Экологический проект
«Хвойные деревья Красноярского края»
База проекта:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Березовский детский сад № 4»
Сроки проведения:
Долгосрочный проект. Длительность 4 месяцев
Участники проекта: воспитатель Светлана Валентиновна Калашникова, дети старшей группы, родители
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования. Решая задачи экологического воспитания, мы воздействуем на чувства детей, их сознание, взгляды и представления о природе, учим любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что мы должны беречь и сохранять ее.
Актуальность проекта:
Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля.
Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Экологические знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
В настоящее время наблюдается очень высокий уровень различных заболеваний: ОРВИ, всевозможные аллергии и лор – болезней. Их рост объясняется загрязнением окружающей среды и уничтожения экосистемы леса.Поэтому прежде чем заботиться о здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде.
Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается к миру природы, поэтому необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Проблематика проекта:
В нашем крае много красивых мест, где люди любят отдыхать.Но не все гуманно и бережно относятся к природе. После отдыха людей остаётся много мусора, не потушенных костров, вырублены молодые деревья и все это видят дети! Какой же пример взрослые подают детям!
Мы часто видим, что дети не понимают как относиться к природе,проявляют некоторую враждебность по отношению к деревьям – ломают ветви, губят молодые деревца. У дошкольников слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
Невозможно изучать природу только по фотографиям и картинкам. Изучать ее лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.
На основании этих проблем мы и решили реализовать идею экологического проекта и привлечь не только дошкольников, но и их родителей, а также сотрудников ДОУ.
Проект – совокупность методов и средств для реализации каких-либо задач.
Реализация проекта предусматривает интегрированный подход в воспитании у детей и основ экологической культуры, то есть использование различных видов деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, музыкально-художественная, двигательная деятельность, наблюдения с учетом индивидуальных особенностей детей.
А значит, ознакомление с хвойным лесом родного края является наиболее эффективным способом развития экологической культуры дошкольников.
Из этого вытекает:
Объект исследования - экологическая культура детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - влияние деятельности по ознакомлению с деревьями хвойного леса на повышение экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ознакомление детей с экосистемой хвойного леса родного края оказывает позитивное влияние на повышение экологической культуры, если создать необходимые условия целенаправленного общения с природой. Произойдет изменение поведения детей по отношению к природе.
Цель проекта - повысить экологическую культуру, экологическое сознание и мышление детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Ø Создание условий для повышения экологического образования дошкольников, их родителей и педагогов.
Ø Расширить представления детей об экосистеме хвойного леса - её роль в жизни человека.
Ø Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Ø
Научная новизна:
Теоретическая значимость проекта - это разработка содержания и форм работы по ознакомлению с хвойным лесом, которая предусматривает поэтапную организацию повышения экологического уровня детей, родителей, педагогов.
Практическая значимость:
Экологические проблемы в настоящее время стоят очень остро. Люди начинают понимать, что Земля – наш общий дом, и его надо сохранить для будущих поколений. Чтобы решить экологические проблемы, человек должен изменить себя, своё мышление, сознание. А для этого необходимо обладать определённой экологической культурой. В её повышении существенную роль сыграл данный проект. Участники данного проекта узнали много нового о роли хвойных деревьев в жизни человека, познакомились спроблемой уничтожения лесов.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме
2. Социально - педагогический: наблюдение, беседа.
3. Эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный.
Ожидаемый результат:
Реализация проекта позволит:
-создать необходимые условия для организации экологической и природоохранной деятельности в масштабах детского сада;
-развить интерес и воспитать любовь к природе и природному достоянию родного края;
-понимать, что каждый живой организм в природе нуждается в одновременном присутствие других, что в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов.
Механизм реализации проекта
Формы работы. Пути их реализации
1. С детьми (проводятся на улице, в музыкальном зале, в группе)
Ø чтение художественной литературы
Ø наблюдения
Ø проведение опытов
Ø обогащение экологической тропы «Хвойный лес»
Ø познавательно-исследовательская деятельность
Ø оформление альбома «Хвойные деревья Красноярского края»
Ø защита презентации экологической сказки
2. С педагогами (проводятся в методическом кабинете, музыкальном зале, в группе)
Цель:представление педагогического опыта
Ø консультации,
Ø игровой семинар
3. С родителями (проводятся в группе, музыкальном зале, на улице)
Цель:повышение воспитательной компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников.
Ø Консультации
Ø круглый стол;
Ø совместная деятельность с детьми: конкурс плакатов, наблюдения на прогулках, изготовление презентаций, оформление альбома «Мой край родной»,проведение экологическихакций.
План реализации проекта
Этапы проекта
1. Подготовительный
Содержание работы:
· изучение и анализ детской и педагогической литературы, разработка занятий, составление картотеки игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и др.), подбор песен, музыкальных произведений
· знакомство родителей с целями и содержанием проекта - круглый стол «Ребенок и природа»;
· проведение семинара для воспитателей «Сохраним хвойные леса!»
· провести беседуоб экологической культуре детей. По результатам беседы выявили: низкий уровень знаний – 5%
средний уровень знаний – 40%
высокий уровень знаний – 55%
Ожидаемые результаты: экологическое просвещение родителей. Подготовка оборудования и дидактических материалов к мероприятиям. Повышение педагогического уровня воспитателей в области экологической культуры. Выявили знания детей по экологическому воспитанию.
2. Реализация проекта:Перспективный план реализации экологического проекта «Хвойные деревья Красноярского края»
· рассматривание иллюстраций,репродукции картин,энциклопедий
· ежедневное чтение художественной литературы о природе
· музыкально- художественная деятельность;
· познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие в тайгу»;
· создание плана экологической тропы и расширение зоны «Хвойный лес»
· беседа «Как узнать ель?»;
· продуктивная деятельность:лепка «Лесные друзья елочки»; аппликация«Маленькой елочке холодно зимой», рисование «Елочка – колкая иголочка»;
· семейный спортивный праздник «Лесные тропинки»;
· познавательная беседа с презентацией «Знакомство с кедром»
· познавательная беседа с презентацией «Знакомство с лиственницей»;
· экспериментирование «Какие бывают сосновые шишки?»
· образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «Природа и человек»;
· беседа «Как сохранить хвойный лес»;
· познавательная деятельность «Обитатели хвойного леса»;
· познавательная деятельность «Путешествие в смешанный лес»
· беседа «Кто работает в лесу?»;
· составление экологическихсказок сочиненных детьми
· познавательно-аналитическая беседа «Кто главнее или как растения помогают человеку?»;
· семейная викторина «Наши друзья деревья";
· познавательно-исследовательская деятельность «Хвойные деревья Красноярского края»
Ожидаемые результаты:сформированы представления, что лес - это сообщество растений и животных,воспитание бережного отношения к природе через наблюдения за объектами природы, расширены знания по экологической культуре, сформировано поведение в природе. Расширены представления детей о значении леса в жизни человека. Оздоровление организма детей во время прогулки, воспитание гуманного отношения к природе. Дети стали проявлять ярко выраженный самостоятельный интерес к природе.
3. Подведение итогов:
· оформление информационных стендов «Экологическое воспитание детей», «Природа и дети», «Кедровые орешки польза и вред»
· экологический праздник «Путешествие в хвойный лес»;
· фотовыставка «Берегите лес!»
· конкурс кормушек «Лучший домик для птиц»
· презентация альбома «Мой край родной! »
· изготовление экологических буклетов «Берегите елочку- красавицу нашего леса»;
· выставка семейного рисунка «Деревья нашего края»
· фотовыставка «Плоды хвойных деревьев»
· провести итоговую беседу по усвоению экологической культуры у детей, участвующих в проекте. По результатам итоговой беседы выявили:
низкий уровень знаний – 3%
средний уровень знаний – 29%
высокий уровень знаний – 68%
Ожидаемые результаты: сформированы знания детей о хвойном лесе. Дети стремятся к исследованию объектов живой и неживой природы, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.Дети овладели навыками экологически целесообразного поведения в природе. Развито у детей эмоциональное отношение к природе. Сформированы представления о птицах родного края.Фотоотчет по проекту
Список литературы
1.Веретенникова С. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвешение,1990.-80 с.
2.Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития: 2003. - 112 с.
3.Коломина Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий- М.: 2004-144 с.
4. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ/ Е. С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. -64с.
5. Киреева, Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. / Л. Г. Киреева. - Волгоград. Учитель, 2008. -271с.
6. Ушакова, О. Д. Красная книга России: Растения. / О. Д. Ушакова. - СПб. Издательский Дом «Литера», 2008. -64с.
7. Шорыгина, Т. А. Деревья. Какие они? /Т. А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. -64с.
8.Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду.Балаценко Л.2002. N 5. С. 80-82
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.