Конспект урока по окружающему миру по теме "Мир глазами астронома" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке учащиеся познакомятся с правилами пользования учебником, целями и задачами раздела; узнают о мире с точки зрения астронома; будут отвечать на вопросы из текста учебника; построят модель Солнечной системы из пластилина, работая в группах; выполнят задания по рабочей тетради.конспект урока по окружающему миру 4 класс
Иконка файла материала ОМ 4 класс.docx
Окружающий мир 4 класс Мир глазами астронома Цели: познакомить учащихся с правилами пользования учебником, целями и задачами раздела;  рассказать о мире с точки зрения астронома. Формируемые УУД: познавательные ­ осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы,  извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные ­ соблюдать правила речевого  поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами; регулятивные ­ понимать перспективы дальнейшей учебной  работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные ­ строить свои  взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия. Оборудование: тексты для работы в группах и текст о Солнце на карточках. Ход урока     Актуализация опорных знаний  Организационный момент I. Вот книжки на столе, а вот тетрадки... Не хочется играть сегодня в прятки  И недосуг дуть на корабль бумажный ­ Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный! ­ А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока. (Учитель проверяет готовность к уроку.) II.            1. Знакомство с учебником ­ Прочитайте название нашего учебника. Это новый для нас предмет? (Этот предмет мы изучаем с 1  класса.) ­ О чем мы говорили на уроках по этому учебному предмету? (О природе, животных, растениях,  человеке, о безопасности и здоровье и пр.) ­ Что вы можете сказать об учебнике? (Он, как и в 1­3классах, состоит из 2 частей. Автор: А.А.  Плешаков.) ­ Откройте книгу первой части учебника на последних страницах и просмотрите содержание. Какие  разделы мы будем изучать? (Дети читают содержание, называют разделы.) В этом году нам предстоит узнать много нового, быть астрономами и географами, историками и  экологами, наблюдателями и исследователями, путешествовать по воде и суше, освоить космическое  пространство и опуститься глубоко под землю, узнать о прошлом и настоящем нашей родины. ­ Сколько разделов в первой части учебника? (3 раздела: «Земля и человечество», «Природа России» и «Родной край ­ часть большой страны».) ­ Какая тема вас заинтересовала? (Ученики перечисляют понравившиеся темы.) ­ Анализируя содержание, вы можете сказать о том, какую работу мы будем продолжать на уроках по  ознакомлению с окружающим миром? (Мы будем работать над проектами, проверять себя и оценивать свои достижения.) ­ Откройте учебник на с. 204. Сколько тем для работы над проектами предлагается авторами  учебника? (14 тем.) ­ Предлагаю вам дома внимательно ознакомиться с темами проектов и выбрать любую из  предложенных, можно и самим ее сформулировать. На следующем уроке вы сообщит свои темы и,  может быть, объединитесь в группы. В учебнике на с. 205 дана памятка «Как работать над проектом»,  которую вам нужно будет прочитать. ­ Обратите внимание и на условные обозначения, которые встретятся на страницах учебника. (Ученики рассматривают условные знаки, читают, что они обозначают, на обороте титульного листа  учебника.) ­ В конце учебного года вам предстоит сдать свои учебники в библиотеку. Вспомните правила  обращения с учебной книгой. (Ответы детей.) Памятка «Как сохранить учебные книги для будущих учеников» 1. 2. 3. 4.  Оберни учебник специальной обложкой.  Подпиши свой учебник.  Имей закладку.  Не клади в учебник карандаш, ручку и другие предметы.Самоопределение к деятельности  Не загибай углы, не рви, не рисуй, не делай никаких пометок.  Не перегибай учебник.  Испорченный или утерянный учебник замени.  Если книга порвалась, подклей ее.   Знакомство с учебными пособиями 5. 6. 7. 8. 2.              ­ Что еще, кроме учебника, нам понадобится на уроках по предмету «Окружающий мир»? (Ответы  детей.) ­ Проверим, открыв рабочие тетради на с. 4­5. (Ученики знакомятся с пособиями, представленными на развороте в рабочей тетради.) А еще нашими помощниками будут школьные словарики, энциклопедии, ресурсы сети Интернет. (Учитель показывает школьные словарики, энциклопедии.) III.             ­ Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела. («Земля и человечество».) ­ Прочитайте, чему вы будете учиться, изучая этот раздел. ­ А теперь отгадайте загадку. С телескопом много лет Изучает жизнь планет. Как ученого мы зовем? Кто же это? (Астроном.) ­ Что вы знаете об астрономах? (Высказывания детей.) Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.) IV.             Работа в группах ­ Для чего будем изучать данную тему? Предлагаю прочитать текст и ответить на этот вопрос. Астрономия является одной из старейших наук. Она оказывает огромное влияние на развитие других  областей знаний о действительности. В 2009 г. мир отметил 400­летие наблюдения звездного неба с помощью телескопов. В 1609 г.  итальянский ученый Галилео Галилей первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и  сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Он обнаружил, что на Луне есть горы, а на  Солнце ­ пятна, что у Юпитера есть спутники, у Сатурна ­ кольца, и Млечный Путь состоит из звезд. ­ Так для чего нужно изучать данную тему? (Высказывания детей.) V.           1. ­ Откуда можно получить информацию? (Из нашего учебника, учебных пособий, Интернета.) ­ А еще помогут знания, которые у нас имеются. Откройте учебник на с. 4. Прочитайте задание. Вам  предлагается составить рассказ о мире с точки зрения астронома. А кто такой астроном? (Специалист, изучающий небесные тела ­ звезды, планеты.) 2.            ­ Пополним наши знания. Выполним задание 2 на с. 6 рабочей тетради по рядам: 1­й ряд запишет  определение слова «астрономия», 2­й ­ «Вселенная», 3­й ­ «Солнечная система». (Ученики работают по рядам, затем зачитывают свои определения. Учитель делает сообщение о  современных представлениях о происхождении Вселенной.) Астрономия ­ самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Люди наблюдали за  звездами на протяжении всей истории существования человечества.  С точки зрения астронома, мир ­ это Вселенная, или Космос ­ все необъятное пространство с  планетами и звездами другими небесными телами. Наша планета Земля, ее растения и животные, ты и  я ­ это все Вселенная.  ­ Выполним задание 3 на с. 6 рабочей тетради, работая в парах. (Ученики, пользуясь учебником,  подписывают названия планет.) 1. Интересно ли тебе узнавать о звёздах и планетах? Если да, то почему? Напиши. Мне интересно узнавать о планетах потому, что там может быть жизнь подобная нашей, там могут  быть животные которых у нас нет. А звезды так красиво светят, поэтому мне тоже интересно о них  узнавать. 2. С помощью учебника запиши определения.  Открытие нового знания  Работа по учебнику   Постановка проблемы       Выполнение заданий в рабочей тетрадиАстрономия ­ это наука о вселенной Вселенная ­ это пространство, в котором находятся планеты, звёзды и другие небесные тела. Солнечная система ­ это солнце и движущиеся вокруг него небесные тела. 3. Используя схему учебника, подпиши планеты Солнечной системы.    4. Мудрая Черепаха предлагает тебе задание для тренировки памяти и внимания. Пронумеруй  планеты в порядке их удаления от Солнца (в синих квадратиках); в порядке их приближения к Солнцу (в красных квадратиках). Проверь себя по схеме в учебнике. 5. С помощью учебника впиши вместо пропусков цифровые данные. Используй эти данные при  рассказе о Солнце. Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца примерно в 330 000 (330 тысяч) раз  больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров.  Температура на поверхности Солнца достигает 6000 градусов, а в центре Солнца  предположительно 15­20 миллионов градусов. 6. Здесь ты можешь сделать записи для своего сообщения по заданию учебника (с. 8). Тема сообщения: Луна План сообщения:  1) Найти информацию о Луне 2) Найти фотографии и интересные факты 3) Сделать вывод Важная информация для сообщения: Луна ­ это естественный спутник Земли. Источник (источники) информации: Интернет, книги и энциклопедии.  VI.             Работа в группах ­ А теперь построим модель Солнечной системы. Для этого поработаем в группах. Распределите  обязанности. (Ученики из пластилина строят модель Солнечной системы.)   Первичное закрепление   Физкультминутка        VII.     VIII.           Работа по новой теме 1.  Беседа­ Отгадайте еще одну мою загадку. В дверь, в окно стучать не будет, А взойдет и всех разбудит. (Солнце.) ­ Что вы можете рассказать о Солнце? (Высказывания детей.) Наша жизнь возможна лишь благодаря  Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце божеством. Они называли  его по­разному: в Древней Греции ­ Гелиос, в Египте  Ра, а наши предки славяне ­ Ярило. В честь  Солнца слагали гимны.  2.              Работа в парах Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья на с. 6­7 учебника.  Работать предстоит в парах. Вы будете не просто читать текст учебника, предстоит выполнить  задание. Посмотрите на текст на карточках, которые лежат у вас на парте. Как вы думаете, каким будет  задание? (Вписать в текст недостающие данные.) Солнце ­ ближайшая к Земле .... Это огромное ... космическое тело. Солнце имеет форму.... Диаметр  Солнца в... раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в ... раз больше массы нашей планеты.  Расстояние от Земли до Солнца ­... км. Температура на поверхности Солнца ­... градусов, а его центре  ­ ... градусов. (Проверка текстов. Предложения зачитывают по очереди.) IX.             ­ Какова была цель урока? (Посмотреть на мир глазами астронома.) ­ Какие новые знания вы получили? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 7 учебника.) X.           ­ Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» Отвечайте по цепочке.  (Самооценка. Комментарий учителя.) Домашнее задание 1. 2.  Выбрать тему проекта.  Прочитать текст на с. 4­8 учебника, ответить на вопросы.   Подведение итогов урока       Рефлексия