Экологический проект "Наши друзья - комнатные растения"

  • docx
  • 04.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект комнатные растенияДокумент Microsoft Office Word.docx

Пояснительная записка.

            Зимой, когда земля покрыта снегом, а деревья гнутся от порывов холодного ветра, радуют глаз нежная зеленая веточка или цветок распустившийся в комнате.
Человек издавна разводит комнатные растения для эстетического наслаждения и красоты.
Композиции из растений благотворно влияют на здоровье и эмоции людей, снимают стрессы, вызывают радость. Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу, очищают воздух от пыли. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом.
       Особая роль принадлежит растениям, поглощающим вредные вещества и газы из воздуха, которые выделяют разнообразные синтетические материалы: пластмассовые изделия, ковровые покрытия, мебель из ДСП, линолеум и пр. Известно, что вещества, из которых сделаны предметы быта, вредны для здоровья, могут вызвать не только аллергию, но и другие заболевания.
Таким образом, комнатные растения выполняют важную средообразующую функцию в экологии человека.

             Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. В этом случае необходимы правильный подбор, расстановка и распределение их в пространстве помещения.   
Важнейшим положительным психологическим фактором является красота растений: насыщенная окраска листьев, яркий рисунок на них, сочность и упругость стеблей и других частей растения, хорошая кустистость, облиственность, отсутствие голых участков, сухих листьев. Это одновременно является показателем хорошего состояния растений. Их самочувствие и красота находятся в прямой зависимости от условий, в которых они произрастают.

Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры.
Комнатные растения – обязательные обитатели уголков природы детсадовских групп. Разнообразие оттенков, цвета и форм листьев, цветов, стеблей растений, почти не прекращающийся рост в течение года, делает их ценным дидактическим материалом.
               Теоретические исследования М.М.Марковской, С.А.Веретенниковой, М.В.Лучич, А.М.Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей деятельность наблюдения и наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.

 

Ознакомление детей с комнатными растениями входит в содержание всех комплексных программ. Объем рекомендуемых программами знаний включает следующие знания:

v Строение растения – стебель, корень, листья, цветок

v Внешний вид растения

v Условия, необходимые для роста и развития растения – тепло, свет, влага

v Название некоторых растений

v Правила ухода за растениями – полив, опрыскивание, пересадка, рыхление

v Бережное отношение к растениям.

           Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении.

 

 

 

 

Экологический проект

 

 

«НАШИ ДРУЗЬЯ – КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

 

 

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

 

                                                                                    Воспитатель  

                                                                                   МАДОУ  «ЦРР – детский сад №10»

Уткина Н.В.

 

 

 

Актуальность: (проблема.) Проблема  заключается  в  том,  что  у  детей  не  формируются  элементарные  представления  о  взаимосвязях  и  взаимодействии  живых  организмов  со  средой  обитания,  бережном  отношении  к  природе, умению  ответственно  ухаживать  за   растениями  и  животными.

Цель проекта:

Формировать основы экологической культуры всех участников  образовательного процесса, пополнение знаний о комнатных растениях у детей.

Задачи (для детей среднего возврата)

v Учить последовательно и полно рассказывать о комнатном растении. Закреплять умение  видеть признаки общего в растении, отражать это в рассказе. Развивать связную речь.

v Учить сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности. Количеству.

v Формировать навык пользования моделями в практической деятельности

v Упражнять в обследовательских действиях

v Закрепить знание структуры трудового процесса (поливка). Обучить практическим навыкам поливки

v Формировать знания о процессе посадки. Совершенствовать навыки посадки растений.

v Учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда

v Воспитывать бережное отношение  к растениям как к живым существам

Задачи  (для детей старшего дошкольного возраста)

v Познакомить с новыми комнатными растениями (родина произрастания, правила содержания)

v Закрепить знания о способах ухода за комнатным растением, их размещением (светолюбивые, теневыносливые) с опорой на модели

v Воспитывать интерес к наблюдению за жизнью комнатных растений

v Совершенствовать навыки ухода за растениями (полив. Удаление пыли, умение при уходе пользоваться картотекой потребностей растений)

v Продолжать воспитывать бережное отношение к растениям.

 

Ожидаемые результаты  (средний дошкольный возраст)

v Дети будут проявлять интерес к растениям уголка природы, испытывать радость от общения с растением, проявлять любознательность

v Дети сумеют различить и правильно назвать растения своего уголка природы

v Дети будут откликаться на предложения воспитателя поухаживать за растениями в уголке природы, выражать эмоции, глядя на красоту комнатных растений, стремится оказать им помощь.

Ожидаемые результаты (старший дошкольный возраст)

v Дети будут, имеет представления о многообразии комнатных растений, их потребностях как живых существ.

v Владеть представлениями об уходе за растениями, стремиться применять представления в собственной деятельности

v Качественно, с незначительной помощью взрослого, дети осуществят уход за растениями

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА.

1 ЭТАП,

 Подготовительный этап :

·         составление перспективного плана работы по проведению проекта; подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов о комнатных растениях, загадок;

·         приобретение методической литературы;

·         создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды; привлечение родителей для помощи педагогу:

·         поиск материала в сети Интернет, оказание разнообразной помощи.

 

2 ЭТАП

Основной этап : Реализация проекта

План мероприятий по реализации проекта

Средний возраст.

Формы работы с детьми

Содержание работы с детьми

Обучающая ситуация

Комнатные растения в нашем уголке природы «Поможем Незнайке»

Экскурсии

Уголок природы старшей группы,

Экологическая комната

Наблюдения

Рассматривание комнатных растений (название, строение)

Умение различать 2-3 комнатных растения. Уточнение названия и строения

Наблюдения за пересадкой комнатных растений, уточнение приемов ухода за ними

Наблюдение за детьми старшей группы во время дежурства в уголке природы

Чтение

Е.Благинина «Огонек»

Л.Пилипенко «Кактус»

Г.Ракова «Фиалка»

Изобразительная деятельность

Рисование «У нас расцвели красивые фиалки»

Трудовая деятельность

Поручения: полив растений, опрыскивание листьев, протирание листьев влажной тряпкой, рыхление

Дидактические игры и упражнения

«Покажи такой же цветок», «Найди растение, которое я назову», «Найди, что покажу», «Найди, о чем расскажу», «Покажи лист. Цветок, стебель»,  «Расскажем новой девочке, как надо поливать растение», «Угадай. Что за растение». «Назови растение», лото «Комнатные растения», «Узнай и назови растение», «Парные картинки», «Какого растения не стало?», «Где спряталась матрешка?»,»Найди пару»

Сюжетно-ролевые игры

Магазин «Цветы»

Моделирование

Условия необходимые для роста и развития растений.

Алгоритм ухода за комнатным растением.

Строение комнатного растения.

Физическая культура

Подвижные игры «Собери цветок из лепестков», «Живая клумба»

Музыка

Музыкальное оформление всех мероприятий

Слушание «Вальс цветов» и «Времена года» Чайковского

 

 

 

План мероприятий по реализации проекта (старший возраст)

Формы работы с детьми

Содержание работы с детьми

Обучающие ситуации

«Как мы будем дежурить по уголку природы»

«Растения нашего уголка природы»

«Знакомство с новыми комнатными растениями»

Придумывание рассказа «Как растение попало в наш детский сад»

Описание комнатных растений

Экскурсии

Уголок природы параллельной группы

Экологическая комната детского сада

Экологическая тропа по детскому саду

Наблюдения

Сравнение комнатных и грунтовых растений осенью. Весной и летом

Рассматривание комнатных растений (название, строение, правила ухода»

Умение различать несколько комнатных растений, уточнение названия, ухода, способа размножения

Беседа

«Растения на участке и в группе»

«Что растет на окошке»

«Как выращивают цветы зимой в теплицах»

«Что мы знаем о комнатных растениях»

«Как мы ухаживаем за комнатными растениями»

«Лекарства на окошке»

«Такие разные комнатные растения»

Художественная литература

·         Заучивание и чтение стихотворений  о растениях. Чтение научно-популярной и художественной литературы по теме. Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок.

·         А.Мусатов  «Изумрудные города»

В.Верзилин»Путешествие с комнатными растениями»

Художественное творчество

Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением комнатных растений

Рисование «Комнатное растение», «Фуксия в горшочке»

Труд

Дежурство по уголку природы (полив, удаление сухих листьев, рыхление, пересадка)

Посадка луковиц тюльпанов. Посадка черенков комнатных растений

 

Дидактические игры и упражнения

«Назови растение», «Опиши. А мы угадаем», «Узнай по описанию», «Какого растения не стало», «Что лишнее», «Что изменилось», «Собери части растения»

Сюжетно – ролевые игры

«День рождения в семье»

«Цветовод»

Работа в лаборатории природы

Опыт «Как увидеть движение воды через корешки», «Растение-насос». «Живой кусочек», «Испарение влаги с листьев растений», «За светом»

Музыка

Музыкальное оформление всех мероприятий; Песенное творчество.

Развитие положительных эмоций. Театрализованная деятельность.

 Слушание «Вальс цветов» и «Времена года» П.И.Чайковского

Танец «Любимый цветок».

 

Физическая культура

Подвижные игры «Укрась цветами ковер»,

«живая клумба», «Волшебная палочка», «Собери цветок из лепестков», «Мы – цветы»

План мероприятий по работе с воспитателями:

Ø  Консультация «Комнатные растения в уголке природы разных возрастных групп»

Ø  Практикум «Организация фито-модулей в группах»

Ø  Фото-выставка «Внимание! Ядовитые комнатные растения»

План мероприятий по работе с родителями

Ø  Изготовление альбома «Мои домашние любимцы»

Ø  Консультация «

 

3 ЭТАП – заключительный

Средний возраст – АКЦИЯ «Посадим для мамы красивый цветок»

Старший возраст – Выставка «Садик в плошке на окошке», создание коллекции «Узамбарская фиалка» или  «Кактусятник»

Изготовление экологической книги «Комнатные растения»