Министерство образования Республики Саха(Якутия)
Муниципальное казенное управление «Усть-Янское районное управление образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казачинская средняя общеобразовательная школа»
Экологический проект
«Пришкольная теплица»
в условиях арктического Севера»
Выполнила:
ученица 8-го класса Рожина Тамара
научный руководитель:
Холмогорова А.А., учитель английского языка
2016 Казачье
Актуальность:
Ведение тепличного хозяйства – это единственный способ продления плодоношения овощных культур в условиях арктического климата.
Новизна:
Cоздание нового направления в экологической деятельности школы.
Цель проекта:
1). Занятия исследовательской деятельностью по выращиванию овощных и цветочно-декоративных растений.
2). Создать условия для обеспечения полноценного витаминизированного питания воспитанников летних детских площадок в условиях Крайнего Севера.
Задачи:
1). Формирование экологической культуры школьников, основ рационального ведения сельского хозяйства, комплексного благоустройства территории школы.
2). Воспитание трудолюбия, привитие трудовых умений и навыков.
3).Улучшение материально-технической базы школы, в том числе и школьной столовой;
4). Обеспечение населения рассадой и сельхозпродукцией;
5).Дальнейшее развитие партнёрских отношений с сельскохозяйственными предприятиями.
Объект исследования: пришкольный участок.
Предмет исследования: теплица для выращивания овощей.
Гипотеза исследования: выращенные овощи, в частности, огурцы будут экологически чистыми и будут способствовать укреплению здоровья учащихся, окажут школе финансовую поддержку
Методы исследований - оптимальное проектирование, эксперимент, конструирование, метод опроса.
Место исследований – пришкольный участок МБОУ «Казачинская СОШ»
Материал исследований - Летняя теплица для выращивания огурцов, зелени и летних цветов.
Описание проекта
При школе имеется экспериментальный учебно-опытный участок. Для реализации поставленных цели и задач силами работников школы построена небольшая (3*4) теплица для выращивания овощей и цветов. К строительству теплицы также привлечены родители и учащиеся. Попечительский совет и совет отцов помогли завезти органические удобрения и б организована рабочая бригада для работы в школьной теплице.
Аннотация проекта
Данный проект является продолжением научно-исследовательской работы обучающихся Казачинской школы «Создание пришкольной теплицы» и «Выращивание огурцов в комнатных условиях» с целью обеспечения школьников витаминизированным питанием, а также удовлетворение спроса населения рассадой и овощами. Проект предусматривает формирование у учащихся трудолюбия, умений и навыков по выращиванию сельскохозяйственных культур, улучшение материально-технической базы школы.
В реализации проекта будут участвовать коллектив школы, учащиеся, родители, партнёры, выпускники школы.
Финансирование проекта будет осуществляться за счёт средств партнёров, родителей, школы, грантов.
Обоснование необходимости проекта
Мы живём на селе и у большинства семей имеется тепличное хозяйство, но не у всех есть возможность выращивать рассаду. Так как наше село находится в арктической зоне и расположена далеко от центра, существует проблема отсутствия витаминизированных продуктов питания. Поэтому население выращивает только самые морозоустойчивые сорта овощей.
В школе
организованы летние детские площадки, в том числе и трудовые, куда вовлекаются,
в основном дети из малообеспеченных, неблагополучных
семей. Как правило, на
селе нет работы. Питание в школе обеспечено только за счёт
бюджетных средств,
выделяемых управлением улусного образования. Этого недостаточно для обеспечения полноценного питания
детей.
Основная часть.
Микроклимат в теплице необходимо поддерживать на оптимальном для выращиваемых культур уровне.
Относительная влажность воздуха должна составлять около 70%, а температура – не превышать максимально допустимой для конкретных растений. В замкнутой теплице при отсутствии принудительного подогрева температура, в первую очередь, зависит от условий теплообмена, поэтому объем теплицы имеет большое значение.
Организация правильной естественной вентиляции зависит от большого количества факторов: расположения теплицы по отношению к частям света, розы ветров местности, времени года, разницы температуры в теплице и на улице, атмосферного давления, инфильтрации воздуха через пазы и щели, а также от количества и расположения форточек.
Планировка размещения теплицы.
Наша теплица расположена на южной стороне участка. Место, где установлена теплица, достаточно освещено, нет затенений, что создает благоприятные условия для роста растений.
Конструкция теплицы
1). Конструкция деревянной теплицы каркасная, на основе стоек из бруса 90х90мм. Прогоны связывают стойки сверху и снизу. Поверху идёт стропильная система двухскатной крыши. Две двери в торцевых стенах. Между стойками до половины идут глухие панели, которые собирают из толстых досок и заключают в рамы. Верхняя часть стен и крыша застеклены обычным силикатным стеклом.
Понадобятся материалы: Брус сечением 90х90мм
· 4 шт. длиной по 4,2м;
· 4 шт. длиной по 3м;
· 12 шт. – по 3,6м;
· 38 шт. – по 1,8м.
Полубрус сечением 45х90мм
· 2 шт. длиной по 3м;
· 4 шт. длиной по 4,2м;
· 24 шт. – по 2,4м;
· 28 шт. – по 1,8м;
· 34 шт. – по 1,2м;
· 102 шт. – по 0,9м.
6-8 листов фанеры или другого листового материала – размером 12х1220х2440м. Стекло толщиной около 10мм – на 18 кв.м. стен и 16 кв.м. крыши.
А также: строительные гвозди, антисептик для дерева, карниз из кровельной стали, ручки и замки для двери, дверные петли (3 пары). Возможно – что-то придётся докупить в связи с вашими ошибками на том или ином этапе работы.
Инструменты: молоток, угольник, уровень, измерительная рулетка, шуруповёрт, циркулярная пила и кусок шнура.
2). Деревянная теплица каждой весной закрывается пленкой, которая под солнцем и ветрами в зимнее время теряет свою прочность. Каждый год приходится покрывать новой. Для прочности надо покрыть прочным поликарбонатом. Наиболее светопропускающую стенку теплицы лучше всего ориентировать прямо на юг, так как наибольшая высота солнца всегда будет с южной стороны и интенсивность солнечного излучения здесь максимальна. Если невозможно ориентировать теплицу в южном направлении, то можно ориентировать ее в восточном направлении. В современных условиях для организации эффективности важно внедрять инновационные технологии, обеспечивающие оптимальный микроклимат в теплицах, и, соответственно, высокие урожаи качественной и экологически чистой продукции.
Приблизительная конструкция теплицы из сотового поликарбоната
Каркас теплицы делается из металлических труб и из сотового поликарбоната. При выращивании растений в теплице температура будет 25С. Отопление – печное. Каркас теплицы делается из труб разных сечений. Длина одной секции 2,1 м. Площадь будет составлять 200 кв.м. Ширина теплицы 10 м, длина 20 м. Высота будет около 3 м. В теплице надо установить емкость для воды с подогревом от печи для полива растений, вместимость емкости - 2-3 кубических метра.
План реализации проекта
2016
№ |
Планируемое мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Педагогический совет «Обсуждение проекта «Школьная теплица» |
Март 2016 |
Окорокова М.С. |
2 |
Ходатайство в администрацию села о выделении строительного материала для школьной теплицы. |
Март 2016 |
Барабанская А.В. |
3 |
Заседание Попечительского совета и совета отцов «Помощь родителей в реализации проекта «Школьная теплица» |
Апрель 2016 |
|
4 |
Заготовка строительного материала |
Апрель 2016 |
Филиппов А.В. |
5 |
Строительство теплицы |
Апрель 2016 |
Филиппов А.В., Попов Э.М. Слепцов В.В. |
6 |
Выращивание рассады огурцов и других раннеспелых культур |
Май 2016 |
Холмогорова А.А. |
7 |
Заготовка и завоз почвенной смеси для теплицу |
Июнь 2016 |
Барабанский И.А. |
8 |
Занос почвенной смеси в теплицу |
Июнь 2016 |
Педагогический коллектив |
9 |
Посадка рассады |
Июнь 2016 |
Холмогорова А.А., Барабанская А.В. |
10 |
Уход за рассадой (прополка, полив) |
Июнь-Август |
Барабанская А.В., Воспитанники детской площадки |
11 |
Сбор урожая огурцов и добавление к рациону питания детей |
Август 2016 |
Холмогорова А.А., Барабанская А.В. |
12 |
Уборка теплицы, подготовка почвы |
Сентябрь |
Холмогорова А.А., Филиппов А.В. |
13 |
Покупка сотового поликарбоната для строительства новой теплицы |
Август |
Барабанская А.В. |
14 |
Строительство теплицы из сотового поликарбоната для следующего сезона деятельности пришкольной теплицы |
Август-сентябрь |
Филиппов А.К. |
2017
№ |
Планируемое мероприятие |
Сроки |
Ответсвенный |
1 |
Приобретение семян огурцов и цветов |
Февраль-март |
Холмогорова А.А. |
|
Утепление теплицы |
Марь-апрель |
Коллектив школы |
2 |
Посев семян для рассады |
Март-май |
Холмогорова А.А., Макарова М. |
3 |
Уход за рассадой |
Март-май |
Холмогорова А.А. |
4 |
Реализация рассады овощей и цветов населению |
Май |
Макарова Е.П. |
5 |
Посадка рассады и посев семян овощей |
Июнь |
Холмогорова А.А. |
6 |
Посадка рассады цветов вокруг школы |
Май |
Макарова Е.П., Христофорова С.И. |
7 |
Посадка рассады огурцов |
Июнь |
Холмогорова А.А. |
8 |
Полив, прополка |
В течение лета |
Учителя по графику, учащиеся |
9 |
Сбор урожая овощей |
Июль-август |
Холмогорова А.А. |
10 |
Маринование огурцов |
Август |
Холмогорова А.А. |
1 |
Сбор семян цветов |
Август |
Холмогорова А.А. |
12 |
Подведение итогов опытов и наблюдений |
Сентябрь |
Педколлектив |
Финансовый план на приобретение овощных культур
№ |
Название растений, семена которых планируем посадить |
Цена (рубль) |
Расход семян (граммы) |
Затраты (рубль) |
1 |
Укроп «Кибрай» |
15 |
3 пакета |
45 |
2 |
Петрушка листовая |
15 |
3 пакета |
45 |
3 |
Лук-порей на зелень |
25 |
4 пакета |
100 |
4 |
Кресс-салат |
25 |
3 пакета |
75 |
5 |
Помидоры |
35 |
1 пакет |
35 |
6 |
Огурец F1 «Весенний каприз» |
80 |
5 пакетов |
400 |
7 |
Огурец F1 Китайский холодоустойчивый |
60 |
3 пакета |
180 |
8 |
Редис «Алешка F1» |
10 |
2 |
20 |
9 |
Огурец «Стелла»F1 |
80 |
2 |
160 |
№ |
Название растений, семена которых планируем посадить |
Цена |
Расход семян |
Затраты |
1 |
Астра пионовидная |
45 |
2 пакета |
90 |
2 |
Бархатцы прямостоячие низкие Килиманджаро |
30 |
3 пакета |
90 |
3 |
Астра Башня серебряная |
45 |
1пакет |
45 |
4 |
Пеларгония зональнаяF1 |
160 |
1 пакет |
160 |
5 |
Табак крылатый Тинкербеллс |
15 |
2 пакета |
30 |
6 |
Бегония.Вариация темно-розовая F1 |
50 |
1 пакет |
50 |
7 |
Земляника ремонтантная Барон Саломахер |
130 |
2 пакета |
260 |
|
|
|
Итого |
1623 рубл. |
Используемые удобрения: Фитоспорин-М – спонсорская помощь; органическое удобрение (навоз) – спонсорская помощь.
Расход на электроэнергию
Инвестиционный план:
собственные средства |
25%. |
Привлеченные средства |
75% |
Смета проекта
Мероприятие |
Необходимые ресурсы |
Сумма |
Источник финансирования |
Заготовка строительного материала |
Дизтопливо на 3 поездки 80л. |
2000 руб. |
Средства спонсоров |
Строительство теплицы |
Гвозди |
800 руб. |
Школьные средства |
Работа по освещению теплицы |
Кабель, розетки, лампочки |
500руб. |
Школьные средства |
Заготовка и завоз почвенной смеси для теплицы |
Дизтопливо 20л. |
500руб. |
Школьные средства |
Приобретение семян овощей и цветов |
|
3000руб. |
Спонсорские средства |
Маринование огурцов |
Сахар, соль, специи, крышки для консервирования |
400руб. |
Школьные средства |
Приобретение средств для борьбы с вредителями и для удобрения |
Новосил, аммиачная вода |
300руб. |
Школьные средства |
Огораживание пришкольного участка |
Пиломатериал 10 куб.м. |
10000руб. |
Школьные средства Спонсорские средства |
Бурение скважины для строительства второй теплицы |
|
20000 руб. |
|
Приобретение семян овощей и цветов |
|
3000руб. |
Школьные средства |
Утепление теплицы |
|
5000 руб |
Спонсорские средства |
Покупка сотового поликарбоната |
|
11 00 руб. |
Спонсорские средства |
Приобретение металлических труб для каркаса теплицы |
|
15 000 руб. |
Спонсорские средства |
|
Итого |
|
73 123 руб. |
Размещение объекта инновации:
пришкольная территория МБОУ «Казачинская СОШ»
Сроки реализации: март-сентябрь 2016;
март-сентябрь 2017.
Этапы работы над проектом:
1 этап подготовительный: выбор темы, постановка цели и задач проекта, подробное изучение литературы, выбор декоративных растений, планируемых для посадки.(срок работы над подготовительным этапом: март 2016 г.)
2 этап основной: посадка семян на рассаду; высадка рассады на постоянное место; уход за молодыми растениями(прополка, рыхление, полив, сбор семян). Апрель-май 2016 г.
3 этап заключительный: анализ результатов достижения целей и задач проекта. Август-сентябрь 2016 г.
Возможные риски:
- низкая всхожесть семян.
- болезни тепличных растений.
- вредители растений.
Социальная оценка: по мнению учителей, учащихся, их родителей организация тепличного хозяйства позволит увеличить урожайность возделываемых культур; позволит учащимся приобрести навыки посадки, ухода за растениями.
Перспектива разработки: выращивание рассады овощей, цветов и зелени.
Заключение.
При работе над данным проектом мы пришли к такому выводу: организация тепличного хозяйства необходима тщательная подготовка. Теплицы требуют особого внимания— поливка, и проветривание, и соблюдение стерильности, чтобы не завелись вредители, растопка печи для поддержания необходимого тепла. При разумном обращении с теплицей в любое лето можно получить отличный урожай.
Ожидаемые результаты
Будет продолжена организация витаминизированного питания школьников. Население будет обеспечено рассадой цветов, овощей и выращенной продукцией (огурцы, редис, салат, укроп)
В школьной теплице ранней весной будет выращиваться рассада на продажу и для пришкольного участка. Появится возможность получать свежие овощи уже в начале лета. Вырученные средства пойдут на улучшение материально-технической базы школы, в том числе и школьной столовой. Дети получат умения и навыки по выращиванию сельскохозяйственных культур. Полученные знания будут использоваться в будущем. развитие основных навыков ведения тепличного хозяйства.
Оценка результатов проекта
Эффективность проекта будет оцениваться количеством полученной продукции, вырученными средствами от реализации рассады, овощей, снижение себестоимости обеда, участие в районном конкурсе пришкольных учебно-опытных участков, финансовый отчёт перед родителями, коллективом школы и учащимися.
Дальнейшее развитие проекта
Работа по проекту будет продолжена и расширена:
1. организовать питомник по выращиванию плодово-ягодных культур и их реализация;
2. благоустройство территории школы (озеленение, эстетическое оформление клумб;
3. оборудовать школьную теплицу для выращивания овощей;
4. обеспечение учащихся детских площадок свежими овощами на летний период.
Подведение итогов и оценка проекта
В ходе работы над исследовательским проектом что любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине: родному дому, деревне, окружающему живому миру. Земля дает человеку все, и нужно уметь этим грамотно воспользоваться.
Экспериментальный Проект «Школьная теплица» в 2015 году был успешно реализован в течение запланированного времени. Поставленные цель и задачи были достигнуты полностью.
Основная трудность, с которой пришлось столкнуться — это обеспечение теплицы заготовкой дров для растопки печи из-за прохладного лета, водой для полива. Лето было прохладное, дождливое. Вода, в основном, была дождевая.
Благодаря реализации проекта в школьной столовой пополнился рацион питания овощами из пришкольного участка.
Повысился воспитательный потенциал школы в связи с вовлечением учащихся в систему современных финансово-экономических отношений. Школьники занимаются не только научно-опытной работой, но и учатся навыкам основ агротехники.
Список литературы
1. Белоконь Е.П. и др., « Парники и теплицы», Парниковое хозяйство на приусадебном участке. М: Агропромиздат, 1991.
2.Климов. В.В. , «Оборудование теплиц для подсобных и личных хозяйств.» М.: Энергоатомиздат, 1992.
3.Лукьянов А.В.,Комнатное цветоводство,МП «Контакт», Типография В/О «Знание», Зак.288.
3.Ченыкаева. Е. А., Спиридонова А.И. «Советы огородника: Справочное пособие.» М.: Колос, 1983.
4.Шайкин В.Г., «Огород у дома», Москва, «Нива России».
5. Домашняя энциклопедия, Краснодар, «Советская Кубань», 1996.
6.Ресурсы сети Интернет
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.