Пояснительная записка.
Зимой, когда земля покрыта
снегом, а деревья гнутся от порывов холодного ветра, радуют глаз нежная зеленая
веточка или цветок распустившийся в комнате.
Человек издавна разводит комнатные растения для эстетического наслаждения и
красоты.
Композиции из растений благотворно влияют на здоровье и эмоции людей, снимают
стрессы, вызывают радость. Комнатные растения улучшают жизненную среду человека
тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость,
что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу,
очищают воздух от пыли. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных
растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом.
Особая роль принадлежит растениям, поглощающим вредные вещества и газы
из воздуха, которые выделяют разнообразные синтетические материалы:
пластмассовые изделия, ковровые покрытия, мебель из ДСП, линолеум и пр.
Известно, что вещества, из которых сделаны предметы быта, вредны для здоровья,
могут вызвать не только аллергию, но и другие заболевания.
Таким образом, комнатные растения выполняют важную средообразующую функцию в
экологии человека.
Наличие комнатных растений в
помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих
в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить
психологический климат и гигиеническую среду в группе. В этом случае необходимы
правильный подбор, расстановка и распределение их в пространстве помещения.
Важнейшим положительным психологическим фактором является красота растений:
насыщенная окраска листьев, яркий рисунок на них, сочность и упругость стеблей
и других частей растения, хорошая кустистость, облиственность, отсутствие голых
участков, сухих листьев. Это одновременно является показателем хорошего
состояния растений. Их самочувствие и красота находятся в прямой зависимости от
условий, в которых они произрастают.
Трудно переоценить значение комнатных
растений в решении основной задачи воспитания: формирование
культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры.
Комнатные растения – обязательные обитатели уголков природы детсадовских групп.
Разнообразие оттенков, цвета и форм листьев, цветов, стеблей растений, почти не
прекращающийся рост в течение года, делает их ценным дидактическим материалом.
Теоретические исследования М.М.Марковской, С.А.Веретенниковой,
М.В.Лучич, А.М.Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое
знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей
деятельность наблюдения и наблюдательность, умственные способности и
познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений
природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение
ко всему живому.
Ознакомление детей с комнатными растениями входит в содержание всех комплексных программ. Объем рекомендуемых программами знаний включает следующие знания:
v Строение растения – стебель, корень, листья, цветок
v Внешний вид растения
v Условия, необходимые для роста и развития растения – тепло, свет, влага
v Название некоторых растений
v Правила ухода за растениями – полив, опрыскивание, пересадка, рыхление
v Бережное отношение к растениям.
Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении.
Воспитатель
МАДОУ «ЦРР – детский сад №10»
Уткина Н.В.
Актуальность: (проблема.) Проблема заключается в том, что у детей не формируются элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, бережном отношении к природе, умению ответственно ухаживать за растениями и животными.
Цель проекта:
Формировать основы экологической культуры всех участников образовательного процесса, пополнение знаний о комнатных растениях у детей.
Задачи (для детей среднего возврата)
v Учить последовательно и полно рассказывать о комнатном растении. Закреплять умение видеть признаки общего в растении, отражать это в рассказе. Развивать связную речь.
v Учить сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности. Количеству.
v Формировать навык пользования моделями в практической деятельности
v Упражнять в обследовательских действиях
v Закрепить знание структуры трудового процесса (поливка). Обучить практическим навыкам поливки
v Формировать знания о процессе посадки. Совершенствовать навыки посадки растений.
v Учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда
v Воспитывать бережное отношение к растениям как к живым существам
Задачи (для детей старшего дошкольного возраста)
v Познакомить с новыми комнатными растениями (родина произрастания, правила содержания)
v Закрепить знания о способах ухода за комнатным растением, их размещением (светолюбивые, теневыносливые) с опорой на модели
v Воспитывать интерес к наблюдению за жизнью комнатных растений
v Совершенствовать навыки ухода за растениями (полив. Удаление пыли, умение при уходе пользоваться картотекой потребностей растений)
v Продолжать воспитывать бережное отношение к растениям.
Ожидаемые результаты (средний дошкольный возраст)
v Дети будут проявлять интерес к растениям уголка природы, испытывать радость от общения с растением, проявлять любознательность
v Дети сумеют различить и правильно назвать растения своего уголка природы
v Дети будут откликаться на предложения воспитателя поухаживать за растениями в уголке природы, выражать эмоции, глядя на красоту комнатных растений, стремится оказать им помощь.
Ожидаемые результаты (старший дошкольный возраст)
v Дети будут, имеет представления о многообразии комнатных растений, их потребностях как живых существ.
v Владеть представлениями об уходе за растениями, стремиться применять представления в собственной деятельности
v Качественно, с незначительной помощью взрослого, дети осуществят уход за растениями
1 ЭТАП,
Подготовительный этап :
· составление перспективного плана работы по проведению проекта; подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов о комнатных растениях, загадок;
· приобретение методической литературы;
· создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды; привлечение родителей для помощи педагогу:
· поиск материала в сети Интернет, оказание разнообразной помощи.
2 ЭТАП
Основной этап : Реализация проекта
План мероприятий по реализации проекта
Средний возраст.
Формы работы с детьми |
Содержание работы с детьми |
Обучающая ситуация |
Комнатные растения в нашем уголке природы «Поможем Незнайке» |
Экскурсии |
Уголок природы старшей группы, Экологическая комната |
Наблюдения |
Рассматривание комнатных растений (название, строение) Умение различать 2-3 комнатных растения. Уточнение названия и строения Наблюдения за пересадкой комнатных растений, уточнение приемов ухода за ними Наблюдение за детьми старшей группы во время дежурства в уголке природы |
Чтение |
Е.Благинина «Огонек» Л.Пилипенко «Кактус» Г.Ракова «Фиалка» |
Изобразительная деятельность |
Рисование «У нас расцвели красивые фиалки» |
Трудовая деятельность |
Поручения: полив растений, опрыскивание листьев, протирание листьев влажной тряпкой, рыхление |
Дидактические игры и упражнения |
«Покажи такой же цветок», «Найди растение, которое я назову», «Найди, что покажу», «Найди, о чем расскажу», «Покажи лист. Цветок, стебель», «Расскажем новой девочке, как надо поливать растение», «Угадай. Что за растение». «Назови растение», лото «Комнатные растения», «Узнай и назови растение», «Парные картинки», «Какого растения не стало?», «Где спряталась матрешка?»,»Найди пару» |
Сюжетно-ролевые игры |
Магазин «Цветы» |
Моделирование |
Условия необходимые для роста и развития растений. Алгоритм ухода за комнатным растением. Строение комнатного растения. |
Физическая культура |
Подвижные игры «Собери цветок из лепестков», «Живая клумба» |
Музыка |
Музыкальное оформление всех мероприятий Слушание «Вальс цветов» и «Времена года» Чайковского |
|
|
План мероприятий по реализации проекта (старший возраст)
Формы работы с детьми |
Содержание работы с детьми |
Обучающие ситуации |
«Как мы будем дежурить по уголку природы» «Растения нашего уголка природы» «Знакомство с новыми комнатными растениями» Придумывание рассказа «Как растение попало в наш детский сад» Описание комнатных растений |
Экскурсии |
Уголок природы параллельной группы Экологическая комната детского сада Экологическая тропа по детскому саду |
Наблюдения |
Сравнение комнатных и грунтовых растений осенью. Весной и летом Рассматривание комнатных растений (название, строение, правила ухода» Умение различать несколько комнатных растений, уточнение названия, ухода, способа размножения |
Беседа |
«Растения на участке и в группе» «Что растет на окошке» «Как выращивают цветы зимой в теплицах» «Что мы знаем о комнатных растениях» «Как мы ухаживаем за комнатными растениями» «Лекарства на окошке» «Такие разные комнатные растения» |
Художественная литература |
· Заучивание и чтение стихотворений о растениях. Чтение научно-популярной и художественной литературы по теме. Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок. · А.Мусатов «Изумрудные города» В.Верзилин»Путешествие с комнатными растениями» |
Художественное творчество |
Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением комнатных растений Рисование «Комнатное растение», «Фуксия в горшочке» |
Труд |
Дежурство по уголку природы (полив, удаление сухих листьев, рыхление, пересадка) Посадка луковиц тюльпанов. Посадка черенков комнатных растений
|
Дидактические игры и упражнения |
«Назови растение», «Опиши. А мы угадаем», «Узнай по описанию», «Какого растения не стало», «Что лишнее», «Что изменилось», «Собери части растения» |
Сюжетно – ролевые игры |
«День рождения в семье» «Цветовод» |
Работа в лаборатории природы |
Опыт «Как увидеть движение воды через корешки», «Растение-насос». «Живой кусочек», «Испарение влаги с листьев растений», «За светом» |
Музыка |
Музыкальное оформление всех мероприятий; Песенное творчество. Развитие положительных эмоций. Театрализованная деятельность. Слушание «Вальс цветов» и «Времена года» П.И.Чайковского Танец «Любимый цветок».
|
Физическая культура |
Подвижные игры «Укрась цветами ковер», «живая клумба», «Волшебная палочка», «Собери цветок из лепестков», «Мы – цветы» |
План мероприятий по работе с воспитателями:
Ø Консультация «Комнатные растения в уголке природы разных возрастных групп»
Ø Практикум «Организация фито-модулей в группах»
Ø Фото-выставка «Внимание! Ядовитые комнатные растения»
План мероприятий по работе с родителями
Ø Изготовление альбома «Мои домашние любимцы»
Ø Консультация «
3 ЭТАП – заключительный
Средний возраст – АКЦИЯ «Посадим для мамы красивый цветок»
Старший возраст – Выставка «Садик в плошке на окошке», создание коллекции «Узамбарская фиалка» или «Кактусятник»
Изготовление экологической книги «Комнатные растения»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.