Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования « Город Архангельск» «Средняя общеобразовательная школа № 59 имени Героя Советского Союза М.Е.Родионова»
|
Разработала:
Третьякова Ольга Николаевна
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 59
1- я квалификационная категория.
Актуальность проекта: Большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу тем самым сохранить их численность.
Цель проекта: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Воспитание экологической культуры школьников.
Задачи:
1. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной среды.
2. Формирование экологических знаний, умений, навыков.
3. Обогащение жизненного опыта ребёнка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.
Цель деятельности детей: подружиться с птицами и помочь им зимой; больше узнать о жизни зимующих птиц; научиться делать кормушки для птиц и организовать в зимнее время птичью столовую.
Гипотеза: если постоянно
подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период
года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их
численность.
Методы и приемы:
1. Знакомство детей с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал.
2. Экскурсии в зимний период.
3. Наблюдение за птицами.
4. Сбор и обработка информации.
5. Творческая работа.
Сроки работы: декабрь – апрель.
Этапы работы:
1. Теоретический.
Цель: Расширение знаний детей о зимующих птицах.
На этом этапе дети изучали особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде. Делали рефераты о птицах нашей области (приложение 1). Детям было предложено найти сведения как и почему птицы получили такое название( воробей, синица, снегирь и т.д.) ( приложение 2).
2. Практический.
Цель: Изготовление и развешивание кормушек, заготовка корма для птиц.
На этом этапе активно принимали участие родители. Они совместно с детьми конструировали кормушки, использовали при этом: пластиковые бутылки; тетра паки от сока; а также деревянные конструкции. Кормушки развешивали около школы, жилых домов в парке ( Отчёт в приложении 9)
Кроме этого была приготовлена кормовая смесь из: пшена, перловой крупы, пшеницы, плоды рябины, овса, семечек подсолнуха, а также добавление белого хлеба и свиного несоленого сала.
3. Творческий.
Цель: Вовлечение в работу не только участников проекта, но и своих сверстников, родителей.
На этом этапе детям было предложено выполнить рисунки «Наши пернатые друзья» (приложение 7) ; листовки: «Покорми птиц зимой», их развесить (приложение 6), написать сочинения о жизни птиц зимой (приложение 8); как узнать погоду по поведению птиц («Птичьи приметы») (приложение 3); загадки, стихи, пословицы и поговорки о птицах (приложение 4). Проведены следующие мероприятия: круглый стол «Как зимой помочь птицам», викторина «Птичий калейдоскоп»(приложение 10). Дети составляли памятки «Как подкармливать птиц» сначала в группах, а затем коллективно на основе групповых памяток составили одну общую (приложение 5).
4. Наблюдения.
Цель: Вести наблюдения за птицами, заносить в календарь; наблюдать за птицами, за их поведением, повадками.
По итогам наблюдений сделать вывод (приложение 9).
5. Заключение.
В ходе реализации проекта дети должны сделать выводы:
- В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
- Сытой птице мороз не страшен.
- Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Самооценка и самоанализ своей работы и работы класса в рамках данного проекта.
Ответьте на вопросы анкеты (в конце проекта ):
1. Удалось ли вам сделать то, что вы задумали, удалось ли достичь тех результатов, что вы выдвинули в начале проекта?
2. Что было сделано хорошо? Назовите такие дела.
3. Что не получилось или получилось не совсем так, как вы планировали?
4. Как вы думаете, могли бы сказать вам “спасибо” птицы за этот проект, если бы умели говорить?
5. Что нового вы узнали за время выполнения проекта? Чему научились?
6. Изменились ли вы в своем отношении к птицам? Как?
7. Испытали ли вы чувство радости, гордости, когда к вашей кормушке прилетели птички?
8. Захотелось ли вам сделать еще что-то доброе для птиц?
Не всегда просто ответить на эти вопросы самостоятельно, оценить самому свои действия и поступки, поэтому, отвечая на эти вопросы, посоветуйся со взрослыми и сверстниками. Пусть они расскажут, что думают о тебе и твоей работе.
Выполнение проекта.
Приложение 1
Сообщения детей о птицах родного края.
Приложение 2
“Птичьи имена”.
Как и почему птицы получили свое название?
Клест
Название “клест” произошло от старорусского слова клестить, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова “клестить” произошло и слово “клещи”. Их передняя часть тоже сжата, сдавлена. Эта птица еще необычна и тем, что зимой выводит птенцов. Эта птица зимородок.
Воробей
Эту птичку знают все! Это самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детенышей воробьи насекомыми. А аппетит у воробья отменный. Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит эта птичка и семечки, и зерна, и ягоды. Целые воробьиные стаи собираются на токах, элеваторах, воруя выращенные зерна. - Вора бей! Вора бей! – кричат люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.
За горсточку зерна, похищенную у людей в голодное зимнее время, эти птицы многократно отблагодарят летом, сберегая тонны урожая от вредных насекомых.
Сорока
У сороки прозвище – белобока. И правда, по бокам у нее совсем белые перышки. А вот головка, крылья и хвост – черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный прямой, будто стрела. И перья на нем не просто черные, а с зеленоватым отливом.
Очень нарядная птица сорока! Но известна она и своим неуживчивым характером. Вечно она кричит и ссорится – отсюда и название “сорока”.
Синица
Сколько ни рассматривай эту птичку, нет в ее наряде ничего синего. Почему же - синица? Существует вполне научная версия, которая в основу слова все же ставит цвет! Явно синего у птицы нет, а вот отлив – синий и лапки голубые. И слова для анализа; синий, сиять, сивый!
Сторонники же звукоподражательной теории происхождения этого слова утверждают, что имя синичье родилось от ее песенки – “зинь-зинь”. Когда-то синицу называли “зиницей”, и даже “зинзивером”. Со временем з заменили на с и зиница стала синицей.
Снегирь
Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Однако есть и такое толкование: снИгирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от тюркского сниг, что значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на современное написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря.
Снегири – северяне, они – жители таёжных лесов. В среднюю полосу прилетают “погреться”, когда на их родине начинаются трескучие морозы. А в марте - апреле вновь возвращаются в родные места.
Очень удачное название дано снегирю. Почти всюду он становится заметен именно с выпадением снега. Рассядутся снегири на рябинах, кленах, кустах калины; обрывают ягоды, расклевывают семена, перекликаясь мелодичным свистом; наевшись, устраиваются на веточках и запевают простенькие скрипучие песенки.
Приложение 3
Птичьи приметы.
1. Синичка
с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха
подаёт голос – загаданному сбыться.
Приложение 4
Стихи, загадки, пословицы и поговорки о птицах.
Стихи.
А. Яшин
…Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
Н. Асеев
Тихо, тихо сидят снегири на снегу
Меж стеблей прошлогодней крапивы.
Я тебе до конца описать не могу,
Как они и бедны и красивы!
Тихо, тихо клюют на крапиве зерно, -
Без кормежки прожить не шутка!
Пусть крапивы зерно,
Хоть не сытно оно,
Да хоть что-нибудь будет в желудке…
Н. Рыленков
Первый снег опушил у деревьев ресницы,
И в лесу, и в полях – тишина, тишина.
Вдруг из сада доносится голос синицы…
Как теперь песенка сердцу нужна!
Я недаром люблю ее с детства. Я знаю,
Что весной мы всегда забываем о ней,
Но под осень, за верность отцовскому краю,
Как она всех других и милей и родней.
Т. Евдошенко «Берегите птиц».
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам, -
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём.
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала
Пшено едят все воробьи
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.
Конкурс загадок.
Я весь день ловлю жучков,
Ем букашек, червячков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
Я еще красней зимой,
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит? (Клест)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел)
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)
Известно с давних нам времён, что эта птица – почтальон.(Голубь)
Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это...( Ворона.)
Пословицы и поговорки о птицах.
Приложение 5
Памятка
"Как подкармливать птиц".
1.
Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также
из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно
высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные
отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не
солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба,
несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Приложение 6
Листовка – обращение.
Голодом страшна зима птицам, а не холодом.
Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.
Не забывайте пернатых друзей! Они ждут вашей помощи! Помогите им! Весной они вас отблагодарят.
Дети и взрослые! Обращаемся к ВАМ.
Птицы – наши друзья!
Они хотят жить и радоваться жизни, чистить лес от вредителей, которые губят деревья.
Мы с вами с наслаждением слушаем весёлые птичьи трели. Не ленитесь! Сделайте кормушку и постоянно подсыпайте туда корм для наших пернатых друзей. Весной они скажут вам спасибо.
Помоги птицам зимой!
Зимой птицам холодно и голодно. Мы с ребятами сделали кормушки и повесили около школы, в парке. Каждый день подсыпаем туда корм для наших пернатых друзей. Так мы помогаем птицам выжить холодной зимой. Они радуются нашей помощи, ведь теперь они не погибнут от голода.
А когда птицы сыты, мороз им почти нестрашен.
ДРУЗЬЯ, И ВЫ ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ ВЫЖИТЬ СУРОВОЙ ЗИМОЙ!!!
Распространение листовок.
Приложение 7
Конкурс рисунков
«Наши пернатые друзья»
«Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну».
Приложение 8
Сочинения детей о тяжёлой жизни птиц зимой.
Птицы мои друзья.
Вот и наступила холодная зима. Вместе со снегом к нам пришли и морозы. Выходя на прогулку, я часто замечаю как чирикают воробьи. Может они болтают о своих птичьих делах, а может вспоминают жаркое лето. Я часто выхожу во двор, чтобы покормить птиц. Набираю горсть пшена и рассыпаю его по земле. Тут же слетаются воробышки и голуби. Среди них есть смелые, которые садятся мне на ладонь и едят с неё. Да, птицам зимой труднее найти себе пищу, поэтому они живут рядом с нами и ждут помощи. А мне и не жалко угостить их крошками хлеба или горсткой пшена. Они же мои друзья!
Помоги птицам зимой!
На дворе зима. Не легко приходится птицам в это время года, потому что им холодно и голодно. Птичкам нужно помогать. Для этого надо строить кормушки, в которые можно сыпать зерно, семечки, крошки хлеба, только белого, а иначе птицы могут заболеть. Можно положить кусочки сала. Пташки будут рады угощению. А весной они будут нас благодарить за помощь своим пением.
Пургина Аня, 1-Б класс.
Почему птицам зимой трудно.
Сейчас идёт зима. Птицам приходится искать еду. Я знаю, если птицы в морозы не найдут еды, то они погибают. Мы с мамой подкармливаем птиц. Положили в нашу кормушку кусочки сала для синиц, а воробьям насыпали зёрнышек. Пройдёт зима, наступит весна, и мы снова будем слушать, как поют птички и радуются жизни. Мы будем радоваться вместе с ними, ведь мы помогли им выжить.
Браницкий Дима, 1-б класс.
Трудно птицам зимой.
Сейчас на дворе суровая зима. Она никого не жалеет. Птицам очень трудно морозной зимой. Птиц надо подкармливать, им не найти зимой корма. Они прилетают к людям за помощью. Мы с ребятами повесили кормушки около школы. Каждый день чистим кормушки и насыпаем в них корм для птиц. Весной птички будут нас радовать своим чириканьем.
Масленникова Евгения, 1-Б класс.
Помощь птицам зимой.
Зимой птицам холодно и голодно. Мы с папой сделали кормушку и повесили её около дома. Каждый день я подсыпаю туда корм для наших пернатых друзей. Если я забуду, то мама мне напоминает. Так мы помогаем птицам выжить холодной зимой. Они радуются нашей помощи, ведь теперь они не погибнут от голода. А когда птицы сыты, мороз им почти нестрашен.
Буланов Павел, 1-Б класс.
Покормите птиц.
Первого сентября, я и мой друг Дима, с родителями отправились в Малые Карелы. Мы качались на качелях, ходили смотрели старые дома. Было весело и интересно. Потом мы все проголодались и сели пить чай и кушать бутерброды. Тут к нам за стол прилетели гости – несколько птичек. Мы угостили их крошками хлеба. Сейчас зима, птицам голодно. Они прилетают к нашим домам и мы снова их подкармливаем. Ведь им нужна наша помощь, чтобы выжить в мороз. Птицы наши маленькие друзья.
Дерягин Артём, 1-Б класс.
Благодарность птиц.
Наступила морозная зима. Птицы стали подлетать ближе к жилью людей. Тяжело приходится им зимой искать пищу. Они ждут нашей помощи. Мы должны их подкармливать. Когда придёт весна, они нас отблагодарят весёлым пением. В саду не будет насекомых, которые вредят природе.
Панфилова Нина, 1-Б класс.
Птицы наши друзья.
Зима стоит морозная, суровая. Птицам холодно и уныло, нет корма. Нашим пернатым друзьям необходимо помочь выжить зимой. Можно сделать кормушки, развесить их на деревья и не забывать подсыпать туда корм. Чтобы пташечки не замёрзли, их надо подкармливать. Ведь зимой им страшен не холод, а голод. Птицы наши друзья, а друзей нельзя бросать в беде!
Булатов Слава, 1-Б класс.
Голодно птицам зимой.
Наступила зима. На улице холодно. Сорокам, воронам, воробьям, синичкам стало очень трудно добывать себе пищу. Мы с ребятами помогаем птицам зимой, ведь они наши друзья. Мы сделали и развесили кормушки. В кормушки насыпаем птичкам семечки, крупу, крошки белого хлеба, а так же они любят сало, только несолёное. Весной птицы будут радовать нас своим задорным чириканьем.
Сафина Карина, 1-Б класс
Почему птицам зимой трудно.
Наступила морозная зима. Опустели поля, леса, сады, парки. Словно пух, летит белый снег. Улетели в тёплые края перелётные птицы: гуси, журавли, утки. Остались зимовать на севере воробьи, синицы, красногрудые снегири. На улице стало очень холодно. Земля застыла от мороза и покрылась пушистым снежным покрывалом. Насекомые, которыми питаются птицы, давно впали в зимнюю спячку. Поэтому зимующим птицам трудно жить на холоде и морозе и добывать себе пищу. В это время года наши маленькие любимцы стараются ближе находиться к людям. Мы должны помочь пернатым друзьям выжить в это суровое время года, сделать кормушку и насыпать в неё корм. Скоро придёт весна. Пригреет солнышко, растает снег. Зазеленеют деревья, появятся насекомые. Птицам станет легче жить. Зачирикают, запоют наши пернатые любимцы, встречая тепло.
Поромов Максим, 1-Б класс.
Приложение 9
Мы сделали кормушки
Мы развешиваем кормушки около школы.
Развешивание кормушек в парке.
Вот такая музыкальная кормушка.
Мы раскладываем корм: семечки нежареные, сало свежее, хлебушек белый, крупа овсяная и пшённая, геркулесовые хлопья.
Чистим кормушки, чтобы нашим пернатым друзьям приятно было завтракать, обедать и ужинать. Обновляем корм для птиц.
Развешивание кормушек около жилых домов.
«Высоко, не достать…»
«Папа поможет…»
Наблюдения Паши Буланова за птицами были самые продуктивные. Вместе с папой он запечатлел первых посетителей птичьей столовой. Эти сюжеты они сопроводили стихами, которые сочинили сами.
«Мы с папой сделали кормушку,
Синицы думали ловушка.
И долго не решались сесть,
Чтоб вкусных семечек поесть.
У этой маленькой синицы,
Нам нужно храбрости учиться!»
«Села в кормушку синица, и воробей не боится.»
«Новых обрели друзей: пять синиц и воробей.»
А вот ещё пернатые гости. Они не заставили себя ждать. Успевай, корм насыпай…
По своим наблюдениям ребята сделали вывод, что птицы постоянные гости кормушек в зимний период, потому что нелегко им – холодно и голодно. Результаты наблюдений заносили в дневник наблюдений. Вот фрагмент из дневника.
Дата |
Температура |
Какие птицы прилетали |
08.02.2012 |
- 16 |
1 синица, 2 воробей |
09.02.2012. |
- 15 |
3 синицы |
10.02.2012. |
- 14 |
1 воробей, 3 синицы |
11.02.2012. |
- 14 |
2 синиц, 1 воробья |
12.02.2012. |
- 17 |
3 воробья |
13.02.2012. |
- 19 |
5 синицы |
14.02.2012. |
- 21 |
4 синица, 2 воробья |
Так же дети наблюдали за птицами, чтобы выявить следующее: на какие кормушки садятся; какой корм предпочитают; способы употребления корма. Вот что у них получилось.
ПТИЦА |
КОРМУШКА |
КОРМ |
СПОСОБ УПОТРЕБЛЕНИЯ |
Голуби, воробьи |
устойчивая |
любой |
Клюют у кормушки или с кормушки. |
синица |
Маленькая, недоступная для других птиц, особенно для голубей |
Семечки подсолнечника, тыквы, сало, геркулесовые хлопья, сырое мясо. |
Берёт по зёрнышку и клюёт зажимая в лапах. |
снегирь |
Удалённые кормушки |
Рябина, просо, овсяная крупа, семена подсолнечника. |
Клюёт очень аккуратно. |
ворона |
На земле |
Остатки пищи. |
Ест жадно, никого не боится. |
Выводы: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
" Бывают птицы разные".
Бывают
птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт,
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
`Спасибо вам великое!`
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.