Сейчас особо остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую бы входили не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе. Наши задания будут дублироваться на английском языке.
Экологическая тропа.docx
Экологическая тропа "Удивительное рядом"
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Основные характеристики экологической тропы.
3. Отличительные особенности экологической тропы.
4. Маршрут учебной экологической тропы.
5. Экологическая характеристика тропы.
6. Оформление экологической тропы.
7. Станции маршрута экологической тропы “ Удивительное рядом ”.
Описание станций (расположение, биоценозы, интересные объекты).
8. Завершение маршрута.
9. Формы работы с детьми на экологической тропе.
10. Бережное отношение к природе.
11. Литература.
12. Приложение.
1. Пояснительная записка
« Глетчерный лед, безмерный океан, почвенный раствор, гейзер,
минеральный источник — составляет единое целое, связанное между
собой. Вся масса воды и в жидкой, и в газообразной, и в твердой
форме находятся в непрерывном движении, переполнена
действенной энергией, сама вечно меняется и меняет все окружение».
В. И. Вернадский
Сейчас особо остро стоит проблема экологического образования
населения. Необходима система экологического просвещения, в
которую бы входили не только средства массовой информации и
экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное
общение человека с природой. Экологическое просвещение является
одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно
подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от
потребительского отношения к природе. Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные
природные объекты, имеющие природоохранную и историческую
ценность. Нам захотелось добавить маленькую изюминку в это
полезное дело. Наши задания будут дублироваться на английском
языке.
Экологическая тропа “Удивительное рядом ”, разработанная
учителями МОАУ «СОШ № 31» Великого Новгорода, имеет большое
значение для изучения экологии родного края. Она знакомит
подростков с разными объектами природы, находящимися в пределах
Детского оздоровительно-образовательного центра «Гверстянец» и
прилегающей к нему территории.
2. Основные характеристики экологической тропы
Вид тропы: экологическая.
Местонахождения: ДООЦ «Гверстянец», дер. Долгий Бор Крестецкого
района Новгородской области.
Год закладки: 2005.
Состояние тропы: хорошее.
Протяженность: 3 км.
Режим пользования: исследования, фенологические наблюдения.
На территории центра неоднократно проводились профильные
экологические смены в различные сезоны года. Например, профильный
экологический отряд «Лесные Робинзоны» для школьников среднего
возраста. Дети собирали материал, который был использован в работе
следующих смен, где данным направлением заинтересовывались
ребята, приезжающие для отдыха и лечения в период летних каникул
изучали фенологию, орнитологию. В ночь с 6 на 7 июля отмечали день
Ивана Купалы, плели венок из 12 растений и о каждом рассказывали,
знакомились не только с флорой, но и с народными традициями,
создавали разные знаки: защита растений и муравейников, собирали
шишки и изготавливали поделки.
Краткое описание границ маршрута: начало маршрута территория
детского оздоровительного лагеря «Бригантина», затем движение к
сопкам, далее ДООЦ «Гверстянец», озеро Гверстянец, пересекаем
границу где наблюдаем за утками, узнаем какие рыбы водятся в озере,
подходим к Дереву Свиданий и раздумий, изучаем лекарственные и
охраняемые растения, далее движемся по нижней аллее к Дереву
Желаний , обходим болото, направляемся к Старой коряге и завершает
наш маршрут река Холова и водопад. Тип тропы: линейная.
Назначение экологической тропы: учебно-познавательная.
Цель тропы: Развивать экологическую культуру, прививать любовь к
родному краю.
Образовательная – расширение знаний об объектах и процессах
окружающей нас природы.
Важно научить детей наблюдать и наблюдать за явлениями природы,
видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах,
заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному
изучению биологии и экологии, научить замечать различные
проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.
Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры
поведения человека, развивать экологическую сознательность,
разъяснять правила поведения в природе и важность коренного
изменения взаимоотношений Человека и Природы.
Развивающая – помимо образовательной и воспитательной целей,
экологическую тропу можно использовать для организации активного
отдыха учащихся.
В воспитательных целях необходимо перед походом по тропе
разъяснять детям правила поведения на природе, развивать в них
экологическую сознательность, постоянно обращая внимание на те или
иные объекты природы, встречаемые на тропе.
Задачи тропы:
дать природоохранные знания и умения подросткам;
воспитать любовь к природе, малой Родине;
формировать личную ответственность у детей за сохранность
природных объектов;
Разработчики тропы: учитель биологии, географии и экологии Терехова
Е.Н. , учитель английского языка Соцкова С.М. МОАУ «СОШ № 31»
Великого Новгорода.
3. Отличительные особенности данной экологической тропы.
Крестецкий район является своеобразной серединой Новгородской
области. Его название указывает на пересечение дорог. Древняя дорога
из Новгорода, а позднее из Санкт-Петербурга в Москву проходила по
берегу озера Гверстянец. По этой дороге шли ополчения новгородцев
на защиту рубежей своей земли, двигались войска Дмитрия Донского, Ивана Грозного. Здесь проезжал Петр I, Екатерина II, А.Н. Радищев, А.С.
Пушкин.
Большинство разработок маршрутов экологических троп включают в
себя карту маршрута тропы, некоторые ее характеристики, список
станций и перечень наиболее интересных объектов.
Состояние живой природы на станциях меняется в зависимости от
времени года, одни объекты растительного и животного мира можно
встретить весной, другие – летом или осенью, поэтому разработка
экологической тропы должна учитывать фенологические изменения в
природе. Экологическая тропа рассчитана на разные возрастные
группы детей.
4. Маршрут экологической тропы «Удивительное рядом».
Маршрут учебной экологической тропы “ Удивительное рядом ”
проходит по окрестностям ДООЦ «Гверстянец» и детского
оздоровительного лагеря «Бригантина», который в данное время не
пригоден для детского отдыха, хотя и открыт для свободного
посещения.
5. Экологическая характеристика тропы.
Экологическая тропа “ Удивительное рядом ” проходит по окрестности
ДООЦ «Гверстянец», дер. Долгий Бор Крестецкого района
Новгородской области.
Растительный мир достаточно богат и разнообразен; среди
биоценозов в основном представлены различные сообщества:
светлохвойная тайга, смешанный лес, болото и луг.
Большой интерес представляют озеро Гверстянец и его окрестности.
Здесь можно понаблюдать за водными насекомыми, познакомиться с
лекарственными растениями, занесенными в Красную книгу
Новгородской области.
6. Оформление экологической тропы
Мы используем следующие типы информационных текстов и знаков:
общий указатель и схема тропы, представленная маршрутной
съемкой;
правила поведения на природе;
сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;
поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой; 7. Станции маршрута экологической тропы «Удивительное
рядом».
В начале маршрута по экологической тропе рекомендовано провести
беседу о правилах поведения в природе, рассказать о том, когда и с
какой целью была устроена эта тропа, познакомить с картой-схемой
тропы.
Описание станций (расположение, биоценозы, интересные
объекты).
Масштаб карты в 1 см 20 метров.
На протяжении маршрута экологической тропы “ “ Удивительное
рядом ” мы запланировали 10 станций, т.е. остановок, где можно более
подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами в различные
сезоны года, представителями флоры и фауны, оценить экологическую
ситуацию и антропогенное влияние на природу.
1. История и Легенды озера Гверстянец.
Озеро Гверстяница и его окрестности — это памятник природы
регионального значения, комплексного, ландшафтного,
геоботанического, зоологического и гидрологического профилей.
Воздух здесь полон целебного аромата соснового бора и благоухания
трав. Округлое озеро площадью 50,78 га и глубиной до 22 м
расположено среди морёных холмов, покрытых разнообразной лесной
растительностью. Здесь растут сосняки и ельники, широколиственные и мелколиственные леса; есть и болота, где каждый год местные
жители собирают множество клюквы, и крупнотравье, и
растительность пойменных лугов. Дно озера устилает мелкий белый
песок, который в старину называли «гверста» — возможно, отсюда и
название озера. Точно его история неизвестна, но в в народе
существует много легенд, посвящённых образованию и названию этого
озера. Как гласит одна из легенд, когда-то давным-давно, жил на
берегу озера одинокий старик. Был у него прекрасный конь: белее
снега, с золотою гривою. Каждый день он гулял по берегу озера, а
зимой он скакал по толстому льду. Был он удивительной красоты,
необычайной стати, верным другом одинокого старика. Но однажды,
зимой, на очередной прогулке лёд под конём раскололся. Конь стал
медленно тонуть. В глазах его была мольба о помощи, но несчастный
старик ничем не мог ему помочь. Долго он оплакивал своего верного
товарища на берегу озера. Тогда и решил старик назвать это озеро в
честь своего коня — Гверстянец. Говорят, что до сих пор ночью после
полуночи дух коня скачет по тихой глади озера. Но увидеть его может
лишь тот человек, у кого чисты душа и помыслы.
The Lake Guertanits and its surroundings is a nature monument of regional
significance. The air here is full of the aroma of pine forest and the fragrance
of herbs. The round lake with an area of 50,78 hectares and a depth of 22 m
is located among the hills covered with various forest vegetation. There are
pine and spruce forests, broad-leaved and small-leaved forests; there are
swamps where every year the locals collect a lot of cranberries. 1. Сопки, история образования. Луговая земляника. Сопки были насыпаны больше тысячи лет назад новгородскими
словенами. Вероятно, они возвышались на краю поселения и
служили местом захоронений старейшин или наиболее
выдающихся членов общины. Погребения, как правило,
производились по языческому обряду трупосожжения. То есть,
покойника сжигали вместе со всеми вещами на погребальном
костре, а пепел собирали в глиняный горшок и погребали в
насыпи. Позднее, после принятия христианства, этот обычай был
забыт, хотя о том, что кто-то здесь похоронен, помнили ещё
долгое время. Такие насыпи, несли также некую сакральную
нагрузку, являясь своего рода святилищами для членов общины. В
какой-то момент они получили такое широкое распространение,
что стояли у каждого более-менее значительного поселения. В
некоторых случаях, сопки образуют группы численностью до
нескольких десятков насыпей.
The hills were filled more than a thousand years ago with Novgorod
Slovenes. Probably, they towered on the edge of the settlement and
served as a burial place for elders or the most prominent members of
the community. Первые две сопки и место вокруг них в народе называют «Поганое
озеро». Откуда такое название? Дело в том, что если спуститься вниз,
вы увидите реку Холова. Здесь её глубина местами не более 50 см, а
ширина около 3,5 м. Раньше на этом месте был большой омут под
названием Поганое озеро. Местные жители ходили сюда ловить рыбу.
Но после строительства моста в деревне Старое Рахино каждую весну
река смывала и уносила с собой песок. Поэтому постепенно омут
занесло песком. Но место это всё равно сохранило своё название.
Вторая группа сопок носит название «Чёртова кухня». Здесь тоже
раньше за большим оврагом был омут. По той же причине, что и
«Поганое озеро», его сейчас не существует. Осталась лишь река,
некогда их соединяющая. На территории «Бригантины» представлены
три сопки. Земляника луговая, или Fragaria virídis, известна под многими
названиями: земляника зеленая, полуница, клубника степная,
земляника холмистая.
Если сравнивать лесную и луговую ягоды, то первой радует урожаем
луговая. Все дело в том, что она растет на открытой местности и ей
достается больше солнца. Правда, часто она оказывается мельче
лесной (особенно если долго не было дождя), в то время как собранные
на лесных полянках красные крупинки радуют сочностью и
жизнерадостным цветом.
If you compare forest and meadow berries, the forest ones come first. The
thing is that it grows in an open area and it gets more sun.
2. Кувшинки. Смешанный лес.
Кто может взирать на озеро с кувшинками и кубышками и не
испытывать трепет? Эти прекрасные водяные нимфы с грациозными
формами наполняют любого зрителя чувством безмятежности. Но
знаете ли Вы, в чём разница между кувшинкой и кубышкой? Можете ли
Вы отличить их друг от друга? На самом деле, различий между этими
двумя растениями немало.
These beautiful water nymphs with graceful forms fill any viewer with feeling
of serenity. But do you know the difference between a Lotus and a water Lily?
Кувшинка это общее имя для группы водяных цветущих растений,
принадлежащих к семейству Нимфейных (Nymphaeáceae), в то время,
как лотос принадлежит к семейству Лотосовых (Nelumbonaceae). Кувшинки
Смеешанный лес — лес, характеризующийся смешиванием хвойных и
лиственных древесных пород
4.Животный мир (утки, рыбы). Fauna (ducks and fish). 5. Дерево свиданий.
The tree of rendezvous.
Приятно присесть в подготовленное сосной кресло. Оно имеет
форму подковы. Присядешь на него, загадаешь желание- и оно,
обязательно, сбудется. А ребята постарше любят назначать там
свидания. 6.
Растения (Калган, Душица, Малина). Plants.
В XVII—XVIII веках калган в Западной Европе носил название «русский
корень». Данное название он получил из-за того, что попадал в Европу
через Россию из Китая и был широко распространен в русской кухне XVII
века. Пряность вводили в состав заварных пряников, медовых и
малиновых браг, сбитней и квасов. Калган придавал им
непередаваемый своеобразный аромат. Душица содержит дубильные вещества и аскорбиновую кислоту
.Эфирное масло, получаемое из растения, — бесцветное или
желтоватое. Хорошо передаёт запах сырья, обладает острым вкусом.
Эфирные масла с высоким содержанием карвакрола превосходят по
своим бактерицидным свойствам многие существующие антибиотики, а
по противоаллергическим — антигистаминные препараты. Малина — это любимое лакомство всех поколений. Это универсальная
ягода, которую используют кулинары, также с большим удовольствием
дети пьют малиновые сиропы при повышении температуры и боли в
горле, а в фармации применяют не только плоды, но и ветки, листья и
корни малины для заготовки лекарств.
7. Дерево желаний. Желание вернуться. Сосна. A Wish tree. A Pine. Сосна - дерево высотой 25—40 м и диаметром ствола 0,5—1,2 м.
Ствол прямой. Крона высоко поднятая, конусовидная, а затем округлая,
широкая, с горизонтально расположенными в мутовках ветвями. Кора
в нижней части ствола толстая, чешуйчатая, серо-коричневая, с
глубокими трещинами. Чешуйки коры образуют пластины
неправильной формы. В верхней части ствола и на ветвях кора тонкая,
в виде хлопьев (шелушится), оранжево-красная. Мужские шишки 8—12
мм, жёлтые или розовые. Женские шишки (2,5-) 3—6 (-7,5) см длиной,
конусообразные, симметричные или почти симметричные, одиночные
или по 2—3 штуки, при созревании матовые от серо-светло-коричневого
до серо-зелёного.
Сосны любят песчаные почвы, которые здесь образовались в
ледниковый период на моренных отложениях. Здесь нет луж после
дождя, так как вода сразу просачивается в нижние слои почвы. Корни
дерева оголены. За время наблюдения за данным объектом с 2005 года
четко прослеживается антрпогенное воздействие человека, так как
дети любят приходить сюда, завязывать на оголившихся корнях
ленточки, загадывая желания. Чаще всего это желание вернуться сюда
ещё раз. Кроме человека в последнее время оказывает влияние и
водная эрозия из-за отсутствия травы и лесной подстилки. Дерево надо
спасать! Это можно сделать покрывая оголившийся склон дёрном с
травой. Данный метод был успешно опробован директором ДООЦ
«Парус» Алексеем Сергеевичем на южном берегу озера Гверстянец. A pine – is a tree with a height of 25-40 m and a trunk diameter of 0.5—
1.2 m. the The trunk is straight. The crown is raised high, cone-shaped, and
rounded.
Скороговорки:
Сидел воробей на сосне. Заснул – и свалился во сне. Если б он не
свалился во сне, До сих пор бы сидел на сосне.
Под сосной в хвоинках рыжих не ищи весною рыжик. Рыжик – вестник
сентября.
Шапкой Саша шишку сшиб.
Под горой у сосновой опушки жили-были 4 старушки. Все 4 большие
болтушки.
Лежит ёжик у ёлки, у ежа – иголки.
Пословицы о сосне.
1. Далеко сосна стоит, а всему лесу веет, шумит, говорит.
2. Где сосна взросла, там она и красна.
3. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.
4. На сосне да ёлке – хвойные иголки.
5. Ель на ёжика похожа: ёж в иголках, ёлка - тоже.
8. Болото. Swamp
Так как в болото заходить опасно – мы предлагаем наблюдать
за болотом со стороны. Более того администрация ДООЦ
«Гверстянец» чтобы сделать отдых детей безопасным засыпала
часть болота песком, а дети, убирая территорию от природного
материала в течение последнего десятилетия свозили туда на
тачках шишки, ветки и хвою. Остались небольшие участки, которые бережно охраняются. На
них можно найти бруснику, чернику.
Cranberry.
Брусника
9. Старая коряга. Черника. Брусника. Светлохвойная тайга. Лишайники.
Лисички, подберезовики, белые. An old snag. Blueberry. Cranberry. Старая коряга лежит здесь с 2008 года. В том году сильным
ураганным ветром на территории лагеря было повалено восемь
деревьев, которые оборвали электрические провода. Лагерь
остался без света и воды. На помощь пришли военные. Они
готовили еду для всех ребят на солдатской кухне в течение трёх
дней. А дрова использовали от упавших деревьев. Эту корягу
сжечь не успели, потому что восстановили электроснабжение. А
для нас это как напоминание о том, что в жизни всё не вечно. Черника
9. Река Холова и водопад.
Холова – река, протекающая на северо-западе европейской части
России, в Новгородской области. Является левым притоком реки Мста.
История названия реки неизвестна, но по всей видимости связано с
рекой Волхов. Слог «ва» с финно-угорского означает вода.
Из озера Гверстянец вытекает ручей, соединяющий его с рекой Холова.
На ручье имеется водопад высотой около 160 см, который образовался
в результате естественной плотины из поваленных деревьев и наносов.
Холова здесь протекает по древней долине стока ледниковых вод. По
правому берегу у нее протяжённый обрыв высотой около 10 м. Почти
полностью река протекает на территории Крестецкого района, только
на небольшом участке 3 км она течёт по территории Маловишерского
района. Общая длина реки 126 км. Холова берёт своё начало из озера
Качан (Локотской сельсовет, д. Еваничи). Верхнее течение довольно
быстрое, вода прозрачная, и поэтому водится рыба хариус. На всём
протяжении реки есть пороги, нет которых только в нижнем течении. В
реку постоянно поступает родниковая вода. Глубина и ширина реки в
разных местах разные :
ширина : от 2 м до 35 м,
глубина : от 40 см до 1,5 м, есть омута до 10 м.
The Kholova is a river flowing in the North-West of the European part of
Russia, in the Novgorod region. It is the left tributary of the Msta river.
9. Завершение маршрута. Река Холова и водопад.
По окончании прохода по экологической тропе дети выкладывают
панно из природного материала, который они собрали за время
прохождения по маршруту. Поскольку большинство наших объектов являются излюбленным
местом отдыхающих, можно самостоятельно посещать их. Бережно
относитесь к территории экологической тропы рассказывайте тем, кто
будет здесь в первый раз.
10. Формы работы с детьми на экологической тропе. Рефлексия у старой коряги.
Скороговорки
1. Прилетели свиристели и в саду засвиристели. Свиристели,
свиристели в миг рябины опустели.
2. Проворонила ворона вороненка.
3. Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
4. Клёст клювом клюёт, а клюв крест-накрест.
5. Хоть щука и востра, Да не съешь ерша с хвоста, На ерша хороша
верша.
6. Курочка-ряба пестра, с носа востра.
7. Зимой поле белое, промёрзло-заледенелое.
8. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
9. Клест на сосне веселится весне.
10.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Викторина.
1. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ...
2. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Это кто? ...
3. Непоседа птица эта - одного с берёзой цвета. (Сорока)
4. Синяя косынка, тёмненькая спинка
Маленькая птичка. Звать её...
5. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх
головой? (Дятел, пищуха) 6. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается?
(Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их
пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)
.
11.
Литература
1. Афонин А.В. Экологические тропы России. – М.: ПК Литфонда
России, 1993. – 36 с.
2. Иглс П., МакКул С. и др. Устойчивый туризм на охраняемых
природных территориях. Руководство по планированию и
управлению. –М. –Смоленск: Маджента, 2006. – 188 с.
3. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. – М.: Московский
государственный художественно-промышленный университет
им. С.Г. Строганова, 2000. – 106с.
4. Методические рекомендации по оформлению экологических и
научных троп на ООПТ г. Москвы. М.: изд. Департамента
природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы,
2004.
5. Чижова В.П. План-проспект буклета по экологической тропе.
Методические рекомендации // Заповедные территории и
люди. Формы и методы работы.
6. Сборник скороговорок «Тридцать три Егорки» составитель
Г.Науменко Москва. Детская литература. 1989г.
7. Рыбы Новгородской области. Составитель Новикова Т.Г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.