ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)
Оценка 4.6

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
4 кл
05.11.2017
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)
Актуальность: В школе мы проводим много времени, поэтому очень важно правильно подобрать нужные комнатные растения, чтобы обезопасить себя и своих одноклассников. Здесь больше возможности изучить растения для того, чтобы уметь их выращивать, научиться ухаживать за ними и найти растения, приносящие не только радость своей красотой, но и пользу человеку. В процессе выполнения данной исследовательской работы (экспериментов в своей школе), я хочу подтвердить теоретические знания, полученные в процессе обучения в школе из разных предметных областей, практическим результатом.
ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС!.docx
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ДЕТСКИХ ПРОЕКТОВ «ОТКРЫТИЕ ­ 2017» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.) Работу выполнила: Романенко Мария, ученица 4 класса «Б» МБОУ г. Астрахани «СОШ № 26» Руководитель: Фролченко Ольга Александровна, учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «СОШ № 26» 0 г. Астрахань­ 2017 год АННОТАЦИЯ. Школа­это наш второй дом. Она выглядит менее привлекательной без живых цветов. В школе мы не только учимся, но и посещаем различные кружки, общаемся в кругу близких друзей. Растения, правильно подобранные   и   размещённые   с   хорошим   вкусом,   создают   психологически   благоприятную   среду, положительно   влияют   на   настроение,   придают   помещениюсвоеобразный   колорит   и   комфорт.                      Растения влияют на здоровье учащихся, их внутреннее состояние. Они поглощают вредные токсические вещества, находящиеся в воздухе учебного заведения. Это растворители, содержащиеся в красках, клее, пластике. Поэтому можно и нужно бороться с загрязнением воздуха, используя чуткие индикаторы – комнатные растения. Там, где они растут, воздух свежее и дышится легче. Растения не только   улавливают  накапливающийся  в  воздухе   углекислый  газ,  выделяют   кислород,  но  и  поглощают целый ряд вредных веществ.                   Например, комнатные растения гербера, драцена и фикус очищают воздух лучше, чем технические устройства, выделяя кислород и поглощая углекислоту, очищая воздух от микробов и пыли. Ароматы, испускаемые комнатными эфиромасличными растениями, насыщают воздух большим   количеством   летучих   фитонцидов,   улучшают   самочувствие,   повышают   функциональную активность силы.  стимулируют защитные организма,       его                 Актуальность:  В  школе мы  проводим много времени, поэтому  очень важно правильно подобрать нужные комнатные растения, чтобы обезопасить себя и своих одноклассников. Здесь больше возможности изучить растения для того, чтобы уметь их выращивать, научиться ухаживать за ними и найти растения, приносящие не только радость своей красотой, но и пользу человеку. В   процессе   выполнения   данной   исследовательской   работы   своей   школе),   я   хочу   подтвердить   теоретические   знания, (экспериментов   в    полученные   в   процессе  обучения в школе из разных предметных областей, практическим результатом. СОДЕРЖАНИЕ I .Аннотация………………………………………………………………………….2 1 II. Введение…………………………………………………………………….…….4 III.Содержательная часть 1. История появления комнатных растений в жизни человека…………………..4 2. Зависимость человека от экологии………………………………………………6 3.Влияние растений на воздух в классе……………………………………………7 А) Влажность воздуха………………………………………………………………..7 Б) Очищение воздуха.   Фитонцидные свойства комнатных растений………….8 4. Влияние комнатных растений на эмоциональное состояние учеников………9 5. Растения в моем классе……………………………………………………………10 6. Рекомендации по выбору комнатных растений………………………………..11 А). Растения­лидеры в классных комнатах………………………………………..11 Б) Рекомендации по размещению растений в классной комнате………………...13 IV. Заключение. Выводы и практическая значимость работы……………………14 V.Список используемой литературы..…………………………………………….  17 VI.Приложение 1.Справочник «Комнатные растения»…………………….…….18.      Приложение2   Фотоальбом………………………………………………………21     Приложение 3 Фотоотчет о практической работе……………………………….28                            ВВЕДЕНИЕ 2 Меня     привлекают   комнатные   растения.   На   уроках   окружающего   мира   мы   познакомились     с особенностями  их жизни, правилами  ухода за ними. Растения — молчаливые помощники людей, хорошие друзья.   Они   не   только   красивы     и   приятно   пахнут,   они   еще   задерживают   пыль,   поглощают   вредные вещества, дарят нам драгоценный кислород, создают в любом помещение    уют, красоту. Поэтому очень важно знать, какие комнатные растения нужны в классе  и как они  влияют на наше здоровье. Выбрать   тему   для   моей   работы   мне   подсказал   сам   президент   России,     Владимир Владимирович, своим указом, объявив 2017 год ­ годом экологии.  Я подумала, у нас в классе много цветов, ведь это тоже своего рода экология. Тема  моей   работы:   «Пригласим   природу   в   класс»   (влияние   комнатных   растений   на   здоровье школьника и его эмоциональное состояние.) Цель работы:  узнать,   как  влияют     комнатные   растения   класса   на   здоровье   школьника     и   его эмоциональное состояние. Задачи: 1.Прочитать книги о комнатных растениях. 2.Изучить особенности и свойства растений. 3.Составить список необходимых растений  для класса. 4. Провести анкетирование среди учащихся. Объект исследования: комнатные растения класса. Актуальность:  В  школе мы  проводим много времени, поэтому  очень важно правильно подобрать нужные комнатные растения, чтобы обезопасить себя и своих одноклассников. Здесь больше возможности изучить растения для того, чтобы уметь их выращивать, научиться ухаживать за ними и найти растения, приносящие не только радость своей красотой, но и пользу человеку. Гипотеза:  если   в   комнате   растут   правильно   подобранные   комнатные   растения,   то   они положительно влияют на здоровье школьника и его эмоциональное состояние. Методы исследования: 1. 2. 3. 4. сбор и анализ информации из книг; наблюдение, сравнение;  анкетирование; беседа;  анализ результатов. Значение проекта:  3 Благодаря этому проекту я научусь использовать комнатные растения в оздоровительных целях, смогу понять, какие растения действительно полезны для учебного заведения, смогу подобрать комнатные растения дома.  класса своего   для       и                                                       СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. История появления комнатных растений в жизни человека. использовать декоративные и цветочные растения. Еще на заре своей истории человек начал собирать и возвращаясь в родные края, приносили с собой понравившиеся им иноземные растения. Первыми   распространителями   комнатных   цветов   были   воины,   которые В Россию цветочно­декоративные растения в больших количествах стали ввозить при Петре, который решил создать в Петергофе огромный парк с оранжереями для заморских растений. Из таких оранжерей редкие растения попадали в дома. Люди старались приучить   к жизни в комнатах полюбившиеся им растения. Из них человек путем селекции, искусственного и естественного отбора вывел такое множество красивых сортов и форм комнатных растений, каких не т никогда не было в природе. 4 На Руси комнатные растения издавна считались символом жизненной устойчивости, домовитости, основательности. Любители комнатных цветов с азартом заводили у себя дома новые, никому ранее не знакомые растения, обменивались ими. В середине 20 века были очень популярны яркие герани и фуксии. Тогда же был интересный обычай. После рождения ребенка в горшок сажали финиковую косточку. В России   растения­иностранцы   получили   бытовые   имена.   Они   очень   интересные,   меткие.   Алоэ   у   нас называют  «столетником».   Традесканция  знакома  всем   как  «бабьи   сплетни».  Бальзамин  стал   «Ванькой мокрым», а сансевьера ­ «щучьим хвостом». Искусство украшать живыми цветами, листьями, ветками, плодами и др. декоративным материалом праздничные процессии, одежду, интерьеры имеет многовековую истории.  Первоначально для украшения использовались рога, перья, раковины и зубы животных. Позднее стали оформлять отдельными ветками, цветами, листьями.  Ветвями различных растений украшали статуи богов в Древнем Египте. При погребении наумерших надевали гирлянды из мальвы, шафрана, лепестков роз (гробница Тутанхамона, усыпальница Рамсеса 11). Во многих странах цветы и деревья издавна служили своеобразными символами: Древняя Греция: Статуя Зевса – ветки дуба – символ силы; Статуя Посейдона (бога морей) – прибрежной сосной; Нике (богине победы) – пальмовая ветвь. Цветы воспевали поэты в своих произведениях, в честь цветов устраивались праздники . Букеты также появились на заре человечества. Прообразом их, вероятно, были несколько цветков, зажатых в кулачке ребенка, играющего на воздухе. Одно   из   первых   изображений   букета   (из   лотоса)   можно   видеть   на   стенной   росписи древнеегипетской   гробницы.   Пышные   букеты   были   распространены   среди   римской   знати.   В   мрачные времена средневековья цветы применяли, главным образом, для украшения церковных интерьеров. Их выращивали в монастырских садах с чисто прикладной целью. Тогда же символика цветов приобрела религиозное значение. В XVI­XVII веках стали меняться взгляды человека на мир и окружающую природу. Эти изменения коснулись, прежде всего, Италию, Францию, Голландию. Цветы, сады, парки стали составной частью быта человека.  В странах с резко выраженной сменой времен года стали создавать теплицы, оранжереи и зимние сады. Впервые в России зимние сады были у князя Голицына и графа Шереметева. В  настоящее   время   в  качестве   комнатных   растений   применяют   те  растения,   которые   наиболее устойчивы к микроклимату жилища. 5 2.Зависимость человека от экологии. Современный   человек   много   времени   проводит   в  помещении.   Думать,   что   в   помещении   мы защищены от воздействия окружающей среды, ­ неправильно. Наоборот, исследования показывают, что воздух в комнатах грязнее наружного. Ввоздухе  вредных для организма веществ в помещении больше, чем на улице. Здесь  окружают предметы и материалы, выделяющие вредные для здоровья вещества. Это лаки   и   краски,   которыми   покрыта   мебель,   книги,   линолеум   и   паркет,   некачественные   строительные материалы, а также бытовая техника. От загрязненного комнатного воздуха появляется головокружение, головная боль, в результате чего появляется утомляемость и раздражительность. Отэкологиипомещения зависитсостояние нашего здоровья. А можно ли изменить  положение и как?  Ответ прост ­ человеку нужно восстановить связь с природой,    окружить  себя растениями.  Человек   издревле   ощущал   потребность   в   общении   с   природой   и   всегда   чувствовал   себя   ее частичкой. Поэтому вполне понятна его тяга к ней и в настоящее время. Чтобы чаще радовать себя, мы научились выращивать любимые цветы и декоративно­лиственные растения в комнатных условиях. Комнатные растения в доме – зеленая лаборатория, в которой мы ­ дети, ближе знакомимся с живой природой, приобретаем много полезных знаний и навыков. Для людей пожилого и преклонного возраста комнатные растения  часто становятся единственными друзьями. Задумались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме, кроме красоты и уюта могут подарить вам еще и здоровье? Они – наши самые верные близкие друзья и защитники. Мало кто задумывается о том, что растения очищают воздух в наших жилищах. В настоящее время обнаружено около 100 весьма ядовитых неорганических и органических соединений, которые пришли в наш дом вместе со стиральными порошками, моющимися обоями, бытовой химией и т.п. Как это ни грустно,   почти   за   80%   химических   веществ,   обнаруженных   в   воздухе   комнат,   «ответственны» строительные   и   отделочные   материалы,   пластиковая   мебель,   краски,   растворители   и   другие   «блага цивилизации». Известно, что воздух внутри помещений загрязнен сильнее наружного в 1,5—4 раза. Поэтому важно чаще проветривать помещение. Но это не единственный выход. Следует обратиться к «зеленым докторам» и запомнить их «в лицо». Они непременно помогут. 3.Влияние растений на воздух в классе. А) Влажность воздуха Нам комфортно находиться в классе,  потому что здесь светло  и тепло.  Работают батареи.  Но именно из­за них, прежде всего в классе очень низкая влажность воздуха, а это может вызвать проблемы с 6 самочувствием. Сравните: влажность воздуха в классных комнатах с октября по март составляет 15­30%, в   то   время   как   оптимальный   уровень   должен   быть   40­65%.   При   вдыхании   сухого   воздуха   слизистая оболочка   носа   и   горла   пересыхает   и   перестает   задерживать   вирусы   и   бактерии.   Вследствие   этого повышается подверженность заболеваниям. Растения способны испарять, то есть отдавать в воздух до 97% влаги. Таким образом, нецветущие декоративные растения, как, к примеру, нефролепис, циперус, фикус, драцена, гибискус, в зимний период создают в помещениях комфортный уровень влажности. Чтобы проверить это важное свойство растений, я провела опыт. Опыт №1         «Воздействие комнатных растений на влажность воздуха».        1. Хорошо полила  комнатное растение .        2. Вполиэтиленовый пакет поместила   цветочный горшок с растением.        3. Закрепила пакет снизу.        4.Стала наблюдать за происходящим.       Результаты опыта:  Уже на следующий день я увидела капельки воды на внутренней  стороне пакета.   Это говорит о том, что комнатные растения испаряют через листья воду, тем       самым способствуют увлажнению воздуха в комнате. Б) Очищение воздуха.   Фитонцидные свойства комнатных растений. Всем известно важнейшее свойство растений ­ поглощать  в светлое время суток углекислый газ и выделять кислород. Исследования ученых показали, что углекислый газ в помещении  является веществом, которое даже в невысоких концентрациях может пагубно отразиться на здоровье и работоспособности человека.   Растения   поглощают   углекислый   газ   и   выделяют   кислород,   это   процесс   называется фотосинтезом. При перечислении преимуществ озеленения классных комнат на этом свойстве растений делается особое ударение. Правда, чтобы поглотить весь углекислый газ, который выделяют ученики в классе, необходимо огромное количество зелени, поэтому без проветривания не обойтись.   Известно,   что   все   растения   выделяют   фитонциды   –   особые   летучие   соединения,   которые губительно   воздействуют   на   находящиеся   в   воздухе   болезнетворные   микроорганизмы.   Фитонциды различных растений отличаются по химическому составу, а значит, и по своему воздействию на бактерии и микробы. По данным доктора фармацевтических наук А.Рабиновича, алоэ древовидное снижает количество бактерий в воздухе на 38%, аспарагус – в 3,1 раза, традесканция – в 2,1 раза, хлорофитум хохлатый накапливает   окись   углерода,   очищает   воздух   от   окислов   азота.   Аглоанема   убивает   стрептококковую инфекцию, аспарагусы поглощают тяжелые металлы.  7 Я решила это проверить на опытах, так ли это. Опыт№2:«Взаимодействие простейших животных с соком исследуемых растений» 1. В керамической ступке   растерла листья  исследуемого растения, действие фитонцидов которого необходимо проверить. 1. Отжала  через марлю несколько капель сока исследуемого растения. 2. Взяла  пипеткой   каплю  воды  из   аквариума,  нанесла  ее  на предметное  стекло  и  накрыла покровным стеклом. 3. Просмотрела препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением микроскопа. Я увидела простейших. 4. Добавила под покровное стекло каплю приготовленного сока из листьев растений. 5. Наблюдала за движением простейших в течение 1 минуты. Записала результаты наблюдений в таблицу. Таблица  «Действие сока растений на простейших» Вид растений  1.Фикус  2.Пеларгония  3.Сингониум ножколистный  4.Циссус антарктический    Результаты опыта: Время обездвижения простейших 70секунд 30секунд 60секунд 50секунд а) экстракты  растений, обладающих фитонцидными свойствами,   обездвиживают и, по­видимому, губят микроорганизмы; б) наибольшее воздействие отмечено при применении  пеларгонии. Способны растения и на большее. Некоторые из комнатных растений способны фильтровать воздух, улучшая   тем   самым   его   качества.   Пластик   и   другие   искусственные   материалы,   из   которых   делается мебель, выделяют формальдегид, ацетон, толуол и могут вызвать у человека головные боли, аллергию, кожную   сыпь.   Растения,   конечно,   не   волшебники,   они   не   превратят   вредный   воздух   помещения   в полностью здоровый, но они способны уменьшить количество вредных веществ в воздухе. Кроме того, растения помогают бороться с пылью ­ они ее абсорбируют, поглощают. Самые лучшие растения­фильтры ­ драцена, финик, хлорофитум, фикус, традесканция. Опыт № 3 «Санитары помещений». Не протирала листочки комнатного растения 6 дней.               Результаты опыта: 8 По истечении заданного времени я увидела на лицевой части листочков пыль.Это говорит о том, что комнатные растения улучшают воздух (очищают от пыли). Итак,   комнатные   растенияспособствуют   улучшению   качества   воздуха   внутри   классного помещения, который благотворно влияет на здоровье учеников. 4. Влияние комнатных растений на эмоциональное состояние учеников. Ученики в процессе обучения находятся в состоянии постоянного умственного напряжения, что приводит к усталости.   Растения действуют успокаивающе и снижают стрессовые реакции. Более того, зеленый   цвет   растений   играет   при   этом   немаловажную   роль.   В   психологии   зеленый   цвет   является символом уверенности и защищенности.  Некоторые   люди   даже   приписывают   растениям   просто   сказочные   свойства.   Кактусы   лечат   от жадности и хвастовства, азалия очищает дом от сплетен, бегония создает гостеприимную атмосферу и т.д.  Растения   тонким   ароматом   своих   цветков   или   душистых   листьев   могут   сильно   влиять   на психофизическое   состояние   людей,   стимулировать   работоспособность,   улучшать   самочувствие.   Так американские ученые заметили, что наличие в помещении, в котором работают люди, хотя бы нескольких живых растений улучшает эмоциональную обстановку в коллективе. А решение сложных конфликтных ситуаций проходит успешнее в кабинетах, обильно украшенных зеленью листьев. Оказывается, комнатные растения оказывают целительное воздействие на наше самочувствие. В школе лучше высаживать такие растения как алоэ, хлорофитум, которые усиливают защитные свойства организма, улучшают иммунитет. Мирт – снижает заболеваемость ОРВИ у детей. Монстера, драцена и фикусы   снижают   уровень   токсичности,   пеларгония   снимает   стресс.   Бересклет,   плющ,   камнеломка улучшают   психологическое   состояние,   так   как   при   созерцании   чего­то   красивого   возникают положительные эмоции. 5. Растения в моем классе. В   классе,   где   я   учусь,   растет   много   комнатных   растений,   среди   них   есть:  плющ, пеперомия, сансевьера, хамедорея, фиалки, спатифиллиум, и самый мой любимый – хлорофитум.  отросточек хлорофитума я принесла из школы и поставила в воду, он достаточно быстро дал корешки, и я его   посадила.   Он   скоро   откликнулся   на   мой   бережный   уход!   Стал   давать   стрелы   и   цвести   нежными Небольшой беленькими цветочками. У него появились новые отростки, и я уже сама могу ими делиться с друзьями! Название растения Хлорофитум Кол Свойства ичество 2 Обладает уникальной способностью очищать воздух   включая   вредные от   всевозможных   загрязнений, 9 испарения,   нормализуют   микроклимат   в   помещении,   где был   закончен   ремонт   или   покраска   стен.   Идеален   для рабочего места ребенка.  Обладает способностью   к   поглощению формальдегида   и   других   ядовитых   веществ.   Содержит   ядовитый сок! Обладает очистительными свойствами. Помогает человеческому организму адаптироваться к   изменившимся   условиям,   повышая   его   иммунитет. Уберегает   от   простуды,   снижает   вредное   воздействие перепадов   атмосферного   давления,   температуры   и влажности   воздуха.   Защищает   она   и   от   токсинов, выделяемых синтетикой и линолеумом. Особенно домов, расположенных   вблизи   шоссейных   дорог,   поскольку   она рекомендована     для   нейтрализует испарения вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах – бензола, трихлорэтилена. Увлажняет воздух, радует глаз.  Способность   к   поглощению   формальдегида   и Плющ Пеперомия Сансевьера Хамедорея Фиалка Спатифилли 1 1 1 1 3 1 ум других ядовитых веществ. Содержит ядовитый сок! Вывод:  1.   Все   растения   в   моем   классе   обладают   хорошими   очистительными   свойствами,   но спатифиллиум и плющ содержат ядовитый сок, с ними нужно быть аккуратней. 2.Комнатные   растения   нашего   класса   благоприятно   влияют   на   здоровье   и   настроение учащихся. 3.Все   растения   нашего   класса   в   большом   количестве   выделяют   фитонциды,   убивающие болезнетворных микробов. 4.Необходимо   развести   больше   растений   хлорофитума,   который   в   большом   количестве поглощает токсичные вещества и выделяет больше кислорода. 5.Нужно аккуратно ухаживать за комнатными растениями, бережно к ним относиться. 6. Рекомендации по выбору комнатных растений. А). Растения­лидеры в классных комнатах: 10 Я   изучила   несколько   справочников   и   смело   могу   рекомендовать   к   выращиванию   в   школьных кабинетах ряда растений. Они неприхотливы, активно развиваются и являются помощниками в учебе. К тому же все они очень красивые. Хлорофитум – неприхотливое, декоративное комнатное растение, являющееся   одним   из   лучших   очистителей   воздуха.   Нескольких   таких растений   достаточно   для   поглощения   формальдегида,   выделяемого   теплоизоляцией   из   синтетических материалов в классе. Хлорофитум обладает и значительным бактерицидным эффектом. Сциндапсус  очищает   воздух   от     формальдегида,   окиси   углерода   и   бензола.   Кроме   того,   эта быстрорастущая лиана украшает стены блестящими глянцевыми листьями. Гибискус  (китайская роза) идеален для озеленения просторных светлых помещений ­ школьных вестибюлей, коридоров, актовых залов. Драцена  может   расти   в   затемненных   местах,   поэтому   может   даже   располагаться   в   глубине помещения. Поглощает и обезвреживает вредные вещества из воздуха. Бегония – долго и ярко цветет, поэтому привлекательна на протяжении целого года. Говорят, что присутствие в комнате бегонии помогает закалить характер и добиться успеха. Аспарагус ­ ажурное неприхотливое растение, подходит для озеленения светлых классных комнат. Очищает воздух от вредных примесей. Спатифиллум  – выносит   недостаток вредных газов. красивое, не требующее сложного ухода, растение освещения.   Очищает   помещение   от   примесей 11 Другие широко распространенные  растения, которые  являются эффективными очистителями воздуха, а также выделяют биологически активные вещества, убивающие стафилококки   и   стрептококки,   ­   это  герань,   фикус,   кактусы,     плющ  и   многие   другие.   Я   бы рекомендовала   для   школьных   кабинетов   душистую  герань,   так   как   она   обладает   выраженным противомикробным действием.  Но стоит отметить и тот факт, что во всех справочниках упоминаются и растения, выращивать которые в помещениях нужно с осторожностью. Я бы не рекомендовала их для классной комнаты совсем. Так очень опасны для человека и животных все виды и сорта лилий. Цветущие лилии источают очень сильный аромат, который вызывает головокружения, головные боли, обмороки и аллергию.  Есть   растения,   с   которыми   нужно   соблюдать   осторожность.   К   примеру,   с   олеандром   и диффенбахией, которые имеют ядовитый сок. От подобного растения нужно беречься и стараться не касаться стеблей и листьев. Теперь я много знаю о комнатных растениях, полезных для меня и моих одноклассников. Школа – это  дом, в котором мы проводим большое количество времени, оно должно быть организовано так, чтобы было не только интересно   учиться, но и полезно для здоровья.   Грамотное использование  растений приводит к улучшению качества воздуха внутри класса, который   благотворно   влияет   на   здоровье   учеников.   Поэтому   знания   о   комнатных   растениях  становятся жизненно необходимыми. Б) Рекомендации по размещению растений в классной комнате При размещении растений в кабинете необходимо учитывать их требования к условиям жизни.  Размещайте ближе к окну или стеклу на окне те растения, которые больше нуждаются в свете.   Если у вас есть растения, которые нужно регулярно опрыскивать и растения, которые не любят попадания воды на листья, то не ставьте их вместе.  В   создании   композиции   из   разных   растений   нужно   учитывать   и   то,   что   есть   растения, которые не любят соприкасаться, с чем­либо и не любят когда их переставляют, такие растения лучше поставить отдельно 12 Нужно также учесть, что декоративно­лиственные растения, как правило, зеленые и облиственны круглый год, среди декоративно­цветущих растений есть те, что на период покоя лишаются и цветков и листьев и нуждаются совершенно в ином уходе. Однако можно подобрать растения таким образом, что сначалабудут распускаться летне­цветущие растения, а затем, когда у них наступит период покоя, их место займут зимне­цветущие растения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Выводы и практическая значимость работы. Мир комнатных растений удивителен и многообразен. Для меня знакомство с ним превратилось в любимое увлечение. Школа ­ наш второй дом, где мы проводим много времени. Поэтому в школе должно быть также уютно и красиво как дома. Для этого, я считаю, нужно, чтобы в каждом классе и в коридорах школы было как   можно   больше   разнообразных   цветов.   Свежая,     яркая     зелень     комнатных       растений       всегда наполняют  душу   радостью, спокойствием и просто хорошим настроением. Нужно   только   никогда  не забывать   про  своих  зелёных    друзей,   которые  скромно    ждут нас.   И за это растения отблагодарят нас своим  великолепием  и красотой.   Моя  гипотеза:  если   в   комнате   растут   правильно   подобранные   комнатные   растения,   то   они положительно   влияют   на   здоровье   человека   и   его   эмоциональное   состояние,  подтвердилась.В   ходе исследования,   было   установлено,   что   комнатные   растения   оказывают   влияние   на   самочувствие,   на эмоциональное   состояние   школьников   во   время   учебного   процесса.       В   классных   кабинетах   лучше высаживать   такие   растения   как   алоэ,   лимон,   папоротник,   которые   усиливают   защитные   свойства организма,   улучшают   иммунитет,   воздействуют   на   работоспособность.   Фикус,   спатифиллум   снижают уровень токсичности, снимают стресс, усталость. Сансевьерия, хлорофитум, бегония, циссус ­ очищают воздух. Хамедорея­увлажняет воздух.  Не   следует в классе высаживать растения, которые способны вызвать аллергию из­за сильного запаха, как герань; диффенбахию, молочай, олеандру – из­за  ядовитого  сока.  Растения в классах должны быть подобраны не только в эстетических целях, но и для оздоровления атмосферы.  В   данной   работе   я   изучила   вопрос   влияния   комнатных   растений   на   человека   и   предложила рекомендации по выбору растений для классных кабинетов.  Проведя   свое   небольшое   исследование,   я   пришла   к   ряду   выводов.   Для   чего   же   нам   нужны комнатные   цветы?   Цветы   действительно   создают   в   помещении   уют,   комфортную   атмосферу,   делают интерьер   помещений   живым   и   привлекательным,   однако   в   последние   годы   учёные   открыли   и   другие свойства комнатных растений, и эти открытия изменили отношение людей к ним. Комнатные цветы нужны в каждом классе не только для уюта. В воздухе закрытых помещений по разным причинам накапливаются 13 токсические вещества, бактерии, да и высушенный воздух тоже не прибавляют здоровья ни нам, ни нашей коже. Со всеми этими проблемами помогают справиться комнатные растения, однако, не все подряд, а определённые виды. В заключение могу отметить, что растения не так уж и непохожи на людей: растения могут ощущать прикосновения, видеть, слышать, чувствовать запах. Растения воспринимают отношение человека, и могут его отблагодарить за заботу и любовь пышным цветением. Растения — молчаливые помощники людей, хорошие друзья и чудесные лекари. Они задерживают пыль, поглощают газы и вредные вещества, дарят нам драгоценный кислород. Они создают в любом помещении благоприятную эмоциональную обстановку и помогают нам в учебе. Приведенная ниже анкета и ее результаты подтверждают мои выводы. Анкета по выявлению влияния комнатных растений на здоровье и настроение школьников. 1.Когда ты заходишь в школу и видишь в коридоре много комнатных растений, это тебя: А) радует Б)поднимает настроение В) тебе это безразлично 2.В кабинете, где много растений дышится: А) легко Б) так же как и в других В) не замечал 3.Есть ли растения в школе, которые вызывают у тебя аллергию: А) да Б) нет 4.Когда ты смотришь на цветущие растения в классе, то: А) повышается настроение Б)это радует твой глаз В) тебя это успокаивает Г) цветы никак на тебя не действуют Результаты анкетирования учащихся класса по выявлению влияния комнатных растений на здоровье и настроение. В анкетировании приняли участие учащиеся 4 б класса. Всего 25 человек. 61% учащихся ответили, что многочисленные комнатные растения их радуют; 23% ­ поднимает настроение; !6% ­ безразличны к комнатным растениям; 67% ­учащихся класса заметили, что в кабинете, где много комнатных растений дышится легко; 14 20% ­ дышится так же, как и в других; 13% ­ не обращали внимания; 5% учащихся заметили, что некоторые растения у них иногда вызывают аллергические реакции; 95% ­ никогда не замечали аллергии на комнатные растения, которые есть в классе и  школе. 42% заметили, что, когда они смотрят на цветущие растения, у них улучшается настроение; 36% ответили, что это их радует; 14% ­ это их успокаивает; 8% не заметили, что цветы на них как – то действуют; Проведя анкетирование, я сделала выводы, что большинству учащихся комнатные цветы в классе и школе поднимают настроение, успокаивают и радуют.Там, где много комнатных цветов дышится легко.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.  Афонькин, С.Ю. Самые удивительные растения.­ СПб.: БКК, 2007.            2.  Быховец, С.Л. Энциклопедия комнатных растений. — М.: Харвест, 2000.   3. Воронцов В.В. Уход за комнатными растениями: практические советы любителям цветов. – М.: ЗАО «Фитон», 2003. 4. Князева Т.П.,Князева, Д.В.Миллион цветов для красоты нашего дома­М.:ОЛМА Медиа Групп, 2009 5.  Неер, Я.В. Все о комнатных растениях, очищающих воздух. – СПб.: СЗКЭО, 2007. 6. Плешаков А.А. Атлас – определитель «От Земли до неба» М.: Просвещение, 2010 7. Экология растений: Практикум // Сост. Н.С. Ильина и др. ­ Самара, 2012.  Ресурсы интернета 1. http://www.treeland.ru/ 2. 3. 4. 5. http://www.sad.ru http://www.wday.ru    http://roomplants.ru/7/ www.ncsemena.ru    15 6. http://domashnie­cvety.ru/ 8.   http://all­magic.ru  9.   http://belmagi.ru  10. http://iplants.ru  11. http://gardenia.ru/pages/energ_001.htm  12. http://liveinteriors.ru/thems/1644.aspx  13. http://magijaichelovek.narod.ru/Str2.html  14. http://news.condorspb.ru  15. http://all­magic.ru 16. http://urantia.ru/book/paper85.asp ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочник «Комнатные растения» Растение Как влияет на человека Польза или вред Где лучше поставить Алоэ Снимает  наэлектризованность в  квартире и защищает от  несчастных случаев. Снижает  содержание ядовитых  веществ, ночью  выделяет кислород и  поглощает углекислый  газ. Прекрасно  подходит для  спальни. Не любит  гостей, поэтому не  стоит ставить в  гостиную. Герань Способна изгонять  Дезинфицирует и  В кухне или  из дома злых духов и  прочую нечисть. дезодорирует воздух,  «убийца» моли. гостиной. Антуриум Положительно  Устраняет  В любой  16 воздействует на робких  людей. Хорошо  перераспределяет энергию  в помещении. ксилол, толуол и  аммиак, увлажняет  воздух. комнате. Бегония Позволяет забыть о  Эстетическое  Хорошо  будничных проблемах и  помогает возникнове­нию  новых желаний. удовольствие. подходят для  больниц, до мов  престарелых, а также  людям, которым не  хвата ет энергии  «хорошего  настроения». Кактусы Повергают в страх,  делают агрессивными. В то  же время это прево сходная защита от нега тивной  энергии, кото  рая  приходит извне. Хлорофитум В безвыходных  ситуациях или во время  напряженной работы  придает новые силы и  энергию. Хризантема кустовая Обладает  живительной силой и  придает всему организму  гармонию. Нейтрализуют  Если хочется  радиационное  воздействие на  организм. Нейтрализует  ядовитые вещества. держать дома, то  лучшее место ­ на  подоконнике в  спальне. В любом  помещении. Любит  рядом много  растений. Устраняет  В любой  аммиак и формальдегид. комнате. Лимон, апельсин Способствует  Эстетическое  В любой  удовольствие. комнате. правиль ному дыханию,  устраняет проблему  спазмов в области головы и  шеи. Снижает страх перед  школой и боязнь отказа. Диффенбахи Активизирует мозг,  Нейтрализует  Нельзя ставить я хо­рошо подходит для  ксилол и толуол.  в детской. 17 людей, занятых умствен  ным трудом, и тех, кто  проводит свою жизнь за  письменным столом. Ядовит, руками лучше  не трогать. Драцена Дает жизненные  силы, излучает гармонию,  заботится о приятном  климате в помещении и  положительной энергии. Молочай  Активизирует  работу сердца и кровоток,  зимой поднимает  настроение.   Нейтрализует  В любой  комнате. Дома лучше не держать.  формальдегид и  трихлорэтилен, которым загрязняют воздух  лазерные принтеры и  ксероксы. Нейтрализует  ядовитые вещества.  Млечный сок  раздражает кожу и  слизистую оболочку,  обращать ся осторожно. Фикус Бенджамина Хорошо увлажняет  Нейтрализует  воздух. Подходит  пассивным людям. Не  годится для маленьких  детей и домашних  животных, может вредить  напряженной умственной  работе. формальдегид, толуол,  ксилол и аммиак.  Хороший увлажнитель  воздуха. Нельзя ставить в спальню и детскую,  хорошо размещать в  офисе возле принтера или ксерокса. Плющ Обладает  живительным действием,  настраивает позитивно и  будит любопытство. Специалист по  уничтожению  формальдегида и других ядовитых вещества. Подальше от  маленьких детей и  людей, страдаю щих  кожными  заболеваниями. Монстера Распространяет  Очень хорошо  Идеальна для  покой и гармонию,  защищают сон от влияния  непогоды. увлажняет воздух. спальни. Нефролепис Действует на  Устраняет  В любом  18 (папоротник) нервную систему как  очищающий фильтр. формальдегид, ксилол и  толуол. помещении. Филодендро Приносит  н обновление, отдых и  свежую энергию в  затруднительных  ситуациях. Устраняет из  воздуха ядовитые  вещества. Содержит  вещества, раздражающие слизистую оболочку. В офисе. Дома  ­подальше от детей и  домашних животных. Фиалка Приносит хорошее  Эстетическое  В любой  Сансевьера или «щучий хвост» настроение и обладает  жизнелюбивой энергией. Помогает  последовательно ставить  цели и достигать их, но  обладает тяжелой  энергетикой. удовольствие. комнате. Устраняет  химически вредные  вещества. Дома лучше не держать;  предпочтительно – в  офисах. Спатифиллу м Приводит в норму  экстремальные колебания,  подходит любому человеку. Хорошо  устраняет алкоголь,  ацетон и формальдегид  из воздуха. В любой  комнате. Эхмея Испускает  энергетические импульсы,  подобные стрелам. В  отдельных случаях может  быть помощником для  людей, которые не умеют  защищаться. Интенсивно  снижает уровень  ядовитых веществ. Дома лучше не держать. Юкка Излучает агрессию.  Эстетическое  Дома лучше не Может быть хорошим  помощником для  боязливых людей, которые  хотят чего­то достичь. удовольствие. держать. 19 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ПРИЛОЖЕНИЕ 3      ФОТООТЧЕТ О ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ 31 32 Опыт № 3                   «Санитары помещений». 33 Опыт   №1                 «Воздействие   комнатных   растений   на   влажность   воздуха».     34 Опыт№2:«Взаимодействие простейших животных с соком исследуемых растений»                                                                                                                             35

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  ПРИГЛАСИМ ПРИРОДУ В КЛАСС! (Влияние комнатных растений на здоровье школьника и его эмоциональное состояние.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017