Тематическое направление:
экологическое воспитание
Тема методической разработки:
«Экологическое образование детей с интеллектуальными нарушениями»
Автор: Андрианова Екатерина Михайловна,
учитель начальных классов.
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Основная образовательная школа № 8
города Кировска»
Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, в первую очередь необходимо формировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. Экологическое образование детей с ОВЗ подразумевает их подготовку к жизни в естественном социальном окружении.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются неотъемлемой частью нашего общества и вносят свой посильный вклад в окружающую действительность. Полноценная социальная адаптация таких детей невозможна без формирования экологического воспитания. Именно поэтому учителя нашей школы содействуют социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством включения детей в разнообразные виды экологической и творческой деятельности. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в начальной школе ребенок получает основы систематических знаний: здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Одним из залогов успешного экологического обучения - создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.
В настоящее время обучение в 2020-2021 учебном году в классе-комплекте (1-4) 7 обучающихся: 2 обучающихся 1 класса, 4 обучающихся 3 класса, 1 обучающийся 4 класса. По заключению ПМПК все обучающиеся имеют интеллектуальные нарушения. Кроме интеллектуальных нарушений обучающиеся моего класса имеют множественные нарушения развития: 5 обучающихся имеют статус ребенка - инвалида, один из них с синдромом Дауна, одна девочка имеет тугоухость 3 степени (со слуховым аппаратом), ученица этого же класса - глухая (протезирована кохлеарным аппаратом, который позволяет компенсировать потерю слуха), 2 ребенка с РАС, 3 обучающихся с нарушением зрения: астегматизм, сходящееся косоглазие, высокая степень близорукости.
В чрезвычайно сложной проблеме умственной отсталости вопрос о возможностях развития и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью является весьма важным как для понимания проблемы и теоретической ее разработки, так и для практики воспитания, обучения и подготовки обучающихся к социальной адаптации.
Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас - педагогов, участвующих в их обучении.
Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, в первую очередь необходимо формировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. Экологическое образование детей с ОВЗ подразумевает их подготовку к жизни в естественном социальном окружении. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится экологическое воспитание подрастающих поколений. Первой ступенью в системе образования экологического воспитания является начальная школа. Эмоциональность, особая восприимчивость, открытость и огромный интерес к миру природы у ребенка являются основополагающими факторами для начала успешного экологического воспитания в условиях школы-интерната.
Не стоит считать, что дети с ОВЗ не нуждаются в экологическом воспитании. Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к различным формам образования, культуры и труда. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Образовательные учреждения готовят своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, и дети с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Экологическое образование способствует воспитанию у детей с ОВЗ правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что впоследствии становится стержнем и показателем нравственного воспитания ребенка. Поэтому, одной из задач экологического образования детей с ОВЗ является развитие эмоциональной сферы.
Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.
Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности воспитанников.
Особенно важно это для детей с ОВЗ, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
С выходом в свет закона РФ «Об охране окружающей природной среды» экологическое образование постепенно стало важнейшим направлением в работе образовательных учреждений. Созданы различные программы по экологическому воспитанию детей, однако они предназначены для реализации исключительно в общеобразовательной школе. У детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых характерен дефицит любознательности и потребности в новых впечатлениях, замедленная затрудненная восприимчивость к новому, малый запас представлений, незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие речи. Поэтому в образовательные воспитательные программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида необходимо вносить изменения с учетом психофизических особенностей воспитанников данной категории. Перед нами не раз становилась проблема как более эффективно организовать экологическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы.
Цель- привитие школьникам с ограниченными возможностями здоровья бережного отношения к природе, раскрытия эстетического, оздоровительного и практического значения природы в жизни человека.
В основу всей воспитательной работы по экологическому воспитанию были положены следующие моменты:
- мотивы, как один из ведущих видов деятельности,
-учитывались возрастные и психофизические особенности детей.
Учитывая вышесказанное, я выделила приоритетные задачи в экологическом воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Экологическое воспитание.
1. Воспитывать любовь к природе, интерес к окружающему миру.
2. Научить детей понимать цель наблюдений и производить их, делая доступные данному возрасту простейшие выводы.
3. Научить детей в процессе изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности простейшими способами изображать народные игрушки, выполнять поделки из природного материала
Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества школьников. Использование проектного метода в системе экологического воспитания обучающихся является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:
• Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;
• Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;
• Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями. Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологической воспитанности.
Одним из эффективных педагогических приемов является проектная деятельность. Поэтому мы решили создать долгосрочный исследовательский проект «Елочка, живи!».
Задачи проекта: развивать интерес и воспитывать бережное отношение к природе.
В ходе реализации проекта были использованы методы:
• наблюдения,
• экспериментирования,
• сравнения,
• анализа.
Для реализации проекта был составлен перспективный план, который мы реализовали в три этапа:
• подготовительный,
• основной,
• заключительный.
Работа по перспективному плану предусматривала:
• занятия по разным образовательным областям и видам деятельности;
• партнерскую работу с родителями и взаимодействие с другими специалистами, педагогами.
В ходе работы по проекту мы узнали:
• на уроках мир природы и человека дети узнали, чем отличается ель от сосны по внешнему виду, по иголкам, по шишкам, по условиям произрастания;
• просмотрели учебные фильмы про хвойные деревья;
• на уроках чтения обучающиеся прочитали и посмотрели мультфильм-сказка Г.Х. Андерсена «Ель»
• на уроках ручного труда познакомились и овладели различными способами изготовления елочек из подручного и бросового материала;
-выяснить, есть ли альтернатива живой елке;
-создать буклет с интересными материалами о ели;
-сделать выводы и обобщение по своей работе.
Подведя итоги своей работы, мы сделали выводы: мы добились поставленной цели, узнали много нового и интересного о хвойных деревьях, об их значении в природе и жизни человека. Обучающиеся и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения хвойных деревьев. Проделав большую работу, дети дали ряд рекомендаций, как сохранить лесную красавицу:
-не рубить елочку, где придется, а только с разрешения лесника;
-не обязательно украшать квартиру на Новый год целым деревом, а можно заменить его композициями из хвойных лап, игрушек, гирлянд, и искусственным деревом.
-научиться делать своими руками разные виды елочек, используя разнообразные материалы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.