Экологический проект
в детском саду в средней группе №2
«Всемирный день защиты животных»
Подготовила воспитатель
Первой квалификационной категории:
Хаперская О.А.
Тип проекта: информационно - познавательный,
творческий, групповой.
Продолжительность: неделя.
Участники
проекта: воспитатели, воспитанники средней группы №2.
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
В. Чижов
Актуальность проекта:
В настоящее время
проблема взаимодействия человека с природой стала наиболее актуальна.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры
человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное
отношение к природе, окружающему миру. Успешно заниматься экологическим
воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим
подразумевается. Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание
человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям,
которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для
полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и
всё, что происходит вокруг. Нужно учить дошколят правильно вести себя в природе
и среди людей.
Девиз проекта:
Только вместе, только дружно помогать природе нужно!
Цель:
Формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных.
Задачи:
Для детей:
Обучающие: формировать у детей знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость и красоту природы.
Развивающие: способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; развивать творческие способности детей; вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.
Воспитательные: способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Для родителей:
активизировать знания родителей о природе, экологии, повысить их самообразование по теме; формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
1. Повышение общей
экологической культуры ребёнка;
2. Формирование
нравственно-экологического отношения к окружающей действительности;
3. Улучшение навыков
экологической безопасности;
4. Расширение и
закрепление знаний детей о природе родного края: его растительном и
животном мире;
5. Обогащение словарного
запаса детей новыми понятиями;
6. Формирование
представлений о том, что человек – часть природы, что он должен беречь и
охранять её;
7. Расширение общего
кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Для педагогов:
1. Повышение
теоретического уровня и профессионализма педагогов;
2. Внедрение современных
форм и новых методов работы по формированию экологического воспитания
дошкольников;
3. Личностный и
профессиональный рост;
4. Самореализация.
Формы работы с детьми:
1. занятия
познавательного цикла;
2. чтение художественной
литературы;
3. рассматривание
энциклопедий;
4. просмотр презентаций
по теме;
5. беседы экологические;
6. наблюдения за окружающей
природой;
7. продуктивная
деятельность;
8. исследовательская
деятельность;
9. игровая деятельность:
подвижные, дидактические игры, игровые и проблемные ситуации.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. уголок природы в
группе;
2. экологическое оборудование;
3. методический инструментарий;
4. подборка методической литературы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
Содержание проектной деятельности:
1этап – подготовительный:
• разработка
перспективного плана;
• подготовка цикла тематических
мероприятий;
• создание развивающей
среды;
• подбор необходимой
художественной литературы для реализации проектной деятельности.
2 этап – основной (практический):
• проведение цикла
тематических мероприятий посредством сказочных героев «Эколят» - друзей и
защитников природы, организация целенаправленной просветительской
консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей
познавательных способностей.
3 этап – заключительный:
• обработка результатов
по реализации проекта;
• выставка рисунков,
поделок, аппликаций «Мое домашнее животное».
Ожидаемый результат реализации проекта:
1.получение детьми знаний
по экологии;
2.повышение общей
экологической культуры ребёнка;
3.формирование
нравственно - экологического отношения к окружающей действительности;
4.улучшение навыков
экологической безопасности;
5.фото отчёт по проекту.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ
Дидактические игры:
1.«Звери, птицы, рыбы».
Дидактическая
задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети
становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает
его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и
быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому
ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока
запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя
рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
2. «Угадай, что где растет».
Дидактическая
задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений;
развивать внимание, сообразительность, память.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети сидят
на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из
детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород,
луг, поле, лес.
6. «Выбери нужное».
Дидактическая
задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную
активность.
Материалы: предметные
картинки.
Ход игры: на столе
рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или
признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим
свойством обладают.
Например: «зеленый» - это
могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода,
росса, облако, туман, иней и т.д.
7. «Так бывает или нет?»
Дидактическая задача: развивать
логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход
игры: Воспитатель объясняет правила игры:
- Я буду рассказывать историю,
в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда солнце ярко
светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали
кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края.
Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»...
8. «Какое время года?»
Дидактическая
задача: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с
определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: Дети сидят
на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или
загадку о разных временах года.
9. «Где что можно делать?»
Дидактическая
задача: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной
ситуации.
Ход
игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в
лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц;
отдыхать.) Что делают в больнице? Что можно делать на реке?
10. «Какая, какой, какое?»
Дидактическая
задача: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру,
явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход
игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди
называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка -рыжая,
шустрая, большая, маленькая, красивая...
Пальто - теплое, зимнее,
новое, старое...
Мама - добрая, ласковая,
нежная, любимая, дорогая...
Дом - деревянный,
каменный, новый, панельный...
11.«Закончи предложение».
Дидактическая
задача: учить дополнять предложения словом противоположного значения.
Ход
игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только
говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец -
... (горький).
Летом листья зеленые, а
осенью... (желтые).
Дорога широкая, а
тропинка ... (узкая).
12. «Что сажают в огороде?»
Дидактическая
задача: учить детей классифицировать предметы по определенным
признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать
быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры: Дети, вы
знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть
разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в
огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете
«нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры.
- Морковь (да),
огурец (да), свекла (да), слива (нет) и
т. д.
13. «Дети и волк».
Дидактическая
задача: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и
глаголы повелительного наклонения.
Ход игры: Выбирается
«волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:
Дети по лесу гуляли, Но
вот сучья затрещали...
Землянику собирали. И
глазища засверкали...
Много ягодок везде -
Дети, дети, не зевайте,
И на кочках, и в траве.
Волк за елью - убегайте!
Дети разбегаются, «волк»
ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.
14. «Что это за птица?»
Дидактическая
задача: уточнять и расширять представления о жизни птиц зимой; описывать
птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры: Дети
делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны
угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы
задает другая подгруппа.
15. «Брать - не брать ягоды».
Дидактическая
задача: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация
лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.
Ход игры: Дети стоят
кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых
ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если
услышат название садовой, потянуться, подняв руки верх. (Земляника,
ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина,
брусника, малина.)
16. «Где что растет?»
Дидактическая
задача: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление
о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния
растительного покрова.
Ход игры: Воспитатель называет разные
растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут
- дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно
выбрать любое), если нет - дети молчат.
• -Яблоня, груша,
малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон,
апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.
Если дети справились
успешно, можно деревья перечислять быстрее:
• -Слива, осина,
каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.
В конце игры подводят
итог, кто знает больше деревьев.
Пальчиковые игры.
1.«Капуста»
Цель: развитие
мелкой моторики рук.
Мы капусту рубим,
(Резкие движения прямыми
кистями рук вверх и вниз.)
Мы морковку трем,
(Пальцы рук сжаты в
кулаки, движения кулаков к себе и от себя.)
Мы капусту солим,
(Движение пальцев,
имитирующих посыпание солью из щепотки.)
Мы капусту жмем.
(Интенсивное сжимание
пальцев рук
в кулаки.
Разгибают пальцы из
кулачка, начиная с мизинца.)
2. «Белка».
(по мотивам народной песенки)
Цель: развивать
внимание, моторику пальцев рук, зрительную память
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все
пальцы, начиная с большого)
3. «Котята»
(играем пальчиками)
Цель: развитие мелкой моторики,
координации движений пальцев рук.
У кошки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по
парам стоят:
(пальцы вместе ладони
врозь)
Два толстых, два ловких,
(прячем пальцы по парам)
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых!
4.«Зимующие птицы»
Цель: развитие мелкой моторики
рук.
Прилетайте, птички!
(«Зовущие» движения
пальцами обеих рук)
Сала дам синичке.
(«Режущие движения» одной
ладони по другой)
Приготовлю крошки,
(Пальцы щепоткой –
«крошить» хлеб).
Стихи о природе.
Березка
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ
одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
И. Семенова
Ветер
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с
осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева
В лесу
Мы с мамой грибы
Собираем вдвоем.
Подарки лесные
В корзинку кладем.
Деревья над нами
Тихонько шумят,
О чем-то своем
Меж собой говорят.
В. Кудлачев
Дубки
На лужайке у реки
Посадили мы дубки.
Веселей расти, дубрава,
Всем на радость,
Нам на славу!
С каждым годом расцветай,
Шум зеленый поднимай.
Будьте счастливы, дубки,
На лужайке у реки!
А. Прокофьев
Медведь
Я медведь живу в лесу,
Зимой в берлоге крепко
сплю.
А когда придёт весна,
Просыпаюсь я от сна.
И брожу в густом лесу.
Друзей лесных своих ищу.
Лиса
Я хитрая лисица.
Живу в густом лесу.
Мышей, птенцов и зайцев,
Уж очень я люблю.
А если до деревни,
Тихонько доберусь,
То берегитесь куры,
И вкусный, жирный гусь.
Ёж
На спине моей иголки,
Я живу под пнём у ёлки,
Хоть я маленький зверёк,
Но в иголках моих толк.
Даже волка и лису,
Обмануть могу в лесу.
Заяц
Заяц, он живёт в лесу,
Боится встретить он лису.
Быстро бегает по горкам,
И грызёт кору у ёлки.
Чтобы скрыться от лисы.
Шубку он меняет.
Зимой белая она, весной
серая бывает.
Волк
Я сердитый, серый волк.
Я в зайчатах знаю толк.
На тропе моей лесной,
Не ищи ты встреч со мной.
Если только догоню.
В раз тебя я проглочу.
Белка
У меня пушистый
хвост,
Ну а глазки зорки.
Я живу в дупле большом,
На высокой ёлке.
Быстро я сорву грибок,
Съем его у ёлки,
Но, а шишек наберу,
И в дупло скорей несу.
Голубка
Белая голyбка,
Голyбая юбка,
По воде ходила,
Юбкy замочила.
Сизый голyбь говорит:
– Ах, ты, лyжа вредная!
А голyбке говорит:
– Ах, ты, моя
бедная!
Н. Орлова
Доктор дятел
Доктор Дятел сел на сук,
По коре стучит: тук-тук.
– Вот что, дерево-рябина,
–
Доктор Дятел говорит, –
Вы больны, у вас ангина,
Потому – и хмурый вид.
Вот вам сладкая микстура,
Жаворонок
Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней!
В чистом поле – домик
твой,
В ясном небе – песня! В.
Берестов
Воробьи
Воробьи по проводам
Скачут и хохочут.
Видно, строчки телеграмм
Лапы им щекочут.
С. Маршак
Стихотворение «Про всех на свете».
Все – все, все на свете,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны,
чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ
нелепых
И даже без хищников,
злых и свирепых
Нужны все на свете!
Нужны все подряд – кто
делает мед
И кто делает плохие
дела
У кошки без мышки, у
мышки без кошки,
Не лучшие делишки!
И, если мы с кем – то не
очень дружны,
Мы все – таки очень друг
другу нужны.
А если нам кто –
ни будь лишним покажется,
То, это конечно, ошибкой
окажется!
Все – все, все на свете,
на свете нужны.
И это все дети запомнить
должны.
Б. Заходер
Рассказ «Девочки в лесу»
Оля и Лида пошли в лес.
После утомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули
из бумаги хлеб с маслом, яйцо. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от
них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели,
боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды, бумагу и
бросила их под куст. Лида завернула в бумагу яичную скорлупу и положила в
сумку.
- Зачем ты берешь с собой
мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. Лида
тихо ответила подруге.
(По В.А. Сухомлинскому).
Вопрос детям: - Что,
по-вашему, ответила Лида и почему?
Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес».
В густом лесу жила
медведица Ангелина, и было у нее двое медвежат: сынок Паша да дочка Даша.
Как-то раз отправилась
мама-медведица прогуляться с малышами по лесу. Медвежата весело бежали следом
за мамой. Все их интересовало и забавляло.
Вот прямо перед Пашиным
носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой грудкой и весело защебетала,
здороваясь с малышами.
Большой шмель в полосатом
бархатном жилете уселся на цветок лесной герани, и цветок слегка склонился под
тяжестью шмеля.
Паша тут же сломал ветку
и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось посмотреть, как тот, возмущенно загудев,
слетит с цветка.
Что Паша сделал
неправильно?
Медведица Ангелина
остановила сына:
– Паша! Зачем ты сломал
ветку орешника? Во-первых, орешник – живой, и ему больно, как бывает больно
тебе. А во-вторых, осенью на ветке орешника созреют вкусные орешки, ими станут
лакомиться и белки, и бурундуки, и лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам с
удовольствием будешь есть сладкие орехи!
– Я хотел прогнать шмеля.
Зачем он на цветок уселся? Может сломать его!
Как вы думаете, может ли
шмель сломать цветок?
– Шмель цветок не
сломает! – возразила Ангелина. – Он прилетел к нему за каплей сладкого нектара.
Поверь, сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его медовым соком, а за это
шмель опыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет мед. А мы, медведи, –
большие любители меда! Если ты вежливо попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится
с тобой сладким душистым медком.
– Ладно, – согласился
Паша, – не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов прогонять, пусть себе мед
собирают!
– Мамочка! Посмотри,
какие красивые цветы! – воскликнула Даша, заметив в траве крупные голубые
колокольчики. – Можно я нарву букет?
Можно ли рвать в лесу
цветы?
– Не надо, не рви! Пусть
растут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром потчуют. Лесные цветы тень и
влагу любят, а если сорвать их, то они быстро завянут.
– Это тоже цветок? –
спросила Даша, увидев бабочку, которая неподвижно сидела на стебельке.
– Это летающий цветок! –
удивленно воскликнул Паша, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула со
стебелька.
– Это не цветок, а
бабочка! – объяснила мама.
– Давай ее поймаем, –
предложил Паша сестре.
– Давай! – обрадовалась
Даша.
Можно ли ловить бабочек?
Почему?
Медвежата бросились за
бабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли.
– Не нужно обижать
бабочек и стрекоз, – покачала головой Ангелина. – Бабочки цветы опыляют, а
стрекозы прямо на лету комаров ловят.
– Что это за куча такая?
– удивилась Даша, заметив под сосной высокий муравейник, построенный из
высохших сосновых иголок.
– Сейчас я эту кучу
обстреляю шишками! – решительно заявил Паша. Медвежонок поднял сосновую шишку и
хотел запустить ее в муравейник, но Ангелина остановила его:
– Не делай этого, Паша.
Это не куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие муравьи. Вам хотелось бы,
чтобы кто-то сломал ваш дом? – спросила медвежат мама.
– Конечно, нет! – дружно
закричали Даша и Паша.
– Тогда и вы берегите
чужие дома, – сказала Ангелина.
Она показала малышам
муравья, который тащил личинку жука-короеда.
– Муравьи – очень
полезные насекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они уничтожают вредных
жуков и гусениц. А еще муравьи переносят семена многих растений и расселяют их
по лесу, – объяснила мама.
Долго бродила по лесу
медведица с медвежатами, рассказывая малышам о лесных обычаях, учила их
понимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем относиться.
– Запомните, что лес –
это наш родной дом. Он нас поит, кормит и приют нам дает!
Медвежата хоть и устали
немного, но прогулка им очень понравилась, а мамины уроки запомнились.
Вопросы.
1.Почему мама не
разрешила медвежонку Паше прогнать с цветка шмеля?
2.Почему нельзя ломать
ветки деревьев и кустарников, рвать лесные и полевые цветы?
3.Почему нельзя ловить
бабочек и стрекоз?
4.Почему нельзя разорять
муравейники? Какую пользу приносят муравьи?
5.Как вы думаете, о каких
еще правилах поведения в лесу рассказала медвежатам медведица?
Загадки о природе.
Листья осенью летят,
Наступает… (листопад)
Не вода и не суша —
На лодке не уплывешь
И ногами не
пройдешь. (болото)
Висит в небе высоко,
Светит ярко, далеко.
Всех увидит, обогреет,
Темноту везде рассеет,
Прыгнет зайчиком в
оконце.
Догадались? Это … (солнце)
Вырос мягкий стебелек,
Он и ростом невысок,
Достает до ног едва,
Называется… (трава)
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села. (молния)
Высоченный великан
Будто угодил в капкан,
Никуда он не идет,
На одной ноге растет.
Как огромными руками,
По ветру шуршит
ветвями. (дерево)
Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат,
А еще стволов полно
У молодчика того. (кустарник)
С неба льет поток воды,
Мокнут люди и сады,
Мокнут все дома и двор,
Мокнет пес цепной Дозор.
Что такое? Что случилось?
Небо, может,
прогневилось?
Вывод делать подожди,
Просто третий день… (дожди)
Дождь моросил,
Ночь настала, и вот —
Лужи замерзли,
Везде… (гололед)
Сами гнезда они вьют
И заливисто поют.
Могут быстро в небо
взвиться.
Кто же это? Это… (птицы)
Маленький мохнатый зверь.
Шерстка мягкая – проверь!
Любит молоко и маму.
Как погладишь – громкий
самый!
Вырастай – ка, поскорей-
Будешь ты грозой
мышей! (котенок)
С им не страшно
на прогулке,
И в лесу, и в закоулке.
Дом и дачу сторожит,
У него серьезный вид.
Самый верный друг на
свете,
Кто он? Подскажите,
дети? (пес)
Он в лесу хозяин грозный,
Он лохматый и серьезный.
Любит ягоды, медок.
На зиму он спать
залег! (медведь)
Он живет во всех мультфильмах,
Серый и клыкастый сильно!
А зимой холодной
Бродит злой,
голодный! (волк)
Эта рыжая плутовка
В сказке всех
обманет ловко.
Ловит уточек и зайцев!
Ей на зуб не
попадайся! (лиса)
Нет, увидеть не могу,
Чей же след здесь на
снегу?!
Скачет, ушками лопочет,
Спрятаться скорее
хочет! (зайчик)
Хвост пушистый распушила,
Гриб в дупло к себе
несет.
Попрыгунья прозорлива -
Будет сытой круглый год!
Скачет с веточки на
ветку,
А за нею следом -
детки! (белочка)
Он пыхтит как паровоз:
Так тяжел иголок воз! (ежик)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.