Типы экологических маркировок в России, Европе и мире
1.Вредные вещества попадают в организм человека разными путями, в том числе через токсичные продукты и вещи.
2. Независимые структуры, чтобы отделить экологически чистую продукцию от неблагополучной, придумали маркировать её по определённым правилам.
3. Экомаркировка наносится на упаковку или этикетку после аттестации товара на соблюдение экологических требований.
Мы сегодня расскажем как расшифровать значение этих символов и делать осознанный выбор при покупке продуктов питания, товаров и услуг.
Что такое экомаркировка?
· Экологическая маркировка присваивается компаниям, доказавшим высокое качество выпускаемых продуктов или услуг путём проверки на экологическую чистоту. Изображается она в виде знаков (этикеток), которые наносят на упаковку товара.
Экологический знак несёт сведения о безопасности продукта в разные моменты:
· добыча ресурсов;
· изготовление (энергетические затраты, выброс вредных веществ);
· транспортировка;
· эксплуатация;
· хранение;
· утилизация.
Экомаркировка не раскрывает свойства и состав, хотя эти качества учитываются при экспертизе. Она характеризует экологичность.
Цель любой маркировки – донести до покупателя нужную, конкретную информацию о товаре (услуге). Выбирая товар со знаком из серии
экомаркировка, человек делает осознанный шаг в сторону более полезного варианта.
Производители, заботящиеся о конкурентоспособности выпускаемых товаров, вынуждены повышать их качество, усовершенствовать процесс изготовления, выбирать безопасное сырьё.
Подать запрос на экспертизу может любая компания в добровольном порядке.
Кто контролирует экомаркировку?
Объединением организаций по экосертификации из разных стран мира занимается
Независимая некоммерческая Всемирная Ассоциация Экомаркировки (The Global Ecolabelling Network (GEN),
основанная в 1994 году.
Всемирная ассоциация занимается:
· распространением экомаркировок, укреплением их значения в мире;
· продвижением задач экомаркировки на международном уровне;
· развитием экологически чистого производства.
Виды экомаркировки
Экологическая маркировка I типа: экологическая сертификация
Это комплексный анализ экологичности продукта, позволяет составить полное представление о его свойствах.
Маркировка I типа обозначает наивысшую степень благополучия в плане экологии
Экосертификация I типа контролируется незаинтересованной стороной, действующей по европейским стандартам.
Экологическая маркировка типа II:
экологическая самодекларация
Маркировка информирует о способах предотвращения загрязнения окружающей среды в процессе эксплуатации и утилизации. Например, призывает к правильному складированию отходов или упаковки путём сдачи в пункты приёма (мусоросборники) для отправки на перерабатывающие заводы.
Символы II группы, известные во всём мире:
1. Американский знак «ресайклинг». Ставится на продукцию из вторсырья, отходы которой так же подлежат переработке;
2. «Зелёная точка», разработана германской компанией DSD. Наносится на упаковку, подходящую для вторичной переработки. Отходы с экомаркировкой «Зелёная точка», становятся собственностью перерабатывающей организаций, работающей в системе
Экологическая маркировка типа II – это экологическая самодекларация продукции от предприятия-изготовителя или торгового представителя, заявляющего об её чистоте и безвредности без экспертизы незаинтересованной стороной. Правила отражены в ИСО 14 021.
Экологическая маркировка типа III:
экологическая декларация
Символика III группы предупреждает о возможной опасности при эксплуатации, хранении, утилизации продукта, раскрывают правила обращения с ним
Сертификация проводится незаинтересованной в результате структурой по правилам, установленным в ИСО 14 025. На международном уровне экосертификацию III типа контролирует Global Environment Declaration Network, GEDNET.
Стремление производителей увеличить спрос на свою продукцию привело к огромному количеству надписей, наподобие «эко», «био». Они никак не связаны с принятой экомаркировкой. Производитель наносит их на товар без проверки экологичности.
В России Требования к продуктам питания отражены в постановлении «Роспотребнадзора» от 2018 г., который, по сути, является переводом международных нормативов.
Но одна российская экомаркировка завоевала признание за рубежом – это «Листок жизни». Символ подтверждает соблюдение требований на всех этапах.
Экосертификация «ЛИСТОК ЖИЗНИ»
Российская экомаркировка, признанная во всем мире
Знак «Листок жизни» (Vitality Leaf) является экомаркировкой I типа, пользуется международным доверием. Организации, доказавшие экологичность своих товаров (услуг) по программе «Листок жизни», и получившие право наносить данную экомаркировку, получают ряд преимуществ:
· практические советы специалистов по повышению уровня экологичности;
· использовать «Листок жизни» для рекламы;
· участие на мировом рынке, взаимодействие с зарубежными компаниями;
· преимущества в госзакупках, снижение расходов.
В 2007 г. был принят во Всемирную Ассоциацию Экомаркировки (GEN), а в 2011 – в Международную программу взаимного доверия и признания, включающую только лидирующие экомаркировки мира.
На территории Европейского союза органическая продукция обязательно проходит экологическую сертификацию. Продукты питания с экомаркировкой на упаковке пользуются большим спросом у потребителя. Ведь именно по экознаку можно определить её безопасность.
«Европейский цветок», ЕС.
Означает, что продукция имеет натуральное происхождение, прошла проверку на экологическую безопасность.
«Северный лебедь» (Скандинавские страны).
является экомаркировкой I типа.
Распространяется на многие товары и услуги (упаковка, супермаркеты, прачечные, печатные услуги и другое).
1. Удостоверяет в экологичности 13 товаров разного вида, в их числе шампуни, мыло, туалетная бумага, одежда, электрика и другое.
«Лента Мебиус»
.
Изображается в форме треугольника из 3-х лент со стрелками.
Маркировка создана для упаковочного материала, сделанного из вторичного сырья. Относится к экомаркировке II типа, по этой причине не контролируется независимыми экспертными организациями.
2.
3. \Лейбл «Вторичная переработка пластика».
4.
Лейбл
«Вторичная переработка пластика».
Наносится на пластиковые товары, которые подходят в качестве вторсырья. Изображается
в виде треугольника, внутри которого имеется цифра, обозначающая тип пластика.
5. Экознак Ozone Friendly.
Кроме символов Европы, покупателям знакомы товары с японской маркировкой «Экознак», «ЭкоЛого» (Канада) и «Зелёная печать» (США).
Экомаркировки Naturtextil Best (международное сообщество) и «Эко-Текс» (Россия) разработаны для текстильных изделий.
Товары с такой маркировкой не содержат токсичных красок, ядохимикатов, тяжёлых металлов.
Где искать товары с экомаркировками?
Найти экологически чистую продукцию просто – достаточно зайти в супермаркет и внимательнее рассмотреть упаковку товаров или этикетку на них. Экомаркировка на упаковке или этикетке означает, что изделие экологически чистое.
Что важнее экомаркировка или натуральный состав?
При выборе продуктов питания, ориентироваться рекомендуется, прежде всего, на состав. Он должен быть максимально натуральным.
Экологическая маркировка означает отсутствие токсинов, тяжёлых металлов, радиоактивных накоплений и других ядов. Иногда уровень безопасности можно определить по другим факторам. В качестве примера можно привести кедровые орехи, произрастающие в России только на Дальнем Востоке – наиболее благоприятной, с точки зрения экологии, местности. Наличие экомаркировки подтверждает бережное и заботливое отношение производителя к окружающему миру, животным, здоровью людей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.