«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»
Оценка 5

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

Оценка 5
Контроль знаний +2
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
11.09.2018
«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»
«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей» «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Почему – то считается, что взрослым не надо сказок: у них серьезные дела и совсем нет времени на небылицы. Но вспомните, как привлекает нас реклама, в которой участвуют сказочные герои!«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»
«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей».doc
Донецк ­ 2018 Составитель  культорганизатор ДонРЭНЦ –  Яненко Галина Владимировна.   «…Природа   сама   выбирает   среди   людей   тех,   кто   может стать ей истинным другом и защитником. Ведь она такое же живое существо, как и человек, имеет свое сознание, мысли, развивается и живет по своим законам. Природа не только выбирает себе единомышленников, но и в нужную минуту подсказывает, остерегает и даже спасает от смерти». Петр Маркин – член Союза писателей России, заслуженный работник Чувашской Республики ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ 1. Все связано со всем. 2. Все должно куда-то деваться. 3. Природа знает лучше. Барри Коммонер 2 «Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей» «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» ­ Эти слова   мы   знаем   с   детства.   И   действительно   сказка   не   только развлекает,   она   ненавязчиво   воспитывает,   знакомит   ребенка   с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Почему – то считается, что взрослым не надо сказок: у них серьезные дела   и   совсем   нет   времени   на   небылицы.   Но   вспомните,   как привлекает нас реклама, в которой участвуют сказочные герои! Сказку, рассказ можно обсудить, обыграть, по их мотивам можно поставить   кукольные   спектакли,   создать   серии   иллюстраций. Например,   ребята   с   удовольствием   «превращаются»   в   сказочных персонажей и рассуждают от их имени.  Одна   из   важнейших   задач,   на   повестке   дня,   ­   формирование экологической культуры детей, начиная  с самого раннего возраста. Причем   доброй   основой   служат   знания   детей   об   окружающей   нас природе.   Исследования   в   этой   области   убеждают   в   том,   что   в большинстве   своем   представления   о   природе   поверхностны   и отрывочны – они явно не способствуют осознанной природоохранной деятельности.  Существуют   разнообразные   классификации   сказок.   Так, различают бытовые и волшебные сказки, авторские, народные и т. д. 3 Возможны и разные подходы к анализу этих произведений, например, с позиции лингвиста, фольклориста, литературоведа. Этим вопросам посвящена   попытаться   обширная   специальная   литература.   Наша задача   –   проанализировать   сказки   с   позиции   экологического образования.   Такой   подход   предполагает   взгляд   на   сказку   как   на средство   обучения,   воспитания,   развития   ребенка,   привлечение   его внимания к изучаемому материалу, активизации знаний и творческих способностей. Использовать   сказки   можно   с   детьми   разного   возраста:   при проведении   игр,   экскурсий,   разных   экологических   мероприятий, праздников на занятиях по экологии. Известно,   что   дети   лучше   воспринимают   и   запоминают эмоционально   окрашенный   материал.   Внимание   ребенка   также привлекают   новизна,   необычность   исследуемых   объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Интерес детей к теме рассказа или занятия делает обучение  более эффективным.  С этой точки зрения уместность исследования сказок в обучении не вызывает сомнений, поскольку любовь к ним появляется у человека в раннем детстве   и   сохраняется   порой   всю   жизнь   (вспомним   современную рекламу со сказочными персонажами!) Народные   сказки   во   многом   «экологичны»:   в   них   нашло отражение   осмысление   человеком   окружающего   мира,   изменение взаимоотношений   людей   со   средой   обитания.   В   течение   долгого времени   люди   воспринимали   природу   как   нечто   враждебное, непознанное, таящее опасность. В мифах и сказках народов мира леса, 4 болота   населены   злыми   духами   и   прочими   отрицательными персонажами. Со временем человек все лучше понимал природу, постигал ее законы, учился использовать ресурсы. Теперь он выражал в сказках не только свою зависимость от окружающей среды,  но и благодарность природе.   Например,   земля   стала   называться   ласково   –   матерью   – кормилицей. Великое множество сказок пришло к нам из глубины веков, когда зависимость   людей   от   природы   была   более   явной,   чем   сейчас. Известный   исследователь   фольклора   В.   Я.   Пропп   писал,   что волшебная сказка уходит корнями в первобытные времена  и связана с обрядами инициаций, сопровождающими вступление человека в пору зрелости. В   сказках,   как   правило,   очень   точно   подмечены   особенности многих   животных,   растений,   природных   явлений,   ландшафтов, описываются   национальные,   культурные   традиции   и   праздники. Произведения   такого   характера   могут   оказать   неоценимую   помощь педагогу, работающему в области экологического образования. Во многих народных сказках природа воспринимается именно с точки зрения ее житейской пользы для человека. Отсюда описание сказочных полей, по которым летают жареные куропатки, и молочных рек с кисельными берегами. Часто спастись героям широкие реки и дремучие леса. И это тоже отражение нашего отношения к природе. Особое   внимание   уделяется   животным   –   помощникам   человека. Впрочем,   помогать   людям   они   начинают   только   в   определенных 5 условиях   (в   которых   их   поставил   человек!)   ­   например,   сохранить свою   жизнь   или   жизнь   своих   детей:   «Не   ешь   меня:   я   тебе   еще пригожусь!» А отношение Емели к щуке или Старика к золотой рыбке – это уже настоящий шантаж со стороны человека! Анализируя сказки, можно выделить группу животных, которых люди   считали   своими   врагами.   Это   почти   всегда   хищные   звери. Например,   во   многих   народных   сказках   волк   –   злой,   явно отрицательный   герой.   Это   связано   с   опасностью,   которую   он представляет для людей и их хозяйства. В тоже время большинство травоядных зверюшек, особенно если они симпатичные, пушистые и вызывают сочувствие, наделяются положительными чертами. Дети   очень   хорошо   усваивают   характеристики   животных   – героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. И часто эти   представления   у   них   остаются   на   всю   жизнь.   Поэтому   важно помнить,   что   в   таких   характеристиках   нашли   отражение взаимоотношения людей с птицами  и зверями и наблюдения за ними во время охоты или защиты от них домашних животных. Конечно, у человека более теплое отношение к корове, дающей молоко, чем к волку, который может напасть на эту корову. Несмотря на разнообразие и многочисленность авторских сказок, среди   них   на   удивление   мало   таких,   которые   дают   достоверную информацию   о   природе   (такие   сказки   называют   познавательными). Они   отражают   уровень   знаний   авторов   о   природе,   их   взгляды   на окружающую среду и человека. Часто такие сказки выполняют лишь 6 развлекательную   функцию   и   направлены   главным   образом   на   то, чтобы удивить и рассмешить детей. Использование сказочных персонажей Подмечено, что дети младшего возраста   с   гораздо   большим интересом   и   вниманием слушают   не   педагога,   а «пришедшего гости» сказочного   героя.   Этот   прием в     обучения помогает объяснить и закрепить материал, проверить знания детей. Ребята с удовольствием отвечают на вопросы сказочных героев, объясняют то, чему научились сами. Главное, что при этом они могут   играть   роль   учителя,   а   не   ученика.   Практически   для   любой темы   вам   удается   при   желании   подобрать   подходящих   сказочных персонажей. Например, при изучении свойств воздуха, особенностей воздуха   как   среды   обитания   вам   может   оказать   помощь   Карлсон, который живет на крыше, продавец воздушных шаров из сказки «Три толстяка»,   Знайка   и   Незнайка,   летавшие   на   воздушном   шаре,   и, разумеется, Вини – пух. 7 Еще пример использования сказочных персонажей при работе с детьми. Помните собак, стороживших подземные сокровища в сказке Г. – Х. Андерсена «Огниво»? Как описаны их глаза и окраска с точки зрения приспособляемости к жизни под землей? Задавая такой вопрос детям, имейте в виду, что здесь важен именно процесс обсуждения, ведь речь идет о сказке, а не о научном описании. Сказки и театр Театрализованные представления, поставленные   с   участием   детей   по   сюжетам   сказок,   имеют   большое воспитательное   значение.   Для   этих целей   могут   быть   использованы известные сказки (или их фрагменты) и     детьми. сказки, Декорации   и   костюмы   пусть   сделают придуманные сами ребята (или вместе с родителями). При   работе   с   дошкольниками   и младшими   школьниками   хороший   результат   дают   кукольные спектакли, особенно когда их герои вступают в диалог со зрителями: задают   им   вопросы,   просят   оказать   помощь.   Сказки   «Красная Шапочка  и Серый волк», «Сказка  о рыбаке Золотой рыбке»,  «Как медведь пень потерял» использовались детскими садами и школами 8 для   театральных   постановок   (включая   кукольные).   Такого   рода представления   могут   рассматриваться   как   форма   закрепления пройденного материала. Вот так в ходе сказки мы знакомим детей с природой во всем ее многообразии. 9 Сценарий экологической сказки "Серая Шапочка и Красный Волк" по мотивам одноименной сказки Н.А. Рыжовой Действующие лица: Сказочница Волк Серая Шапочка Мама Серой Шапочки Сорока­сплетница Фотоохотники (от 2 и более) Сцена 1 На сцене Сказочница, поет песню, садится за стол и начинает  читать сказку, представляет героев, Серая Шапочка и Волк  выходят на сцену. Вступление (Г. Гладков, Э. Успенский мелодия из м/ф «А может быть ворона») Одну простую сказку,  А может и не сказку, А может не простую Хотим вам рассказать. Её мы помним с детства, А может и не с детства,  А может, и не помним, Но будем вспоминать… Сказочница: Жила­была девочка. И звали её…Серая Шапочка.  Шапочку, а вернее шляпку, связала внучке бабушка из шерсти старого волка, который когда­то пытался её съесть. Тогда она была ещё  маленькой девочкой, и звали её Красной Шапочкой. Эту историю  знает каждый.  Много воды утекло с тех пор, но бабушка все ещё хранила красивую  красную шапочку, которую так любила в детстве. Она теперь жила в  домике своей бабушки, на краю леса, и уже её внучка, Серая Шапочка, навещала старушку и приносила сливочное маслице и пирожки. В лесу, через который каждый раз проходила дорога Серой Шапочки,  10 жил печальный добрый Волк. Все называли его Красный Волк, так как  ученые давно занесли его в Красную книгу и предупредили всех, что  Волк нуждается в охране. Но Серая Шапочка никак не желала  охранять злого и коварного, по её мнению, хищника. К тому же она  совершенно не берегла лес, в котором жил одинокий зверь. Поэтому  Волк и стал печальным. Ведь лес был его родным домом.  Иногда Волк забирался в самую глухую чащу, раскрывал Красную  книгу и долго смотрел на фотографию своего собрата по несчастью –  настоящего красного волка, который обитал где­то далеко в горах.  Его судьба была трагической: люди почти полностью истребили этих  зверей. «Не такое ли будущее ждет и меня?» – думал Волк и тяжело  вздыхал. Сцена 2 Сказочница продолжает сказку, Волк горюет в лесу, выходит  Мама, собирает Серую Шапочку в дорогу. Сказочница: В тот день, как обычно, Серая Шапочка собиралась в  гости к бабушке. Мама принесла из магазина пирожков и маслица.  (Мама выходит на сцену) Мама: Дочка! Серая Шапочка! (Выходит Шапочка) Собирайся скорее к бабушке, отнеси ей корзинку с пирожками и  маслицем. Шапочка: Положи каждый пирожок в отдельную коробочку, а  маслице в полиэтиленовый пакет, чтобы я не испачкалась. Мама собирает корзинку и подает Серой Шапочке. Мама: Шапочка, ты пойдешь через лес! Не ломай веток, не рви  цветов, не сори, не шуми и не обижай Красного Волка! Шапочка: Ну, вот еще! Мама поет Серой Шапочке песню «Дорогою добра», вместе уходят со сцены. Ю. Энтин, М. Минков. Дорогою добра Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой, 11 Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за солнцем следом, /2 раза/ Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! Забудь свои заботы, Падения и взлеты, Не хнычь, когда судьба ведет Себя не как сестра, А если с другом худо – /2 раза/ Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра! Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь –  Не детская игра! Ты прочь гони соблазны, /2 раза/ Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за солнцем следом, /2 раза/ Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! Сцена 3 Волк сидит на поляне, влетает Сорока­сплетница. Сказочница: Тем временем Волк сидел на поляне и слушал, как поет  соловей. Он был очень впечатлительным существом и любил звуки  природы. (звучит соловьиная трель) 12 Влетает шумная Сорока­сплетница, подлетает к Волку. Сорока: Эй, ты, Красный! Сидишь тут, птичек слушаешь, а твоя  Шапка опять в гости к своей бабке собралась. Я уже всех зверей и  птиц предупредила. И ты тоже поторопись, ты ведь любишь её  воспитывать. Съел бы сразу, и дело с концом. Не поддается она  воспитанию у нее дурная наследственность!». Сорока быстро улетает, а Волк тяжело вздыхая, отправляется  встречать Серую Шапочку. Сцена 4 Серая шапочка выходит на сцену и громко невпопад поет, Волк её  встречает, увидев Волка, Шапочка достает из кармана конфету,  демонстративно кладет её в рот, а обертку выбрасывает. А. Рыбников, Ю. Михайлов Песня Красной Шапочки Если долго, долго, долго, Если долго по дорожке, Если долго по тропинке, Топать, ехать и бежать, То, пожалуй, то, конечно, То, наверно, верно, верно, То, возможно, можно, можно, Можно в Африку прийти! А­а в Африке реки вот такой ширины! А­а в Африке горы вот такой вышины! А­ах, крокодилы, бегемоты, А­ах, обезьяны, кашалоты, А­ах, и зеленый попугай! А­ах, и зеленый попугай! Волк: Подбери, пожалуйста, обертку, здесь должно быть чисто. Шапочка не обращает внимания и идет дальше, Волк подбирает  фантик. Волк: И не кричи, пожалуйста, здесь птицы выводят птенцов, не пугай их. 13 Шапочка: Как же ты мне надоел, ничего с твоими птичками не  случиться, а я петь хочу, у меня душа поет! (Обходит вокруг  Волка). И для чего тебя только охраняют! Вот бабушка рассказывала,  как раньше хорошо было: везде на волков охотились, никто их не  жалел. Волк: Слушай, Шапка, ты опять несешь бабушке пирожки в пакетах,   они валяются, потом по всему лесу, где попало. Вот крот недавно  рассказывал: вылез ночью подышать свежим воздухом и чуть не  задохнулся, угодил, прямо в полиэтиленовый пакет, еле выбрался из  него! Шапочка: Ну, а я то тут причем? Я этого крота никогда не видела, и  видеть не хочу. Волк: Зато он теперь очень хочет тебя видеть! Шапочка: В другой раз будет смотреть, куда свой нос совать! Отворачивается от Волка. Сцена 5 К Волку и Шапочке приближается группа людей (фотоохотники) Сказочница: Не успела Серая Шапочка ответить, как из­за поворота  показалась группа людей, они подошли к ней и Волку. Поют песню на мотив «Бременских музыкантов». Закончив песню,  они подходят к Красному волку и жмут ему лапу. Ю. Энтин, Г. Гладков (мелодия из м/ф «Бременские музыканты») Песенка фотоохотников Ничего на свете лучше не­е­ту, Чем бродить друзьям по белу све­е­ту, Тем, кто дружен, не страшны тревоги Нам любые дороги доро­о­ги. Нам любые дороги доро­о­ги. Ла ла ла ла ла ла , Ла ла ла ла ла, Ла ла ла Е Е Е Е Е. Наш ковер – цветочная поляна,  Наши стены – сосны велика­а­ны,  14 Наша крыша – небо голубое, Наше счастье – жить такой судьбо­о­ю. Наше счастье – жить такой судьбо­о­ю. Ла ла ла ла ла ла, Ла ла ла ла ла, Ла ла ла Е Е Е Е Е . Шапочка: Вы, случайно, не охотники? А то у нас лишние волки по  лесу бродят. Фотоохотник: Мы не просто охотники, мы – фотоохотники, и ищем  миры, в которых еще сохранились животные. Волк: А, так вы из передачи «В мире животных». Фотоохотник: Разрешите с вами сфотографироваться на память. Волк: Конечно. Собираются фотографироваться. Серая шапочка подходит к ним,  с нетерпением их перебивает. Шапочка: А меня сфотографируете? Я ведь внучка той самой  Красной Шапочки. Фотоохотник: Мы фотографируем только тех, кто дружит с  природой. Но не похоже, что у вашего леса есть такие друзья. Сказочница: Фотоохотники с Красным Волком начали собирать  пакеты, обертки, пластиковые бутылки, разбросанные по всему лесу,  Серой Шапочке стало очень стыдно за свое поведение, и она стала им  помогать. Охотники с Волком собирают мусор, а Серая Шапочка им  помогает. Один из фотоохотников протягивает Шапочке книгу  «Правила поведения гостей в лесу». Фотоохотник: Вот тебе наш подарок! Шапочка: Но если мы гости, то кто тогда хозяин этого леса? Фотоохотник: Хозяин тот, кто его бережет, для кого лес – дом  родной. Охотники вручают большую золотую медаль Волку «За охрану  природы», а Шапочка подходит к краю сцены и обращается к  зрителям. 15 Шапочка: Ребята, научите меня, как вести себя в  лесу? Выслушивает ответы. Теперь­то я все знаю и обязательно  стану хорошим другом нашему лесу. Все участники поднимаются на сцену и поют заключительную  песню «Этот большой мир». В. Чернышев, Р. Рождественский Этот большой мир Ночь прошла, будто прошла боль, Спит земля, пусть отдохнет, пусть. У Земли, как у нас с тобой  Там, впереди, долгий, как жизнь путь. Я возьму этот большой мир, Каждый день, каждый его час, Если что­то я забуду, Вряд ли звезды примут нас. /2 раза/ Я возьму щебет земных птиц. Я возьму добрых ручьев плеск, Я возьму свет грозовых зарниц, Шепот ветров, зимний пустой лес. Я возьму этот большой мир, Каждый день, каждый его час, Если что­то я забуду,  Вряд ли звезды примут нас. /2 раза/ Я возьму память земных верст, Буду плыть в спелом, густом льне. Там вдали, там, возле синих звезд Солнце Земли будет светить мне. Я возьму этот большой мир, Каждый день, каждый его час, Если что­то я забуду, Вряд ли звезды примут нас. /2 раза/ Сказочница: Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!!! -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 16 10 правил поведения в лесу 1. Не шуми в лесу. 2. Не оставляй после себя мусор. 3. Не разводи костёр, где попало. 4. Не трогай птенцов и птичьи гнёзда. 5. Не ломай деревья. 6. Не рви цветы лесные. 7. Не разоряй муравейники. 8. Не губи родники. 9. Не руби в лесу ёлки под Новый год. 10. Не разрушай грибницу. Сценарий  «Лесное приключение» Действующие лица: Баба Яга Леший Водяной Дети 4­5 человек Девочка Катя Сцена 1 Ранее утро в лесу. Избушка Бабы­Яги. Внутри избушки темно. Б­Я  лежит на печке и спит. Мяукнул кот. Б­Я: (Встает, потягивается) разбудил, Васька. Пожалуй, пора  вставать. (Начинает ходить по избе, наводит порядок). Завтрак что ли  приготовить? А где же тут у меня сушёные мыши были?! Да вот же  они (бросает мышей в чугунок), добавим пару паучков (снимает  пауков с паутины и бросает туда же), а вот и сколопендра  маринованная (бросает туда же). Водит руками над чугунком, приговаривая: 17 Чуфыр, чуфыр, курлы, мурлы, Огонь трещи, варитесь щи, а я пока займусь утренним туалетом. (Смотрится в зеркало) Х­х­х­ара­а­аша я (целуется с зеркалом). Я себя любимую холю и лелею, ничего для радости своей я не жалею. Захотела туфельки, захотела платье, Все безоговорочно готова себе дать я. Захочу пирожное, захочу варенье, Ягоды, мороженное, сладкое печенье, Жареную утку, копченые колбасы, Ем с утра до вечера хурму и ананасы. Слышен стук в дверь. Входят Леший и Водяной. Леший: Тук­тук, бабка, ты дома?» Б­Я: А­а­а, это ты, Леший. А где же мне быть? Водяной: А вдруг по лесу гуляешь. Б­Я: И ты тут, Водяной?! Да я теперь редко из дома выхожу. А зачем? У меня тут все есть: вон змейки консервированные, жабы сушеные,  пауки копченые. А ежели чего другого захочется – наколдую. Леший: Ну, ты даешь, так ведь и одичать недолго. Б­Я: Что ты, что ты, миленькай. Вон видишь в углу ящик – телек  называется. Я по ему посмотрю Верку Сердючку да Глюкозу, новых  русских бабок да Лолиту – дык, будто среди родственников побывала. И выходить никуды не надо. Водяной: Так, стало быть, ты ничего не знаешь, что в лесу творится? Б­Я: Не знаю и знать не хочу! (поворачивается) А что творится? 18 Водяной: Школьники из города в лес отдыхать приехали. Б­Я: Ну и что, пусть отдыхают. И не уговаривайте меня, их съесть, не  буду! Леший: Пошто так? Водяной: Раньше, помню, ты детишек ловила, на лопату сажала, да в  печь отправляла. Б­Я: Так это раньше было. Тогда детишки вку­у­у­усные были,  натуральными продуктами питались. А теперь что? Вот, к примеру,  прошлым летом я одного туриста в лесу встретила. И, что характерно, шел он как­то странно. Не прямо, как все люди ходят, а из стороны в  сторону шатался. Об березку головой ударился. Она, бедная, аж  сломалась. Я его в мешок посадила, а он там так тихонько сидит,  только носом посапывает. Я уж было порадовалась, что такой  спокойный попался. Леший: А дальше что? Б­Я: Ну, вот, домой его принесла, на лопату положила, сидеть­то он  не мог сам. Только к печке его поднесла, а он на угли ка­а­а­ак  дыхнет, все вокруг разом и вспыхнуло. Я еле выскочить за дверь  успела, а избушка моя вся дотла сгорела. Да и лес в округе на семь  верст выгорел. Водяной: А­а­а, то­то я смотрю, ты себе новую избу построила  диковинную, не из бревен. Б­Я: Ну, ты село неасфальтированное. Это же современные  строительные материалы: кирпич силиконовый, блоки пивобетонные,  металлокусайдинг. Знать надо! Водяной: Ага­ага, буду знать. А что с тем туристом? 19 Б­Я: Поджарился он. Ха­а­а­р­р­ра­аашо поджарился. Но запах от  него, я вам скажу, какой­то странный был. Не стала, я его есть, в  болото выбросила. С тех пор зареклась я людей трогать. Водяной: То­то, я смотрю, у нас на болоте прошлым летом много  живности передохло. Леший: Да­а­а, Бабка, жаль. А мы так на тебя надеялись. Думали,  поможешь нам лес от школьников очистить. Б­Я: Да что они вам сделали? По­што вы против них ополчились? Леший: А пойдем с нами, сама увидишь. Б­Я: Ну, пошли. Сцена 2­я. Баба­Яга, Леший и Водяной засели в кустах и смотрят на поляну.  На поляне пикник. Играет музыка. Все танцуют. 1. Танец девочек …... 2. Песня танцующих «Бяки­буки» (переделать). Говорят, мы бяки – буки, как выносит нас земля? Дайте, что ли палки в руки ­ погоняем воробья, Ой, ля­ля, ой, ля­ля, нам не жалко воробья. Поколотим мы медведя, пусть малину тут не рвёт, Отопрем его в болото, пусть с тоски он там помрёт. Ой, ля­ля, ой, ля­ля мы затопчем медведя, Ой, ля­ля, ой, ля­ля, эх­х­х­а. А «косому» хвост подпалим, перекрасим мы лису, Мы плевать на всех хотели, мы хозяева в лесу. 20 Уй­лю­лю, уй­лю­лю, мы хозяева в лесу!!! Б­Я: (Кричит) Нет! Я не могу больше смотреть на это безобразие! Да  как вы посмели нарушить лесную тишину и порядок! Леший: (Подбегает) А я что говорил! Они всех зверей и птиц лесных распугали. Водяной: А в болоте даже Кикиморы утопились от такого шума. Б­Я: А ну, фулюганы разъэдакие, говорите, из какой школы и зачем к  нам пожаловали?! Дети: (Хором) Отдыхаем мы тут. Леший: Да где же это видано, чтоб так отдыхали?! Раньше, бывало,  люди в лес за ягодами да грибами ходили. Тихо шли, чтобы живность  лесную не потревожить. Б­Я: А вы что творите? У птиц и зверей сейчас детишки малые  появились. Водяной: Вы же их распугаете. Дети: (Поют песню «А нам все равно»). А нам всё равно, а нам всё равно, Не боимся мы бабушку Ягу, Дело есть у нас в этот тихий час, Мы зелёную топчем трын­траву. Б­Я: (Стучит ногами, руками машет) Негодные! Негодные! Всех заколдую! Дети смеются, корчат рожи. Б­Я: (Говорит заклинание): Кручу­верчу, превратить хочу 21 непослушных ребят в беспомощных котят. Пусть замрут на 100 лет, и не будет от них бед. Я на них сейчас подую: превращайтеся в статуи! Все замирают, кроме одной девочки. Она была младше всех и  сидела поодаль, играла с куклой. Водяной: Ой, Бабка, смотри, а на эту девочку твои чары не  подействовали. Б­Я: Значит, эта девочка хорошая, неиспорченная, любит природу.  Правильно я говорю, девочка? Как тебя зовут? Девочка: Я Катя. Да, я люблю природу. И птиц, и зверей, и букашек  разных. Я просила ребят не шуметь на природе и не мусорить. Только  они меня не послушали. Они ведь большие, а я маленькая. Бабушка, а  они теперь так и останутся в лесу? Их ведь дома родители ждут. Б­Я: Я еще не решила, что с ними сделать. Леший: Выпороть их и дело с концом. Нарвать хворостин, да и  пороть­пороть. Водяной: А потом связать их и цыганам отдать. Они их быстро  перевоспитуют. Б­Я: Не­е­е… Это слишком хорошо для их родителей будет. Цыгане  за них их работу не обязаны выполнять. А вот выпороть ­ мысль  неплохая. Ладно, лет через сто я ими займусь, а то сейчас мне  неохота, пусть так постоят. Девочка: Бабушка, бабушка, ну расколдуй их! Что пожелаешь для  тебя сделаю за это! Б­Я: Правда? Ну, ладно, так и быть. Я сейчас к себе в избушку пойду,  позавтракаю. А то у меня из­за вас, сорванцов, с утра маковой росинки 22 во рту не было. Тебе же вот какое задание будет: ежели ты, пока меня  не будет, успеешь 5, нет – 10, правил поведения в лесу придумать, то я их расколдую. А не успеешь – пусть 100 лет ждут. Согласна? Девочка: Согласна, бабушка, согласна! Иди, ешь преспокойно. Б­Я: Пошли, соседушки, чайку попьём. (Уходят) Девочка:Ребята, помогите мне с заданием справиться. Давайте вместе подумаем, чего нельзя в лесу делать? (Из зала слышны подсказки, девочка их записывает.) Ну, вот и всё успела записать. Показалась Б­Я с друзьями. Втроём: Ну, как? Успела? Девочка: Конечно, я же обещала. Б­Я: Тогда читай. Девочка: 1. Не шуми в лесу. Леший: Во­во, и я о том же говорю! 2. Не оставляй после себя мусор. Водяной: Конечно, кто его после вас в лесу убирать будет! 3. Не разводи костёр, где попало. Б­Я: Огонь в лесу быстро распространяется, его ничем не потушишь.  Будет гореть, пока весь лес не выгорит. 4. Не трогай птенцов и птичьи гнёзда. Леший: Иначе родители их бросят, и птенцы погибнут. Птицы не  любят чужого запаха. 5. Не ломай деревья. 23 Водяной: И не вырезай на них «Здесь был Вася». Ведь в ранку могут  попасть споры гриба или микробы, и дерево заболеет. 6. Не рви цветы лесные. Леший: Всё равно до дому не донесёшь, они завянут. 7. Не разоряй муравейники. Б­Я: Муравьям ведь тоже надо где­то жить. А если они из лесу решат  уйти, кто насекомых­вредителей уничтожать будет? 8. Не губи родники. Водяной: Родник – от слова «Родина», а Родину надо любить и  беречь. 9. Не руби в лесу ёлки под Новый год. Леший: Вон их, искусственных, сколько продаётся в магазинах! А  ещё лучше во дворе у себя ёлку вырастите и наряжайте, как хотите. 10. Не разрушай грибницу. Водяной: Грибница больше 10 лет восстанавливается, поэтому гриб  надо не выдёргивать из земли, а выкручивать или срезать ножом. Б­Я: Молодец! Такая маленькая, а с заданием справилась, выручила  друзей. Так и быть, расколдую их. Заря­заряница, красная девица, Новый день начинаешь, людям помогаешь. Дай свою силу детишкам хилым, Да уму­разуму их научай! А я их прощаю! Хлопает 3 раза в ладоши. Дети «оживают». Медленно  передвигаются.  Дети: По очереди говорят: ­ Что с нами было? ­ Почему здесь так грязно? Надо убрать! (Собирают мусор в пакет) ­ Ой, как некрасиво мы себя вели. Простите нас, жители лесные!  Простите все, кому мы помешали своим присутствием. 24 ­ Мы исправимся. ­ И будем выполнять правила не только в лесу, но и везде, где бываем  на природе. Б­Я: Вот молодцы! Леший и Водяной: Верим, верим! Водяной: Друзья! Как красива русская природа! Сколько трав, деревьев и цветов! Сколько окружает нас народа: Мошек, бабочек, жуков и муравьёв! Леший: Не обижай ни дерево, ни ветку, Ни муравья, ни бабочку в траве. Не обижай с цыплятами наседку, Не оставляй их в страхе и беде. Б­Я: Взрослым и детям давно пора знать, Что для природы важнее всего – Это везде чистоту соблюдать И больше не надо почти ничего. Мусору – свалки, а птице – гнездо, Белкам и зайцам – леса и поля, Не загрязняй никогда ничего, Вместе: И будет тебе благодарна Земля! 25 Адрес: Донецк, ул. Университетская, дом 2 Адрес сайта: http:// donrenc. ucoz.ua  Электронный адрес: donrenc17@mail.ru 26

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»

«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2018