Тема: Экологические проблемы
Содержание занятия: Экологические проблемы локального масштаба. Сокращение мест обитания диких видов. Снижение биоразнообразия. Продолжительность занятия: 45 минут.
Необходимые материалы и оборудование:
- Рабочие тетради
Рекомендации:
При проведении данного занятия старайтесь не запугивать детей негативной информацией об экологическом состоянии той среды, в которой они живут. Важно показать прямую связь состояния окружающей нас среды и нашего к ней отношения, зависимость качества окружающей среды (природной, социо-культурной и др.) и нашего участия (безучастия) в поддержании ее качества. Обсудите с детьми зависимость состояния окружающей среды от уровня экологической культуры жителей той местности, на которой эти проблемы выявлены.
Не стоит также обострять внимание детей на отдаленных проблемах, которые не сказываются на качестве их личной жизни напрямую. Например, проблема засорения морей и океанов пластиковым мусором затронет их в меньшей степени, нежели проблема отсутствия оборудованных полигонов для сбора ТБО, и, как следствие, – засорение бытовыми отходами городов, поселков, сел и деревень, в которых они проживают. Логично рассматривать тот круг проблем, который касается детей непосредственно, и на изменение которого они могут оказать влияние через личное участие.
При изучении уровней экологических проблем в первую очередь ведите речь о проблемах локального, местного уровня, которые в совокупности образуют проблемы регионального и далее глобального уровней.
Обсудите с детьми вопрос зависимости состояния здоровья человека от качества почвы, на которой выращивается сельскохозяйственная продукция, выращиваются корма для животных; от качества воды, которую они пьют, на которой готовится пища; от качества воздуха, которым они дышат. Выясните с детьми каким образом решаются вопросы повышения их качества жизни. (Решаются ли???)
Остановитесь на проблемах, характерных для конкретной территории, на которой живут семьи ваших учащихся: практически во всех поселениях нашей республики имеются несанкционированные свалки, в связи с отсутствием механизма сбора и утилизации ТБО происходит накопление вредных, токсичных веществ, опасных для здоровья (источники – батарейки, ртутьсодержащие лампы, термометры и т.д.). Практически во всех поселениях встречаются брошенные, бездомные животные. На отдельных территориях имеет место неконтролируемое разрастание борщевика.
О снижении биоразнообразия
Отдельно остановитесь на всепроникающем воздействии человека на природу, на уменьшении площадей территорий, не подверженных промышленным освоением, добычей, заготовками, и как следствие, отсутствием условий для естественного расселения обитателей на этих территориях (причина снижения биоразнообразия). Помимо всего прочего, человеку свойственно делить живые организмы на «полезные» и «вредные» виды и, соответственно, определять к ним отношение, решать какие организмы имеют право на дальнейшее процветание, а каким видам следует потесниться (например, насекомые-фитофаги).
Биологическое разнообразие — вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.
Начиная с XVII века основным фактором ускорения вымирания отдельных видов организмов стала хозяйственная деятельность человека. В общем плане причинами снижения разнообразия служат растущее потребление ресурсов, пренебрежительное отношение к видам и экосистемам, недостаточно продуманная государственная политика в области эксплуатации природных ресурсов, непонимание значимости биологического разнообразия и рост численности населения Земли. Причинами исчезновения отдельных видов обычно являются нарушение местообитания и чрезмерная добыча. В связи с разрушением экосистем уже погибли многие десятки видов. От чрезмерной добычи страдают промысловые животные, особенно те, которые высоко ценятся на международном рынке. Под угрозой находятся редкие виды, обладающие коллекционной ценностью. К числу других причин относятся: влияние со стороны интродуцированных видов (завезенных с других территорий), ухудшение кормовой базы, целенаправленное уничтожение с целью защиты сельского хозяйства и промысловых объектов.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.