Вопрос об экологическом образовании сегодня один из самых актуальных для всех звеньев системы образования, в том числе и для начальной школы. Перед современной системой образования стоит задача: подготовить экологически грамотное поколение, которое способно не только осознавать отрицательные последствия непродуманного вмешательства человека в природные процессы, но и учитывать их в практической деятельности; развивать, воспитывать и формировать активную жизненную позицию по вопросам охраны природы.
Известно, что наиболее благоприятным периодом экологизации сознания является детство. Начальная школа - это начальный этап становления человеческой личности. В этот период младшим школьникам присуща эмоциональная отзывчивость, любознательность, способность овладевать определёнными теоретическими знаниями. При этом убедительно звучат слова Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии – просто человечность».
Именно в младшем возрасте закладываются основы личностной культуры. Ребёнок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Предметные результаты освоения основной программы начального общего образования в области окружающего мира должны отражать:
· сформированность уважительного отношения к России, к родному краю, природе нашей страны;
· осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)
· развитие навыков в устанавлении и выявлении причинно–следственных связей в окружающем мире.
На основе ведущих принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на
массовые |
групповые |
индивидуальные |
работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территорий школы, экологические фестивали, праздники, ролевые игры, работы на пришкольном участке. |
клубные, кружковые занятия юных друзей природы, факультативы по охране природы и основам экологии, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум. |
деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за комнатными растениями, изготовление поделок, кормушек, скворечников, фотографирование, создание проектов, рисование, лепка. |
В условиях современной школы необходим межпредметный подход к данной проблеме, руководящая роль которого обуславливается триединством основных частей реального мира:
« природа-общество-человек». Каждый учебный предмет вносит свой вклад.
Изучение экологии ведется на уроках « Окружающего мира». На доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между природой и человеком. Без знания экологических связей трудно представить последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
Экологическое воспитание и образование выстраивается, прежде всего, в соответствии с особенностями местных природных и социальных явлений, в последующем постепенно знания расширяются до уровня рядом расположенных областей, края, страны, далее – выход за рамки своей родины.
На уроке математики решаем задачи природоведческого характера, отравляемся в экологические экспедиции, в которых работают научно-исследовательские группы: сравниваем продолжительность жизни отдельных животных, пород деревьев, их высоту и т. д.
В учебниках русского языка и литературного чтения много текстов, дающих возможность проводить :
- этические беседы (по басне К.Д.Ушинского»Ветер и Солнце»)
- мини-диспуты («За что я люблю весну (зиму, осень, лето)»)
- сочинение по картине (Ф.П .Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка», А.К.Саврасов «Грачи прилетели»), на заданную тему («Мой любимый цветок», «Путешествие снежинки на землю»)
- работа с пословицами («Осень - перемен восемь»), поговорками, приметами («Муравьи прячутся в муравейник - к дождю»).
- анализ ситуаций ,моральных норм и правил поведения в природе
- отгадывать загадки ,кроссворды ,ребусы и т. д.
Уроки изобразительного искусства – одна из форм познания ребенком окружающего мира, природы. Процесс творчества приносит детям радость, душевное равновесие. Обращение к произведениям поэтов, картинам художников создает эмоциональное настроение, которое способствует воспитанию чувства прекрасного, любви к природе, соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей, влияния их на природу, собственные открытия. На уроках технологии создаем коллективные панно «Осенние мотивы», «Удивительный подводный мир».
Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях. Я выделяю следующие направления работы:
Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты) - умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения.
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.(« Что такое хвоинки?» , «Как зимой птицам помочь?», «Экология нашего двора»)
Познавательно-развлекательное направление (устные журналы, экологические игры, игры- путешествия, праздники «Золотая осень», «День здоровья» и др.
Познавательное направление ( дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины, конкурсы)
- Практическое направление. Никакая деятельность в природе невозможна ,если у школьников нет навыков ухода за растениями и животными. Мы наблюдаем за внешним видом, ростом цветочно-декоративных культур, проводим: сбор гербария, опыты, практические работы, тесты; озеленяем и благоустраиваем территорию школы; изготавливаем кормушки; -наблюдаем за птицами на кормушке, подкармливаем их; ухаживаем за комнатными цветами
Экскурсии – позволяют более детально изучать отдельные объекты природы , их влияние друг на друга. На экскурсии ребенок может не только увидеть, но и услышать, понюхать, пощупать, понять настроение объекта. Знакомясь с природой родного края, его достопримечательностями, издаем книжки-малышки «Красивые уголки нашего края», «По страницам Красной книги», «Удивительные растения ( животные)»; - организуем выставки и рекламу книг о природе.
Ребята начальной школы – постоянные участники акций «Спаси ёжика», «Все на Парковку», «Зелёный кошелёк».
В заключении можно сделать следующие выводы: проблема экологического воспитания и образования существовала и будет существовать на протяжении развития общества.
Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика, воспитываем пытливы, любознательных, великодушных людей,понимающих, что человек - это часть природы и от того, какой она будет, как мы ее сбережем, зависит здоровье человека , т. е. Его жизнь.
Работа с учащимися построена таким образом, чтобы не только приобретать новые знания, но и принимать деятельное участие в преобразовании окружающей среды, иметь активную жизненную позицию, чувствовать себя сопричастным к международному экологическому движению
Таким образом, успех экологического образования младших школьников во многом зависит от использования возможностей учебных дисциплин, включения детей в активную познавательную деятельность по расширению кругозора, сбора литературы экологической направленности, создания и применения авторских программ, взаимодействия с научным экологическим центром, проведения внеклассных форм работы по экологии с учётом возраста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.