Экологическое поведение современного человека.
В настоящее время наблюдается рост интереса ученых к проблемам формирования экологического поведения различных социальных групп нашего общества, это связанно с ухудшением экологической обстановки, а также исчерпания жизненных необходимых природных ресурсов.
Так в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности нардов, проживающих на территории Российской Федерации.[1]
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодняшний уровень потребления превышает экологический потенциал Земли, то есть среднемировой экологический след выше способности природы к восстановлению. Так, например, США, страны ЕС и Объединённые Арабские Эмираты составляют наибольший экологический след, а такие страны как Финляндия и Швеция обладают наибольшим экологическим резервом. В нашей стране потребление природных ресурсов с каждым годом возрастает.
В развитии нового взгляда на взаимосвязь человека и природы явилось учение о ноосфере В.И. Вернадского, который предвидел, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли. Биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума – ноосферу. Развитие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволюция, в которой невозможно господство интересов одной из сторон).[2]
Косарва В. В говорит, что экологическое поведение - это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение в процессе использования природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и основными практическими умениями в области природопользования. Качество окружающей среды зависит от модели поведения человека. В связи с этим людям необходимо рационализировать свое экологическое поведение.[3]
Поэтому мы можем сказать, что практически все проблемы коренятся в человеческом поведении. Чтобы решить их нужно изменить взгляды людей на отношения с природой.
Рациональным поведением называется процесс, основанный на принятии решения, которое приведет к наиболее оптимальному результату, принесет высокий уровень полезности для человека в материальной или денежной форме. Экологическая рациональность является обособленной частью практической рациональности, которая определяет нормы рационального поведения.
Рациональное экологическое поведение может происходить разными путями и на разных уровнях социального устройства: через политику, экономику, просвещение, телевидение и т.п. Школьное и высшее образование в этом ряду занимает одно из первых и важнейших мест. В настоящее время экология как обязательный учебный предмет включен в программу на федеральном уровне, но часто исключается на региональном.
Титаренко Л.Г выделяет 5 типов экологического поведения:
1. Активный. Представители этого типа обладают высоким уровнем включенности в экологические практики, проявляют экологическую инициативу и предпринимают конкретные действия для решения экологических проблем. Они имеют высокий уровень информированности о состоянии окружающей среды.
2. Сознательный, но малоактивный. Тип характеризуется наличием у его представителей желания и готовности участия в экологических практиках, которые, однако, слабо подкреплены практикой. Уровень экологической (групповой) активности в данной группе довольно низкий.
3. Информированный. Специфика типа в том, что его носители обладают достаточным уровнем знаний, но по сравнению с активистами у них более низкий уровень включенности в экологические практики. Данный тип по многим характеристикам близок ко второму, что позволяет объединить их в один, промежуточный между активным и пассивным.
4. Пассивный. Носители данного типа отличаются невысоким уровнем активности и включенности в экологические практики. В то же время они демонстрируют определенный уровень информированности и обеспокоенности экологическими проблемами.
5. Не включенный. Последний тип объединил тех, кто вообще не участвует в экологических практиках. Его представители имеют низкую степень экологической обеспокоенности, низкий уровень экологических знаний и информированности. Подчеркнем, что это – самоисключение из экологических практик, а не исключение по другим основаниям.[4]
Мною было проведено исследование на знание факторов, которые влияют на окружающую среду.
Исследование проводилось на учащихся Пировской школы 11 класса. Выборка составила 17 человек. Целью исследования являлось выявление сформированности экологического поведения у старшеклассников.
Социологический опрос на экологическую тему. Были представлены следующие вопросы : « Нужно ли проводить субботники?», «Вы выходите на субботники?», «Куда Вы выкидываете мусор?», «Какая информация о состоянии окружающей среды Вам интересна?» и другие.
По итогом опроса, мы выявили, что 11 человек, то есть более 60% согласны с тем, что нужно проводить субботники. Но только 5 учащихся учувствуют в субботнике, это 71% опрошенных, все учащиеся ответили , что выбрасывают мусор в урны. 47% опрошенных выкидывают мусор на свалку, 35 % сжигают и 18% скидывают в ближайший лес, овраг. На вопрос в чем причина загрязнения территории, на которой проживаете вы 41% учащихся ответили, что причина в отсутствии лицензированной организации по переработке мусора, 23% опрошенных утверждают, что проблема в безответственности людей , а 24% никогда об этом не задумывались и только 12% говорят о том, что проблема в низкой культуре человека. На вопрос готовы ли дети провести профилактические мероприятия по экологии нет ответили 76% учащихся. Более интересной информацией оказалось загрязнение воздуха 35%, следующее загрязнение воды 23%, далее учащихся волнует вырубка леса и лесные пожары, менее популярны свалки 12%, по 6% ответили о загрязнение почвы и рыбе в водоемах, и совсем никому не интересна тема о уровне радиации 0%. На последний вопрос учащиеся ответили, что информация находится в открытом доступе 82%, 18% никогда не интересовались.
Таким образом мы можем сказать, что у учащихся 11 класса Пировской школы информативный тип экологического поведения. Учащиеся достаточно информированы об экологии, но они не являются активистами. Для более большего вовлечения учащихся в сохранении окружающего мира, нужно больше информировать учеников о влиянии человека на природу.
Поэтому мы можем предложить некоторые рекомендации для повышения уровня экологического поведения у старшеклассников.
1. Использовать технологии для формирования экологической грамотности, они позволяют привлекать к проектам по экологической среде, повышают мотивацию и вовлеченность старшеклассников;
2. Использовать медиа-ресурсы и технологии, то есть это просвещение в природоохранной деятельности, навыки работы с информацией и медиа средой;
3. Использовать интерактивные игры, квесты, викторины, направленные на изучение экологии.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.10.2020).
2. Вернадский, В. И В. И. Вернадский и современность / В. И Вернадский. – Москва : СИНТЕГ, 1986. – 230 с.
3. Косарева В. В. Проблема формирования рационального экологического поведения в России / В. В. Косарева ; науч. рук. И. Г. Шелудякова // Современные техника и технологии : сборник трудов XXI международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 5-9 октября 2015 г. : в 2 т. — Томск : Изд-во ТПУ, 2015. — Т. 2. — [С. 286-289].
4. Титаренко, Л.Г Экологический аспект образа жизни: основные ценности и типы поведения / Л.Г Титаренко // Социологические исследования. – 2015. – № 2 (370). – С. 106-112
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.