В статье рассмотрены аспекты связи преподавания химии и других естественнонаучных дисциплин с экологией. Показано как можно прививать экологическую грамотность на различных этапах учебного занятия; при проведении таких типов занятий, как лекция, урок получения новых знаний. Также приводятся примеры решения задач с экологическим содержанием.
Экологические аспекты в преподавании химии.doc
Экологические аспекты в преподавании химии
Наш век с уверенностью можно назвать веком химии. С созданием
людьми химических соединений мир изменился. Однако такой наплыв
химикатов вызывает вопрос: как это влияет на окружающую среду и наше
здоровье?
Потому одним из главных направлений моей педагогической
деятельности является экологическая направленность в процессе обучения
предметов естественнонаучного цикла.
Специфика преподавания химии заключается в том, что экологическая
направленность прослеживается почти на каждом уроке. Ведь еще Парацельс
писал: «Во всем есть яд, без яда нет ничего. Только от дозы зависит, будет ли
вещество ядовитым или безвредным».
Экологический акцент при проведении уроков химии может быть
поставлен на разных этапах занятия: при объяснении значимости элемента/
соединения в организме человека, или негативном влиянии на процессы
жизнедеятельности другого, при моделировании экологических ситуаций,
защите проектов и рефератов, проведении химического эксперимента и
решении задач с экологическим содержанием. Мне также важно
осуществлять не только задачу взаимодействия химии и экологии, но и
прослеживать химико экологическую направленность с будущей
профессиональной деятельностью учащихся и студентов.
пестицидов.
Например, изучая раздел «Углеводороды», я объясняю учащимся
реакцию с галогенами. Одним из них является хлор. Органические
соединения хлора находят применение в качестве растворителей различных
материалов, в химической чистке одежды, при получении полимеров, в
качестве
произведенные на основе
хлоруглеводородов, после применения их на полях, попадают в грунтовые
воды, затем концентрируются в планктоне рек и морей, оттуда попадают в
организмы рыб, а далее в пищевые цепи человека. Отдельную группу
образуют фреоны и хлорсодержащие алифатические углеводороды,
загрязняющие атмосферный воздух и отрицательно воздействующие на
озоновый слой.
Ядохимикаты,
При изучении темы «Природные источники углеводородов» я
обязательно наряду с введением понятий «октановое число бензина»,
«детонационная стойкость» объясняю обучающимся, что в настоящее время
для увеличения октанового числа авиационного бензина в него добавляют
тетраэтилсвинец. Обращаю внимание обучающихся, что при этом происходит
выброс в атмосферу не только основных загрязняющих веществ (углекислого
и угарного газов, углеводородов, канцерогена №1 бенз(а) пирена), но и
повышается содержание тяжелых металлов (свинца).
Рассмотрение такой темы, как «Спирты» помимо учебной,
экологической цели сочетает в себе и воспитательную. При объяснении ставится акцент на то, что метиловый и этиловый спирт это вещества,
практически не отличающиеся по физическим свойствам. Поэтому многие
люди, принимая первое вещество за второе, употребляют его внутрь. А это
чревато печальными последствиями, т.к. принятые внутрь даже малые дозы
метанола вызывают слепоту и смерть. И хотя к этиловому спирту отношение
у людей совсем другое, обучающимся разъясняется, что и это вещество
вредное (поражает нервную систему, мозг, печень, является мутагенным
веществом) и вызывает привыкание. На занятии заслушивается заранее
подготовленный одним из учащихся реферат «О вреде этанола ».
Одним из эффективных методов обучения является проведение
практического эксперимента экологической направленности, моделирование
на его основе какой либо ситуации в природе, связанной с антропогенной
деятельностью. Некоторые методики опытов позаимствованы мною из
учебной и методической литературы, некоторые разработаны лично мною.
Например, моделирование экологической ситуации «Возникновение
кислотных дождей» я провожу на занятии по теме «Генетическая связь
неорганических соединений». Так, имея знания по неорганической химии,
обучающиеся могут аргументировано пояснить, что сернистый газ (SО2)
может возникнуть в ходе нескольких химических реакций. Далее я объясняю,
что аналогичные процессы происходят и в окружающей среде. Многие
химические и металлургические производства являются источниками SO2.
Вдыхание диоксида серы раздражает слизистые оболочки глаз и верхних
дыхательных путей, приводит к заболеваниям легких.
Молекулы SO2 становятся центрами конденсации паров воды,
содержащихся в воздухе. При этом кислотный оксид SO2вступает в реакцию
с водой. Учащиеся вспоминают, что в данном случае образовавшимся
продуктом реакции является сернистая кислота: SO2+ Н20^±: H2SO3,
которая затем легко окисляется в серную кислоту даже кислородом воздуха ;
2 H2S03+ О2 > 2 H,SO4. «Перенеся» эти химические превращения в
атмосферу, учащиеся без особого труда понимают суть образования
кислотных дождей.
Обучающиеся вспоминают, какие еще химические свойства характерны
для кислот и выделяют взаимодействие с солями, металлами. Это находит
свое отражение и в окружающем нас мире. Так, серная кислота
(содержащаяся в кислотном дожде) реагирует с металлическими
конструкциями и строительными материалами.
Методом химического эксперимента обобщаются и закрепляются
знания, полученные по теме «Белки». Обучающиеся проводят лабораторный
опыт, позволяющий наглядно доказать, как влияют некоторые химические
реагенты на белковую молекулу, а, следовательно, и на живой организм.
Например, если добавить в пробирку с белком немного этилового спирта,
белок становится твердым, сворачивается. Происходит реакция денатурации
разрушение вторичной и третичной структуры белка. Этот процесс чаще бывает необратимым, а выводы после данного опыта учащиеся делают сами.
Эксперименты экологической направленности должны быть выполнены
и осмысленны каждым учеником индивидуально, т.к. важно ощутить себя
участником экологических взаимодействий и через это чувство прийти к
ответственности за происходящее в окружающем мире. Кроме того, такой
эксперимент должен содержать исследовательский компонент, не только
обеспечивающий интерес к полученным результатам, но и нацеливающий на
оценку этих результатов как основу для выработки экологически грамотных
действий.
Решение задач с экологическим содержанием задач способствует
формированию экологических знаний и умений учащихся, более глубокому
пониманию ими существа экологических проблем,
возникновению
убежденности в необходимости их решения, а также установлению причинно
следственных связей, научному прогнозированию, необходимому для
выбора экологически целесообразного решения.
. Угарный газ (СО) является ядовитым веществом, которое
Задача
способствует плохому переносу кислорода гемоглобином крови. Рассчитайте
объем угарного газа, выделившегося за полчаса работы двигателя
внутреннего сгорания, если скорость расхода бензина 80 мл/мин, его
плотность 0,75 г/мл. Известно также, что в результате неполного сгорания I
кг бензина в двигателе внутреннего сгорания выделяется 0,5 кг ядовитого
угарного газа. Каковы предполагаемые последствия работы двигателя в
закрытом гараже?
Подобные задачи с экологическим содержанием объединяют условия и
требования, раскрытие отношений между которыми на основе знаний
учащихся приводит к познавательному результату. В каждой такой задаче
описаны химическое явление или процесс, связанные с экологией.
Уроки экологической направленности делают подростков более
информированными, а значит, и более защищенными в наше экологически
неблагополучное время.
Литература:
1. О.С.Габриелян Химия. Книга для преподавателей.
М.: «Академия», 2012 г.
2. Под ред. О.С.Габриеляна Химия. Практикум. М.: «Академия»,
2012 г.
Экологические аспекты в преподавании химии
Экологические аспекты в преподавании химии
Экологические аспекты в преподавании химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.