Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, задача воспитателя подобрать для работы с детьми раннего возраста такие приемы и методы, которые благоприятно скажутся на его экологическом воспитании, помогут заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Дидактическая игра «Времена года» занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются система основных понятий о сменяемости времен года и связанными с этим изменениями в жизни живой и неживой природы. Данные понятия формируются в доступной игровой форме, а также в результате самостоятельной деятельности с игровым материалом. В образовательной деятельности к данной игре можно обратиться неоднократно: она может служить своеобразным календарем природы для детей 2 -3 лет.
Экологическая игра «Времена года»
(для детей 2 – 3 лет)
Кипина Светлана Васильевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад №3»,
г.Чердынь, Пермский край
Цель: формирование у детей раннего возраста понятия о временах года и о зависимости
жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать словарный запас;
Закреплять знания детей о временах года;
Учить воспринимать красоту природы.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, внимательность, умение
рассуждать;
Развивать эстетическое восприятие красоты природы;
Развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, мелкую моторику
рук, фантазию и логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе;
Доставить детям радость и удовольствие от совместных игр.
Целевая аудитория: дети раннего возраста (2 – 3 года)
Правила игровой деятельности: зависят от варианта игры. Общим является то, что
необходимо действовать согласованно, слушать друг друга.
Материалы и оборудование: фетровое игровое поле с изображением ствола дерева (для
удобства использования фетр приклеен к твердой основе), детали из фоамирана, с обратной
стороны которых имеется липучка (для крепления их к игровому полю): листья зеленые
большого и маленького размера, листья красного, желтого и оранжевого цвета, солнце (одно –
побольше, другое – поменьше), тучи, капли дождя, ромашки, бабочки, трава, мелкие розовые
цветы (цвет яблони), снежинки.Время игры: 10 – 15 минут (в зависимости от количества участников и сформированности
знаний о сезонных явлениях в неживой природе)
Ход игры:
Вариант 1: В игре одновременно может играть 1 – 5 человек. Педагог читает стихотворение о
времени года. Детям необходимо догадаться, о каком времени года говорится в
стихотворении и «одеть» дерево на игровом поле в нужный наряд. Для этого выбрать
необходимые детали и с помощью липучек, которые имеются на каждой детали, закрепить их
на игровом поле.
Например, педагог читает стихотворение:
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
Затем спрашивает, о каком времени года рассказывает стихотворение. Предлагает детям
выбрать нужные детали (снежинки) и выложить их на игровом поле. Дети раскладывают
снежинки на дерево, под дерево, а также снежинки могут кружиться и в воздухе. После этого
педагог предлагает детям вместе повторить стихотворение о зиме.
ЗимаВесна
Лето
ОсеньВариант 2:
Используется для индивидуальной работы с детьми, когда знания о сезонных явлениях
сформированы. Можно использовать в качестве диагностики знаний по экологическому
воспитанию.
Педагог на игровое поле выкладывает элементы, которые отражают разные сезонные
явления (например, на дереве листья зеленого цвета, а под деревом – снежинки). Предлагает
детям определить, что на поле не правильно и почему. Затем предлагает исправить ошибку и
рассказать о изображенном на поле времени года.
Анализ результатов игры: Играя, дети интересной форме познакомились с сезонными
изменениями в природе (живой и неживой), обогатился их словарный запас по теме. Также
дети смогли увидеть эти явления в окружающей действительности и дать объяснения многим
явлением, которые являлись содержанием игры «Времена года».
Рефлексия игры: С помощью игры достигнута цель и реализованы задачи знакомства детей
раннего возраста с сезонными явлениями. На следующем возрастном этапе (младший
дошкольный возраст) дети будут использовать ее в самостоятельной деятельности. В
совместной деятельности взрослого и детей стихотворения педагог заменит на загадки о
временах года, проблемные ситуации по теме. Дети смогут использовать игру в помощь своим
рассуждениям, доказательствам и т.д.