Экологический проект "Зимующие птицы родного края"
Оценка 4.6

Экологический проект "Зимующие птицы родного края"

Оценка 4.6
doc
02.07.2024
Экологический проект "Зимующие птицы родного края"
зимующие птицы родного края.doc

Экологический проект «Зимующие птицы родного края»

Актуальность проекта: Вот и наступили холода! Перелетные птицы улетели в теплые края, на юг - к солнышку. А те, кто остался зимовать вместе с нами, не выживет без помощи человека. Совсем не осталось корма для зимующих птиц, а снежные заносы и наст все больше затрудняют добывание пищи. Доступного корма становится все меньше и меньше, но потребность в нем возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают от голода и холода. Они нуждаются в помощи. Мы можем помочь птицам! Устраивая для них столовые – кормушки, ежедневно подсыпая в них корм. 
Дети имеют недостаточный опыт наблюдения за птицами в природе. У опрошенных мною детей, недостаточный уровень знаний о том, что зимнее время года – это не только игры и развлечения, но и суровые морозы. 

Тип проекта: информационно - познавательный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: 2,5 месяца.

Актуальность:

Тема проекта «Зимующие птицы родного края» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель: формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру,  знаний о зимующих птицах родного края, бережного отношения к ним.

Задачи:

Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Ожидаемый результат.

Расширение кругозора детей о зимующих птицах родного края.

Улучшение предметно-развивающей среды.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие воспитанников и родителей в помощи птицам в трудных зимних условиях.

 

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Перспективное планирование проекта.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах родного края.

Образовательная деятельность в процессе реализации проекта.

Тема: «Зимующие птицы родного края»

Цели: рассказать детям о зимующих птицах родного края, объяснить причину их перелетов; учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

 

1.Дидактические игры: «Чей хвост», «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц»,  "Угадай птицу по описанию", «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы», «Что это за птица». «Зимующие и перелетные птицы»

Настольные игры: «Домино» (птицы), «Разрезные картинки», «Лото».

2.Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор».

3.Театрализация: «Где обедал воробей».

4.Подвижные игры: «Коршун и наседка», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы»,  «Совушка».

5. Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

6. Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

7. Наблюдения: « За птицами зимой», « За синицей и снегирем»,  «За птицами прилетающими на кормушки»,

8. Трудовая деятельность: чистка кормушек, подкормка птиц.

9. Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко», Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона», Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".

10. Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

11. Художественное творчество: рисование «Снегири», «Совушка- сова».

Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – рисование тычком.

Аппликация «Сидят на ветке птички: снегири, синички».

Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания.

12. Прослушивание аудиозапись «Голоса птиц».

13. Просмотр презентации «Покормите птиц зимой».

14. Работа с родителями: консультации: «Все о зимующих птицах», «Покормите птиц зимой», «Наблюдаем за зимующими птицами»,

 «Изготовим с ребенком кормушку для птиц».

Привлечение родителей к совместному изготовлению с детьми книжек –самоделок «Моя любимая птица»., подбору иллюстраций на тему проекта, участие родителей в акции «Покормите птиц зимой» . .

III этап – заключительный.

Выставка совместного творчества детей и родителей «Зимующие птицы родного края»

 

Приложения:

Рисование «Совушка – сова»

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования углем.

Задачи:

Обучающие задачи:

Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;

Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем.

Вызвать интерес к рисованию зимующей птицы – совы.

Развивающие задачи:

Развивать элементарные навыки работы с углем;

Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство композиции;

Развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях чувство прекрасного  через изобразительное искусство;

Воспитывать аккуратность при работе с углем.

Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор.

Раздаточный материал: листы плотной бумаги формат А4, уголь, простые карандаши, салфетки бумажные, влажные салфетки, листы бумаги 10*10 для пробного рисования углем.

Ход НОД

Вводная часть.

Воспитатель:

Ребята, здравствуйте! Сегодня по дороге в детский сад я встретила Художника из сказки о Незнайки и его друзьях. А чем же занимается Художник?

Дети: рисует.

Воспитатель:

Художники не рисуют, а пишут свои картины. У каждого художника есть своя художественная мастерская. Вы хотите побывать в мастерской нашего художника?

Дети: да.

Воспитатель:

Тогда закрывайте глазки:

Раз, два, три, четыре, пять

Мастерская встречай наших ребят!

Основная часть.

Воспитатель:

Открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской. Посмотрите, чего тут только нет и краски, и карандаши, и кисточки,  и написанные картины. У Художника есть вот такой красивый сундучок, в нем лежат нужные для его работы предметы. Но он просит сразу его не открывать, а попробовать отгадать загадки что там. Вот послушайте…

Нарисую портрет мамы

Натюрморт или пейзаж

Деревянный тонкий длинный

Я волшебник ….(карандаш)

Дам подсказку - краска я ,

Скажу без скромности друзья

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная... (гуашь)

Нанесу узор я нежный

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Всем знакома ... (акварель)

Напишу я объявленье

И открытку-поздравленье.

Рисовать плакаты мастер

Потому что я ... (фломастер)

Ребята, для чего нужны эти предметы?

Дети: они нужны для того, чтобы рисовать.

Воспитатель:

Ребята в коробочке остался еще один предмет. А загадок больше нет. Давайте посмотрим, что же это?

Воспитатель достает коробочку с углем и показывает детям.

Воспитатель:

Ребята это же уголь. Уголь - это мягкий материал для рисования.

Воспитатель:

Уголь изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи. Уголь используется художниками с глубокой древности. Углем можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, делать зарисовки и наброски.

Воспитатель:

Углем рисовали великие художники.

Михаил Александрович Врубель «После концерта».

Воспитатель:

Вот картина, которая называется «После концерта». Ее автор Михаил Александрович Врубель. Эта картина не была закончена, художник, когда ее писал, уже почти ничего не видел.

Иван Иванович Шишкин «Заросший пруд»

Воспитатель:

А это «Заросший пруд» Шишкина Ивана Ивановича. Картина выполнена углем и мелом.

Исаак Левитан «Деревня. Ранняя весна»

Воспитатель:

Вот еще один пейзаж, Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»

А вы хотите научиться рисовать углем?

Дети: Да.

Воспитатель:

Чтобы ручки нас слушались, нам нужно сделать небольшую пальчиковую гимнастику «Две сороконожки»:

Две сороконожки бежали по дорожке

две ладошки рядом шевелят пальцами

Бежали – бежали,

Друг друга повстречали.

две ладошки замерли

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

пальцы левой и правой рук обнимают друг друга

Что мы еле их разняли.

руки в замке рассоединяются

Практическая часть

Воспитатель:

Пальчики разогрели, можно приступать к работе. Уголь хрупкий и очень пачкается, надо быть предельно аккуратным, чтоб   не испачкать свою работу. У вас на столах лежат листы квадратной формы, подвиньте их к себе. На нем нарисована геометрическая фигура карандашом. Это пробный рисунок, попробуйте обвести по карандашным линиям углем.

Уголь в руке надо держать как обычный карандаш. При сильном нажатии получается жирная линия, если нажимать слегка, то линия будет еле заметна.  Получился квадрат.

Чтобы его закрасить нужно взять   салфетку, смять ее и растушевать или по-другому растирать получившиеся линии.

приемы рисования воспитатель демонстрирует на листе А3, прикрепленном на мольберте, дети выполняют за педагогом на листе 10*10

Воспитатель:

Вам понятна техника рисования углем? Тогда подвиньте к себе альбомный  лист   бумаги. Для того что бы нарисовать интересную картину.

А рисовать мы будем Совушку – Сову.    

У совы - большая голова, которой она может вертеть во все стороны, почти нет шеи, вернее, ее не видно из-за пышного пестрого оперения, которое спасает сову от зимних холодов. Закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать. Сова — хищник, который охотится только ночью. Природа наградила эту птицу одной особенностью:  огромные глаза совы не любят яркого дневного света, и, если ее вытащить из гнезда днем, она будет беспомощна, так как на свету ее большие глаза практически не видят. Поэтому днем она спит и не вылезает из своего дупла, а в ночное время она великолепно видит в темноте.   У птицы есть острые когти и кривой клюв. Большинство этих хищных птиц питаются исключительно грызунами и приносят этим огромную пользу. Ночью бесшумно сова пролетает над ночной поляной. Метнется мышь, зашуршит листвой, сова поймает ее и снова возвратится в дупло.

Воспитатель предлагает изобразить эту удивительную птицу и вместе с детьми обсуждает по иллюстрации особенности внешнего облика совы: туловище вместе с головой овальной формы, большие круглые глаза, брови-щеточки над глазами, треугольный клюв, закругленные крылья, пестрое оперение.

Этапы выполнения работы

Начинаем с туловища, какое оно по форме? (Большой овал.)

Какую часть я рисую дальше? Какой формы голова? (Овал поменьше.)

По бокам головы у птицы пучки удлиненных перьев - ушки.

Что находится по бокам туловища? (Крылья.)

Объясните, почему у этих птиц такие большие глаза? (Правильно,  природа наделила сов острым зрением в ночное время, поэтому их глаза напоминают фонарики.)  

Осталось показать острый клюв. Какой он формы? (Треугольник, который смотрит вниз.)

Скажите, а может птица находиться в воздухе со сложенными крыльями? Значит, … (Сова сидит на ветке.)

Можно изобразить коготки, птица цепляется за ветку.

А сейчас последнее задание и ваши совушки станут, как настоящие. Вы нанесёте на тело совы перышки разными способами и они станут у вас такими (показ образцов).

Физкультминутка «Сова»

Дети складывают ладошки под наклоненную голову — «спят», глаза закрыты.

В лесу темно,

Все спят давно,

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит

Да вдруг — как полетит.

Вам понравилось заниматься в художественной мастерской?

Нам пора возвращаться в детский сад.

Закрывайте глазки.

Раз, два, три в садик деток всех верни!

В свободное время можно предложить детям поиграть в  игру «Совушка-сова».

Одному из детей надевается шапочка — маска совы. Сова сидит на стульчике (в дупле).

Дети-птички выбегают в центр свободного пространства группы — «на полянку», летают.

Совушка-сова, большая голова,

Днем крепко спит, на дубу сидит.

А как ночь настает,

Просыпается,

На охоту собирается.

Летит, кричит: «У-у-у!».

Сова вылетает, птицы замирают на месте. Сова ищет детей, которые шевелятся, и забирает с собой в дупло.

Рисование «Снегири»

Цель:

1. Знакомство с зимующими птицами;

2. Рисование в технике тычка щетинистой кистью.

Задачи:

Учить детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах;

Вызвать интерес к рисованию стайки птиц в технике тычка;

Уточнить представление о внешнем виде снегиря (особенности строения, окраска);

Знакомить детей с понятием цвета и композиции;

Воспитывать любознательность, художественный вкус, интерес к занятию рисованием.

Материалы и оборудование:бумага А4, гуашь, кисти щетинистые, кисти беличьи, ватные палочки.

Предварительная работа: наблюдение за птицами, прилетающими на участок, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях, открытках, в энциклопедиях для детей; чтение и разучивание стихов о птицах.

Ход НОД:

Воспитатель:

Вводная часть

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)

Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)

Ребята, я вижу здесь птиц (на мольберте предметные картинки с изображением зимующих птиц), значит, не все птицы улетели.

Рассматривание стенд с иллюстрациями птиц.

Отгадайте, что за птица?

1. Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок -

Получается прыжок. (Воробей.)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

3. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

4. Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не снегирь.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клёст.)

Ребята, а каких еще зимующих птиц вы знаете? (вороны, голуби, галки, синицы, сороки, совы, дрозды).

Верно. Птицы в природе делятся на перелетных и зимующих. К зимующим также относятся: глухарь, тетерев, свиристель (показ иллюстрации названных птиц).

Среди зимующих птиц есть кочующие, например, синица. Летом она живет в лесу, а с наступлением холодов селятся ближе к людям, для того, чтобы прокормиться и пережить суровое время.

А вот зимующая птица клест в холодное время выводит еще и птенцов. Для этих птиц холод не страшен, самое главное для них, чтобы было достаточно пищи, пища как бы "греет" их изнутри. Зимой клестам доступны семена ели, ими клесты и кормятся.

Основная часть

На мольберте – иллюстрации стайки снегирей на ветках рябины и среди еловых веток.

Выбегай поскорей,

Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принес…

Снегири - очень красивые птицы, живущие стайкой. Давайте вместе рассмотрим снегирей. Птица эта чуть крупнее воробья, очень плотного сложения. У нее голубовато-серая спинка, черная шапочка, крылья и хвост. У самцов ярко-красная грудка. А у самок - серая.

Какой формы и цвета клюв? Для чего снегирям нужен такой крепкий и толстый клюв? (чтобы доставать семена из шишек).

Как вы думаете, чем еще может питаться снегирь? (засохшими ягодами рябины, личинками).

Видели вы этих красивых птиц? Ведь иногда они прилетают в город, поближе к людям в поисках пищи. И остаются очень благодарны всем тем, кто подкармливает их, развешивая кормушки и насыпая зернышки и семечки.

У нас тоже на участке висит кормушка, куда часто прилетают разные птицы на обед.

Практическая часть.

Ребята, а теперь я предлагаю вам нарисовать снегирей. Подумайте, как расположить птиц.

Вы можете нарисовать двух птиц и больше, но помните, чем больше количество птиц, тем меньше должен быть их размер.

Вспоминайте, как мы рисуем щетинистой кистью? (набираем немного краски, затычковываем внутри контура).

Стараемся работать аккуратно, чтобы краски не смешивались между собой.

Клюв, лапки и глаз рисуем простыми кистями.

Ваши снегири сидят на ветвях рябины –гуашью изображаем веточки, а для рябиновых гроздей используем ватную палочку.

Звучит спокойная музыка, дети работают. В случае затруднения, педагог подсказывает некоторым детям по ходу занятия.

Физкультминутка

Снегири в лесу кружатся,

На поляну все садятся,

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. Дети встают и машут «крыльями».

Вот и лес. Ура! Ура!

Нам на веточки пора,

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Итог (рефлексия).

Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Как праздничные фонарики светятся в ветвях ваши снегири. Расскажите, какие приёмы нетрадиционной техники рисования вы использовали в работе при создании картины (дети рассказывают, делятся впечатлениями).

Из ваших работ мы тоже организуем выставку – панораму «Посмотри, посмотри, что за птицы снегири» в нашем саду и пригласим гостей – пусть полюбуются нашими работами.

Аппликация

«Сидят на ветке птички: снегири, синички»

Цели:

• Формировать экологическую культуру у детей;

• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Задачи:

Образовательные:

• Уточнить и расширить знание детей о птицах;

Воспитательные:

• Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

• Вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;

Развивающие:

• Учить вырезать части птиц и объединять их, соотнося по величине, окраске, для создания яркого образа.

• Совершенствовать умение согласовывать существительного с прилагательным.

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстраций;

• Чтение книг и рассказов;

• Загадывание загадок;

• Наблюдение за птицами на прогулке и во время кормления.

• Беседы.

Оборудование к занятию:

• Бумага цветная;

• Ножницы;

• Клей;

• Кисть для клея;

• Салфетки для каждого ребенка;

• Иллюстрации с изображением снегиря и синицы;

• Образец.

Ход НОД:

I. Организационный момент.

Поговорить с детьми о зиме, ее признаках. Вспомнить, что они видели на прогулках, о чем им читали дома и в детском саду, каких птиц они знают.

Загадки о снегире и синице:

Чернокрылый, красногрудый.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут (снегирь)

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте, что за птица?

Называется (синица).

II. Основная часть

·                            Рассматривание иллюстрации. Обсудить внешний вид птиц.

·                            Рассматривание образца. Определить относительную величину птицы. Форму и величину частей (тела, головы, хвоста) и более мелких частей.

·                            Объяснение хода работы и показ выполнения аппликации. Спросить о приемах вырезывания частей (из квадрата – круг, из прямоугольника – полуовал). Уточнить последовательность работы. Вызвать кого – либо из детей для показа приема вырезывания отдельных частей тела. Напомнить, что показывать надо медленно, сопровождая объяснением. (Бумагу поворачивать плавно, не сжимать ножницы).

III. Физминутка.

IV. Самостоятельная работа с использованием пальчиковой гимнастики.

Звучит спокойная музыка, дети выполняют аппликацию.

Перед тем как приступить к работе, вспоминается, как правильно пользоваться ножницами. (Воспитатель напоминает детям технику безопасности при работе с ножницами). В процессе выполнения изображения следить за правильными приемами работы с ножницами. Добиваться более точной передачи формы и пропорций частей. Помогать затрудняющимся детям.

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей   Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы,            На каждое название птицы загибают по одному пальчику

Воробей,

Шесть щеглов и снегирей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.     Ритмично сжимают и разжимают кулачки

V. Все работы поместить на стенд, рассмотреть с детьми получившихся птиц, вместе порадоваться общему результату. Предложить детям выбрать наиболее интересные, выразительные работы, самых красивых птиц, объяснить свой выбор. Вызвать чувство радости от создания ярких, нарядных, красивых птиц.

Дети читают стихи о птицах.

Консультация для родителей

«Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна -

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин «Покормите птиц зимой».

В воспитании подрастающего поколения немаловажную роль играет общение ребенка с живой природой. Одним из самых доступных в общении, являются птицы. С точки зрения экологии очень важно на примере птиц показать связи живых организмов с окружающей средой; выяснить, как тот или иной организм приспосабливается к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, поведение, другие особенности; сформировать у ребенка понимание зависимости жизни птицы от их собственных действий. В морозную ночь голодные, ослабленные птицы легко замерзают или становятся добычей хищников. Головки чертополоха, которые так любят щеглы и чижи, шишки на ветвях елей, где так много зернышек (их умело достают из-под чешуек клесты и синички), ягоды рябины – приманка красногрудых снегирей - запорошены снегом и обледенели. Снег прикрыл и щели в коре и заборах, где укрылись на зиму оцепеневшие личинки насекомых и куколки бабочек, которые так ловко вытаскивают пухляк и синичка московка. Птицам голодно. А в мороз пищи им надо больше, чем обычно, чтобы восполнить недостающее телу тепло. Мы живем в деревне, где нас окружают множество птиц. Птицы – наиболее распространенные спутники человека. К сожалению, мы забываем о братьях наших меньших, а ведь они отличаются умом и смекалкой, и им не просто бывает в морозные дни. Зимой птицы часто гибнут. А ведь нужно всего им немного белого хлеба, семечек и может быть немного сала, а для кормушки годится обычный молочный пакет. И может быть больше станет звонкого пения у наших домов, а мир, в котором мы живем чуть лучше. Очень красивое зрелище, когда разные птицы прилетают в наши столовые. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку. Каждый человек должен проявлять заботу о птицах. Сегодня я хочу напомнить вам о тех, кто очень нуждается в нас.

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка - ... (Воробей.)

Воробьи – очень прожорливые птички. Питаются в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливают птенцов. Гнезда воробей помещает в самых разнообразных местах - в щелях различных строений, в дуплах деревьев, занимает скворечники, норы береговых ласточек. В человеческих поселениях он подбирает семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов. Посещает он также ближайшие поля и сады, поедая здесь хлебные злаки, склевывает ягоды вишни, смородины, винограда, а весной цветочные почки. Там, где поблизости полей нет, вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает насекомых и семена дикорастущих трав.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

Синицы – красивые птички, ростом с воробья. У них белые щечки, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые. Синицы – многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов, и каждый раз в гнездышке лежит по 10 – 12 яиц. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Ведь они, как другие птицы, не улетают в тёплые края, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. Покормите птичек, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки сала.

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)

В начале зимы в садах и парках появляются птички в ярко-красных нарядах. Это снегири. Так их назвали потому, что прилетают они вместе с первым снегом. Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, несуетливы, держат себя с достоинством. Как бы ни был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке – самочке. Снегири зерноядные птицы. Питается снегирь семенами деревьев и трав, ягодами. Насекомые и пауки - только в качестве дополнительного корма. Зимой поедают почки. Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая.

Крикунья хрипловатая

- Известная персона. Кто она? (Ворона.)

Ворона часто встречается рядом с жильём человека, и на свалках. Ведёт оседлый образ жизни. Гнездится в лесах, парках. Гнёзда располагает на деревьях. Всеядны. Едят насекомых, семена, падаль, ловят грызунов и других мелких животных, рыбу. Разоряя гнезда других птиц, поедают яйца и птенцов. Очень осторожны, избегают человека. Однако в неволе легко приручается и даже способны имитировать человеческую речь.

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел.)

Дятел гнездится в пригодных для устройства дупел деревьях. Зачастую это высохшие и загнившие стволы осины, ольхи или березы. Гнездо устраивает на высоте 2-10 метров от земли, часто под шляпкой гриба-трутовика. В окраске преобладают черные и белые тона. На голове у молодых самцов красная шапочка. Верх черный с белыми пестринами, низ белый с красным подхвостьем. Ноги у дятла короткие и очень сильные, с цепкими когтями, два пальца направлены вперед, два - назад. Клюв прямой (редко слабо искривленный), клиновидный, служащий для выдалбливания дупл для гнезд и для раскалывания коры в поисках пищи.  

Летом питается, в основном, древесными насекомыми. Сильными ударами он разбивает кору, обнажая ходы насекомых, а липким длинным языком, который легко проникает в эти ходы, извлекает личинок и взрослых насекомых. Зимой питается семенами сосны и ели. Ударами клюва дятел раскрывает чешуйки шишки, извлекает и поедает семена.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь.)

У голубей насчитывают 28 разновидностей окраски. Обычно она сизая, с фиолетовым, медно-красным и зеленым отливом на шее. Светлая поясница, почти белая внутренняя сторона крыла, сверху на сером крыле две сплошные черные полосы. Клюв чёрный, с восковицей беловатого цвета у основания. «Дикие» голуби держатся вдали от человеческого жилья. Они гнездятся в горных ущельях, пещерах и трещинах скал, на береговых обрывах рек и оврагов. «Полудомашние» голуби обитают в населенных пунктах, рядом с жильем человека. Питаются различными семенами, зерновыми культурами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби, живущие рядом с людьми, легко приспосабливаются к употреблению в пищу пищевых отбросов человека и бросового зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы и др.). Все породы домашних голубей произошли от сизого голубя. Голубь был одомашнен около 5000 лет назад в Египте, где голубя считали священным.

Хорошо устроить для птиц зимнюю столовую в трудные для них недели года. Тем более что такую столовую - кормушку для вольных птиц можно приспособить прямо за окном своей комнаты, и видно прилетающих к кормушке птичек. Корм для птиц самый простой. Прежде всего, это зерно, разные крупы и хлебные крошки. Из окна можно наблюдать, кто прилетел в зимнюю столовую. Чаще всего это воробьи, иногда может залететь чижик или синичка. Чтобы принимать подвижных хорошеньких синичек, можно подвесить на веревочке над кормушкой кусочки колбасы, мяса или сала. Синички очень скоро узнают об этом и будут, забавно подвешиваясь к пище, расклевывать ее, качаясь на веревочке. В городах немало синичек кормится у форточек всю зиму, склевывая вывешенные за окно хозяйками мясо, масло и другие продукты из сеток. Эти синицы «форточницы», как их называют, очень дерзки, совсем не боятся людей.

Снегири, наши частые зимние гости, охотнее всего прилетают на рассыпанные по кормушке семена конопли, семечки подсолнуха и ягоды. Особенно любят они ярко-красные, как их грудки, ягоды рябины. Связанные ниточкой пучки рябины вешают над кормушкой, как только выпадет снег, - и нарядные вестники зимы не заставят себя долго ждать. Прикармливая птичек зимою, мы помогаем им лучше пережить это трудное время, не откочевывая от нас в леса или дальше на юг. Тем самым скромная птичья столовая сделает полезное дело, привлекая птиц в наши сады и парки. На Руси много есть праздников. Один из них - «Синичкин день», который по народному календарю выпадает на 14 ноября и считается началом настоящей (не календарной) зимы. В этот день прилетают зимующие птицы. А гостям всегда рады. И встречает их синичка. Люди давно уже придумали, как помогать зимовать птицам, без которых вредители опустошат весной и летом любое крестьянское хозяйство. «Покорми птиц зимою - они послужат тебе весною» - говорит русская пословица. Вот почему с давних времен на Руси для зимующих птиц люди делали кормушки. Если зимой повесить на садовом участке кормушки и подкармливать птиц, летом они отблагодарят вас сторицей.

Необходимо учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что можно спасти птиц от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

Снегирь (семена деревьев, ягоды рябины, калины)

Дятел (жуки, желуди, муравьи, семена деревьев)

Воробей (хлебные крошки, пшено, ягоды)

Сорока (зерно, насекомые)

Синица (сала, пшено, зерно)

Клест (насекомые, ягоды, семена шишек)

Результаты реализации проекта.

Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Загадки про зимующих птиц

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит - и легче. (Дятел.)

В лесу, под щебет,

Звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

"Здорово, дрозд, приятель!"

И ставит подпись ... (Дятел.)

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой

- Все равно он будет мой! (Дятел.)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел.)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая.

Крикунья хрипловатая

- Известная персона.

Кто она? (Ворона.)

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона.)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не снегирь.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клёст.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ... (Снегири.)

Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

- Получается прыжок. (Воробей.)

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает. (Филин.)

Днём спит, ночью летает. (Сова.)

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова.)

Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова.)

Трещала с самого утра:

"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"

А что пора?

Какая с ней морока,

Когда трещит ... (Сорока.)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ... (Cорока.)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её ... (Сорока.)

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (Сорока.)

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь.)

Стихотворения про зимующих птиц

Где взять кисти? Где взять краски?

Написать про зиму сказку!

Белым сказочным пером

Расписать весь зимний дом.

Крышу - снежной бахромой,

А наличник - ледяной.

В окнах бусинки горят,

Будто звёзды говорят…

И снежками палисад

Весь украшен - посмотри!

Как красиво - посмотри,

Здесь хлопочут снегири!

Грудки яркие сверкают,

Что-то пташки обсуждают:

Может ёлку? Новый год?

К птичкам тоже он придет!

Ведь не зря трудились летом

От зари и до зари,

Хлопотали неустанно

Торопышки – снегири.

Помогли в садах, на грядках,

Помогли в лесах, лугах,

Летом было всё в порядке,

А сейчас, ну просто, крах!

Нет личинок и букашек,

Насекомых под сосной,

А весенний чудный запах

К ним вернётся лишь весной…

Что же делать бедным птицам?

Где приют, в какой станице?

Как теперь нам поступать,

Что ж, сюда не прилетать ?!

Приуныли снегири,

Лапки ведь застыли,

Людям больше не нужны мы?

И о нас забыли???

Не пугайтесь, снегири,

Холодов, морозов!

Не придётся торопышкам

Лить по - птичьи слезы!

Помнят люди доброту,

Помнят и ответят:

Вас накормят, обогреют,

Надо и приветят.

Вам кормушки смастерят,

Будет светлым палисад!

И к хрустальным снежным веткам

Всех на праздник пригласят!

Там кормушки, здесь кормушки,

Словно тёплые избушки:

Прилетай в наш палисад:

Птице каждой - всякий рад.

Угостим вас семенами,

Клюквою мороженой,

Ведь она, для вас – пернатых

Лучше, чем пирожное.

Угощайтесь! Всё для вас…

Развесёлый перепляс

Закружит и понесёт

Этот птичий новый год!

А весною к нам вернётся

“Братьев меньших” хоровод.

Пусть папа сделает скворечник ,

Загадал я в Новый год

Ведь птицы все: для нас - друзья!

Забыть о них - нельзя!!!

Ой, какие снегири

Цвета утренней зари,

На деревья сели

Яркой акварелью.

Черненькие шапки,

Тоненькие лапки,

Круглые пушочки,

Розовые щечки.

Флейтой засвистели,

Ух ты, полетеееели..

Борина М.

Попросили снегири

Алой краски у Зари.

- Мне не жаль, -

Заря сказала,

Грудки им разрисовала,

Лишь за крылышки взялась...

Стайка раз - и поднялась.

Вот теперь всем ясно,-

Почему у снегирей

Только грудки красные.

Прописнова Т.

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей...

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный нос

Им рябинку принес,

Хорошо угостил,

Хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко - красные грозди.

Прокопьева А.

Посвисти еще,

Синичка,

Это добрая привычка:

Рано утром прилететь

У окошка

Посвистеть.

В январе

В лихую стужу

Голос твой

Мне очень нужен.

А тебе

За твой привет

Приготовил я обед.

Не забудь же,

Прилети, у окошка

Посвисти…

Мне с твоей

Веселой песней

День короткий

Интересней!

Пусть еще

Шумят метели,

Через зимние

Недели

Твой рассказ

Навстречу ветру

Проложил

Тропинку к лету.

Михаил Садовский.

Дятел подолгу стучит по сосне,

Ищет жучков и личинок в коре,

Ими питается, кормит птенцов,

За это зовут его – лекарь лесов.

Зимой в холода, снега и метели

Трудные настают времена,

И дятел шишки сосны или ели

Долбит и ест из них семена.

Зимой, когда птицы на юг улетели,

Покинув привычное место своё,

В лесу закружили снега и метели,

В берлоги и норы залезло зверьё.

Лишь только клесты на ветвях веселятся,

Еловые шишки проворно лущат.

Они семенами с лихвой наедятся -

Любые морозы тогда победят.

Весёлые песни они распевают

И в лютую стужу выводят птенцов.

Их яркие перья на солнце сияют.

Ну кто же поймёт этих смелых клестов?

И вниз головой на ветвях повисают,

Ухватистым клювом за ветку держась.

Вдруг стаей с раскидистых веток взлетают,

В мерцающем небе подолгу кружась.

Когда всё в лесу до весны замирает,

Лесные тропинки печально пусты,

Под снегом холодным земля засыпает.

Но жизнь торжествует - на ветках клесты.

 

 

 

 

 

 


Экологический проект «Зимующие птицы родного края»

Экологический проект «Зимующие птицы родного края»

Расширение кругозора детей о зимующих птицах родного края

Расширение кругозора детей о зимующих птицах родного края

Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»

Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»

Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;

Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;

Воспитатель : Открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской

Воспитатель : Открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской

Уголь изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи

Уголь изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи

Практическая часть Воспитатель :

Практическая часть Воспитатель :

Начинаем с туловища, какое оно по форме? (

Начинаем с туловища, какое оно по форме? (

В свободное время можно предложить детям поиграть в игру «Совушка-сова»

В свободное время можно предложить детям поиграть в игру «Совушка-сова»

Вводная часть Зимний лес стоит печальный

Вводная часть Зимний лес стоит печальный

Хоть и невеличка, Выводит птенцов

Хоть и невеличка, Выводит птенцов

У нас тоже на участке висит кормушка, куда часто прилетают разные птицы на обед

У нас тоже на участке висит кормушка, куда часто прилетают разные птицы на обед

Из ваших работ мы тоже организуем выставку – панораму «Посмотри, посмотри, что за птицы снегири» в нашем саду и пригласим гостей – пусть полюбуются нашими…

Из ваших работ мы тоже организуем выставку – панораму «Посмотри, посмотри, что за птицы снегири» в нашем саду и пригласим гостей – пусть полюбуются нашими…

Образец. Ход НОД : I. Организационный момент

Образец. Ход НОД : I. Организационный момент

Сколько птиц к кормушке нашей

Сколько птиц к кормушке нашей

В морозную ночь голодные, ослабленные птицы легко замерзают или становятся добычей хищников

В морозную ночь голодные, ослабленные птицы легко замерзают или становятся добычей хищников

И полоска шарфика. (Синица.)

И полоска шарфика. (Синица.)

А только лечит. (Дятел.) Дятел гнездится в пригодных для устройства дупел деревьях

А только лечит. (Дятел.) Дятел гнездится в пригодных для устройства дупел деревьях

В городах немало синичек кормится у форточек всю зиму, склевывая вывешенные за окно хозяйками мясо, масло и другие продукты из сеток

В городах немало синичек кормится у форточек всю зиму, склевывая вывешенные за окно хозяйками мясо, масло и другие продукты из сеток

Загадки про зимующих птиц Он в своей лесной палате

Загадки про зимующих птиц Он в своей лесной палате

Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка

Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка

Прохожих пугает. ( Филин. ) Днём спит, ночью летает

Прохожих пугает. ( Филин. ) Днём спит, ночью летает

Стихотворения про зимующих птиц

Стихотворения про зимующих птиц

Где приют, в какой станице? Как теперь нам поступать,

Где приют, в какой станице? Как теперь нам поступать,

Этот птичий новый год! А весною к нам вернётся “Братьев меньших” хоровод

Этот птичий новый год! А весною к нам вернётся “Братьев меньших” хоровод

Посмотреть на снегирей... Прилетели, прилетели!

Посмотреть на снегирей... Прилетели, прилетели!

Пусть еще Шумят метели, Через зимние

Пусть еще Шумят метели, Через зимние

Ухватистым клювом за ветку держась

Ухватистым клювом за ветку держась
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2024