Урок окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс
Оценка 5

Урок окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
12.03.2017
Урок  окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс
Цели: • Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси. Задачи:  Познакомить с деятельностью князя Дмитрия Ивановича.  Развивать умение учащихся работать с исторической картой.  Воспитывать интерес к истории. Русь нанесла монголо-татарам сокрушительный удар. Это произошло при внуке Ивана Калиты – Дмитрии Ивановиче. Именно об этом пойдет речь на уроке.
Урок окружающего мира по теме.docx
Урок  окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс, УМК «Школа России» Тема: «КУЛИКОВСКАЯ БИТВА» Цели:  Сформировать   представления   учащихся   о   подвигах   защитников Руси. Задачи:  Познакомить с деятельностью князя Дмитрия Ивановича.  Развивать умение учащихся работать с исторической картой.  Воспитывать  интерес к истории. Ход урока I. Организационный момент.   II. Проверка домашнего задания. Учитель проводит опрос учащихся: – Что свидетельствует о возрождении Северо­Восточной Руси? – Чем известен в истории Иван Калита? – Расскажите о Москве времен Ивана Калиты. Далее учитель проводит игру «Найди свою пару». Учащиеся с помощью стрелок устанавливают связь слов 1­го  и 2­го столбика: Слайд №2,№3 III. Сообщение темы и целей урока. Слайд №4 Летописцы в толстых книгах Записали в этот год: «Нет над нами больше ига, Сбросил иго наш народ!» Славно поле Куликово, Наше войско вышло к Дону. Много войн и много бед, Много радостных побед! ­Сегодня   на   уроке   мы   окажемся   на   Куликовом   поле   с   князем   Дмитрием Донским и его войском. На доске и в тетрадях тема: «Куликовская битва». Слайд №5 IV. Работа над новым материалом. Слайд №6  ­ Сегодня мы узнаем, как впервые, спустя 140 лет, Русь нанесла монголо­ татарам сокрушительный удар. Это произошло  при внуке Ивана Калиты – Дмитрии Ивановиче.   Слайд №7 При нем Московское княжество укрепилось и возвысилось над другими княжествами.   Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового. В 1365 году в один из­за сушливых дней случился пожар. Москва   вся   сгорела,   в   том   числе   и   деревянные   стены   Кремля.   Дмитрий Иванович   возвел   стены   Кремля   из   белого   камня.   Толщина   стен   была   2–3 метра. С тех пор прозвали Москву белокаменной. Между   тем   со   времен   похода   хана   Батыя   на   Русь   зависимость   ее   от Золотой   Орды   ослабла.   Князь   Дмитрий   Иванович,   внук   Ивана   Калиты, перестал платить    дань . Слайд №8 Орда   в   это   время   ослабела   и   распалась   на   части.   Так   же,   как   между русскими князьями, между ханами начались смуты и распри. После долгих смут   в   Золотой   Орде   овладел   властью   воевода   Мамай.   Сердился   он   на Дмитрия   Ивановича,   московского   князя,   что   тот   не   обращал   особого внимания на его требования, не хотел платить ему той дани, которую платили прежде московские князья ханам. Мамай   пришел   в   ярость.  И   задумал   нагнать   на   русских   такого   страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе   владычеству   татар   придет   конец.   Стал   собирать   Мамай   огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь. Слайд №9 Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо­татарами все русские княжества должны объединить свои силы.   Князь   Дмитрий   разослал   по   всей   Русской   земле   скорых   гонцов   со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии. Заранее   подготовленный   ученик   рассказывает   о   вооружении   русских дружин.   Слайд №10 Ученик.  Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Чаще всего использовали кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец. На голове носили разного рода шлемы.  Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых   шлемов   сзади   прикреплялась   кольчужная   сетка   для   прикрытия ушей, шеи и плеч.     Главным   наступательным   оружием   были   копья   и   стрелы,   они   были   у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева – лук в особом чехле – налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры. Учитель предлагает прочитать текст на с. 70 учебника. Слайд №11,12 Учитель. На битву князя благословил Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.  Слайд №13 Князь   Дмитрий   стремительно   повел   свою   рать   на   юг   –   навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон.  Слайд №14 Наступило утро 8 сентября 1380 года. Скрытая густым туманом отборная русская   рать   под   командованием   князя   Владимира   Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка­Волынца засела в лесу в засаде, а остальные   силы   русских,   состоявшие   из   передового   и   большого   полков, выстроились   на   Куликовом   поле.   Когда   туман   рассеялся,   русское   и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга. Слайд №15 Существует   легенда,   что   сражение   началось   с   поединка   двух   воинов­ богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая –   Челубей.   Потрясая   копьем,   он   громовым   голосом   вызвал   на   поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на   друга   и   сшиблись   на   всем   скаку.   Кони   их   едва   устояли,   а   оба   воина насмерть поразили друг друга.  Слайд №16 И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи.  Слайд №17 Ордынцы  всей   своей   силой   стали   наступать  на   передовой   полк.  Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой   полк.  Теснят   ордынцы   русских,   того   и   гляди,   их   окружат.  Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но   тут  вышли   из   засады   дружины   Дмитрия   Боброка   и   Владимира Серпуховского.  Это   произошло   столь   стремительно   и   внезапно,   что ордынцы   растерялись,   русские   стали   их   теснить,   обратили   в   бегство   и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно   отступавшая   конница   опрокинула   и   растоптала   собственную пехоту.  Слайд №18 Войско Мамая было разгромлено, победа русских – полной. Но к чувству торжества   и   ликования   примешались   горечь   и   скорбь   по   убитым.   Многие славные   сыны   Родины   полегли   на   Куликовом   поле.   Все   оно   обильно пропиталось кровью, а воды Дона, как потом рассказывали, три дня были красны. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. В погожий осенний   день   князь   Дмитрий   Иванович   с   войском   торжественно,   под колокольный   звон   вступил   в   Москву.   Долгожданную   победу   праздновали долго и широко. Восемь дней хоронили погибших воинов.  Слайд №19 С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия  Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но   лишь   сто   лет   спустя   после   Мамаева   побоища   обрели   русские   земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь совершались. Продолжалась   и   выплата   дани.   Но   враги   уже   избегали   мериться   с   Русью силами в больших сражениях. Учитель предлагает прочитать текст с последнего абзаца с. 70 до с. 72  Рассказать   по учебника.   Найти   на   карте   место   Куликовской   битвы.     карте о передвижении русских и монголо­татарских войск.    V. Закрепление изученного. – Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде? – Что происходило в ту пору в Орде? – Почему Мамай выступил против Руси? – Что предпринял Дмитрий Иванович? – Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом? – Где произошла битва? – Посмотрите внимательно на карту и попробуйте объяснить, что помогло князю Дмитрию выиграть Куликовскую битву. – В чем проявился его талант как полководца? – Как  после битвы стали называть Дмитрия Ивановича? Слайд   №20    (Дополнительный   материал,   подготовленный   заранее учащимися) VI. Итог урока.  Оценки. – Что нового узнали на уроке? – Кто запомнил, когда произошла Куликовская битва? – О чём заставил задуматься этот урок? VII. Домашнее задание. С. 70–74. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 1, индивидуально – задание 2. Дополнительный материал. Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином. Возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Существует предание[1], что Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском   Борисоглебском   монастыре,   что   стоит   на   реке   Устье.   Позже, видимо,   после   того,   как   Дмитрий   Ольгердович,   княживший   в   Брянске, перешёл на службу к Дмитрию Иоанновичу и переехал со всем двором в г. Переяславль­Залесский,   иноки   Пересвет   и   Ослябя   попали   в   Троице­ Сергиевский монастырь (тогда ещё не бывший лаврой). Достоверно известно только то, что в 1380 году они оба уже были послушниками этого монастыря. [источник не указан 231 день] По другой версии, Пересвет стал послушником Троице­Сергиевского монастыря уже после своего переезда в Переяславль­ Залесский. Мемориал к 1000­летию Брянска состоит из стелы   скульптурной группы Пересвет и Баян, посвященной герою Куликовской битвы Пересвету и певцу Баяну,   который   воодушевлял   своим   искусством   русские   дружины   перед битвами.   Пересвет,   бесстрашный   брянский   воин,   сошелся   в   поединке   с Челубеем на Куликовском поле, с чего началась великая Куликовская битва. Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Куликовская битва»   и  презентация к нему.  Урок разработан в соответствии с УМК «Школа России» по  учебнику А.А.Плешакова    «Окружающий мир», учебник для  4  кл. нач. шк. в 2 ч.­ М.: Просвещение, 2009г.  Презентация содержит   материал для проверки домашнего задания, новы материал по теме урока, иллюстрации и карты.

Урок окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс

Урок  окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс

Урок окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс

Урок  окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс

Урок окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс

Урок  окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс

Урок окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс

Урок  окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс

Урок окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс

Урок  окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс

Урок окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс

Урок  окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс

Урок окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс

Урок  окружающего мира по теме: «Куликовская битва» 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017