Экологические проекты школьников
Оценка 4.8

Экологические проекты школьников

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
экология
10 кл—11 кл
11.08.2022
Экологические проекты школьников
Статья является методическими рекомендациями при выполнении экологических проектов в рамках региональной олимпиады по экологии. Содержит структуру и пояснения для выполнения и описания проекта.
статья Экологические проекты школьников.docx

УДК 372.8

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ  ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ

А. В. Сапего, Т. Г.Клейстер

Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Губернаторская женская гимназия-интернат» Кемеровский муниципальный округ

anna.sapego@mail.ru, tkleyster@mail.ru

 

На современном этапе школьного образования, когда перемены в обществе  требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, проектная учебная деятельность, особенно экологической направленности, становится первостепенной. Наличие экологического проекта является обязательным условием участия конкурсанта в олимпиаде регионального этапа по предмету экология.

Именно экологические проекты способствуют формированию у школьников экологического мировоззрения, активной гражданской позиции в области охраны окружающей среды, ответственности за результат собственной деятельности, позволяют внести свой личный вклад в улучшение состояния окружающей среды. Выполняя экологические проекты,  школьники учатся планировать свою работу, оценивать экологическую ситуацию, аргументировать собственную позицию и представлять созданный проект перед аудиторией.

Важно отметить, что проект должен соответствовать всем критериям, представленным в методических рекомендациях, разработанных Центральной предметной комиссией для проведения регионального этапа олимпиады. Проекты, содержание которых не соответствует экологической проблематике, имеющие явные признаки плагиата (более 50 %), жюри отклоняются и не оцениваются. Для проверки уровня оригинальности текста проекта рекомендуется пользовать сайтом https://www.antiplagiat.ru Рукопись должна отражать основные этапы выполнения проекта и полученные результаты. В рукописи должны быть представлены следующие разделы:

·      Титульный лист

·      Оглавление

·      Паспорт проекта

·      Введение

·      Глава 1. Теоретическое обоснование темы проекта

·      Глава 2. Практическое описание проекта

·      Материал и методы исследования

·      Результаты и обсуждение

·      Управление рисками проекта

·      Перспективы развития проекта

·      Заключение/Выводы

·      Список использованных источников

·      Приложения

Именно по этим разделам проводится оценка работы. Рукопись должна продемонстрировать творческий подход и оригинальность при четком соответствии темы, цели и задач содержанию проведенной работы и полученным выводам. Тема проекта выбирается в соответствии с  интересами школьника. Цель проекта - это свёрнутое описание предполагаемого отсроченного результата.

Задачи проекта - это краткое описание действий, которые необходимо предпринять школьнику  для достижения цели проекта. Формулировка цели начинается с имени существительного, а  задач, как правило, начинается с глагола в повелительном наклонении. Например:«изучить»,«сравнить»,«проанализировать», «раскрыть», «выявить», «обосновать», «разработать», «апробировать», «показать», «определить», «охарактеризовать», «провести анализ».

Цель и задачи должны быть сформулированы чётко, лаконично, конкретно и понятно. Число задач зависит от содержания темы и цели проекта. Обычно - не более пяти. Задачи обязательно нумеруются и указываются сроки реализации, а также обозначаются ресурсы проекта. Важно, чтобы в теоретической части проекта: во-первых, были освещены как естественнонаучные, так и социальные стороны проблемы; а во-вторых, представлены как общетеоретические положения, так и конкретные примеры.

Рукопись проекта должна включать проработку нескольких литературных источников. Как правило, это специальные монографии или статьи. В качестве дополнительной литературы можно использовать научно-популярные журналы: «Природа», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Экология и жизнь», а также газеты, специализирующиеся на природоохранной тематике. Приветствуется, если в процессе работы над проектом, авторы посетили в своем районе местные органы Росприроднадзора, Роспотребнадзора и получили там информацию о региональных экологических проблемах. Замысел экологического  проекта должен быть авторским, проявляться подход автора, его мнение, анализ проблемы и собственные выводы. Все приводимые в проекте факты и заимствованные соображения должны сопровождаться ссылками на источник информации. Например: Нас заинтересовало снижение рождаемости, зарегистрированное в последнее время в России (Население России, 1994) или: Установлено, что в крупных городах, таких как Москва, уровень загрязнения воздуха в некоторые часы может превышать предельно допустимые концентрации в 10 и более раз (Лихачева, Смирнова, 1994). Рекомендуется использование в рукописи проекта количественных данных и иллюстраций (графики, таблицы, диаграммы, рисунки).

В практической части предполагается описание результатов практической деятельности и их обсуждение. Приветствуется описание объектов, этапов работы,  материалов и оборудования, последовательности и содержания деятельности, методики выполнения работ и обработки полученных данных. Обычно практическая часть проекта завершается выводами, в которых кратко описывается важность проведённых работ.

Выводы - это раздел рукописи, в котором в сжатом виде описываются основные результаты исследовательской  и природоохранной деятельности. Объём раздела - одна страница. Число выводов определяется числом задач проекта и содержанием результатов проектной деятельности. Выводы должны быть краткими, чёткими, лаконичными, конкретными и соответствовать цели и задачами проекта. Завершают рукопись проекта разделы Заключение и Список использованных источников. В заключении представлены основные выводы, ясно сформулированные в тезисной форме не более одной страницы и, обычно, пронумерованные. Список использованных источников составляется в полном соответствии с действующим ГОСТ Р 7.05-2008 (правилами), включая особую расстановку знаков препинания. Для этого достаточно использовать в качестве примера любую книгу изданную крупными научными издательствами: «Наука», «Прогресс», «Мир», «Издательство Московского университета» и др. Или приведенный выше список литературы. В общем случае наиболее часто используемый порядок оформления библиографических ссылок следующий:

Фамилия И. О. Название книги. – Место издания: Издательство, Год издания. – Общее число страниц в книге.

Фамилия И. О. Название статьи // Название журнала. – Год издания. – Том __. – № __. – Страницы от __ до ___.

Фамилия И. О. Название статьи // Название сборника. – Место издания: Издательство, Год издания. – Страницы  от __ до ___.

 Приложения - это раздел рукописи, в котором представлен материал, не вошедший в основное содержание рукописи, но имеющий прямое отношение к проекту. Предполагаемый объем рукописи проекта 15-20 страниц (без приложений).

Таким образом, организация проектной учебной деятельности и написание успешных школьных экологических проектов  требует от педагога - руководителя проектов научно – обоснованного подхода и решения комплекса организационных, дидактических и учебно - методических задач.

 

Литература и источники

1.Требования к организации и проведению заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2020/2021 учебном году. – Утверждены на заседании Центральной предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по экологии (Протокол № 1 от 09 марта 2021 г.). – Москва, 2021. – 5 с.

2.Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении [Текст]: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.

3. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. – 272 с.

 

 

Научный руководитель – к.п.н., доцент кафедры акмеологии и психологии развития Крецан З.В., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УДК 372.8 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

УДК 372.8 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Цель и задачи должны быть сформулированы чётко, лаконично, конкретно и понятно

Цель и задачи должны быть сформулированы чётко, лаконично, конкретно и понятно

Литература и источники 1.Требования к организации и проведению заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2020/2021 учебном году

Литература и источники 1.Требования к организации и проведению заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2020/2021 учебном году
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2022