Экологическое образование в начальной школе

  • docx
  • 10.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ekologicheskoe_obrazovanie_v_nachalnoy_shkole.docx

Экологическое образование в начальной школе

 

Современный этап развития общества предполагает появление новых возможностей для познания и изучения окружающего мира, что значительно влияет на получение экологического образования, являющегося неотъемлемой частью воспитания и обучения ребенка. Появляются множество новых средств, с помощью которых расширяются возможности привития детям знаний о неразрывном единении человека и природы, а это, в свою очередь, оказывает значительное влияние на формирование их личности.

За последнее столетие семантика слова «экология» приобрела тревожную окраску за счет огромного количества экологических катастроф, которые уже произошли или могут произойти в будущем. Только в конце XX века человечество начало задумываться о том вреде, которое несколько тысячелетий наносило окружающей среде. Именно по этой причине в настоящее время ЮНЕСКО и ЮНЕМ воспринимают экологическое образование школьников как приоритетное направление в педагогике, способствующее разрешению экологического кризиса.

Основные аспекты экологии – это не только взаимодействие человека и природы, но и в общем взаимодействие отдельно взятого организма, а так же совокупности организмов с окружающей их средой. И данные аспекты, на основе конкретных примеров, укладываются в сознании ребенка и образуют базис, на котором строятся его личные представления обо всей экологической среде.

Основа экологического образования – прививание обучающимся экологической культуры, представляющей собой систему общественных норм, существующих в обществе и касающихся взаимоотношений человека и природы. На более высоком уровне осознают значимость окружающей среды, ее компонентов и особенностей школьники, получившие основы экологического образования. Наиболее полное раскрытие данная проблема получила в исследованиях Л.П. Салеевой-Симоновой, определяющей экологическую культуру как «качество личности», включающее следующие компоненты: внимание к природе, связанные с ним этические и эстетические чувства, мотивы деятельности [3, С. 73].

Процесс воссоздания базиса экологической культуры основывается на получении и усвоении знаний о взаимодействии компонентов системы человек – природа – общество, о способах улучшения состояния экологии; развития ценностных ориентаций экологической направленности; участие в природоохранной деятельности.

Педагогические исследования, базирующиеся в русле экологического образования, получили свое начало в 70-х годах XX века по инициативе Академии психологических наук. В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин считали необходимым усложнение содержания обучения с помощью теоретических знаний, которые бы отражали различные закономерности окружающей среды, и формирование такой системы знаний, которая бы создала условия для эффективного умственного развития детей [1, С. 52].

Школа и детский сад - это начальная ступень в в системе экологического образования . Младшие школьники отличаются любознательностью и восприимчивостью младших к новой информации, и ее усвоению.

На современном этапе экологического образования большое количество педагогов и экологов создают программы экологического образования детей, в которых вводятся различные понятия, взгляды и представления, способствующие формированию экологически образованной личности. Помимо этого при составлении учебных программ производится учет не только индивидуальных характеристик каждого ребенка, но и особенностей природных и общественных условий, оказывающих существенное влияние на них.

В настоящее время методика экологического образования обогатилась новыми формами, методами и приемами, что позволяет оптимизировать процесс обучения и углубить знания, умения и навыки, получаемые обучающимися.

Беседа, как форма проведения уроков с экологическим содержанием, направлена на актуализацию знаний детей о природе, а также способствует их расширению и углублению. Беседа позволяет обучающимся не только открыть для себя новое, но и проанализировать собственный опыт взаимодействия с окружающей средой [2, С. 7].

Традиционной формой обучения в экологическом образовании остаётся –экскурсия, которая позволяет организовать подходящие условия для обнаружения

эстетической ценности природы, ее значения в науке, и для формирования бережного отношения к ней. В процессе экскурсии ведущим методом является наблюдение, которое позволяет детям сформировать представления об объектах природы и их взаимосвязи и взаимозависимости.

По мнению А.А. Плешакова, в третьем классе наиболее продуктивной будет экскурсия на тему «изменения в природе под влиянием человека», которая направлена на выявление и анализ различных признаков природных объектов в условиях человеческого влияния [3, С. 35]. Не менее плодотворной будет и работа на «экологической тропе». Она позволяет наглядно увидеть то, о чем обучающимся говорит учитель. Большое распространение в начальной школе получили и полевые практикумы, которые сосредоточены на закреплении теоретических знаний об окружающей среде через практическую деятельность.

Так, не менее эффективной формой образовательного процесса, является игровая деятельность, которая может осуществляться как на уроке, так и во внеурочное время. Игры – воспроизведение жизни для ребенка. Они ведут не только к пониманию получаемых знаний об окружающей среде, но и их закреплению. В процессе игры ребенок учится жить в этом мире, взаимодействовать с его компонентами с помощью практической деятельности.

В качестве внеурочных форм в контексте экологического образования используются праздники, которые могут быть либо приурочены к какой-либо дате, либо проводиться в соответствии с желаниями обучающихся, родителей или педагогического коллектива. Данная форма обучения позволяет младшим школьникам в неформальной обстановке получить знания об окружающей среде и осознать ее ценность.

Обязательными условием осуществления экологического образования, помимо наличия практической и теоретической деятельности школьников, является систематичность. Современные программы ориентированы на учет этого принципа, что предполагает включение материала об экологии при изучении младшими школьниками любой темы. Данное условие позволяет закреплять уже существующие знания и представления, а так же значительно углублять их в дальнейшем.

Таким образом, процесс формирования у младших школьников экологической культуры и получения экологической образованности отличается многоплановостью и длительностью. Результатом данного процесса являются: бережное отношение к природе, умение наблюдать и анализировать явления, происходящие в окружающей среде, участие в природоохранной деятельности.

 

Список литературы:

1.                 Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.

2.                 Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» – современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006, – С.23.

3.                 Кондратьева Н.Н. «Мы» – Программа экологического образования детей. – СПб: Детство-пресс, 2003. – 240 с.