтовых вод. Очищать постоянно эти воды невозможно, поэтому – главное – строго следить за тем, чтобы загрязняющие вещества в них не попадали. В нашей школе ежегодно проходят фотовыставки по экологической тематике: «Мой любимый уголок природы», «Зверьё моё», «Вода- источник жизни и красоты»
Итоги урока.
Домашнее задание:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.