Методическая разработка предметной недели по физике «ФИЗИКА вокруг нас»

  • Игры
  • docx
  • 10.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная методическая разработка содержит указания по подготовке и проведению предметной недели по физике. В пособии раскрываются методические аспекты внеурочной деятельности по физике, представлена специфика и содержание мероприятий, различных по своей структуре и форме, позволяющие предать внеклассной работе практическую ориентированность, связав изученный материал с повседневной жизнью и социальным опытом студента, помогающий каждому успешно овладеть умением учиться. Методическая разработка предназначена для преподавателей физики и общеобразовательных дисциплин.
Иконка файла материала М.Р. ФИЗКА вокруг нас, готова.docx

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение “Вятско-Полянский механический техникум”

(КОГПОБУ ВПМТ)

 

 

 

 

 

А.В. Пупкова

 

Методическая разработка

предметной недели по физике

«ФИЗИКА вокруг нас»

.

 

                                  

 

                  

                                               г. Вятские Поляны

2020

 

УДК373.7

ББК74.57

 

 

 

 

Рецензенты: Гарифова А. А. -председатель цикловой  комиссии ,  преподаватель  математики Вятско-Полянского  механического техникума.

 

 

 

 

Автор методической  разработки «Предметной недели «Физика вокруг нас»» преподаватель физики Пупкова.А.В. г. Вятские Поляны КОГПОБУ «Вятско – Полянский механический техникум» 2020г., стр. 57

 

 

 

 

 

Данная методическая разработка содержит указания по подготовке и проведению предметной недели по физике.

В пособии раскрываются методические аспекты внеурочной деятельности по физике, представлена специфика и содержание мероприятий, различных по своей структуре и форме, позволяющие предать внеклассной работе практическую ориентированность, связав изученный материал с повседневной жизнью и социальным опытом студента, помогающий каждому успешно овладеть умением учиться.

Методическая разработка предназначена для преподавателей физики и общеобразовательных дисциплин.

 

 

 

 

Рецензия

на  методическую разработку

«Предметной недели «Физика вокруг нас»»

разработанную преподавателем физики  КОГПОБУ «Вятско-Полянский механический техникум» Пупковой А.В.

 

Методическая разработка предметной недели по физике «ФИЗИКА вокруг нас» содержит указания  по подготовке и проведению предметной недели по физике.

В пособии раскрываются методические аспекты внеурочной деятельности по физике, представлена специфика и содержание мероприятий, различных по своей структуре и форме, позволяющие предать внеклассной работе практическую ориентированность, связав изученный материал с повседневной жизнью и социальным опытом студента, помогающий каждому успешно овладеть умением учиться.

Методическая разработка предназначена для преподавателей физики и общеобразовательных дисциплин.

Представленные материалы позволяют стимулировать познавательную активность обучающихся за счет разнообразных форм заданий, их разного уровня сложности.

Кроме того, использование данного материала положительно влияет на эффективность усвоения учебного материала и повышает интерес к предмету. Неоспоримым достоинством данных материалов является их универсальность, позволяющая использовать задания как на занятиях, так и для повторения учебного материала дисциплины  физика и выравнивания знаний и умений студентов 1 курсов.

В конце разработки приведен список литературы.

Разработка объемом 57 страниц, изложение материала соответствует содержанию,  логично и последовательно.

Материал раскрыт и соответствует рекомендациям по оформлению, принятым в техникуме.

Данная методическая разработка, подготовленная А.В. Пупковой, может быть рекомендован к использованию преподавателями физики.



Рецензент:                                Гарифова А. А. -председатель цикловой

методической  комиссии математических иестественно-научных дисциплин,преподаватель  математики Вятско-Полянского механического техникума

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Введение                                                                                                                   5

2, Методика проведения нестандартных уроков физики(из опыта)                      9

3. Обоснование выбора темы                                                                                     10

4. Учёт возрастных особенностей                                                                              11

5. Трудоёмкость                                                                                                            12

6. Результативность                                                                                                      12

7. Программа и содержание предметной недели «Физика вокруг нас»                 13

8. Содержание мероприятий недели физики                                                             14

9. Вывод                                                                                                                         15

10. Приложения                                                                                                             16

11. Список литературы                                                                                                  17                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Введение

 

 

Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что преподаватель не может полноценно осуществлять его только на занятиях. Чтобы привить студентам устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить те знания, которые они получают на уроках, а главное  учесть и развить их индивидуальные интересы  и способности, необходимо работать со студентами и во внеурочное время.

Грамотно построенная внеклассная работа по предмету является важным ресурсом повышения эффективности и качества образования студентов при выполнении задач ФГОС.

К сожалению, физику любят не многие студенты. Наука сложная, требующая определенной подготовки и по математике, и по другим дисциплинам. Важным средством воспитания у студентов интереса к физике является комплексное внеклассное мероприятие «Неделя физики».

Неделя физики – это комплекс мероприятий, позволяющий изменить у студентов ракурс восприятия этой науки. Увидев в привычном окружающим нас мире проявление физических законов, обучающиеся делают свои открытия, замечают простое в сложном. Это происходит иногда неожиданно, как вспышка, как озарение.

Кроме этого, появляется возможность развивать и раскрывать способности и таланты молодежи, прививать им творческое начало в любой деятельности. Уникальность предметной недели состоит в том, что в ее проведении принимают участие большинство обучающихся всех групп колледжа, изучающих физику.

Цели:

1.Активизация познавательной активности обучающихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей

2. Развитие навыков общения, умения работать в команде

3. Формирование у обучающихся представлений о роли науки в жизни общества

4. Повторение учебного материала по разделу 1 «Механика» под новым углом зрения

5. Расширение кругозора в результате организованного общения, занимательных заданий.

Задачи :

1.      Повторить пройденный материал, уметь применить знания для решения конкретной задачи, расширение кругозора студентов

2.         Сформировать положительную мотивацию к учебе и повысить рост интереса к предмету

3.         Воспитать культуру общения, взаимное уважение, формирование таких качеств личности, как сопереживание, чувство меры, юмор, находчивость, инициативность, самостоятельность, активность, настойчивость, такие качества характера, как правильные взаимоотношения между членами группы (команды), основанные на взаимопомощи, поддержке, доброте;

4.         Развивающая интерес к изучаемому предмету; развитие умения излагать мысль, моделировать ситуацию.

 

2. Методика проведения нестандартных уроков физики (из опыта)

Целью любого образовательного учреждения является создание необходимых условий для образования и развития студентов. К нам приходят из разных школ города, из разных населенных пунктах подростки «группы риска», склонные к аморальному поведению, педагогически запущенные дети. Но все эти подростки благополучно завершают обучение.
В сфере профессионального образования я работаю 25 лет. Веду уроки физики на 1(СПО) и 1-2 курсах (НПО) очного обучения. С первых дней работы в училище, затем в техникуме пытаюсь учить ребят так, чтобы им было интересно, чтобы физика их захватывала и откладывалась в сознании на всю жизнь. Учить можно по-разному: деспотично или дипломатично. Я – сторонница второго метода. Студенты техникума, чаще всего, с отсутствием познавательного интереса, низкой работоспособностью, неусидчивостью, рассеянным вниманием, испытывают затруднения при устном ответе и не умеют выслушивать других. Как быть? Как строить урок? Как привить интерес? Одни в вопрос .Я считаю, выход один – для таких студентов внедрять нетрадиционные формы обучения. Такие уроки дадут наибольшую продуктивность.
Мое главное педагогическое кредо: развитие каждого студента через интерес к предмету. Все мои методические разработки направлены на то, чтобы пробудить студента, зажечь в нем костер желания узнавать новое. Только в этом я вижу залог успеха.  Убеждена:  уроки должны быть разными. Урок – это «черпак» нового. Один такой урок, второй, третий…  Получается несколько обособленных единиц знаний. Но в жизни все смешано, и я считаю, надо все знания перемешать и крепче связать с жизнью. А как? Вот тут-то и нужен необычный урок. Где брать материалы для таких занятий? Приходиться надеяться только на себя: самой фантазировать, искать, пробовать разные подходы, проверяя их пригодность практикой и постепенно накапливая полезный материал. Вот так в течение 25 лет я создала и копила свои методические идеи. Имея дело с различным контингентом студентов, я пришла к выводу; нужно стремиться, не только сообщать студенту новые знания, но и помогать ему лучше и глубже познать то, что он уже знает, т.е. сделать «живыми» уже имеющиеся у него основные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желания применить их. Успех обучения выражается в сформированной способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять.,

 «Цель знания – не запоминания огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области которую когда-то изучал» (А.Н. Теренин)
Один из способов дать толчок к активной мыслительной деятельности ребят – предложить им интересные учебные задачи. А интерес появляется тогда, когда задача затрагивает реальный мир, жизненные ситуации, встречающиеся каждому человеку. Эти задачи помогают понять, что физика окружает нас, что ею «пропитан» весь мир. Через познание этой истины появляется интерес к предмету и потребность узнавать новое. Задачи использую по – разному: иногда прочитываю их и разбираю на уроке, иногда задаю на дом. Применяю их при повторении и закреплении пройденного на уроке, а также на внеклассных занятиях: на встречах в интеллектуальных играх, физических эстафетах, во время физических «боёв», уроков-обобщения, разгадыванию кроссвордов, ребусов.

Почему же я выбрала для себя, нестандартные методы урока?1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении2. Максимальное вовлечение студентов группы в активную деятельность на уроке.3. Нестандартность – это не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.4. Развитие функции общения на уроке, как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения. Думаю, слова Ш.А. Амонашвили будут к месту: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса». Элемент  игры на уроке  позволяет формировать качества активного участника игрового процесса: 1. учиться находить и принимать решения;
2. развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; 3. учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой;4.учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствие от общения с партнерами;5. учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для студентов. За годы своей работы я определила для себя те направления методической работы, которые дают хороший результат, позволяют поддерживать у студентов  интерес к предмету.

·         Это:
Урок- КВН, интеллектуальная игра. Такой урок можно использовать, когда необходимо проверить степень усвоения понятий, формулировок, фактов, определений у всех студентов так, чтобы всем было интересно, и время было затрачено небольшое.

·         Игра-обобщение.
Цель – повторение и обобщение материала в конце пройденной темы, раздела, учебного года. Подобные уроки позволяют в игровой соревновательной форме повторить, обобщить и применить на практике.

·          Урок-решения задач «Охота за пятерками».

Такой урок проводим довольно часто. Это тоже урок – игра по закреплению умений решать разнообразные типы задач. Чем больше «плюсов» окажется у тебя в копилке, тем выше оценка в журнале. «Плюсы» зачисляются за каждую правильно решенную задачу.

·           Урок-викторина.
Физическая викторина является одной из эффективных форм профессионально направленной деятельности преподавателя физики. Викторину можно также провести как заключительный урок-повторение в конце семестра или года. Особенности урока – викторины по сравнению с традиционным уроком – повторением заключается в том, что эта форма работы педагога с группой: 1. является игровой формой контроля знаний и способностей; 2. пробуждает и активизирует интерес к физике;3. развивает творческую мыслительную деятельность;4.  обеспечивает 100%-ую активность студентов ;5.  развивает любознательность;6. способствует личностному развитию, желанию победить;7. развивает быстроту реакции деятельности мозга (навыки быстрого нахождения правильного решения).
Из моих наблюдений видно, что студентам нравятся уроки с игровыми моментами , также особый успех имеют индивидуальная работа, работа в микрогруппах с дидактическим материалом (тестом).Тестирование является быстрым и эффективным средством проверки знаний и умений студентов. Предметные тесты позволяют учитывать индивидуальные особенности подростков при обучении, оперативно корректировать учебный процесс, экономить время, отводимое на опрос и контроль, разнообразить процесс обучения и т.п. Кроме того, тесты помогают осуществлять определенный самоконтроль своих знаний в процессе изучения материала. Закончить хочу словами И.Ефремова: «Учитель – в его руках будущее ученика, ибо только его усилиями человек поднимается все выше и делается все могущественнее, выполняя самую трудную задачу – переосмысление самого себя, самолюбивой жадности и необузданных желаний».

3.      Обоснование выбора темы.

Систематическая организация игровой познавательной деятельности позволяет разрешить противоречие между современными требованиями дидактики в организации высокого уровня мотивации и формировании осознанной потребности в усвоении знаний и умений и традиционными формами организации учебных занятий, направленных на передачу готовых знаний.

Во всём многообразии современных форм преподавания на первое место в паре педагог-студент поставлен преподаватель: он планирует путь обучения студента, он выбирает методику и средства обучения и т. д. Происходит как бы постоянное давление на личность подростка. Более перспективно в настоящее время личностно- ориентированное обучение, в центре внимания которого целостная уникальная личность, стремящаяся к самоактуализации, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор. Основополагающей теорией личностно-ориентированного обучения является теория педагогики сотрудничества. В настоящее время данная теория не воплощена в конкретную модель как целостная технология. Педагогика сотрудничества рассматривается как особый тип “пронизывающей” технологии. Игра - это один из преобладающих методов педагогики сотрудничества. При серьёзном учёте возрастных особенностей учащихся и других требований к использованию игровых технологий в 7,8-ых классах у школьников формируется устойчивый интерес к рассмотрению физических явлений, в 9,10-ом классах или на 1-2  курсах техникума специально подобранное содержание игр способствует развитию интереса к объяснению этих явлений,  к их мировоззренческому толкованию.

 

 

 

 

4.      Учет возрастных особенностей

Разработка и проведение дидактических игр предполагает обязательный учёт возрастных особенностей учащихся. Подростковый возраст характеризуется как сложный возраст взросления. В старшем звене у учащихся появляется острый интерес к человеку, его месту в мире, его отношениям к другому полу, сверстникам, взрослым. Развивается интерес к самопознанию, жизненным перспективам, интерес к философским проблемам мироздания, моральным оценкам людей. Поэтому старшеклассников особенно привлекают ролевые и деловые игры, в ходе которых они получают возможность доказать свою точку зрения, проявить мировоззренческую позицию и при этом выступить в иной социальной роли: защитника или обвинителя, учёного, инженера, журналиста, судьи и т. д.

Наибольшего эффекта можно добиться, если в игре осуществляется педагогика сотрудничества. Взаимоотношения педагога и учащегося в процессе игры должны быть свободными, доброжелательными. В игровой среде ученик не может быть объектом прямого воздействия учителя. Здесь нет строгой регламентации отношений, ограниченности ролевых позиций. Студент выступает как активный участник, субъект организации игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      Трудоёмкость.

Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока - закреплению знаний, освоению способов решения задач и т.д. Только в этом случае она будет являться обучающим элементом урока. Но сочетание познавательного и игрового элементов урока представляет собой определённую трудность при составлении и проведении дидактической игры. Впервые моменты всё внимание студентов сосредоточено на игровое действие. Необходимо так построить урок, чтобы ученик не заметно для себя постепенно включался в процесс изучения какого-либо материала. Важно создать такие условия, при которых интерес студента к игре как к занимательному занятию постепенно переключится на учебное занятие. Следует отметить, что для любой игры очень трудно подобрать учебный материал, который отвечал бы всем требованиям, предъявляемым к дидактическим играм, и поддерживал бы интерес студентов в течение всей игры. В процессе работы освоена технология игрового обучения, а также методические приёмы использования на уроках различных видов игр.

Больших временных затрат требует организация сюжетных игр (ролевых, деловых) - как при разработке их содержания, так и при непосредственной подготовке к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      Результативность.

При систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:

  • формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
  • вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
  • создаётся положительный морально – психологический климат в классе для развития личности учащихся;
  • повышается уровень развития коммуникативных навыков студентов;
  • в каждой группе выделяется группа студентов, у которых наблюдается высокий уровень сформированности, устойчивой мотивации познания;
  • развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.

Нередко победителями игр становятся слабоуспевающие студенты. В ходе игровой деятельности у них проявляются терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.

 

 

Техническое обеспечение:

 

1.      Мультимедийный проектор

2.      Кроссворд

3.      Ребус

4.      Сценарий интеллектуальной игры

5.      Задания «Движение-залог здоровья»

6.      Сценарий игры «Последний физик»

 

 

 

 

 

 

 

7.      Программа  и содержание предметной недели

«Физика вокруг нас»

 

Неделя физики включает в себя физические игры - соревнования и конкурсы, посвященные пройденному к этому времени материалу .Мероприятия проводятся между студентами 1курсов СПО и 1,2 курсов НПО, изучающих физику -  группы 1 ТМ, 1 СП, 1АТ,1 ЭЛ, 1ИСП, группы по профессиям.

Каждая группа формирует команду из активных, любознательных, сообразительных студентов, показавших хорошие и отличные знания и умения по дисциплине.  Соревнования проходят после уроков физики  по плану, составленному преподавателем физики. (Приложение 1).  Результаты заносятся в сводную таблицу (Приложение 2)

Итоги игр и конкурсов подводятся в последний день «Недели физики».

Победителем «Недели физики» становится группа, набравшая наибольшую сумму баллов.  Продолжительность игр и конкурсов 5 дней. Ежедневные итоги отражаются в таблице, также можно подвести итоги по каждой игре и наградить грамотами группу, набравшую в ней максимальный балл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.      Содержание мероприятий  недели физики

«Физика вокруг нас»

1.                  «Знаю - разгадаю» (отгадывание кроссворда).

Команды из групп, по заранее составленному списку, соревнуются в разгадывании физического кроссворда. Задание группа берет на первой паре и сдает на проверку после 3 пары. Побеждает группа, имеющая наибольший  «средний балл». (Приложение 3 )

2. «Проверь смекалку» (разгадывание физических ребусов).

Студентам предлагаются тематические ребусы. Задание группа берет на первой паре и сдает на проверку после 3 пары.  Количество очков присуждается по количеству угаданных ребусов (Приложение  4)

3.                  Игра-соревнование «Морской бой» 

Игра проводится в первой половине пары с целью  проверки у студентов знаний по пройденному разделу «Механика» в нетрадиционной форме. Игра напоминает  игру «Морской бой», но

·                          все корабли загаданы преподавателем

·                          студенты,  работая на уроке в группах (командах), по очереди, называют координаты и, если они обнаруживают корабль, получают вопрос.  Верный и полный ответ на вопрос оценивается двумя баллами (неполный ответ – одним, а второй отдаётся команде, которая дополнила ответ).

4.                  Игра-соревнование «Формула 1»

Игра -соревнование по станциям проводится  для обобщения знаний по теме «Динамика» раздела 1 «Механика». Мероприятие разработано для группы 2 курса (профессии).

Игра проводится на первом часе пары с целью контроля знаний обучающихся по законам Ньютона. Игра проводиться в форме решения задач (Приложение 5).

5.                  «Движение – залог здоровья»

Конкурс заключается в решении физических задач, связанных с движением человека и определением важнейших физических величин механики (Приложение 6 )

6.                  интеллектуальная  игра «Очаровательная, занимательная, увлекательная  физика» . Данный вечер сопровождается презентацией с музыкальным сопровождением. Из представленных конкурсов можно выбрать несколько, в зависимости от аудитории. (Приложение 7 )

7.                   «Последний физик»

 Проводится на занятиях в форме игры, заключается в повторении основных физических  понятий, явлений , которые рассматривались на уроках физики, как в школьном курсе, так и в техникуме. (Приложение 8)

 

9. Вывод

Исходя из первого опыта организации классной и внеурочной деятельности студентов  при проведении предметного мероприятия «Неделя физики», можно сделать следующие выводы:

1.                  Чтобы привить студентам устойчивый интерес к физике, дополнить и углубить их знания, получаемые на уроках,  развивать их индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с учащимися и во внеурочное время.

2.                  Результативность организации такой  работы выражается в следующем:

·                     развивается устойчивый интерес к физике;

·                     появляется потребность в работе с дополнительной литературой;

·                     формируются умения нахождения  необходимого материала на сайтах Интернета;

·                     растет мотивация к участию в исследовательской деятельности, викторинах, интеллектуальных играх;

·                     повышается качество подготовки и проведения внеклассных мероприятий;

·                     выявляются и развиваются одаренные дети.

3.                  Внеурочная  работа эффективна при выполнении следующих требований:

·                     Занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимания от основного содержания учебной программы.

·                     Тесная связь с уроками не должна быть простым продолжением учебной работы.

·                     Предлагаемый материал должен быть доступным, соответствовать программе.

·                     Содержание и формы организации внеклассных мероприятий должны  быть интересными.

·                     Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы.

·                     Желательно сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

План проведения недели физики «Физика вокруг нас»

 

 

Название мероприятия

Группа

курс

День недели

Время проведения

 

1

 «Очаровательная, занимательная, увлекательная физика»

(интеллектуальная  игра)

1,2 курс

пятница

После пар

2

«Знаю – разгадаю»

(кроссворд)

1,2курс

Вторник

Перемены между парами

3

«Проверь смекалку»

(ребусы)

1, 2курс

Среда

 

 

Перемены между парами

4

«Движение – залог здоровья»

(задачи)

1,2 курс

Четверг

После уроков

5

Игра-соревнование «Морской бой»

 

По расписанию

Урок (первый час)

6

Игра-соревнование «Формула 1»

 

По расписанию

Урок (первый час)


 

Приложение 2

Итоговая таблица

 

Группа

Физические игры и конкурсы

«Знаю-разгадаю»

«Проверь смекалку»

«Морской бой»

«Очаровательная, занимательная, увлекательная физика»

(интеллектуальная  игра)

«Движение – это жизнь»

«Последний герой»

итого

1АТ

 

 

 

 

 

 

 

1ТМ

 

 

 

 

 

 

 

1СП

 

 

 

 

 

 

 

1ЭЛ

 

 

 

 

 

 

 

1ИСП

 

 

 

 

 

 

 

  ЭМ

(профессии)

 

 

 

 

 

 

 

ОС

(профессии)

 

 

 

 

 

 

 

СВ

(профессии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://sovetprost.ru/image/Kak-razvit-silu1.jpg

Приложение 3

«ЗНАЮ – РАЗГАДАЮ»

Кроссворд по разделу 1 «Механика»

(1 вопрос = 1 балл, ключевое – 2 балла,  max 12баллов)

1.                  Проявление какой физической величины  изображено на рисунке?

2.                  Фамилия учёного, изучавшего инерцию и свободное падение тел. В частности, он заметил, что ускорение свободного падения не зависит от веса тела, таким образом опровергнув первое утверждение Аристотеля.

3.                  Прибор  для измерения этой физической величины называется акселерометром.

4.                  О каком физическом явлении утверждается в труде «Механика», приписываемом Аристотелю:

«Движущееся тело останавливается, если сила, его толкающая, прекращает своё действие.»

5.                  http://caricatura.ru/parad/rom/pic/12038.jpgФилософская категория, отражающая процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

6.                  Какое явление изображено на рисунке

7.                  Единственная единица СИ, которая определена при помощи предмета, изготовленного людьми —платиново-иридиевого эталона.

8.                  Первоначально в античные времена обозначало кусок теста. Позднее смысл слова расширился, и оно стало обозначать цельный, необработанный кусок произвольного вещества

9.                  Геометрическая сумма всех сил, приложенных к телу

10.              Какому английскому физику принадлежат слова «При изучении любой науки необходимы примеры  они намного полезнее правил…» ?

11.              Ключевое слово, означающее бездеятельность, пассивность, вялость. Свойство быть в состоянии не делать ничего или почти ничего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение   4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОВЕРЬ СМЕКАЛКУ (max 10 баллов)

  1                                     2     

                                                                                                                                                     

3                                  4   5                          6               

7                         8                

9                          10         


Приложение  5  

«Авторалли»

 

Цели:

1.Образовательная: формировать навыки решения конкретных задач; проверить умения учащихся применять знания в практических ситуациях;

2.Развивающая: формировать логическую самостоятельность при формулировке и решении задач в условиях, созданных педагогом;

3.Воспитательная:  воспитывать чувства коллективизма, порядочности и ответственности в деловых отношения.

Тип занятия: игра-соревнование

Ход мероприятия

Учитель приветствует и объявляет:

-Наше мероприятие будет проходить в путешествии на трех автомобилях:

1. «Ford focus»-масса 1400 кг, µ1=0,001

2. «Ferrari»-масса 1200 кг, µ2=0.05

3. «Bentley»-масса 1500 кг, µ3=0.02

(обучающиеся заранее разделились на три группы, получили маршрутные листы, выбран главный водитель)

-посмотрим, каков наш маршрут на сегодня и какие остановки нас ждут:

1. Станция ТО

2. остановка-«Реши задачу»

3.Финиш

-Как вы видите, путь до финиша не близок, нужно не только попытаться обогнать своих соперников по гонкам, но и правильно выполнить все задания. Отправляясь в путь убедись что твой автомобиль исправен и не подведет тебя в дороге. Начнем наш путь со станции «Технического обслуживания».

«СТАНЦИЯ ТО»

-Каждой команде задается по два вопроса, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для команды № 1

1.      Что такое ускорение?

2.      Какие силы действуют на автомашину при ее движении

Вопросы для команды № 2

1.        Что такое путь и перемещение?

2.        Как определить силу трения, действующую на автомашину?(

Вопросы для команды № 3

1.        Что такое траектория?

2.        Что такое тормозной путь? Как его определить и зачем его надо знать?

-Ну что же, технический осмотр прошел успешно можем двигаться дальше

Остановка «Реши задачу»

- Каждая команда получает по одной задаче, нужно не только решить ее быстро, но и правильно, ответ продемонстрировать на доске!

Время на решение задачи (5-7 минут)

1.        Ваш автомобиль трогается с места и за 30с проходит путь 20м. какова сила тяги вашего автомобиля?

2.        Перед вашем автомобилем первая трудность – сваленное дерево, приходиться тормозить. Каким при этом оказался тормозной путь, если вы ехали со скоростью 90 км/ч?

3.        http://s19.znimg.ru/1453385040/jz1p7pvos4.jpgДалее, убрав дерево, машина движется равномерно по ровному асфальту, но впереди знак , , радиусом 27м. с какой наибольшей скоростью может ехать автомобиль, чтобы его не занесло на повороте?

4.        Вы двигаетесь мимо школы и видите знак http://www.thecomet.net/polopoly_fs/1.3434908.1394815447!/image/3527845913.jpg_gen/derivatives/landscape_630/3527845913.jpg. что вы предпримите? С какой силой бедет тормозить автомобиль, если он двигался с ускорением 5м/с2?

5.        И, наконец, финиш.  Сколько времени потребуется вам на торможение, если оно началось за 20м до финиша?

 

Финиш

-Ура! Мы на финише. Наш тяжёлый, но интересный путь позади, все остановки пройдены, задания выполнены. Прошу водителей сдать маршрутные листы, для подсчета баллов.

Итак…Победителем в нашей гонке стали:

1 место - (награждение грамотой победителя)

2 место - (награждение грамотой призера)

3 место - (награждение грамотой участника)

-С вами было приятно отправиться в путешествие! вы все молодцы! Надеюсь, что вам все понравилось!

 

http://gnti.ru/imgdump/4522-gnti-8KfmFI4bVLI.jpgПриложение 6

«Движение – залог здоровья»

Люди на нашей планете ходят с разной скоростью. Это в первую очередь зависит от роста человека, и от того, спешит ли он куда-то или нет.

http://cs620223.vk.me/v620223962/14b6d/U1SKERsnzTc.jpgУ каждого человека своя длина шага, но считается,что средняя длина человеческого шага равна 71 см - это древнейшая мера длины. Ученые считают, что для здорового образа жизни люди должны двигаться быстрее и проходить в день не менее 10 000 шагов. Исследование австралийских ученых показало, что если пожилые люди ходят со скоростью не меньше 5 км/час - они "убегают" от смерти. Кроме того, при обычном движении (ходьбе, беге) наше тело обладает механической энергией и имеет разную мощность. Интересно какую???? Тогда – вперед…

СПОРТИВНЫЕ ЗАДАЧИ

1.      Известный ямайский бегун Усэйн Болт взял седьмое олимпийское "золото" в своей карьере, победив соперников на стометровом забеге в рамках Олимпиады в Рио-де-Жанейро 2016.Болт преодолел дистанцию за 9,81 секунды. Вторым стал американец Джастин Гэтлин с результатом 9.89 секунды, а бронза досталась бегуну из Канады Андре де Грассе- 9,91 секунды. Найдите среднюю скорость чемпионов и выразите ее в км/ч.

2.      Конькобежец  Павел  Кулижников  стал быстрейшим в истории человеком, который преодолел на коньках дистанцию в 500 метров. Для установки рекорда Кулижникову понадобилось ровно 34 секунды. Рассчитайте, с какой скоростью двигался спортсмен, и выразите ее в км/ч.

3.      На Олимпийских играх в Токио (1964г) советский штангист Леонид Жаботинский установил мировой рекорд, подняв в толчке штангу в 217,5кг, при этом он совершил работу 4,6кДж. Какую мощность развил спортсмен при этом, если на подъем штанги было затрачено 4с?

4.      Бразилец Айртон Сенна был трижды чемпионом Гран-при в гонках. Его гоночный автомобиль разгонялся от старта до скорости 180км/ч за 5с. При полном торможении машина останавливалась за 4с. Определите ускорение автомобиля.

5.      Рекордсмен России, прыгун в высоту Иван Ухов с третьей попытки взял высоту 2,41м. Определите какой энергией обладал в этот момент спортсмен, если его масса 83кг

6.      Первый зафиксированный часовой рекорд в велоспорте датируется далеким 1873 годом, когда английский спортсмен-любитель Джеймс Мур проехал за час 23км 300м. Его велосипед был мало похож на современные модели и обладал колесами разного диаметра. А какой энергией при этом обладал спортсмен?

 

Недавно ученые подсчитали, что, начиная с 2060 года, не будет установлено ни одного нового рекорда, существенно отличающегося от предыдущего. Человек, похоже, скоро достигнет верхней грани своих возможностей. Но истинное значение этого предела зависит лишь от нас самих, и каков он, покажет время. Ну а нам есть к чему стремиться…

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

1.                  При ходьбе за 1 мин Вы сделали ______ шагов,  длина одного шага  _____ см. Какое расстояние Вы преодолели за это время? С какой скоростью Вы двигались ( выразите в км/ч)?

2.                   При беге развиваемая скорость 8км/ч. Определите механическую  энергию, если масса тела  _____ кг.

3.                  Рассчитайте, как изменяется механическая энергия Вашего тела при изменении скорости движения?

4.                  Какова развиваемая Вами мощность при ходьбе и беге?

5.                   Рассчитайте мощность Вашего тела при подъеме на 4 этаж на высоту 12м, если это расстояние Вы преодолели за ______мин.

Приложение 7

 

Интеллектуальная игра

«ОЧАРОВАТЕЛЬНАЯ, ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ,

УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»

Мероприятие разработано для внеклассной работы по физике.)

1 ведущий:

Где физика сокрыта,

В законах или в схемах,

В учебниках, в приборах,

В космических проблемах?

2 ведущий:

А может, в установках,

Что стоят миллионы,

Где физики пытаются

Опровергать законы?

1 ведущий:

Эйнштейн язык покажет,

И станет ясно вроде,

Что физика - наука,

Живёт в самой природе!

2 ведущий:

Да, физиков иногда называют чудаками. Может быть, немного и чудаки, но они возрождают то, что потеряно в лабиринте истории, дают жизнь произведениям ума и рук человеческих, раскрывают запутанные тайны Вселенной!

1 ведущий:

Как и Вселенная, физика – безграничная наука и поиск в ней продолжается!

Да и не только великие могут делать открытия, а те, кто верят в чудо, те, которые не устают наблюдать и удивляться, думать, творить, экспериментировать и просто работать, мечтая этот мир сделать лучше и добрее!

2 ведущий:

Ну а пока, начинаем игру: будем наблюдать, и экспериментировать, открывая для себя эту очаровательную, занимательную, увлекательную науку - физику!

1 ведущий:

Итак, команды на сцену! Сегодня соревнуются, думают, наблюдают, проводят эксперименты команды …

2 ведущий:

Право подводить итоги соревнования предоставляется нашему уважаемому совету знатоков…

1 ведущий:

Как обычно, перед началом любого эксперимента необходимо пройти инструктаж по технике безопасности. Вот наши правила (на слайде, зачитываются.)

1. Проводить эксперимент честно: не списывать, не подслушивать, не подглядывать.

2. Не бить ниже пояса: не подсказывать противникам неправильный ответ.

3. Не скрывать свои знания: честно и добросовестно стараться вспомнить то, что не знал, да еще и забыл. И то, что знал, но не можешь вспомнить.

4. Стремиться к победе вопреки всем физическим законам, предсказаниям, предположениям. Дерзайте!

2 ведущий:

Ах, эта физика,

берёт меня за самое живое:

Она и манит и зовет,

и не дает душе покоя!

1 ведущий:

Пусть мне твердят, что есть предметы лучше,

Поинтересней, проще, может быть,

Но я судьбу благодарю за случай,

Что физику помог мне полюбить!

2 ведущий:

Приятней всех сонетов у Шекспира

Мне формул вязь, законов круговерть,

зачем нужна на свете божья лира?

Да чтобы физику воспеть!

1 ведущий:

Быть может эти электроны –

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

2 ведущий:

Ещё быть может каждый атом –

Вселенная, где сто планет.

Там все, что здесь в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

1 ведущий:

Итак, первый конкурс.

1. РАЗМИНКА

Каждой команде по очереди задаются загадки, за правильный ответ команда получает по одному очку, если у команды нет ответа, ответ могут дать соперники, первые поднявшие руку, за что получают дополнительный балл.

1.Стою на крыше,

 Всех труб выше.

 (Антенна)

 

1. Не человек,

 А разговаривает.

 (Радио)

 

1. Сам металлический,

 Мозг электрический.

 (Робот)

1. В Москве говорит,

 А у нас слышно.

 (Радио)

 

2. Наведем стеклянный глаз,

 Щелкнет раз – и помним вас.

 (Фотограф, фотоаппарат)

2. Всю жизнь крыльями машет,

 а улететь не может.

 (Ветряная мельница)

 

2. Два конца, два кольца,

 посередине гвоздик.

 (Ножницы)

2. На что ни взглянет этот глаз –

 все картинке передаст.

 (Фотоаппарат)

 

3 Что за машина:

 шея, как у гуся,

 сила, как у слона?

 (Подъемный кран)

3. Зубы есть, а хлеба не ест.

 (Пила)

 

3. На пальце одном

 ведерко вверх дном.

 (Наперсток)

 

3. Гладит все, чего касается,

 а дотронешься – кусается.

 (Утюг)

4. Без головы, а в шляпе.

 Одна нога, и та без сапога.

 (Гвоздь

4. Ходит город-великан

 на работу в океан.

 (Корабль)

4. Начинает он копать,

 заменяет сто лопат.

 (Экскаватор)

4. Сам деревянный,

 а голова железная.

 (Молоток)

5. Держусь я только на ходу,

 а если стану – упаду.

 (Велосипед)

5. Живет в нем вся вселенная,

 а вещь обыкновенная.

 (Телевизор)

5. Что всегда идет,

 а с места не сойдет?

 (Часы)

5. Поверну волшебный круг,

 и меня услышит друг.

 (Телефон)

           

2. КОНКУРС «ЛОВКОСТЬ РУК? ИЛИ …»

Перенеси воду из одного стакана в другой с помощью соломинки для коктейля.

[Возьмите соломинку для коктейля и опустите одним концом в стакан с водой, а второй конец зажмите пальцем. Не отжимая пальца, поднимите соломинку и перенесите воду с её помощью в другой стакан].

Объясните: почему в каждом из этих случаев вода не выливается.

3. КОНКУРС «СОЗДАЙ СВОЙ ОРКЕСТР»

Необходимо создать свой оркестр, который будет извлекать звуки из предметов, которые мы используем постоянно: расческа, линейка, полиэтиленовый пакет, лист бумаги и т.д..

4. Учитель. А теперь каждая команда должна вы­тянуть карточку с пословицей и дать ее разъясне­ние с точки зрения физики.

1)  Гвоздем моря не нагреешь.

[Ответ. Гвоздь обладает небольшой массой. Поэтому количество теплоты, которое может отдать гвоздь, остывая, будет невелико, и им нельзя нагреть большую массу воды в море.]

2)  Много снега — много хлеба.

[Ответ. Между кристаллами снега (снежинка­ми) находится воздух, а он, как известно, обла­дает плохой теплопроводностью и предохраня­ет озимые от вымерзания. Много снега — «шуба» толстая — мороз не доберется до нежной зелени озимых.]

3)  Куй железо, пока горячо.

[Ответ. Повышение температуры резко увели­чивает пластические свойства металлов, поэто­му многие из них поддаются ковке лишь в силь­но нагретом виде. Раскаленным металлам до­вольно легко придать требуемую форму, поэто­му и возникла поговорка.]

4) Без сала дегтя не отмоешь.

[Ответ. Поверхность, покрытая дегтем, не сма­чивается водой. Но деготь растворяется в жирах и с их помощью может быть удален с поверхно­сти предмета. Этот факт и отражен в поговор­ке. Жиры, кстати сказать, входят в состав мыла.]

 

5. Учитель (обращаясь к зрителям). А теперь вопросы для вас. Отвечать нужно, опираясь на зна­ния по физике.

  1. Доктор бежит по льду к хоккеисту, получив­шему травму, мелкими шажками. Почему?
  2. Почему боксеров делят по весовым категориям?
  3. В каком состоянии окажется шоколадка по­сле того, как жадная девочка, чтобы не делиться с подругами, спрячет ее за пазуху? [Нагреется и рас­тает, станет жидкой.]
  4. Если трение вокруг исчезнет, что станем кри­чать: «Ура!» или «Караул!»?
  5. Прилипнут ли друг к другу две одинаковые бумажки, если одну смочить водой, а другую оку­нуть в растительное масло? Ответ обосновать.
  6. Петя выдвинул гипотезу, что все его одно­классницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся на первый взгляд сплошными. Верна ли гипотеза?
  7. Что мешает семикласснику Пете, пойманно­му директором школы в момент разрисовывания стены, распасться на отдельные молекулы и врас­сыпную исчезнуть из поля зрения директора?

 

6. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ

Вопрос-1. Верите ли вы, что можно поймать пулю на лету?

Ответ. Да, если пуля и человек движутся отно­сительно друг друга с небольшой скоростью или неподвижны. Во время Первой империалистиче­ской войны, как сообщали газеты, с одним фран­цузским летчиком произошел совершенно не­обыкновенный случай. Летя на высоте 2000 м, лет­чик заметил, что близ его лица движется какой-то небольшой предмет. Думая, что это насекомое, летчик проворно схватил его рукой. Оказалось, что он поймал германскую боевую пулю.

Вопрос-2. Верите ли вы, что в центре Земли тело имеет вес Р = 0?

Ответ. Нет. Напишите формулу закона всемир­ного тяготения и убедитесь в этом.

Вопрос-3. Верите ли вы, что на Земле есть точ­ка, находясь в которой вы всегда будете смотреть на юг?

Ответ. Да. На Северном полюсе.

Вопрос-4. Верите ли вы, что летом железная до­рога от Москвы до Санкт-Петербурга длиннее (на 300 м), чем зимой?

Ответ. Да. Это так! С повышением температу­ры линейные размеры тела увеличиваются, проис­ходит тепловое расширение тел.

Вопрос-5. Верите ли вы, что Солнце может за­жечь огонь, если при этом использовать прозрач­ный лед?

Ответ. Да. Изо льда можно вырезать двояковы­пуклую линзу. С ее помощью сфокусировать сол­нечные лучи на комочке бумаги и сухого мха. В книге Ж.Верна «Путешествие капитана Гаттераса» есть подтверждение этому: впервые подобный опыт был успешно выполнен в Англии еще в 1763 г.

Вопрос-6. Верите ли вы, что существуют «звуко­вые зеркала»?

Ответ. Да, если считать, что слово «зеркало» означает предмет или тело, способное отражать попадающие на него звуковые волны. Например, стена леса, высокий забор или строение, гора хо­рошо отражают звук и являются не чем иным, как зеркалом для звука. Благодаря «звуковым зерка­лам» мы слышим эхо.

Вопрос-7. Верите ли вы, что суровая зима может сломать мост через реку? Вот случай, произошед­ший в декабре 1927 г. Во Франции начались не­обычайные морозы. Остов моста через Сену в самом центре Парижа так сильно сжался, что затем рассыпался кубиками. Проезд закрыли.

Ответ. Да. При понижении температуры ли­нейные размеры металлических тел уменьшаются и тем значительнее, чем больше понижение тем­пературы.

 

7. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ ПО ФИЗИКЕ С ОТВЕТАМИ

1. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?

ОТВЕТ – Эта задача в компании сразу выявляет физика: физик сразу отвечает, что ей нужно бежать со сверхзвуковой скоростью. Разумеется, собаке достаточно стоять на месте.

2. В комнате есть лампочка. Вне комнаты есть 3 выключателя, один из которых включает эту лампочку, а другие – не работают. Нужно узнать, какой из них включает лампочку, причем войти в комнату можно только один раз. (Выключатели щелкаются одинаково, разбирать нельзя, дверь в комнату плотно закрывается, в замочную скважину ничего не видно и т.д.)

ОТВЕТ – Оставляем первый выключатель выключенным. Второй включаем. Третий включаем, ЖДЕМ, выключаем. Идем смотреть, что с лампочкой. Горит - значит, второй выключатель. Не горит – трогаем рукой: теплая – значит  третий выключатель, холодная – значит  первый)

3. Стаканы на бумаге. На столе на некотором расстоянии друг от друга (15-20см) стоят 2 стакана. Есть лист (А4), который нужно положить на эти 2 стакана и сверху на него поставить третий стакан (между двумя) так, что бы лист не прогнулся до стола.

ОТВЕТ – нужно лист бумаги сложить гармошкой, и стакан будет стоять.

4. Кофе с молоком. Очень полезная задачка. Можно долго выписывать уравнения, а можно понять, что ответ очевиден... Есть два одинаковых стакана, в которые налито поровну: в один — молоко, в другой — кофе. Из первого стакана переливают ложку молока в стакан с кофе. Потом размешивают, и из второго стакана обратно в первый переливают ложку кофе с молоком. Чего теперь больше: молока в кофе или кофе в молоке?

ОТВЕТ – одинаковое содержание молока в кофе и кофе в молоке.

5. Попробуйте проделать такой фокус: наполните чистый стакан доверху водой и поспорьте с гостями, что в стакане есть еще очень много свободного места. Вам, конечно, не поверят, но вы начнете осторожно, не касаясь воды, но и без всплесков опускать в стакан одну за другой монетки. И вода при этом из стакана не будет выливаться - вы докажите, что в ней еще есть место! Почему же так получается?

ОТВЕТ – Если посмотреть на стакан сбоку, то будет видно, как при опускании монет вздувается бугром ее поверхность: вода при этом не выливается, т.к. ее удерживает пленка поверхностного натяжения.

6. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?

ОТВЕТ – Время, температура.

7. Кто может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?

ОТВЕТ – почтовая марка на конверте.

8. Когда сутки короче: зимой или летом?

ОТВЕТ – сутки – это всегда 24 часа.

9. На двух чашах рычажных весов находятся два ведра, наполненные водой. Уровень воды в них одинаков. В одном ведре плавает деревянный брусок. Будут ли весы находиться в равновесии?

ОТВЕТ – Да, будут. Всякое плавающее тело вытесняет своей погруженной частью столько жидкости (по весу), сколько весит это тело.

10. Когда центрального отопления и водогрейных колонок еще не было, воду для ванн нагревали на кухонной плите. В те времена однажды кухарка нагревала на плите воду в большой кастрюле, чтобы долить ее в ванну, где уже было некоторое количество воды комнатной температуры. Заметив это, дворецкий сказал ей: «Ты что, не понимаешь, что, чем дольше ты греешь воду на плите, тем холоднее окажется вода в ванне, когда ты вольешь туда нагретую воду?» Он был прав. Почему?

ОТВЕТ – Служанка держит на плите воду, которая уже давно кипит, таким образом, вода испаряется и уменьшается в количестве. А та вода, что в ванной, остается комнатной температуры. Чем больше кипятка в нее влить, тем теплее она будет.

11. С помощью линзы получено действительное изображение электрической лампочки. Как изменится изображение, если закрыть верхнюю половину линзы?

ОТВЕТ – Все изображение останется на том же месте, но будет менее ярким.

 

8. КОНКУРС «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ВЕЛИКИХ ФИЗИКОВ?»

Это — историческая викторина. Вначале дает­ся об ученом первая информация. Если поступил верный ответ (отгадана фамилия), балл присужда­ется команде, давшей этот ответ. Если ответа нет, дается вторая информация и т.д. В конце показы­вают портрет ученого.

Задание 1 из серии «Кто он?»

Этот английский ученый свои первые откры­тия в области математики и физики сделал в 24 года.

В 1695 г. он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года стал его директором. Ему была поручена чеканка всех монет страны.

Он стал профессором в 26 лет.

Он открыл три важных закона механики.

• По легенде яблоко помогло ему открыть важ­ный физический закон. [Ответ. Исаак Ньютон.]

Задание 2 из серии «Кто он?»

Этот ученый свой трудовой путь начал в ка­честве школьного учителя.

Нобелевскую премию он получил в 1921 г. за физико-математические исследования законов фотоэффекта.

Его письмо президенту США в 1940 г. стиму­лировало организацию ядерных исследований в стране.

Он искал ответ на вопрос: «Что такое грави­тация?»

• Он создал теорию относительности.  [Ответ. Альберт Эйнштейн.]

Задание 3 из серии «Кто он?»

Он — один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.

Годы его жизни — «... до н.э.».

Ему принадлежат слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»

Широко известен его возглас: «Эврика!», про­звучавший вслед за сделанным им открытием.  [Ответ. Архимед.]

Задание 4 из серии «Кто он?»

Он обнаружил, что высота столба ртути в пе­ревернутой вверх дном трубке не зависит ни от формы трубки, ни от ее наклона.

Он выяснил, что на уровне моря высота ртут­ного столба всегда около 760 мм.

Он предположил, что столб жидкости в пере­вернутой вверх дном трубке уравновешивается давлением воздуха снизу вверх.

Он открыл атмосферное давление.

• Ему принадлежит изобретение барометра.  [Ответ. Торричелли.]

9.  «ОБГОНЯЛКИ»

Каждая команда имеет две сигнальные карточки. Ведущий читает утверждение: если оно верно – команда поднимает красную карточку, если нет – синюю.

Утверждения:

1.Птолемей создал модель Вселенной, в центре которой находилось Солнце. (Нет)

2. Аристарх Самосский высказал предположение, что центром Вселенной является Солнце. (Да)

3. Вселенная – это Солнце с обращающимися вокруг него планетами. (Нет)

4. Предположение о том, что Земля имеет форму шара, первым высказал древнегреческий ученый Пифагор. (Да)

5. Николай Коперник доказал правильность системы мира, предложенный Птолемеем. (Нет)

6. Николай Коперник создал новую модель Вселенной, в центре которой поместил Солнце. (Да)

7. Открытия, сделанные Джордано Бруно с помощью телескопа, доказали правильность системы мира Коперника. (Нет)

8. Марс- планета Земной группы. (Да)

9. Ближайшая к Солнцу планета – Венера. (Нет)

10. Солнечную систему образуют девять планет. (Да)

11. Только Земля имеет спутник. (Нет)

12. Уран относится к планетам земной группы. (Нет)

13. Среди планет-гигантов только у Сатурна имеется пылевое кольцо. (Нет)

14. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. (Да)

15. Самая маленькая планета Солнечной системы – Меркурий. (Нет)

16. Самая удаленная от Солнца планета – Плутон. (Да)

17. Планеты-гиганты состоят преимущественно из газов и лишены твердых поверхностей. (Да)

18. Астероиды – это удаленные на огромное расстояние звезды. (Нет)

19. Комета – это световое явление, возникающее при вхождении небесных тел в атмосферу. (Нет)

20. Метеор – это упавшее на Землю космическое тело. (Нет)

21. Солнце – это звезда. (Да)

22. Планета – это относительно холодное небесное тело.(Да)

23. Звезды – это небесные тела, которые светят отраженным светом. (Нет)

24. Ближайшая к Земле звезда – Солнце. (Да)

25. Созвездие – это участок неба. (Да)

26.  Млечный путь – это скопление газов в атмосфере. (Нет)

27. Галактика – это гигантское скопление звезд, звездная система. (Да)

28. Световой год – это расстояние, которое проходит свет за один год. (Да)

29. Все галактики одинаковы по форме и размерам. (Нет)

30. Галактики образуют скопления. (Да)

 

10. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ

1.В двух одинаковых, плотно закрытых пробирках находится спирт и вода. Определить, с какой пробирке находится спирт, а в какой – вода? Помните, пробирки открывать нельзя. Варианты решений. 1. Положите пробирки на страницу с текстом. Так как вода имеет большую плотность, чем спирт, то изображение, рассматриваемое через пробирку с водой будет более увеличенным.

2. Можно пробирки нагреть. При нагревании в спирте образуются более мелкие пузырьки.

 

 2. В сосуде, наполненном водой, вертикально вверх дном плавает пробирка так, что вся она погружена в воду. Требуется, не касаясь руками сосуда, сделать так, чтобы пробирка всплыла.

Возможные варианты решений, и докажите их экспериментально.

1. Нагреть сосуд. Расширяющийся воздух внутри пробирки вытеснит часть воды, пробирка станет легче и всплывет.

2. Можно в сосуд насыпать соли. Выталкивающая сила, действующая на пробирку, увеличится.

 

 3. Перед вами на столе лежит монета. Как, не прикасаясь к ней, повысить ее температуру?   Варианты  решений.  Можно подышать на монету, или навести “солнечный” зайчик.

Можно на монету поставить стакан горячего чая.

 

 4. Когда автомобиль расходует больше горючего: при езде без остановок или с остановками. Объясните. При остановке кинетическая энергия автомобиля превращается во внутреннюю энергию тормозных колодок, шин и других узлов (они нагреваются). Чтобы после остановки приобрести необходимую скорость, а значит и кинетическую энергию, в двигателе должно быть израсходовано некоторое количество горючего. Следовательно, при езде с остановками автомобилю требуется больше горючего.

 

5.  Чем объяснить стремление увеличить площадь тормозных колодок железнодорожных вагонов? Ведь коэффициент трения не зависит от площади соприкосновения трущихся поверхностей, а значит, что при неизменной силе давления сила трения остается прежней.

Причиной, ведущей к увеличению площади тормозных колодок вагона, является не стремление к увеличению силы трения, а стремление снизить давление тормозных колодок на барабан колеса, так как при очень большой силе давления, требующейся для достижения необходимой силы трения, и малой площади тормозных колодок происходит вклинивание колодок в материал барабана, что, в свою очередь приводит, а снижению качества тормоза.

11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – учащиеся получают за неделю до проведения мероприятия: Выполнить проект «Традиции чаепития в различных странах мира»  с обязательным объяснением физических процессов протекаемых при приготовлении чая и проведения чайной церемонии.

 

Ведущий. Все явления, о которых было рассказано, можно объяснить, только зная физику. Все машины, устройства, механизмы были созданы только благодаря ей. Поэтому физику заслуженно можно назвать царицей нашей жизни. О значении физики в жизни человека очень хорошо сказал Адам Мицкевич:

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей?

 

Приложение 8.

 

Тема игры: «Последний физик».

Цели игры:

1. Активизация познавательной активности учащихся через игровые формы  работы, развитие творческих способностей учащихся

2. Развитие навыков общения, умения работать в команде

3. Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества

4. Повторение учебного материала по разным темам.

5. Расширение кругозора в результате организованного общения.

Задачи урока:

Обучающие:

Способствовать расширению кругозора студентов.

Развивающие:

1. Развить познавательный интерес, творческое мышление;

2. Развить память и внимание.

3. Сформировать потребность в приобретении знаний.

Воспитательные:

1. Воспитать ответственность, умение принимать самостоятельные решения

2. Сформирование коммуникативные качества, умение слушать и работать в группе.

Вид урока: Урок закрепления изученного.

Форма урока: игра.

Оборудование урока:

1. компьютер;

2. проектор;

3. карточки с вопросами.

4. презентация

5. макеты

Ход игры

1. Организационный момент (5 минута)

2. Объявление темы и целей игры (5 минут)

3. Основная часть  (30 минут)

4. Подведение итого (5 минут)

1. Организационный момент.

Приветствие студентов.

2. Объявление темы и целей урока.

Объяснить тему, цели игры правила игры.

Условия игры:

·                    Игра проводится между 3 командами (6 чел.) внутри каждой группы.

Для проведения игры нужны:

·                    ведущий (преподаватель);

·                    команды;

·                    компьютер;

·                    презентация;

·                    карточки задания.

3. Основная часть игры.

В игре пять этапов, по итогам каждого из которых из каждой команды выбывает один игрок. В финал проходит только один человек из каждой команды. По итогам финала объявляется победитель

4. Подведение итогов.

Объявление победителя, награждение памятными подарками

Приложение8

1 этап: «Слабое звено»

Этап  «Слабое звено» проводится по образу известной   телеигры «Слабое звено», с небольшим изменением.

Каждая команда в течении трех минут по очереди отвечают на вопросы. В кабинете вывешивается таблица  100 200 500 1000 2000 5000 10000 20000 50000  Студенты  должны выстроить цепь из восьми правильных ответов и тем самым получить максимальный приз 50000 баллов. При неверном ответе цепь разрывается, и все начинается с начала. Если студенты до оглашения вопроса скажет «банк» то набранная сумма баллов и переходит в призовой фонд. Но цепь ответов начнется строить снова со 100 баллов.

Студент, который по мнению болельщиков и ведущего хуже всех отвечал на вопросы и ничего не положил в банк, выбывает из игры.

Вопросы для 1 этапа.

1. Какой буквой обозначается сила? F

2. Вода или спирт имеет большую температуру кипения? Вода

3. В каких единицах измеряется электрическое напряжение? В Вольтах

4. Каким прибором измеряют температуру? Термометром

5. Какой буквой обозначается сила тока? I

6. Именем какого ученого названа выталкивающая сила? Архимеда

7. Когда скорость иглы проигрывателя больше в начале проигрывания или в конце? В начале 8. В каких единицах измеряется объем? В м3

9. Сколько электронов в атоме гелия? 2

10. Какой буквой обозначается плотность? ро

11. В каких единицах измеряется мощность? В Ваттах

12. Чему равна относительная атомная масса углерода? 12

13. В какой стране жил и работал известный ученый Кулон? Франция

14. Что является носителем электрического тока в 54 металлах? Электроны

15. Какой буквой обозначается температура? Т

16. В каких единицах измеряется удельная теплоемкость? В Дж/(кг 0С)

17. Каким прибором измеряют силу тока? В Амперметр 26. Как называется явление превращения газа в жидкость? Конденсация

18. Каков примерно радиус Земли? 6400 км

19. Как называется тело, проводящее электрический ток? Проводник

20. В какой стране жил и работал известный ученый Архимед? Др. Греция

21. Какой буквой обозначается электрический заряд? Q

22. Чему равна постоянная Больцмана? 1,38*10-23 Дж/К

23. Кто открыл закон всемирного тяготения? И.Ньютон

24. В каких единицах измеряется давление? В Паскалях

25. В какой стране жил и работал известный ученый Ломоносов? В России

26. Тело полностью заполняет предоставленный объем. В каком состоянии находится вещество, из которого изготовлено это тело? В газообразном

27. В каких единицах измеряется абсолютная температура? В Кельвинах

28 Как называют раздел физики изучающее электромагнитные явления? Электродинамика  29. Какая сила возникает при деформации тел? Упругости

30. В каких единицах измеряется коэффициент трения? Безразмерная

31. Какой буквой обозначается работа? А

32. Что в переводе с греческого означает оптика? Видимый

33. Чему равна плотность воды? 1000 кг/м3

34. Какие бывают виды волн? Продольные и поперечные

35. Кто открыл закон взаимодействия электрических зарядов? Кулон

36. Каким прибором измеряют мощность? Ваттметром

37. Какой буквой обозначается ЭДС? Эпсилон

38. В каких единицах измеряется температура? В Цельсиях

39. Каким символом в электрических схемах обозначается катушка индуктивности? L

40. Чему равна постоянная Авогадро? 6*1023 моль-1

41. В каких единицах измеряется энергия? В Джоулях

42. Какой буквой обозначается мощность? N

43. Какова скорость света в вакууме? 300000 км/c

44. Каким прибором измеряют давление? Манометром

45. Чему равна постоянная пи? 3,14

46. Каким прибором измеряют электрическое напряжение? Вольтметром

47. Какой буквой обозначается вес тела? Р

48. Тело сохраняет свой объем, но меняет свою форму. В каком состоянии находится вещество, из которого изготовлено это тело? В жидком

49. В каких единицах измеряется электрическое сопротивление? Ом

50. Какие бывают электрические заряды? Положительные и отрицательные

51. В какой стране жил и работал известный ученый Г. Ом? Германия

52. Как называют раздел физики, изучающий физику атома? Атомная физика

53. Кем был открыт закон взаимодействия электрически заряженных частиц? Кулоном

54. В каких единицах измеряется коэффициент полезного действия ? Безразмерная

55. Какой буквой обозначается объем? V

56. Сколько электронов в атоме кислорода? 8

57. Как называется физическая величина, показывающая вместимость сосуда? Объем

58. Каким прибором измеряют скорость? Спидометром

59. Кто впервые получил особо проникающие лучи, Рентген

60. Какой буквой обозначается электрическое напряжение? U

61. В каких единицах измеряется количество теплоты? В Джоулях

62. Чему равна постоянная всемирного тяготения? 6,63*10-11 Н*м2 /кг2

63. Как называют раздел физики, изучающий тепловые явления? Термодинамика

64. В каких единицах измеряется электрический заряд? В Кулонах

65. Каким прибором измеряют время? Часами

66. Каким символом в электрических схемах обозначается конденсатор? С

67. Как взаимодействуют одноименные электрические заряды? Отталкиваются

68. В каких единицах измеряется время? В секундах

69. Каким прибором измеряют расстояние? Линейкой

70. Как называют раздел физики, изучающий световые явления? Оптика

71. Какой буквой обозначается частота колебаний? Ню

72. Чему равна градусная мера прямого угла? 90

73. В какой стране жил и работал известный ученый С.И. Вавилов? В России

74. Как называется прибор, преобразующий звуковые колебания в электрические? Микрофон

75. Какой буквой обозначается ускорение? А

76. Чему равен элементарный электрический заряд? 1,6*10-19 Кл

77. Кто из наших соотечественников сконструировал первую ракету, которая преодолела земное тяготение? Королев

78. Что является носителем электрического тока в полупроводниках n - типа? Электроны

79. Кем был открыт закон всемирного тяготения? Ньютоном

80. Каким прибором измеряют силу? Динамометром

81. Золото или серебро является лучшим проводником электрического тока? Серебро

82. Кто впервые составил периодическую систему химических элементов? Менделеев

83. Какой буквой обозначается вектор магнитной индукции? В

84. Как взаимодействуют одноименные магнитные полюса? Притягиваются

85. Как называют раздел физики, изучающий движение тел? Механика

86. В каких единицах измеряется период колебаний? В секундах

87. Какой буквой обозначается энергия? Е

88. В каких единицах измеряется вес тела? В Ньютонах

89. Какой буквой обозначается время? t

90. Какие виды линз существуют? собирающая, рассеивающая

91. Чему равна температура кипения воды? 100 0С

92. Как называется прибор, преобразующий электрические колебания в звуковые? Громкоговоритель

93. Как называется явление превращения жидкости в твердое тело? Отвердевание

94. Чему равен абсолютный нуль температур по шкале Цельсия? 273 0С

95. Какой буквой обозначается давление? Р

96. Какой буквой обозначается период колебаний? Т

97. Чему равно ускорение свободного падения? 9,8 м/с2

98. Какой буквой обозначается электрическое сопротивление? R

99. В каких единицах измеряется частота колебаний? В герцах

100. Каким прибором измеряют массу? Весами

101. Как называется явление превращения жидкости в газ? Кипение

102. Каким символом в электрических схемах обозначается резистор? R

103. Назовите, какой либо вид деформации тела? Сжатие

104. Как взаимодействуют разноименные электрические заряды? Притягиваются

105. Чему равно напряжение в осветительной сети? 220 В

 

2 этап: «Лото»

 Каждой команде выдаются карточки и игровое поле. Необходимо правильно расставить карточки на игровом поле за три минуты.

 

Студент, который по мнению болельщиков, ведущего и команды менее активно решал поставленную задачу, выбывает из игры.


 

Линза

Закон Ома

Радио

Ф

Частота колебаний

Магнитное поле

Сила Лоренца

Железо, Кобальт

Закон отражения

 

 

Оптика

Закон электромагнитной индукции

Закон всемирного тяготения

W

Период колебаний

Магнитный поток

Сила Ампера

Ртуть, вода

Закон преломления

 

 

Фокус

Закон Гука

Сергей Павлович Королев

Ek

Фаза колебаний

Магнитная проницаемость среды

Сила Лоренца

Длина волны

Генератор

 

ХристианГюйгенс

Закон Ньютона

Галилео Галилей

Eп

Гармонические колебания

Самый большой магнит

Сила Лоренца

Скорость света

Конденсатор, Катушка

 

Оптика

Александр Степанович Попов

Магнитный поток

ν(ню)

 

Ферромагнетики

 

 

 

Исаак Ньютон

Энергия магнитного поля

Т

Ф

 

Оптика

Движение

тела

φ

Ферромагнетики

λ

 

Волновая теория света

Энергия частиц тела

sinα , cosα

300 000 км/с

Колебательный контур

 

 

3 этап: «Найди ошибку»

Каждой команде выдается карточка с текстом, содержащая сведения о науки «Физика», о физических явлениях и ученых, которые внесли огромный вклад в развитие науки и техники. Необходимо за две минуты найти максимальное количество, допущенных в тексте ошибок.

 

Студент, который по мнению болельщиков, ведущего и команды менее активно решал поставленную задачу, выбывает из игры.

 

Тексты:

 

Физика – это наука о красоте, она изучает простейшие и вместе с тем сложнейшие свойства окружающего нас мира.  Современный уровень развития культуры достигнут именно благодаря физике. Можно сказать, что классическая физика «стоит на трех китах» - Музыки, Термодинамики, Электродинамики.

Этот великий ученый родился в 1643г. в графстве Линкольн. Окончил Кембриджский техникум. Исследовал земную и небесную механику. Открыл несколько фундаментальных законов физики, и один из них – закон всемирного притяжения. Этот ученый Иван Ньютон.

 

Законы химии - это законы мира, в котором мы живем. Они сопровождают нас на каждом шагу. И человек познает их с самого старения, обнаруживая закономерности окружающего его мира, может быть, поэтому физкультура - самая молодая из всех наук о природе.

Андре-Мари́ Ампе́р — великий русский физик, математик и естествоиспытатель, член Парижской школы наук. Он создал первую теорию, которая выражала связь электрических и природных явлений.

 

Физика — это теория о природе в самом общем смысле. Она изучает вещество (материал) и энергию, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие ускорением материи. Мишенью физики является формулировка частных законов природы и объяснение конкретных явлений.

Алекса́ндр Степа́нович Попо́в — русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, статский советник, Почётный инженер-магнитик. Один из изобретателей смартфона.

 

4 этап: «Устами младенца»

 Студенты первого курса объясняют физические понятия,  явления, оборудования, записанные на видео. Каждая команда пытается правильно назвать, загаданное.

 

Студент, который по мнению болельщиков, ведущего и команды менее активно решал поставленную задачу, выбывает из игры.

Ответы: электрический ток, магнитное поле, генератор, линза, радио, радар, эхо, железо

5 этап: «Великие физики»

На данном этапе студентам выдаются портреты ученых, имена и достижения которых они должны назвать.

 

Студент, который по мнению болельщиков, ведущего и команды менее активно решал поставленную задачу, выбывает из игры.

Финал

В кабинете располагаются три муляжа взрывного устройства. Каждому финалисту необходимо определить, как его обезвредить.

 

Побеждает студент, который первый и правильно справился с этим заданием. 

Приложение 9

Физический морской бой

 

Цель: развитие познавательного интереса к предмету - физике.

 

Задачи:

 

·         способствовать формированию интереса к предмету «физика»;

·         расширять познавательную деятельность;

·         развивать внимание, мышление, логику;

·         формировать умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам;

·         повышать коммуникативную культуру.

Форма проведения: интеллектуально – познавательная игра по физике для учащихся 8 классов.

Материалы и оборудование: листки бумаги, фломастеры, мультимедиа (проектор, экран для вывода вопросов).

Место и время проведения: игра проводится во внеурочное время в мультимедийном кабинете; продолжительность 45 – 50 минут.

 

В ходе предлагаемой игры одни студенты демонстрируют свои знания, а другие, общаясь с ними, эти знания приобретают. Передача знаний осуществляется в интересной и доступной для всех форме.

Каждый член команды, выбирая клетку для «выстрела», несет ответственность перед командой за этот выбор. Вместе с тем команда всегда готова помочь любому своему члену, если он не сможет сам ответить на поставленный вопрос. Очень важно, что в игре ребята не просто обмениваются информацией, но и стремятся, чтобы эта информация была понята и осмыслена всеми играющими. Коллектив учащихся, организованный и руководимый своим капитаном, предоставляет всем его членам право и обязанность быть равноправными участниками игры.

 

Правила игры

У каждой команды – 10 кораблей: 1 палубных – 4 шт., 2 палубных – 3 шт., 3 палубных – 2 шт., 4 палубных – 1 шт. Корабли не могут располагаться в клетках, граничащих друг с другом. Капитаны команд ходят по очереди, указывая курсором  на ячейку, в которой они хотят проверить наличие корабля противника, и нажимая при этом левую кнопку мыши. Если попадают в корабль – команда получает вопрос, на который отвечает очередной игрок команды. Если он ответит сам – команда получает 2 очка, если с помощью команды – 1 очко. При правильном ответе на вопрос команда ходит повторно. При этом на игровом поле необходимо с помощью функции «фломастер» (смотри в левом нижнем углу игрового поля) отмечать уже «обстрелянные» клетки и корабли. Команда, первой отыскавшая все 10 кораблей противника (независимо от того, утоплены они или нет) получает 3 бонусных очка. Команда, ответившая на все вопросы правильно – получает 5 бонусных очков. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.

 

Расположение вопросов для команды «Морские волки» указано на   рисунке:

поле морские волки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расположение вопросов для команды «Юнги» указано на рисунке:

поле юнги

 

Командам необходимо подготовить:

1.  Приветствие команде соперников.

2.  Представление каждого участника своей команды.

3.  Придумать представление своего капитана (смешное и интересное).

 

Ведущему необходимо подготовить:

1.  Компьютер с установленной программой Microsoft Office PowerPoint.

2.  Мультимедийный проектор с экраном (для демонстрации поля боя и задаваемых командам вопросов) или интерактивную доску, подключенные к компьютеру.

3.  Табло для отображения счета игры.

4.  Грамоты и (или) ценные призы для награждения команд участниц.

Ход мероприятия:

       I.      Слово ведущего, представление команд, объяснение правил игры.

    II.      Жеребьевка команд (одна команда, согласно жребию, становится «Морскими волками» и отвечает на вопросы 1-20, другая команда – «юнгами» и отвечает на вопросы 21-40).

 III.      Проведение «боя».

Вопросы и ответы для проведения игры:

  1. Назовите ученого, который изобрел телескоп и которого считают первым физиком. (Галилео Галилей).

galilei1

 

 

 

 

 

 

  1. Назовите имя изобретателя телефона (Александр Белл).

ал белл

 

  1. Первый в мире летчик-космонавт (Юрий Гагарин).

гагарин

  1. Назовите изображенный на рисунке прибор и величину, которую им измеряют (амперметр, сила тока).

амперметр

5.      Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого называют…..? (диффузией).

6.      закон омаНазовите ученого, который установил данный закон: (Георг Ом).

георг ом

 

7.      Назовите единицу измерения давления (1 Па).

 

8.      Назовите единицу измерения мощности (1 Вт)

9.       Древнегреческий ученый, который установил правило рычага и открыл закон гидростатики? (Архимед).

архимед

10.  Парообразование, происходящее с поверхности жидкости называют …? (Испарением).

11.  Назовите химический элемент, строение атома которого изображено на рисунке? (Литий).

 

атом лития

12.  Назовите единицу измерения  электрического напряжения (1 В).

 

13.  Назовите вид соединения проводников, изображенный на рисунке (параллельное).

 

параллельное соед

 

14.  Как называется прибор, изображенный на рисунке? (компас).

15.  Назовите самую удаленную от Солнца планету Солнечной системы (Плутон).

 

Pluton

 

16.  Учеными какой страны была создана первая атомная (ядерная) бомба ? (США).

 

ядерный взрыв

 

17.  Назовите планету Солнечной Системы, обладающую самой плотной атмосферой среди планет с твердой поверхностью (Венера).

 

венера

 

18.  Назовите изображенный на рисунке прибор и  величину, которую им измеряют.

 (термометр, температура).

термометр

19.  Расстояние между двумя ближайшими друг к другу точками волны, колеблющимися в одинаковых фазах, называют…? (длиной волны).

 

20.  Назовите изображенного  на рисунке ученого – физика. (Альберт Эйнштейн).

 

эйнштейн

 

 

21.  Назовите физика, который ввел три закона движения, названные в его честь (Исаак Ньютон).

ньютон

22.  Назовите изобретателя  беспроводного радио (Александр Попов).

александр попов

 

23.  Человек, первым ступивший на поверхность Луны (Нейл Армстронг).

 

армстронг

 

24.  Назовите изображенный на рисунке прибор и величину, которую им измеряют (мензурка или измерительный цилиндр, объем жидкости).

 

мензурка

25.  Изменение с течением времени положения тела относительно других тел называется…? (Механическим движением).

26.  Назовите ученых, которые установили данный закон. (Джоуль и Ленц).

ленц

джоуль

закон джоуля-ленца

 

 

 

 

 

27.  Назовите единицу измерения работы (1 Дж).

 

28.  Объясните принцип действия поршневого жидкостного насоса  (см. рис.)

 

nacoc

29.  Автор специальной теории относительности? (Альберт Эйнштейн).

эйнштейн

 

30.  Назовите изображенный на рисунке прибор и величину, которую им измеряют (Вольтметр, напряжение).

 

вольтметр

31.   Явление превращение жидкости в пар называют …? (парообразованием).

 

32.  Назовите химический элемент, строение атома которого изображено на рисунке? (Гелий).

 

атом гелия

 

33.  Назовите единицу измерения силы тока (1 А).

34.  Назовите вид соединения проводников, изображенный на рисунке (последовательное).

 

последовательное соед

 

 

35.  Как называется устройство, изображенное на рисунке (Джойстик)?

джойстик

 

36.  Назовите планету  Солнечной системы, получившую имя древнегреческого  бога войны (Марс).

марс

 

37.  Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер).

юпитер

 

38.  В какой стране была создана первая действующая атомная электростанция ? (СССР).

kolskayaAES

 

39.  Возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места их возникновения называются…? (Волнами).

40.  Назовите изображенного на рисунке  русского ученого (Михайло Ломоносов).

ломоносов

 IV.      Подведение итогов.

В результате проведения данной игры студенты получили возможность наглядно увидеть, как знания по изучаемым  в курсе физики используются в жизни. Студентам становится понятно, что всевозможные изобретения, используемые в быту и на производстве, были сделаны благодаря развитию науки вообще, и физики – в частности. Данные факты, несомненно, должны положительно сказаться на желании ребят учиться, а чувство товарищества и ответственности за судьбу команды поспособствует укреплению желания работать в коллективе и улучшению взаимоотношений между учащимися. Таким образом,  цели, поставленные перед созданием игры, можно считать достигнутыми.

 

    V.      Награждение победителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.  Список использованной литературы

 

1.Разумовский В.Г. Творческий поиск учителей: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. С. 288.

2.Мощанский В.Н., Савелова Е.В. История физики в средней школе: библиотека учителя физики. М. Просвещение, 1981. С. 203.

3.Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике: учебное пособие для учащихся. М. Просвещение, 1986. С. 207.

4.Остер Г. Задачник по физике: книга для учащихся. М. Астрель, 1999. С. 126. 

5.Применение информационных технологий в обучении // Педагогический журнал «Учитель»: www.ychitel.com/inet_obr/obr5.htm.

6.Можно ли угодить всем // Журнал «Технологии  творчества».2001.№1

www.trizminsk.org/r/tt/000101.htm.

7.Использование информационных технологий в общеобразовательной школе //Журнал «Физика в школе»: www/schoolpress.ru/fizika/main.html

8.Повышение интереса учащихся при обучении физике //Журнал «Методист»: www/physics.uni-altai.ru./Metodist/issue.

9.Занимательность на уроках физики // Газета « Первое сентября».2008 №13

www.fiz/1september.ru.

10.Перельман Я.И. Занимательная физика: учебное пособие в 2-х книгах     М. : Наука,1979.                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru