Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации гражданского воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ
(экологический спектакль)
Ц е л и : познакомить в игровой форме с экологическими проблемами;
способствовать воспитанию любви к природе; осуществлять патриотическое
воспитание; познакомить учащихся с правилами поведения в природе.
О б о р у д о в а н и е :
1. Глобус с надписью:
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте...
2. Плакат «Охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин.)
3. Плакат «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без
сердца». (К. Паустовский.)
4. Декорации: дом, скамейка, речка, костюмы растений, животных, Бабы Яги,
Берендея, Лесной Феи.
1й в е д у щ и й .
2й в е д у щ и й .
Х о д п р а з д н и к а
На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес
Полны таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.1й в е д у щ и й .
2й в е д у щ и й .
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.
1й в е д у щ и й . Здравствуйте, дорогие ребята! Предлагаем вашему
вниманию экологический спектакль «Берегите Землю».
Ч а с т ь 1.
На скамеечке сидят Юля и Андрей. Звучит голос диктора.
Д и к т о р . Новости ТВ. Из многих городов приходят тревожные вести: «Не
хватает воздуха. Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы и
обрушили на горожан выхлопные газы! Дымят заводы и фабрики. Беда!»
А н д р е й . Юля, как здесь хорошо, в лесном краю. Пойдем поздороваемся с
природой.
Ю л я . А разве она живая?
А н д р е й . Конечно. Еще поэт Федор Иванович Тютчев сказал:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ю л я . Значит, с природой можно разговаривать, и она ответит?
А н д р е й . Ответит, если сможет... Вот мы и понаблюдаем за природой.
Ю л я . А что наблюдать?
А н д р е й . Как человек обращается с природой. Есть такая наука – экология.
Ю л я . А что это за наука?А н д р е й . Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения
человека и окружающей среды.
Ю л я . Как интересно!
А н д р е й . Давай возьмем удочку! (Идут.)
Ю л я . Как красиво!
А н д р е й . А вот и речка! Давай рыбу половим.
Закидывает удочку: в первый раз – вытаскивает башмак, во второй –
банку, в третий – Бабу Ягу в старом разноцветном платье.
Б а б а Я г а . Была речка чистая, называлась Прозрачной, да стала грязной –
разноцветной. Была многоводной – стала маловодной: уж больно много воды
заводы выпивают, а потом грязную опять в речку спускают.
Ю л я (спрятавшись за Андрея). Бабушка, а Вы кто?
Б а б а Я г а . Безобразие! Ты что, девочка, сказок не читала? Я – Баба Яга! А
теперь изза людей, испортивших речку, я – Разноцветная Баба Яга! Постирала в
этой воде платье, видите, на кого я стала похожа. А речка потихоньку погибает.
Ее живая вода становится «мертвой» – ни попить, ни искупаться. Мой знакомый
Водяной уже убежал из такой. Эх, вы, людикочерыжки!
А н д р е й . Но не все же люди плохо относятся к природе! Вот послушайте.
Люблю мой край...
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Б а б а Я г а . Складно! А вы, я вижу, люди ничего. Пойдемте ко мне в гости, в
избушку на курьих ножках. Лес – мой дом.
Ю л я . Я боюсь, Андрей. А вдруг она нас съест?
А н д р е й . Не может быть. Я думаю, что современная Баба Яга –
вегетарианка. Правильно, бабуля?
Б а б а Я г а . А мальчонкато сообразительный. Пойдемте, не обижу.
(Достает из узелка блюдечко и яблоко.) Надеюсь, дома у меня все в порядке?
Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне мой
лес! (Обращаясь к ребятам.) Смотрите!
Ч а с т ь 2. Лес, деревья, цветы.
Л е с н а я Ф е я .
Я – Фея утренней зари.
Лишь солнце небо озарит –Б е р е н д е й .
Л е с н а я Ф е я .
Б е р е н д е й .
Спешу к лесам, полям, лугам,
Чтоб снова жизнь проснулась там.
Солнца луч блеснул в листве,
И прошелся по траве,
Разбудил он все вокруг,
Оживились лес и луг.
Вот зашевелились птицы,
Им давно уже не спится.
Перышки свои встряхнули,
В небо с веточек вспорхнули.
Вот букашки и стрекозки,
Бабочки, жуки и мошки –
Ожил весь лесной народ,
Все танцует и поет.
Уходят. Лесные жители танцуют. Раздается громкая музыка.
Вваливаются туристы.
1й т у р и с т .
2й т у р и с т .
Х о р о м .
3й т у р и с т .
4й т у р и с т .
1й т у р и с т .
Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес – рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад!
Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки...
Лес большой, он все вместит!
Лес ведь он – ничей!
Ничей!
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!2й т у р и с т .
Мы цари! Молчи, Природа!
Все здесь наше – лес и воды!
Включают громкую музыку, танцуют, бросают мусор. Цветы вянут.
Появляются Фея и Берендей.
Б е р е н д е й (стучит палкой).
Что за шум в лесу моем?
Что случилось, не поймем!
Кто здесь все переломал,
Разбросал и ободрал?
Л е с н а я Ф е я .
Все так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул какойто живоглот,
Мне кажется, изпод коры моя слеза течет
От этой черствости людской болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.
Б е р е н д е й .
4й т у р и с т .
За такое поведение
Вас судить – мое решение!
Что ты, что ты, Берендей!
Мы не знали, пожалей!
Б е р е н д е й . А нука, мои помощники, жители лесные, научим горе
туристов, как нужно вести себя в лесу. Познакомим их с нашими правилами.
Выходят лесные жители с плакатами, на которых записаны правила:
Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и
ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород,
задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.
Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти и
долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник,
приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу
всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к
исчезновению многих видов растений.
В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек –
тропу, а тысячи – пустыню. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и
тревожить лесных обитателей.
Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище –
это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15–20 лет.
От костра может возникнуть пожар.
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не
уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими
питаются белки, лоси, сороки.
В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны,
поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда.
Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные
звуки леса.
Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага
разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет
будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его
разрушить. А осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и
вызвать лесной пожар.
Е ж и к .
Б е л к а .
Л а н д ы ш .
Мой друг, когда ты входишь в лес,
Один или с толпой,
Будь с рюкзаком ты или без –
Закон для всех простой:
Коль хочешь слушать леса звук,
Так помолчи и не кричи,
Зверей и птиц полно вокруг,
Пугать их нет причин.
А если ты захочешь есть –
Лес даст тебе дрова:
Сухие, как трава.
Лес одарит тебя водой,
Из речки можно пить,
Ты руки мой перед едой
И воду кипяти.
Костер залей, а мусор весь
Зарой и дерном заложи
Оставив грязь, мы портим лес,
А лес есть наша жизнь.Когда домой направишь шаг,
С тобой уйдет отряд ребят.
Ты оглянись: пусть будет так,
Как было до тебя.
1й т у р и с т . Спасибо вам, лесные жители, мы будем выполнять эти правила.
2й т у р и с т . Ребята, давайте приведем в порядок лесную поляну.
Прибирают и уходят.
И г р а с о з р и т е л я м и .
Б е р е н д е й и Л е с н а я Ф е я .
Лето – чудная пора,
Детвора кричит... (ура)!
Нам и реки, и леса
Дарят летом... (чудеса).
Кто же чудо совершил,
Лето в сказку... (превратил)?
Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным... (цветным)?
Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным... (ковром).
Где под куполом небес
Зеленеет пышно... (лес).
А вокруг цветут цветы
Небывалой... (красоты).
Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики... (звенят).
Как приятно бегать вам
По ромашковым... (лугам)!
Словно солнечные зайчики,
Золотятся... (одуванчики).
В мир добра и красоты
Превращают мир... (цветы).
Б а б а Я г а . Хорошо, что Берендей да Лесная Фея на помощь лесу пришли!
Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне
города и поля, леса и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю
родимую Русьматушку. Ой, вижу дым! Батюшкисвяты, мой дом, мой лес!
Горит! Скорее туда!Выбегает Еж.
Е ж . Спасите лес! Спасите от смерти! Пожарные уже работают. Но надо
отгадать загадки о животных, и лес спасен! (Обращается к зрителям.) Ребята,
помогите!
Загадки о животных.
Е ж . Молодцы, ребята! Последний вопрос. Кто виноват в лесных пожарах?
А н д р е й . Людская беспечность – вот причина беды.
Б а б а Я г а (в зал). Спасибо, ребята, что помогли! Я с вами прощаюсь, надо
новую избушку строить да в лесу порядок наводить. Эх, людичеловеки!
Уходит.
А н д р е й . Ты видишь – лес живой. Это дом для птиц, зверей и растений. Нам
тоже пора домой.
Вбегает Заяц.
А н д р е й . Зайка, куда спешишь?
З а я ц (заикаясь). Дд..олой вре..едную капусту!
Ю л я . Что за вредная капуста?
З а я ц . В огороде земля оскудела, урожай все хуже. Чем помочь? Стали
пичкать химические удобрения. Вырос урожай! Но полакомилась кочаном
капусты гусеница бабочкикапустницы – кувырк на землю и лежит. Пришли
куры, поклевали этих гусениц – и не стало кур... Прискакал и я в огород, да
кочана отведать не решился. Нет, думаю, лучше буду весь век корой осины
питаться, чем жизнью рисковать. «Долой вредную капусту», – закричал я и дал
стрекача. Перестарались люди с химиейто, ведь отравиться можно этими
овощами. Все хорошо в меру, даже удобрения. Утешьте меня, ребята, разгадайте
ребусы.
Зрители разгадывают ребусы.
З а я ц . Спасибо, ребята, поскакал я, осинку поищу.
Ю л я . Чтото мне грустно стало.
А н д р е й . Ты слышишь, ктото плачет.
Входит Ландыш, плачет.
Ю л я . Какой ты красивый.
Л а н д ы ш . Красотато нас и губит. Кто нас увидит – обязательно сорвет. И я,
Ландыш, и мой брат Колокольчик, и сестра Фиалка – все мы страдаем. Хорошо,
что добрые люди взяли нас под защиту. Занесли в Красную книгу.Ю л я . Андрей, расскажи про Красную книгу.
А н д р е й . Эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги. В
эту книгу занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало.
Их надо спасать.
Л а н д ы ш . В России охране растительного и животного мира уделялось
внимание с давних пор. Иван Грозный приговаривал к смертной казни за
незаконную добычу бобра. В XVI–XVII веках появился ряд царских указов об
ограничительных мерах охоты на соболя и бобра.
К о л о к о л ь ч и к . В 1703 году 18 апреля Петр I издал указ, по которому
запрещалось стрелять в водоплавающую дичь в подмосковных угодьях.
Провинившихся за самовольную охоту доставляли в Преображенский приказ, с
богатых людей взыскивали штраф. Несостоятельные же люди должны были
ссылаться в Азов с женами и детьми на вечное поселение.
Ф и а л к а . Когдато давно природа решала: быть или не быть человеку.
Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 1948 году был
создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
Впервые список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира
появился в 1963 году и получил название «Красная книга фактов» (Red Data
Book).
Л а н д ы ш . В Советском Союзе Красная книга была учреждена в 1974 году. А
первая Красная книга России появилась в 1982 году.
К о л о к о л ь ч и к . Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга – красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
Красная книга – Красная!
Ф и а л к а .Л а н д ы ш (к зрителям). Ребята, отгадайте загадки.
Загадки о растениях.
Л а н д ы ш . Молодцы, ребята!
Уходят.
А н д р е й .
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А Земля без зверей – не Земля!
Ю л я .
Выходят ведущие, Берендей, БабаЯга, Лесная Фея.
Б е р е н д е й . Известный писатель Михаил Михайлович Пришвин сказал:
«Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И
пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка – я не поверю и воздуху.
И лес без зверей с одними людьми – не лес...».
Л е с н а я Ф е я . Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши
водоемы. В лесах, степях, горах разные звери – будем охранять наши леса, степи,
горы.
Б а б а Я г а . Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А
человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
1й в е д у щ и й .
2й в е д у щ и й .
И в школе учат вас не зря,
Тут вся надежда на тебя.
Мы начали, ты продолжай,
Ни перед чем не отступай!
Ни перед жадностью толпы,
Ни перед подлостью войны,
Ни перед глупостью людской.
Да сохранится шар земной!
Выходят все участники и исполняют песню «Здравствуй, мир!».