Предлагаю вашему вниманию экологический урок для начальной школы.Материал урока включает беседу, анкетирование, исследование, работу с контурной картой Хабаровского края, так же включает презентацию и приложение с фотографиями о посещении музея " Рыбы Амура". На уроке поднимается проблема о загрязнении реки Амур....
АМУР река.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение начальная школа «Первые шаги» г.Хабаровска
Экологический урок « Природные ресурсы
нашего края .Уроки Амура»
Подготовила : Бусько Елена Владимировна –учитель
начальных классов
2019 уч.год Эко-урок «Уроки Амура»
1. Тема «Уроки Амура».
2. Проблема: Как загрязняется Амур и как мы можем не
допустить этого!» анкетирование родителей и
обработка результатов.
3. Подготовка : экскурсия в музей «Рыбы Амура»
4. Создание презентации
5. Количество участников : 30-ученики 4- б класса МАОУ
НОШ « Первые шаги» и классный руководитель Бусько
Елена Владмировна.
Пояснительная записка
«Амур – великая русская река». Это не просто крупнейшая
река ,четвертая по длине в России и десятая во всем мире.
Амур – это символ Дальнего Востока . Народ ласково
называет реку «Амур -батюшка», а для коренных
малочисленных жителей побережья это вся жизнь.
Исследователи - экологи бьют тревогу: «Загрязненность
амурской воды превышает норму более чем в 35 раз, что
сказывается на речных обитателях реки , её питьевых
качествах»
Существует опасность, что загрязнение главной водной
артерии края приведёт к тому, что жителям Амура будет
опасно купаться и ловить рыбу, загрязнённую воду нельзя
использовать для различных нужд . Всё ли мы сделали для
того, чтобы сберечь великое
национальное достояние – наш Амур.
Необходимо сохранить чистоту и красоту Амура для будущих
поколений, уберечь её от загрязнения, которое может
угрожать здоровью человека и всему живому.
Актуальность
Любовь к родине одно из самых прекрасных человеческих
чувств. Образ того места , где человек родился , вырос до
конца жизни проносит в своём сердце.
Мы все обязаны жизнью нашей планете – прекрасной и
единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня отболи,
взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски
беззащитной перед…варваром- человеком. Получив
неограниченную власть над природой, и упиваясь этой
властью, он, считающий себя венцом природы, забыл, что сам
является ее скромной частицей.
. Загрязняя реки, люди употребляют грязную воду в пищу,
купаются в грязной воде. Это опасно для жизни человека и
приводит к различным заболеваниям. Эта тема очень
актуальна в данное время, потому, что с каждым годом в
реки все больше и больше сбрасываются промышленные
отходы.
В последние десятилетия обострились проблемы состояния
рек. Наша река Амур не исключение. Мы должны заботиться
о состоянии нашей реки, следить за её чистотой.
Из-за загрязнений из реки пропадают многие виды рыб.
Значительно скудеет флора и фауна водоемов.
Изменяется химический состав водоемов. Бытовой мусор,
попадающий в реку, разлагается и выделяет различные
канцерогенные вещества, которые попадают вместе с
пищей к нам на стол.
Стоит задуматься, неужели нам не дорога собственная
жизнь, которую мы беспощадно и незаметно для себя
губим. Водные ресурсы играют главнейшую роль в
жизнедеятельности человека, а человек, понимая всю их
важность для своей жизнедеятельности, продолжает их
загрязнять. Хотелось, чтобы люди задумались о том, как
дальше поступить с этой общенациональной проблемой.
В этом отношении очень важны слова Экзюпери: «Поутру,
умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в
порядок свою планету». Анкета для родителей
Тема: «Экологическое воспитание в семье»
Вам предлагается ответить на ряд вопросов, связанных с
экологической
ситуацией в нашем городе.
1. Знаете ли Вы о влиянии окружающей среды на здоровье
человека?
__________________________________________________________________
_______________
2. Придерживаетесь ли правил экологически грамотного
поведения на
отдыхе возле реки?
____________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Учитываете ли Вы при выборе мест для прогулок с детьми
экологические
условия?______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________
4. Избегаете ли посещения мест, расположенных вблизи
источников
экологической опасности?
___________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________
5. Уверены ли в том, что летом Вы купаетесь, ловите рыбу в
чистой
реке?
__________________________________________________________________
___________
___________________________________________________________
6. Моете ли свою машину на речке, используя моющие
средства?
__________________________________________________________________
_______
___________________________________________________________
7. Представляете ли Вы последствия данных действий для
собственного
здоровья, здоровья своих детей и обитателей
реки?
__________________________________________________________________
__________
____________________________________________________________
Результаты анкетирования по проблеме экологического
воспитания в семье 4-б класса МАОУ НОШ «Первые шаги»
В анкетировании принимали участие 18 родителей учащихся
4-б класса, что
составляет 60%.
85% родителей считают, что экологические знания помогут
детям избежать
отрицательного воздействия окружающей среды, позволят
прогнозировать
результаты своих действий, сохранить и укрепить здоровье,
сделать окружающую среду пригодной для проживания. Что
является одной из
главных задач, стоящих перед любым взрослым человеком.
Тема урока :«Амур –наша река».
Форма урока: Урок-знакомство с применением ИКТ
(информационно-коммуникативных технологий).
Цель: Донести до сознания учащихся понимания бережного
отношения к воде как жизненно важному ресурсу и
драгоценному дару природы. Побудить учащихся к
самостоятельному размышлению о важности воды для жизни
планеты в настоящем и, главное, в будущем, к бережному
отношению к водам малых рек своей местности.
Задачи:
Обучающие: Формировать знания учащихся о водных ресурсах России,
области, своей местности и их экологическом состоянии; о
влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека.
Развивающие:
Развитие экологического и логического мышления,
внимательности, деловой активности на уроке.
Воспитательные
1.
учащихся.
2.
цикла через нестандартные формы уроков.
Прививать любовь к предметам естественнонаучного
Воспитание экологической грамотности и культуры
Эпиграф к уроку
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода В. Огнецвет.
«Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя
невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что она
такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она –
сама жизнь».
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
План урока
1.
2.
Организационный момент. Приветствие учащихся.
Вступительное слово учителя. Вода- это источник жизни и всего живого. Она играет
огромную роль в природе. Именно в воде зародилась жизнь
на Земле. Воды на Земле много, но пригодной для
использования человеком, то есть пресной воды всего лишь
0,6% от общего количества воды. Одной из самых острых
экологических проблем является дефицит и качество
питьевой воды. Поэтому обеспечение населения питьевой
водой надлежащего качества в достаточном количестве
является наиболее важной общегосударственной задачей.
Какой проблемный вопрос мы сегодня можем поставить?
Почему загрязняются реки и что мы можем сделать , чтоб не
допустить этого?
Учитель : Без воды нет жизни. Биологи утверждают, что
человек не может прожить без воды более 8 дней.
Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая
пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы.
Россия богата водами, которые находятся на суше. Самые
крупные речные системы России –это Волга, Обь, Енисей,
Лена, Амур и все они находятся в экологической опасности. А
почему? Да потому, что его величество Человек все больше и
больше оказывает антропогенное воздействие на природу
рек. На реках построены каскады ГЭС, которые
вырабатывают электроэнергию. Строительство ГЭС
необходимо, но вместе с тем оно вызывает подъем уровня
воды в реках и как следствие их помутнение, что приводит к
гибели растений и животных, обитающих в этих реках. А так
же использование человеком неисправных транспортных
судов так же приводит к гибели животного и растительного
мира рек. Вода этих речных систем отличается повышенным
содержанием органических веществ и пониженным –
кислорода, что зимой приводит к заморам рыбы.
Основными загрязняющими веществами являются нефть и
нефтепродукты, фенолы, соединения азота, пестициды,
некоторые тяжелые металлы и другие вещества. Среднее
содержание нефтепродуктов в воде рек превышает предельно допустимые концентрации в 9 – 19 раз, а фенолов
– 2 – 7 раз.
Практическая работа учащихся с картой. Обозначить на
3.
контурной карте края реку Амур , её притоки.
4. Наш земляк-нанаец поэт писал об Амуре:
На воде чуть стелется туман
Ранним утром низкий волокнистый
На Амуре в трепетную рань
Воздух по –особому душистый.
5.Презентация о реке Амур.
ВЫВОД:
Человек находится в постоянном взаимодействии с
природой. Всё, что необходимо для жизни - вода. Воздух,
пища он получает из окружающей среды.
Вода очень полезна для купания и умывания, для питья и
стирки, для полива растений. Но только чистая вода!
Раньше в природе живые обитатели рек, озёр и морей сами
справлялись с очисткой воды. Теперь вода становится всё
грязнее и грязнее. Грязная вода приносит много вреда. Воду
нужно беречь. Не допускать, чтобы в реки поступали
бытовые отходы из жилых помещений. Помимо этого реки
загрязняется населением.
Дно рек загрязняется стеклом, металлоломом. Берега рек
засорены: пластмассовыми бутылками, целлофаном.
Купаться в таких реках становится невозможно.
Основной задачей сохранения природного комплекса малых
рек нашего края, на мой взгляд, является следующее:
- Необходимость в проведении очистки дна водоёмов с целью
удаления бытовых отходов, стекла, металла. - Привести в порядок прибрежную зону рек, оборудовать
пляжи.
Бережное отношение к окружающей среде. Умелое
использование, сохранение водных ресурсов является
составной частью экологической безопасности жителей
наших сел и деревень .
6. Практическая работа
Вода – источник всего живого на Земле.
Цветы лотоса. Вырежьте из цветной бумаги цветы с
длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите
лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы
на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки
цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что
бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки
раскрываются.
7. Беседа с учащимися по обсуждению плана мероприятий по
сбережению местных водных ресурсов.
"Вода - краса природы", - говорил С. Аксаков.
" Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя
8.Рефлексия:
Как много интересного, удивительного и полезного мы
узнали .
А ведь о воде говорили и великие люди.
невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты
такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты
-сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете", -
написал Антуан де Сент - Экзюпери.
Верим, что наш урок «УРОК ЧИСТОЙ ВОДЫ» пойдёт на пользу
каждого из вас. Мы дарим вам памятки о воде.
Памятка
Берегите воду! Закрывайте водопроводные краны (500 литров воды
1.
вытекает из незакрытого крана в течение суток, если
струйка толщиной лишь со спичку).
2.
3.
4.
Своевременно ремонтируйте краны.
Не засоряйте водоёмы.
Не оставляйте мусор на берегу рек и др. водоемов.
Приложение: Практическая работа На уроках окружающего мира мы знакомились с природными
ресурсами нашего края.
Особенно интересно было на уроках , посвященных нашей
реке Амур.
Мы с классом побывали в музее «Рыбы Амура»
С интересом мы слушали рассказ об обитателях нашей реки.
Но с удивлением мы узнали , что некоторые виды рыб
занесены в Красную книгу—то есть находятся на грани
исчезновения.
Мы задумались---ПОЧЕМУ?
Это и стало проблемным вопросом нашей исследовательской
работы.
Проблема??? Почему некоторые виды рыб реки Амур
занесены в КРАСНУЮ КНИГУ? Гипотеза??? МЫ предположили , что условия обитания ,
экология могли повлиять на сокращение видов рыб Амура
Мы провели анкетирование родителей, изучили некоторые
статьи о состояний воды в Амуре и нашли несколько причин
загрязнения:
1. Недостаточные мощности очистных сооружений
промышленных и коммуникационных городских
организаций.
2. •3. Китай сбрасывает в реку Сунгари, (а Сунгари
впадает в Амур) большое количество вредных и
ядовитых веществ .
3. •Недостаточные мощности очистных сооружений.
4. •Застройки водоохранных зон реки Амур
5. •Засорение берегов Амура отдыхающими и жителями
города.
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Экологический урок " Уроки Амура"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.