Экологический проект «Хвойные деревья Красноярского края»

  • docx
  • 30.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Экологический проект.docx

 

Экологический проект

«Хвойные деревья Красноярского края»

 

База проекта:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Березовский детский сад № 4»

 

Сроки проведения:

Долгосрочный проект. Длительность 4 месяцев

 

Участники проекта: воспитатель Светлана Валентиновна Калашникова, дети старшей группы, родители

 

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования. Решая задачи экологического воспитания, мы воздействуем  на чувства детей, их сознание, взгляды и представления о природе, учим любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что  мы должны беречь и сохранять ее.

 

Актуальность проекта:

Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля.

Экологическое образование детей –  процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к  природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Экологические знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

В настоящее время наблюдается очень высокий уровень различных заболеваний: ОРВИ, всевозможные аллергии  и лор – болезней. Их рост объясняется загрязнением окружающей среды и уничтожения экосистемы леса.Поэтому  прежде чем заботиться о здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде.

Именно  в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается к миру природы, поэтому  необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

 

Проблематика проекта:

В нашем крае много красивых мест, где люди любят отдыхать.Но не все  гуманно и бережно относятся к природе. После отдыха людей остаётся много мусора, не потушенных костров, вырублены молодые деревья и все это видят дети! Какой же пример взрослые подают детям!

Мы часто видим, что дети не понимают как относиться к природе,проявляют некоторую враждебность по отношению к деревьям – ломают ветви, губят молодые деревца. У дошкольников  слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Невозможно изучать природу только по фотографиям и картинкам. Изучать ее лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.

На основании этих проблем мы и решили  реализовать идею экологического проекта  и привлечь  не только дошкольников, но и их родителей, а также сотрудников ДОУ.

 

 

Проект – совокупность методов и средств для реализации каких-либо задач.

Реализация проекта предусматривает интегрированный подход в воспитании у детей  и основ экологической культуры, то есть использование различных видов деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, музыкально-художественная, двигательная деятельность, наблюдения с учетом  индивидуальных особенностей детей.

А значит, ознакомление с хвойным лесом родного края  является наиболее эффективным способом развития экологической культуры дошкольников.

 

Из этого вытекает:

Объект исследования - экологическая культура детей старшего дошкольного возраста.

 

Предмет исследования - влияние деятельности по ознакомлению с деревьями хвойного леса на повышение экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

 

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ознакомление детей с экосистемой хвойного леса родного края оказывает позитивное влияние на повышение экологической культуры, если создать необходимые условия целенаправленного общения с природой. Произойдет изменение поведения детей по отношению к природе.

 

Цель проекта - повысить экологическую культуру, экологическое сознание и мышление детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи проекта:

Ø  Создание условий для повышения экологического образования дошкольников, их родителей и педагогов.

Ø  Расширить представления детей об экосистеме хвойного леса - её роль в жизни человека.

Ø  Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Ø   

Научная новизна:

Теоретическая значимость проекта - это разработка содержания и форм работы по ознакомлению с хвойным лесом, которая предусматривает поэтапную организацию повышения экологического уровня детей, родителей, педагогов.

 

Практическая значимость:

Экологические проблемы в настоящее время стоят очень остро. Люди начинают понимать, что Земля – наш общий дом, и его надо сохранить для будущих поколений. Чтобы решить экологические проблемы, человек должен изменить себя, своё мышление, сознание. А для этого необходимо обладать определённой экологической культурой. В её повышении существенную роль сыграл данный проект. Участники данного проекта узнали много нового о роли хвойных деревьев в жизни человека, познакомились спроблемой уничтожения лесов.

 

Методы и методики исследования:

1. Теоретический: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме

2. Социально - педагогический: наблюдение, беседа.

3. Эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный.

 

 

 

Ожидаемый результат:

Реализация проекта позволит:

-создать необходимые условия для организации экологической и природоохранной деятельности в масштабах детского сада;

-развить интерес и воспитать любовь к природе и природному достоянию родного края;

-понимать, что каждый живой организм в природе нуждается в одновременном присутствие других, что в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов.

 

Механизм реализации проекта

Формы работы. Пути их реализации

1. С детьми (проводятся на улице, в музыкальном зале,  в группе)

Ø  чтение художественной литературы

Ø  наблюдения

Ø  проведение опытов

Ø  обогащение экологической тропы «Хвойный лес»

Ø  познавательно-исследовательская деятельность

Ø  оформление альбома «Хвойные деревья Красноярского края»

Ø  защита презентации экологической сказки

2. С педагогами (проводятся в методическом кабинете, музыкальном зале, в группе)

Цель:представление педагогического опыта

Ø  консультации,

Ø  игровой семинар

3. С родителями (проводятся в группе, музыкальном зале, на улице)

Цель:повышение воспитательной компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников.

Ø  Консультации

Ø  круглый стол;

Ø  совместная деятельность с детьми: конкурс плакатов, наблюдения на прогулках, изготовление презентаций, оформление альбома «Мой край родной»,проведение экологическихакций.

 

План реализации проекта

Этапы проекта

1.      Подготовительный

Содержание работы:

·         изучение и анализ детской и педагогической литературы, разработка занятий, составление картотеки игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и др.), подбор песен, музыкальных произведений

·         знакомство родителей с целями и содержанием проекта -  круглый стол  «Ребенок и природа»;

·         проведение семинара для воспитателей «Сохраним  хвойные леса!»

·         провести  беседуоб экологической культуре  детей. По результатам беседы выявили: низкий уровень знаний –     5%

                 средний уровень знаний – 40%

                 высокий уровень знаний – 55%

Ожидаемые результаты: экологическое просвещение родителей. Подготовка оборудования и дидактических материалов к мероприятиям. Повышение педагогического уровня воспитателей в области экологической культуры. Выявили знания детей по экологическому воспитанию.

 

 

 

 

2.      Реализация проекта:Перспективный план реализации экологического проекта «Хвойные деревья Красноярского края»

·         рассматривание иллюстраций,репродукции картин,энциклопедий

·         ежедневное чтение художественной литературы о природе

·         музыкально- художественная деятельность;

·         познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие в тайгу»;

·         создание плана экологической  тропы и расширение зоны «Хвойный лес»

·         беседа «Как узнать ель?»;

·         продуктивная деятельность:лепка «Лесные друзья елочки»; аппликация«Маленькой елочке холодно зимой», рисование «Елочка – колкая иголочка»;

·         семейный спортивный праздник «Лесные тропинки»;

·         познавательная беседа с презентацией «Знакомство с кедром»

·         познавательная беседа с презентацией «Знакомство с лиственницей»;

·         экспериментирование «Какие бывают сосновые шишки?»

·         образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «Природа и человек»;

·         беседа «Как сохранить хвойный лес»;

·         познавательная деятельность «Обитатели хвойного леса»;

·         познавательная деятельность «Путешествие в смешанный лес»

·         беседа «Кто работает в лесу?»;

·         составление экологическихсказок сочиненных детьми

·         познавательно-аналитическая беседа «Кто главнее или как растения помогают человеку?»;

·         семейная викторина «Наши друзья деревья";

·         познавательно-исследовательская деятельность «Хвойные деревья Красноярского края»

Ожидаемые результаты:сформированы представления, что лес - это сообщество растений и животных,воспитание бережного отношения к природе через наблюдения за объектами природы, расширены знания по экологической культуре, сформировано поведение в природе. Расширены представления детей о значении леса в жизни человека. Оздоровление организма детей во время прогулки, воспитание гуманного отношения к природе. Дети стали проявлять ярко выраженный самостоятельный интерес к природе.

3. Подведение итогов:

·         оформление информационных стендов «Экологическое воспитание детей», «Природа и дети», «Кедровые орешки польза и вред»

·         экологический праздник «Путешествие в хвойный лес»;

·         фотовыставка «Берегите лес!»

·         конкурс кормушек «Лучший домик для птиц»

·         презентация альбома «Мой край родной! »

·         изготовление экологических буклетов «Берегите елочку- красавицу нашего леса»;

·         выставка семейного рисунка «Деревья нашего края»

·         фотовыставка «Плоды хвойных деревьев»

·         провести итоговую беседу по усвоению экологической культуры у детей, участвующих в проекте. По результатам итоговой беседы выявили:

 

 

низкий уровень знаний –     3%

средний уровень знаний – 29%

высокий уровень знаний – 68%

Ожидаемые результаты: сформированы знания детей о хвойном лесе. Дети стремятся к исследованию объектов живой и неживой природы, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.Дети овладели навыками экологически целесообразного поведения в природе. Развито у детей эмоциональное отношение к природе. Сформированы представления о птицах родного края.Фотоотчет по проекту

 

Список литературы

1.Веретенникова С. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвешение,1990.-80 с.

2.Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития: 2003. - 112 с.

3.Коломина Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий- М.: 2004-144 с.

4. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ/ Е. С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. -64с.

5. Киреева, Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. / Л. Г. Киреева. - Волгоград. Учитель, 2008. -271с.

6. Ушакова, О. Д. Красная книга России: Растения. / О. Д. Ушакова. - СПб. Издательский Дом «Литера», 2008. -64с.

7. Шорыгина, Т. А. Деревья. Какие они? /Т. А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. -64с.

8.Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду.Балаценко Л.2002. N 5. С. 80-82