Урок географии в 9 классе
Тема: Экологическая ситуация в России
Цель: выяснить содержание понятия «геоэкологическая ситуация», систематизировать знания о современной геоэкологической ситуации в России, источника загрязнения окружающей среды, сформировать знания учащихся о взаимосвязи геоэкологической ситуации в России и проблемы народонаселения (демографический кризис, высокая смертность, увеличение количества заболеваний) о влиянии на население чрезвычайных ситуаций природного и техногенного похождения, способствовать формированию навыков мышления высокого уровня - анализа, синтеза, оценки; продолжить формировать умение работать с различными источниками географической информации.
Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.
Оборудование: карта геоэкологической ситуации России, атлас России.
Опорные и базовые понятия: геоэкология, геоэкологическая ситуация; антропогенни факторы, законодательные акты об экологической ситуации.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
1. Геоэкология - научная дисциплина, исследующая взаимодействие человека с окружающей средой (влияние среды на человека и человека на природу) в пространстве - проживание и жизнедеятельность в географической оболочке, ландшафтах и их компонентах. Геоэкология решает взаимосвязанные задачи оценки проживания и разнообразной производственной деятельности человека, а также прогнозирование устойчивости природы и ее реакции на различные антропогенные воздействия.
Антропогенные факторы - факторы, обусловленные влиянием деятельности человека на отдельные компоненты и природные комплексы.
2. На экологическую ситуацию в стране влияют неблагоприятные природные процессы и явления (паводки, лесные пожары, смерчи, засухи и т.д.), нерациональная хозяйственная деятельность человека, интенсивная деятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Экологическая безопасность окружающей среды характеризуют предельно допустимые нормативы экологической безопасности:
• концентрация загрязняющих веществ в окружающей среде ¬ выше;
• уровни акустического, электромагнитного, радиационного воздействия на природную среду;
• содержание вредных веществ в продуктах питания;
• выбросы и сбросы в природную среду загрязняющих химических веществ.
IV. Изучение нового материала
Как возникает экологическая ситуация?
Человек не только приспосабливается к своему природному окружению, но и активно изменяет его в результате хозяйственной деятельности.
Современное общество не смогло бы жить в окружении той природы, что существовала до появления человека: без огромных массивов распаханных земель, осушенных болот, орошаемых полей, полезных ископаемых, судоходных каналов, дорог и автомобилей, городов и заводов и т. д. Таким образом, общество приспосабливает природу под свои нужды, изменяет её так, как считает необходимым.
По словам русского литературного критика XIX в. Д. И. Писарева, человек ≪вкладывает свой труд в природу, как в сберегательную кассу≫, а последующие поколения пользуются уже благоустроенной, ≪приспособленной≫ для комфортной жизни человека природой.
Очень часто человек не знает или не думает об отдельных отрицательных последствиях своего вмешательства в природу. И тогда мы наблюдаем снижение качества окружающей природной среды и ухудшение условий жизни и здоровья людей.
Самыми мощными факторами воздействия на окружающую среду являются промышленность, сельское хозяйство, транспорт, урбанизация. Они являются основными источниками загрязнения воздуха, воды, почвы. Подсчитано, что на каждого жителя России ежегодно приходится свыше 180 т загрязнённой воды, от сжигания ископаемого топлива выделяется 3,5 т двуокиси углерода, 0,5 т пыли. По оценкам учёных, здоровье людей на 20 % зависит от состояния окружающей среды.
Масштабы воздействия человека на окружающую среду привели к возникновению проблемных экологических ситуаций. Негативные изменения в окружающей среде достигли уровня, представляющего серьёзную угрозу для здоровья человека.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ИЗМЕНЯЕТ ПРИРОДНУЮ , СРЕДУ. ЭТО ЧАСТО ПРИВОДИТ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.
От чего зависит экологическая ситуация?
Экологическая ситуация связана с изменением природы и её влиянием на физическое здоровье человека на определённой территории. На экологическую ситуацию оказывает влияние не только специфика природы, но и особенности социально- экономического развития, включающие степень хозяйственного освоения территории, плотность населения, уровень технологического развития, специализацию и концентрацию промышленного и сельскохозяйственного производства.
На экологическую ситуацию в России оказывает влияние состояние окружающей среды граничащих с ней территорий. В этой связи говорят об эколого-географическом положенииРоссии. И здесь важную роль играет положение нашей страны по отношению к трансграничным переносам загрязняющих веществ, например, когда выбросы в атмосферу в странах Западной Европы через западный перенос воздушных масс распространяются на территории стран Восточной Европы, включая Россию. Вредные вещества могут переноситься из одной страны в другую и речным стоком, например из Китая в Россию по Амуру.
Эколого-географическое положение — это положение по отношению к территориям с различной экологической ситуацией.
Экологические проблемы — это проблемы ухудшения условий жизни человека, возникающие в результате взаимодействия человека и природы и угрожающие его здоровью.
По степени благополучия для проживания и состояния здоровья населения экологическую ситуацию можно оценивать как благоприятную или неблагоприятную.
Неблагоприятная экологическая ситуация связана с возникновением экологических проблем. Классификация экологических ситуаций с точки зрения остроты и напряжённости для человека (т. е. по последствиям для систем жизнеобеспечения людей) представлена в таблице.
Нередко неблагоприятные экологические ситуации возникают в результате крупных аварий, экологических катастроф. Они кратковременны, но имеют долговременные, часто непредсказуемые последствия для человека и природы. Печально известны катастрофические последствия аварии на Чернобыльской АЭС, сказавшиеся на здоровье многих российских граждан, так как на многие годы была загрязнена окружающая среда.
Разрешению экологических ситуаций в России способствует комплекс мер, обеспечивающих повышение качества окружающей среды.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ЗАВИСИТ ОТ ХАРАКТЕРА И СТЕПЕНИ — АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДУ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ИЗМЕНЯЕТСЯ КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
4. Влияние геоэкологической ситуации на население.
Класс может разделиться на несколько групп. Одна группа будет отстаивать мнение, что состояние окружающей среды в России угрожает жизни и здоровью населения. Другая, убеждать, что ситуация не столь безнадежна, что существуют территории, являющейся незагрязненные. Часть учеников могут предложить «рецепты» выхода из ситуации.
Заключение. Сейчас настало время серьезного переосмысления человечеством отношение к природе, объединения усилий и создания региональных, локальных программ дальнейшего развития и выживания, которые имеют ба ¬ зуватись на новых социально-политических принципах, экологической основе глубоких экологических знаниях, рациональному природопользования ¬ ни с соблюдением требований по охране, сохранению и воспроизведению окружающей среды. Решение проблем может быть двумя способами: борьба с последствиями и предупреждения негативных эко ¬ логических следствий.
К основным срочным мерам по оздоровлению экологической ситуации в России можно отнести следующие:
• активизация экологического образования в образовательных учреждениях и экологического воспитания населения с помощью СМИ; природоохранных обществ;
• разработка комплексных программ по охране природы в рамках региона на базе результатов научных мониторинговых исследований;
• проведение независимых научных комплексных экологических экспертиз с целью составления экологического прогноза и выработки рекомендаций локального масштаба;
• увеличение расходов на природоохранную деятельность;
• запрет любых отступлений от проектов, которые могут повредить окружающей среде;
• создание экономических стимулов для проведения экологических походов;
• учет общественного мнения при решении вопросов строительства промышленных, энергетических, военных объектов;
• активная пропаганда передового экологического опыта.
V. Закрепление изученного материала
Беседа по вопросам
1. Назовите факторы, наиболее сильно воздействующие на окружающую среду.
2. Продолжите предложение: ≪Экологическая ситуация — это ...≫
3. Что такое экологические проблемы? Какие экологические проблемы существуют в нашей стране?
4. Найдите на экологической карте в атласе территории с различными видами экологических ситуаций. Что это за территории? С чем связаны экологические ситуации на них?
5. Выясните особенности экологической ситуации в вашей местности. Чем она вызвана? Какие пути решения вы можете предложить в рамках проекта ≪Каким я хочу видеть экологическое будущее моего района≫?
6. Сформулируйте и обоснуйте прогноз экологической ситуации в вашем регионе на 2020 г.
VI. Итоги урока
Прием «Делаю вывод»
Ученики обобщают материал урока.
Геоэкологическая ситуация — это состояние окружающей среды в определенный период времени на определенной территории.
Современная геоэкологическая ситуация в России характеризуется как кризисная.
Основными источниками загрязнения окружающей среды являются атомные и тепловые электростанции, транспорт, предприятия промышленности, сельскохозяйственное производство, полигоны твердых отходов, бытовые стоки.
Основными загрязнителями окружающей среды являются химические, радиоактивные вещества, пыль, сажа и пр.
Основным путем попадания вредных веществ в организм человека является атмосферный воздух.
Комплексное загрязнение окружающей среды отрицательно влияет на иммунную систему человека.
Авария на ЧАЭС необратимо повлияла на окружающую среду и здоровье населения приграничных районах с Украиной.
Каждый ландшафт выполняет геоэкологическую функцию.
Рефлексия
Настал черед подвести итог урока, в этом вам поможет памятка. (На стадии рефлексииурока для формирования монологических ответов и самооценивания учащихся целесообразно использование памятки):
· Мне больше всего удалось ...
· Я могу себя похвалить за…
· Я могу похвалить одноклассников за...
· Меня удивило…
· Для меня было открытием то, что ...
· На мой взгляд, не удалось…, потому что…
· На будущее я учту…
VII. Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.