Экологическая игра - путешествие «Путешествие в мир природы» для учащихся начальных классов

  • Игры
  • docx
  • 14.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра проводится в виде путешествия по 6 станциям. Для игры дети делятся на команды. Задания и вопросы командам предлагаются поочередно (команды получают маршрутные листы). В конце мероприятия подводятся итоги.
Иконка файла материала экологическая игра для учащихся начальных классов.docx

Экологическая игра - путешествие «Путешествие в мир природы»

для учащихся начальных классов

Цель: обобщение, закрепление и углубление экологических знания обучающихся, формирование ответственного и бережного отношения к природе.

Задачи:

1. Образовательные: продолжить формирование экологических знаний, расширять кругозор детей; обратить внимание на экологические проблемы; развивать умение использовать анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой; создать условия для поиска новой экологической информации; создавать условия для формирования познавательных интересов во внеурочное время; создать условия для благоприятной эмоциональной обстановки;

2. Развивающие: создать условия для развития экологической ориентации поведения детей, их потребности в экологически грамотных действиях и поступках по отношению к природным объектам; содействовать развитию умения удивляться и восхищаться ее красотой; продолжить формирование навыков работы в группах; развивать внимание, воображение, фантазию, творческие способности, умение находить оптимальные решения; развивать самостоятельность при решении проблемы; развивать мотивацию учебной деятельности.

3. Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, воспитывать любовь к природе, желание беречь ее, любовь к Родине и малой родине ; способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды; воспитывать навыки сотрудничества, коллективизма, умение работать в команде; развивать коммуникативные умения.

Оборудование: маршрутные листы с названиями станций, карточки с заданиями (для каждой станции), листики разных цветов (зеленые, красные, желтые) – для рефлексии воспитанников; выставка рисунков, набор карточек с изображением растений для команд; карточки с изображением дорожных и экологических знаков, таблички с названием станций, изображение земного шара, покрытое разноцветными бумажками, на которых нарисован различный мусор..

Игра проводится в виде путешествия по 6 станциям. Для игры дети делятся на команды. Задания и вопросы командам предлагаются поочередно (команды получают маршрутные листы). В конце мероприятия подводятся итоги.

Ход мероприятия

Ученик. Моя планета – человеческий дом.

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан.

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

Ученица.

Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет,

Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!

Вот она плывёт сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовёт, просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь! Просит прийти на помощь!

Учитель. Дорогие знатоки природы! Давайте подумаем над тем, как мы можем прийти на помощь нашей планете.

(Ребята высказывают своё мнение о том какую помощь они могут оказать для сохранения природы).

Учитель.  Ребята, я хочу пригласить вас в удивительное путешествие, чтобы узнать что-то новое об мире живой природы. Согласны? Я думаю, что путешествовать любят все без исключения. Итак, приглашаются капитаны команд для жеребьёвки. (Определяются номера маршрутов). Капитаны пройдите на свои места.

Учитель.  Команды к путешествию готовы. Но какое же путешествие без маршрутного листа? Попрошу капитанов подойти, для получения маршрутных листов.

Участникам мероприятия раздаются маршрутные листы, в которых прописаны станции и карта путешествия. Станции в маршрутных листах прописаны таким образом, что ни одна команда не должна пересечься.

Учитель. Итак, наши путешественники готовы, теперь в добрый путь!

Участники уходят и выполняют задание на каждой станции (см. приложения 1,2,3,4,5) и получают баллы – жетоны – листочки.

1.     Станция «Экологическая»

Начальник станции: Есть в природе равновесие

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Ребята прежде чем получить конверт с заданиями ответьте на вопрос. Что такое экология? (После ответов вручает конверт с заданиями)

Вопросы в конверте:

1.     Какой вред могут причинять оставленные стеклянные бутылки в природе лесным жителям и человеку?

2.     Как можно помогать птицам зимой?

3.     Почему нельзя включать громкую музыку в лесу, особенно весной?

4.     Домики для птиц?

5.     Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу, в степях костёр?

6.     Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается)

7.     Из предложенных знаков выберите экологические?

2.     Станция «Скорая помощь».

Начальник станции: Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

«Все бумаги перепутаны, теперь Доктор Айболит не сможет принести вовремя в больницу лекарство для животных. Помогите ребята, выбрать лекарственные растения».

На столе лежат открытки с рисунками лекарственных растений. Играющие должны ответить на вопросы

1.Это лекарственное растение растёт у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натёр ногу в пути оно поможет облегчить боль. (Подорожник)

2. Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама (мать – и – мачеха);

3. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы (мята);

4. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами (шиповник);

5. Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле:

Золотая середина

И лучи идут кругом.

Это, может быть, картина?

Солнце в небе голубом. (Ромашка).

3.Станция «Внимание – заповедник»

Начальник станции: В заповедниках лес и трава,

И животные бродят свободно.

Это зоны, где вечно жива

Наша Родина, наша природа.

Командам предлагаются карточки с изображением редких и исчезающих видов представителей животного и растительного мира. Дети должны назвать животное или растение. Время на обсуждение - 40 секунд. Всего 10 карточек.

4.Станция «Цветик - семицветик».

Начальник станции: В моём доме на окне,

Во зелёной во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польём мы спозаранку.

Я и все мои друзья.

 Ребята помогите мне расставить растения по комнатам. Объясните почему вы их так расставили?

А как называются эти растения?

5.Станция «Загадкино».

Начальник станции: Есть на свете множество загадок,

Каждую загадку можно отгадать.

И сейчас я буду очень краток.

Загадаю вам несколько загадок.

(Загадывает загадки)

1. Крыльев нет, но я летаю.

Я незрим, неосязаем.

Но, как только осерчаю,

Берегись, я с ног сбиваю. (Ветер)

2. То полна, а то стройна,

По ночам не спит она. (Луна.)

3. Много ее - беда!

Мало ее - беда!

Нужна нам всегда

Больше, чем еда. (Вода.)

4. Летним утром спозаранку

Выплывает на полянку,

Расстилает белый пух,

Хоть без ног и без рук. (Туман.)

5. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

6. На минутку в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга.)

7.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем

Ищем, ищем - не найдем (Роса.)

8.Тут, куда ни кинем взгляд,

Травы ровные стоят

И колышутся волнами

Под душистыми ветрами. (Степь)

9.Я в степи расту высокой,

Колосистой, гладкой.

Птиц пою росой и соком

И кормлю лошадку. (Трава)

10.Скоро будет время вьюг,

В доме кот мурлычет.

Клином мы летим на юг,

Жалобно курлычем. (Журавли)

11.Я живу в большой степи.

Здесь привольно, пи-пи-пи!

А приятель мой хомяк

Лег на травку, как в гамак. (Мышь)

12.Хоть зверек я и степной,

Ты давно знаком со мной.

Я грызун, совсем малыш,

А моя подружка - мышь.

Набиваю в две щеки

Зернышки и колоски. (Хомяк)

13.По степям гуляет он,

Ароматом напоен,

По-хозяйски шевеля

Океаны ковыля. (Степной ветер)

14.Столбиком стоит зверек

На степной тропинке.

Он и вдоль, и поперек

Знает все травинки. (Суслик)

15.Мы пасемся табунами

Под упругими ветрами.

Лучше степи ничего

Нет на свете, иго-го! (Лошади)

16.Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? (Змея).

17.Скачет зверюшка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

6.Станция творческая.

Начальник станции: Фея знала своё дело,

И летая в небесах,

Днём и ночью, то и дело,

Совершала чудеса.

Фея чудо совершала,

Мастерила, колдовала.

Всё, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

Ребята, скажите из чего сделаны, лежащие здесь цветы?

(Работы выполнены из бросового материала, пластикового стакана).

Команда делает цветок из пластикового стакана  по

Подведение итогов. Счёт. Награждение.

Учитель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Является ли человек царем природы?»

(Ответы детей)

Конечно, человек силен, ему ничего не стоит истребить всех животных, вырубить лес или осушить болота. Но будет ли от этого наша жизнь лучше? Конечно, нет. Обедняя природу, мы обедняем себя.

Мы с вами должны сохранить и сберечь природу. Вы спросите: «А что мы можем сделать? Ведь мы такие маленькие!» Вы можете сделать очень много.

И, главное, старайтесь любить и понимать природу, и она ответит вам тем же!

Сегодня победила команда, набравшая наибольшее количество баллов. (название команды)

Ученик. Берегите землю! Берегите!

Жаворонка, в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над саванной тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Выбери экологические запрещающие знаки.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_2.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_3.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_4.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_5.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_6.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_7.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_8.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_9.jpeg

 

Лекарственные растения

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_10.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_11.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_12.jpeg

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_13.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_14.jpeg

 

План дома

 

 

Кухня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коридор

Гостинная

 

 

Спальня

 

 

 

Детская

 

- Бегония, герань (спальня),

- бальзамин, каланхое, мирт (детская),

- хлорофитум, циперус (кухня),

-драцена, монстера (гостинная)

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_15.png https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_16.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_17.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_18.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_19.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_20.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_21.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_22.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/21/k_5c6f010548c23/500916_23.jpeg

Маршрутный лист

Название станции

Баллы

Общий балл

1.      «Экологическая »

2.      «Скорая помощь»

3.      «Внимание - заповедник

4.      «Цветик - семицветик»

5.      «Загадкино»

6.      «Весёлых мастеров»

 

Этапы изготовления цветка

Для изготовления 1 цветка необходимо взять 3 пластиковых стаканчика.

Верх  срезать сделать вертикальные разрезы по всему периметру стаканчика.

«Завить» разрезы стаканчиков: одного внутрь, а двух – наружу.

Соединить  детали  цветка, вложив их один в другой.

Нанизать их на стебель цветка.

 

 

Picture background