Экологическое воспитание
Оценка 5

Экологическое воспитание

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
география
СCУЗ, ВУЗ
05.05.2021
Экологическое воспитание
Проблемы экологизации на современном этапе
статья экологич воспит Акопян (1).docx

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

Акопян М. В., МБОУЛ «ВУВК им. А. П. Киселева» г. Воронеж

Природа – не просто среда обитания человека, но и вдохновение,  жизненная энергия. Невежественное и равнодушное отношение человека может погубить природу.[3] Поэтому охрана природы стала одной из важнейших государственных и международных проблем. Как же научить  школьников  заботится о  природе?  В ФГОС основного общего образования заложены основы формирования экологического мышления и проектирования в соответствии с новой методологией стандарта – системно-деятельностным подходом, который должен обеспечить переход от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления и обучения экологически ориентированной деятельности.[1]Необходимо вовлечение обучающихся в природоохранную деятельность и экологическое просвещение.

В нашей школе ведётся систематическая целенаправленная работа по формированию экологического сознания школьников. Основными направлениями экологической  работы являются: познавательное; природоохранное; здоровьесберегающее. В школе сложилось свое образовательное пространство, в которое включены учащиеся школы на всех ступенях обучения, разные формы экологической работы, сотрудничество с Центром развития детей « Созвездие». Программа экологического воспитания и обучения в школе  включает одновременное  изучение теоретического  материала,  его систематизацию, обобщение    и  применение обучающимися на практике, во время проведения исследований и других практических мероприятий. Такая систематическая работа способствует приобщению учащихся к экологической культуре.  В последнее время активно используются проектная и исследовательская технологии, стимулирующие самостоятельную деятельность обучающихся. Исследовательская работа помогает сформировать определённый объём знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек-природа-хозяйство-окружающая среда», осознать место человека в природе. [2]При этом  учитель может   раскрыть перед обучающимися лично – значимые для них проблемные ситуации, лежащие в области их непосредственных интересов, позволяет  пережить ситуацию самореализации, что  решает задачи  нравственно-экологического воспитания. При составлении экологических проектов предпочтение отдается творческим и исследовательским проектам. Проводились исследования на местности компонентов природы своего края с целью выявления состояния природных объектов, экологических проблем, путей их решения: питьевой воды, воздуха,  почв, снежного покрова и др. Например, «Исследование качества питьевой воды в школе»,   «Изучение сукцессии на вырубках и пожарищах на территории лесничества « Кожевенный кордон». Составлен экологический паспорт школы и пришкольной территории. Школьные исследования помогают расширять эколого-краеведческие знания обучающихся,  участвовать в работе школьного НОУ,  конкурсах,  исследовательских проектах областного и всероссийского уровня. Такой подход позволяет развивать интеллект, творческие способности, формировать экологическую культуру, добиваться высокой результативности в работе.[4] Проводятся ежегодно предметная научная неделя по экологии; экологический марафон, экологические библиотечные уроки.

В экологическом воспитании активно  используется технология игрового обучения,  так как в игре происходит раскрытие творческого потенциала ребёнка,  повышается  его познавательный интерес. Каждый обучающийся   работает  в команде, а это формирует его коммуникативные качества, повышает его самооценку. Организуем  игры-путешествия, конференции, экологические праздники,  интеллектуальные ринги, турниры, эко -  сказки, конкурсы эко – частушек, экологические спектакли, юннатские праздники:  «Птичья трель», «КВН  мир Природы»,  «Счастливый случай», «Кто хочет стать отличником», «Жалобная книга природы»,  «В гостях у Природы», «Мы хотим жить», «День воды», «День Земли», «День животных», «День здоровья»; «День науки».

Большое внимание уделяем туристко - краеведческой работе с детьми по выработке навыков правильного поведения на природе. Организуются экскурсии по родному краю  для формирования экологической компетентности обучающихся, ознакомления с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы:  наблюдение за природой в различное время года, ознакомление с многообразием органического мира, экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, по ознакомлению с природными богатствами  области и проблемами окружающей среды. Проводятся  экскурсии в музеи, зоопарки, на производство. Перед  экскурсиями    ребята  создают  памятки «Правила поведения в природе».

Обучающиеся школы с удовольствием участвуют  в эко - десантах по охране окружающей среды в городе и районе: высаживаем  деревья, убирают  мусор на берегах рек, парках,  например в  ежегодной  городской акции: «Чистая Земля»,  занимаются благоустройством пришкольной территории; проводятся субботники. Школьники, принимавшие участие в природоохранных мероприятиях стараются бережно относиться к природе, положительно влияют на своих сверстников.

Школьники привлекаются к пропаганде природоохранных знаний, агитации населения, проживающего  в  микрорайоне школы к  борьбе с мусором; сохранению первоцветов, раздельному сбору мусора, сбору батареек, сбору макулатуры.  В школе организован экологический пресс-центр « Зов природы»,   участники которого   проводят   социологические опросы; выпускают  школьную  газету, в которой нашла отражение и экологическая деятельность школьников,  информационные  листы, буклеты, посвященные экологическим проблемам и их решению,   организованы  лекторские группы.   Ребята  изготавливают  кормушки  и домики для птиц,  собираем  семена дикорастущих  растений для подкормки зимующих птиц. Школьники  оформляют   выставки  (из природного материала; кормушек; скворечников; поделок  из вторичного сырья).   Обучающиеся  участвуют  в  фотовыставках, конкурах рисунков, комиксов и плакатов  с  акцентом  тематики на красоте природы и ее дарах, что помогает  выражать восхищение и благодарность: «Край родной! Как ты прекрасен!», «Птицы и люди », «Цветы в городе», «Чудеса природы». Проводятся экологические мастер-классы с полезными  советами  и практическими  навыками: по выращиванию домашних растений,   росписи сумок или футболок на экологическую тему, изготовлению панно,  поделок из природного материала и вторичного сырья. В  школе организован курс лекций для школьников и родителей на школьном радио и собраниях по экологической тематике. Работают  экологические агитбригады. В  летние месяцы на базе школы действует экологическое звено. Ребята из экологического звена принимают активное участие в благоустройстве школьной территории, участвуют в муниципальных акциях,  проводят викторины, конкурсы.

Системная природоохранная работа в школе способствует повышению знаний о природе, разностороннему развитию личности, глубокому познанию своего края, воспитанию любви к родной природе.

         Список литературы:

1.Камакин, О.Н. Проблемы экологического образования // Воспитание школьников. – 2013. – №7. – с. 38.

2.Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – 135 с.

3.Экологическое образование и воспитание детей / М.: ООО «Новое образование», 2010. – 120 с. (Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).

4.Экологическое образование и воспитание в России // Библиотечка журнала Вестник образования России. – 2013. – №5. – с. 15.


 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

Проводятся ежегодно предметная научная неделя по экологии; экологический марафон, экологические библиотечные уроки

Проводятся ежегодно предметная научная неделя по экологии; экологический марафон, экологические библиотечные уроки

Край родной! Как ты прекрасен!», «Птицы и люди », «Цветы в городе», «Чудеса природы»

Край родной! Как ты прекрасен!», «Птицы и люди », «Цветы в городе», «Чудеса природы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2021