Экологические игры для обучающихся 1-4 классов
Оценка 4.7

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
09.02.2017
Экологические игры для обучающихся 1-4 классов
Публикация является частью публикации:
Экологические игры для младших школьников.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Захолынская основная школа Экологические игры  для обучающихся 1­4 классов                                                          Учитель начальных классов:                                                           Цыганова Ирина Вячеславовна д. Мирополье 2015 Школьный   возраст   –   самоценный   этап   в   развитии   экологической   культуры   ребенка. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.     «Я знаю…» Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку. Игровые действия: Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка,   василёк,   одуванчик,   клевер,   кашка)   и   возвращает   мяч   ведущему.   Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.   «Птицы, рыбы, звери» Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов. Игровые действия: Ведущий   бросает   мяч   ребёнку   и   произносит   слово   «птицы».   Ребёнок,   поймавший   мяч, должен   подобрать   видовое   понятие,   например,   «воробей»,   и   бросить   мяч   обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».   «Угадай, что в руке» Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды. Игровые действия: Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Учитель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Учитель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).   «Угадай, какая птица поёт?» Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц. Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее). Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам. Игровые действия: Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как   можно   определить   по   голосу   какая   птица   поёт   и   как.   Предложить   детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.   «Сад — огород» Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде. Развивать у детей память, внимание. Игровые действия: Учитель приносит корзину с овощами и фруктами. ­ Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.   «Что это такое?» Цель: Упражнять   детей   в   умении   отгадывать   предметы   живой   или   неживой природы. Рассказывать признаки предметов. Игровые действия: Учитель   или   ведущий   загадывает   предмет   живой   или   неживой   природы   и   начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.   «Летает, плавает, бегает» Цель: Изображать способ передвижения объекта. Игровые действия: Ведущий   называет   или   показывает   детям   объект   живой   природы   и   предлагает   детям изобразить   способ   передвижения   этого   объекта.   Например,   при   слове   «медведь»   дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.   «Перелёт птиц» Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц. Закреплять понятие «зимующие», «перелётные». Игровые действия: На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению   (зимний   пейзаж),   другие   дети,   у   которых   картинки   с   изображением перелётных   птиц,   бегут   к   другому   условному   знаку   (весенний   пейзаж).   Играть   можно несколько раз, дети должны брать разные картинки. «Похожи — не похожи» Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, Сходные по   одним   свойствам   и   отличные   по   другим,   сопоставлять,   сравнивать   предметы   либо изображения. Игровые действия: В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с  условными  обозначениями  свойств; ленты  – полоски  с обозначениями  свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств. Варианты могут быть разные: 1 вариант: Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне». На   начальном   этапе   освоения   игры     свойство   задаётся   взрослым,   затем   дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» — яблоко, второе «окно» — круг, третье «окно» — мяч. 2   вариант: Один   ребёнок   устанавливает   первое   «окно»,   второй   –   выбирает   и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами. 3 вариант: Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» — выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».   «Кто где живёт?» Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта. Игровые действия: У   учителя   картинки   с   изображениями   животных,   а   у   детей   –   с   изображениями   мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).   «Времена года» Цель: Формировать   у   детей   понятия   о   временах   года   и   о   зависимости   жизни   живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе. Игровые действия: Учитель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки. Учитель   показывает   картинки   с   изображением   времени   года   и   картинки   объектов,   у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник   –   весна,   созрела   земляника   –   лето   и   так   далее.   Дети   должны   объяснять содержание картинки.   «Вопрос – ответ» Цель: Развивать   умения   отвечать   на   поставленные   вопросы.   Проявлять   находчивость, сообразительность. Игровые действия: Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают Вопросы: 1. Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет). 2. От чего кошка бегает? (не умеет летать). 3. Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным). 4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак). 5. От чего гусь плавает? (от берега). 6. Чем до неба докинешь? (взглядом). 7. По чему собака бегает? (по земле). 8. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон). 9. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки). 10. За чем во рту язык? (за зубами) 11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).   «Узнай по объявлениям» Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания). Развивать логическое мышление. Игровые действия: Педагог   предлагает   детям   поиграть.   Объясняет   правила   в   игре,   надо   внимательно послушать   объявление   и   отгадать   о   ком   идёт   речь   (животное   или   птица)   говорится   в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог. 1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. 2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне. 3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? 4. Помогу всем, у кого сломался будильник? 5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. 6. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья. 7. Что­то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? 8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый! 9.   Уже   150   лет   жду   друга!   Характер   положительный.   Недостаток   только   один   — медлительность. 10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. 11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. 12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку­ку! 13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени­отчеству. Патрикеевной больше не называть!   «Где что зреет?» Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями. Игровые действия: На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.   «Почтальон принёс письмо» Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию. Игровые действия: Учитель приносит в класс  коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.   «Птичка» Цель: Различать   деревья   по   листьям.   Воспитывать   правильно   вести   себя   в   игре:   не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников. Игровые действия: Перед   началом   игры   дети   вспоминают   различные   деревья,   сравнивают   их   по   форме   и величине листьев. Дети   должны   перед   игрой   подобрать   для   себя   фант   –   любую   мелкую   вещь,   игрушку. Игроки   усаживаются   и   выбирают   собирателя   фантов.   Он   садится   в   середину   круга   и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.   «Снежный ком» Цель: Расширять   знания   детей   о   перелётных   птицах.   Развивать   внимание   и наблюдательность. Игровые действия: Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица. Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение,   второй   ребёнок   –   предыдущее   предложение   и   своё,   третий   ребёнок   — повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется «грачовник» и так далее.   «Кого чем угостим?» Цель: Знать, чем питаются животные и птицы. Игровые действия: Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица — сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.   Игра «Хорошо – плохо» Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Игровые действия: Педагог   предлагает   детям   разные   ситуации,   а   дети   делают   умозаключения,   например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее. «Кто за кем?» Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой. Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным. Игровые действия: Учитель предлагает  вызванному  ребёнку соединить  ленточкой  всех животных, которые охотятся   друг   за   другом.   Другие   дети   тоже   помогают   найти   правильные   картинки   с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.   «Каждому своё место» Цель: Формировать   у   детей   умение   пользоваться   схематическими   изображениями обобщающих понятий. Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить. Игровые действия: Педагог   раздаёт   по   одной   карточке   каждому   ребёнку   (одного   типа).   Затем   раздаёт каждому   ребёнку   поочерёдно   по   одной   картинке.   Дети,   получив   картинку,   должны поместить   её   под   схематическим   изображением   понятия,   к   которому   подходит изображение   на   этой   картинке.   Когда   все   картинки   разобраны,   дети   проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников. Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.   «Что будет, если …?» Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу. Развивать умения делать выводы и умозаключения. Игровые действия: Учитель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из­под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов

Экологические игры для обучающихся 1-4 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2017