УДК 372.8
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ
А. В. Сапего, Т. Г.Клейстер
Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Губернаторская женская гимназия-интернат» Кемеровский муниципальный округ
На современном этапе школьного образования, когда перемены в обществе требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, проектная учебная деятельность, особенно экологической направленности, становится первостепенной. Наличие экологического проекта является обязательным условием участия конкурсанта в олимпиаде регионального этапа по предмету экология.
Именно экологические проекты способствуют формированию у школьников экологического мировоззрения, активной гражданской позиции в области охраны окружающей среды, ответственности за результат собственной деятельности, позволяют внести свой личный вклад в улучшение состояния окружающей среды. Выполняя экологические проекты, школьники учатся планировать свою работу, оценивать экологическую ситуацию, аргументировать собственную позицию и представлять созданный проект перед аудиторией.
Важно отметить, что проект должен соответствовать всем критериям, представленным в методических рекомендациях, разработанных Центральной предметной комиссией для проведения регионального этапа олимпиады. Проекты, содержание которых не соответствует экологической проблематике, имеющие явные признаки плагиата (более 50 %), жюри отклоняются и не оцениваются. Для проверки уровня оригинальности текста проекта рекомендуется пользовать сайтом https://www.antiplagiat.ru Рукопись должна отражать основные этапы выполнения проекта и полученные результаты. В рукописи должны быть представлены следующие разделы:
· Титульный лист
· Оглавление
· Паспорт проекта
· Введение
· Глава 1. Теоретическое обоснование темы проекта
· Глава 2. Практическое описание проекта
· Материал и методы исследования
· Результаты и обсуждение
· Управление рисками проекта
· Перспективы развития проекта
· Заключение/Выводы
· Список использованных источников
· Приложения
Именно по этим разделам проводится оценка работы. Рукопись должна продемонстрировать творческий подход и оригинальность при четком соответствии темы, цели и задач содержанию проведенной работы и полученным выводам. Тема проекта выбирается в соответствии с интересами школьника. Цель проекта - это свёрнутое описание предполагаемого отсроченного результата.
Задачи проекта - это краткое описание действий, которые необходимо предпринять школьнику для достижения цели проекта. Формулировка цели начинается с имени существительного, а задач, как правило, начинается с глагола в повелительном наклонении. Например:«изучить»,«сравнить»,«проанализировать», «раскрыть», «выявить», «обосновать», «разработать», «апробировать», «показать», «определить», «охарактеризовать», «провести анализ».
Цель и задачи должны быть сформулированы чётко, лаконично, конкретно и понятно. Число задач зависит от содержания темы и цели проекта. Обычно - не более пяти. Задачи обязательно нумеруются и указываются сроки реализации, а также обозначаются ресурсы проекта. Важно, чтобы в теоретической части проекта: во-первых, были освещены как естественнонаучные, так и социальные стороны проблемы; а во-вторых, представлены как общетеоретические положения, так и конкретные примеры.
Рукопись проекта должна включать проработку нескольких литературных источников. Как правило, это специальные монографии или статьи. В качестве дополнительной литературы можно использовать научно-популярные журналы: «Природа», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Экология и жизнь», а также газеты, специализирующиеся на природоохранной тематике. Приветствуется, если в процессе работы над проектом, авторы посетили в своем районе местные органы Росприроднадзора, Роспотребнадзора и получили там информацию о региональных экологических проблемах. Замысел экологического проекта должен быть авторским, проявляться подход автора, его мнение, анализ проблемы и собственные выводы. Все приводимые в проекте факты и заимствованные соображения должны сопровождаться ссылками на источник информации. Например: Нас заинтересовало снижение рождаемости, зарегистрированное в последнее время в России (Население России, 1994) или: Установлено, что в крупных городах, таких как Москва, уровень загрязнения воздуха в некоторые часы может превышать предельно допустимые концентрации в 10 и более раз (Лихачева, Смирнова, 1994). Рекомендуется использование в рукописи проекта количественных данных и иллюстраций (графики, таблицы, диаграммы, рисунки).
В практической части предполагается описание результатов практической деятельности и их обсуждение. Приветствуется описание объектов, этапов работы, материалов и оборудования, последовательности и содержания деятельности, методики выполнения работ и обработки полученных данных. Обычно практическая часть проекта завершается выводами, в которых кратко описывается важность проведённых работ.
Выводы - это раздел рукописи, в котором в сжатом виде описываются основные результаты исследовательской и природоохранной деятельности. Объём раздела - одна страница. Число выводов определяется числом задач проекта и содержанием результатов проектной деятельности. Выводы должны быть краткими, чёткими, лаконичными, конкретными и соответствовать цели и задачами проекта. Завершают рукопись проекта разделы Заключение и Список использованных источников. В заключении представлены основные выводы, ясно сформулированные в тезисной форме не более одной страницы и, обычно, пронумерованные. Список использованных источников составляется в полном соответствии с действующим ГОСТ Р 7.05-2008 (правилами), включая особую расстановку знаков препинания. Для этого достаточно использовать в качестве примера любую книгу изданную крупными научными издательствами: «Наука», «Прогресс», «Мир», «Издательство Московского университета» и др. Или приведенный выше список литературы. В общем случае наиболее часто используемый порядок оформления библиографических ссылок следующий:
Фамилия И. О. Название книги. – Место издания: Издательство, Год издания. – Общее число страниц в книге.
Фамилия И. О. Название статьи // Название журнала. – Год издания. – Том __. – № __. – Страницы от __ до ___.
Фамилия И. О. Название статьи // Название сборника. – Место издания: Издательство, Год издания. – Страницы от __ до ___.
Приложения - это раздел рукописи, в котором представлен материал, не вошедший в основное содержание рукописи, но имеющий прямое отношение к проекту. Предполагаемый объем рукописи проекта 15-20 страниц (без приложений).
Таким образом, организация проектной учебной деятельности и написание успешных школьных экологических проектов требует от педагога - руководителя проектов научно – обоснованного подхода и решения комплекса организационных, дидактических и учебно - методических задач.
Литература и источники
1.Требования к организации и проведению заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2020/2021 учебном году. – Утверждены на заседании Центральной предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по экологии (Протокол № 1 от 09 марта 2021 г.). – Москва, 2021. – 5 с.
2.Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении [Текст]: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
3. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. – 272 с.
Научный руководитель – к.п.н., доцент кафедры акмеологии и психологии развития Крецан З.В., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.