ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
Акопян М. В., МБОУЛ «ВУВК им. А. П. Киселева» г. Воронеж
Природа – не просто среда обитания человека, но и вдохновение, жизненная энергия. Невежественное и равнодушное отношение человека может погубить природу.[3] Поэтому охрана природы стала одной из важнейших государственных и международных проблем. Как же научить школьников заботится о природе? В ФГОС основного общего образования заложены основы формирования экологического мышления и проектирования в соответствии с новой методологией стандарта – системно-деятельностным подходом, который должен обеспечить переход от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления и обучения экологически ориентированной деятельности.[1]Необходимо вовлечение обучающихся в природоохранную деятельность и экологическое просвещение.
В нашей школе ведётся систематическая целенаправленная работа по формированию экологического сознания школьников. Основными направлениями экологической работы являются: познавательное; природоохранное; здоровьесберегающее. В школе сложилось свое образовательное пространство, в которое включены учащиеся школы на всех ступенях обучения, разные формы экологической работы, сотрудничество с Центром развития детей « Созвездие». Программа экологического воспитания и обучения в школе включает одновременное изучение теоретического материала, его систематизацию, обобщение и применение обучающимися на практике, во время проведения исследований и других практических мероприятий. Такая систематическая работа способствует приобщению учащихся к экологической культуре. В последнее время активно используются проектная и исследовательская технологии, стимулирующие самостоятельную деятельность обучающихся. Исследовательская работа помогает сформировать определённый объём знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек-природа-хозяйство-окружающая среда», осознать место человека в природе. [2]При этом учитель может раскрыть перед обучающимися лично – значимые для них проблемные ситуации, лежащие в области их непосредственных интересов, позволяет пережить ситуацию самореализации, что решает задачи нравственно-экологического воспитания. При составлении экологических проектов предпочтение отдается творческим и исследовательским проектам. Проводились исследования на местности компонентов природы своего края с целью выявления состояния природных объектов, экологических проблем, путей их решения: питьевой воды, воздуха, почв, снежного покрова и др. Например, «Исследование качества питьевой воды в школе», «Изучение сукцессии на вырубках и пожарищах на территории лесничества « Кожевенный кордон». Составлен экологический паспорт школы и пришкольной территории. Школьные исследования помогают расширять эколого-краеведческие знания обучающихся, участвовать в работе школьного НОУ, конкурсах, исследовательских проектах областного и всероссийского уровня. Такой подход позволяет развивать интеллект, творческие способности, формировать экологическую культуру, добиваться высокой результативности в работе.[4] Проводятся ежегодно предметная научная неделя по экологии; экологический марафон, экологические библиотечные уроки.
В экологическом воспитании активно используется технология игрового обучения, так как в игре происходит раскрытие творческого потенциала ребёнка, повышается его познавательный интерес. Каждый обучающийся работает в команде, а это формирует его коммуникативные качества, повышает его самооценку. Организуем игры-путешествия, конференции, экологические праздники, интеллектуальные ринги, турниры, эко - сказки, конкурсы эко – частушек, экологические спектакли, юннатские праздники: «Птичья трель», «КВН мир Природы», «Счастливый случай», «Кто хочет стать отличником», «Жалобная книга природы», «В гостях у Природы», «Мы хотим жить», «День воды», «День Земли», «День животных», «День здоровья»; «День науки».
Большое внимание уделяем туристко - краеведческой работе с детьми по выработке навыков правильного поведения на природе. Организуются экскурсии по родному краю для формирования экологической компетентности обучающихся, ознакомления с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы: наблюдение за природой в различное время года, ознакомление с многообразием органического мира, экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, по ознакомлению с природными богатствами области и проблемами окружающей среды. Проводятся экскурсии в музеи, зоопарки, на производство. Перед экскурсиями ребята создают памятки «Правила поведения в природе».
Обучающиеся школы с удовольствием участвуют в эко - десантах по охране окружающей среды в городе и районе: высаживаем деревья, убирают мусор на берегах рек, парках, например в ежегодной городской акции: «Чистая Земля», занимаются благоустройством пришкольной территории; проводятся субботники. Школьники, принимавшие участие в природоохранных мероприятиях стараются бережно относиться к природе, положительно влияют на своих сверстников.
Школьники привлекаются к пропаганде природоохранных знаний, агитации населения, проживающего в микрорайоне школы к борьбе с мусором; сохранению первоцветов, раздельному сбору мусора, сбору батареек, сбору макулатуры. В школе организован экологический пресс-центр « Зов природы», участники которого проводят социологические опросы; выпускают школьную газету, в которой нашла отражение и экологическая деятельность школьников, информационные листы, буклеты, посвященные экологическим проблемам и их решению, организованы лекторские группы. Ребята изготавливают кормушки и домики для птиц, собираем семена дикорастущих растений для подкормки зимующих птиц. Школьники оформляют выставки (из природного материала; кормушек; скворечников; поделок из вторичного сырья). Обучающиеся участвуют в фотовыставках, конкурах рисунков, комиксов и плакатов с акцентом тематики на красоте природы и ее дарах, что помогает выражать восхищение и благодарность: «Край родной! Как ты прекрасен!», «Птицы и люди », «Цветы в городе», «Чудеса природы». Проводятся экологические мастер-классы с полезными советами и практическими навыками: по выращиванию домашних растений, росписи сумок или футболок на экологическую тему, изготовлению панно, поделок из природного материала и вторичного сырья. В школе организован курс лекций для школьников и родителей на школьном радио и собраниях по экологической тематике. Работают экологические агитбригады. В летние месяцы на базе школы действует экологическое звено. Ребята из экологического звена принимают активное участие в благоустройстве школьной территории, участвуют в муниципальных акциях, проводят викторины, конкурсы.
Список литературы:
1.Камакин, О.Н. Проблемы экологического образования // Воспитание школьников. – 2013. – №7. – с. 38.
2.Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – 135 с.
3.Экологическое образование и воспитание детей / М.: ООО «Новое образование», 2010. – 120 с. (Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).
4.Экологическое образование и воспитание в России // Библиотечка журнала Вестник образования России. – 2013. – №5. – с. 15.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.