Администрация города Южно-Сахалинска
Департамент образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ №2
Адрес: 693008, г. Южно-Сахалинск, проспект Победы, 80 Тел/факс (4242)42-45-16
E-mail: yusgo.maoug.2@sakhalin.gov.ru
Физкультминутки – как основной инструмент формирования здорового образа жизни на уроках «Технологии»
Гусева Л.Л.
учитель технологии
МАОУ Гимназии №2 г. Южно-Сахалинска
Директор МАОУ Гимназия №2 / Чеснокова М.А/
АННОТАЦИЯ
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. В последние десятилетия возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения.
Также учитывая, то, что сегодня происходит процесс тотальной информатизации, когда информационно-коммуникативные технологии применяются при обучении всем школьным дисциплинам, необходимо использовать на практике уже разработанные и известные приемы, нацеленные на сохранение и укрепление здоровья школьников. Часто они применяются на уроках эпизодически и бессистемно. Такой подход снижает здоровьесберегающий эффект.
Возникает проблема – с одной стороны необходимо вводить современные информационно-коммуникативные технологии в обучение школьников, а с другой стороны нужно разрабатывать такие методики обучения, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья детей.
Поэтому возникла проблема, как на уроках технологии научить учащихся строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОБОСНОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.. 5
2. ОСНОВНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРИ РАБОТЕ ЗА ПЕРСОНАЛЬНЫМ КОМПЬЮТЕРОМ... 7
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ... 8
4. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.. 11
5. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.. 15
6. ПРИМЕНЯЕМЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК, ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ РУК, ШЕИ, ТУЛОВИЩА И ГЛАЗ. 21
ВЫВОДЫ... 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 27
Самочувствие детей и подростков является одним из важных характеристик, определяющих потенциал страны, а еще одной из характеристик государственной сохранности. Среди важных социальных задач, которые сейчас стоят перед образованием – внимание к самочувствию, физиологическому воспитанию и развитию учащихся.
Я, как преподаватель технологии, на собственных уроках могу внести реальный вклад в создание ценности здорового и безопасного образа жизни у учащихся, средством систематического применения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Однако возникает профессиональная проблема: неисполнение учащимися СанПиН требований к урокам.
Одной из методик решения трудности уклонения учащимися соблюдать нормы СанПиН (время работы за персональным компьютером, отказ сменить вид деятельности) является создание на уроке системы педагогической деятельности по здоровьесбережению, что и послужило избранием темы моей курсовой работы: «Физкультминутки – как основной инструмент формирования здорового образа жизни на уроках «Технологии»».
Цель моей работы - создание педагогических критериев для сохранения и развития здоровья воспитанников на базе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков на уроках технологии.
Основные задачи, которые стоят передо мной:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и педагогическую практику по решению трудности формирования ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках технологии.
2. Формирование у обучающихся современного уровня познаний по предмету.
3. Моделирование системы формирования ценности здорового и безопасного образа жизни и подбор педагогических средств для испытания ее эффективности.
4. Пробуждение в детях желания заботиться о собственном самочувствии (создание заинтересованного отношения к личному здоровью).
Сохранение и улучшение здоровья деток на нынешний день является приоритетным курсом всего общества.
Считается, что самочувствие воспитанника в норме, если:
1. В физиологическом плане – самочувствие разрешает ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок может справиться с переутомлением.
2. В социальном плане – он общителен, коммуникабелен.
3. В эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восторгаться.
4. В интеллектуальном плане – учащийся проявляет отличные умственные способности, внимательность, творческие задатки, фантазию.
Ученик способен сконцентрироваться только на том, что ему любопытно, нравится, поэтому задача учителя – содействовать воспитаннику справиться с утомлением, угнетением, неудовлетворенностью. Потому я стремлюсь, чтобы любой урок был для учащихся увлекателен.
1. ОБОСНОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Школа как социальная среда, в которой дети проводят основное время, часто формирует для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как длительностью учебного дня и множеством домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и методами подачи информации, исходным многофункциональным состоянием и адаптивностью воспитанника, нравом эмоционального фона и иными причинами.
Воспитаннику приходится адаптироваться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся методом внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических критерий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. [1]
В решении данной задачи может посодействовать внедрение в школьный образовательный процесс коррекционно - развивающих пауз на уроках и новой обучающей, оздоровительной технологии игрового компонента посредством компьютерной техники.
Конечная цель: создание педагогических критериев для хранения и развития психофизиологического здоровья учащихся на базе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.
На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни, а так же снижения перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.
Нужно часто сменять виды работ учащихся:
1. Работа и ответ у доски.
2. Выборочный опрос.
3. Выполнение практической работы.
3. Работа за ПК.
4. Тестирование.
Содержание уроков технологии составляют устные и письменные задачки, упражнения. [3]
Но их нужно связать со здоровьем обучающихся, не только с физическим, но и духовно-нравственным.
Проблемы здоровьесбережения на уроках информатики усугубляются негативными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье любого человека. [9] Табл. 1. Основные негативные факторы при работе за ПК
|
Проблеме здоровьесбережения в школе в наше время уделяется немало внимания. Исследованию способа и технологии здоровьесбережения приурочено много научных трудов, в частности В. Ф. Базарного, а также «Здоровьеформирующие образовательные технологии» - Н. К. Смирнова. Н. П. Никитин, Л. А. Никитина «Запасы здоровья наших детей», «Способ развития Никитиных», дыхательная гимнастика Стрельниковой и др.
Одной из главных задач является сохранение и поддержание здоровья учащихся.
На уроках технологии - это четкое соблюдение санитарно-гигиенических норм, а конкретно:
1. Организация режима работы.
2. Организация рабочего места.
3. Гигиенические требования и нормы к правильной посадке учащихся.
Требования при работе за ПК:
1. Разрешение и размеры монитора:
- величина зерна не более чем 0,28 мм;
- вероятность регулировки яркости и контраста изображения;
- численность цветов не менее 256.
2. Монитор обязан находиться на расстоянии не менее 60 см от глаз.
3. Освещение рабочего места не должно приводить к образованию и отсвечиванию бликов на экране монитора. В это же время оно обязано быть достаточным, чтобы отлично рассмотреть и видеть другие окружающие предметы, с которыми работает школьник.
4. Почаще протирать экран монитора.
Не считая этого, для предостережения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:
- упражнения для глаз и пальцев рук через каждые 20 минут работы;
- сквозное вентилирование помещений во время перерывов (при полном отсутствии в нем учащихся);
- оптимальный тепловой режим;
- физкультурные паузы на протяжении 3-4 минут во время перерывов. Заниматься и проводить активные физические упражнения на уроках информатики не предоставляется возможным, однако, проведение физминуток, а также физминуток для глаз (после выполнения практического задания за компьютером) не только возможно, но и необходимо. С данной целью я применяю стереокартинки - это такие специальные изображения, которые сделаны из одновременных сочетаний разных текстур и различных точек.
Высококвалифицированные офтальмологи, которые являются сторонниками усовершенствования зрения натуральными способами, говорят, что просмотр особых стереокартинок для тренировки глаз способен играть главную роль:
- способствуют настоящему расслаблению глаз и снимают зрительное утомление на длительное время;
- существенно снижают различные спазмы глазных мышц, содействуют сохранению натуральной остроты зрения;
- повышают двигательную энергичность глазных мышц, что содействует активизации кровоснабжения глаза, и поступления к нему кислорода, питательных веществ;
- развивают фантазию, изобретательность и помогают познавательно провести свободное время.
Таким образом, пятиминутного просмотра стереокартинок в день будет достаточно любому человеку для улучшения и профилактики состояния органов зрения.
Центр экрана должен быть установлен на высоте 15-20 см ниже уровня глаз. Угол наклона монитора не должен быть более 150. Не располагайте вблизи с монитором сверкающие и отражающие свет предметы. Экран монитора обязан находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см. Расстояние нужно подобрать с учетом размеров алфавитно-цифровых символов и знаков. Поверхность экрана должна быть незапятнанной и без световых бликов. [8]
Для сохранения здоровья на каждом уроке мною проводятся физкультминутки, на которых контролируется состояние глаз, мышц шеи и рук, позвоночника. Эти занятия проводятся в виде игры и очень нравятся детям.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические способы, технологии, программы, которые ориентированы на воспитание у учащихся культуры здоровья, личных свойств, способствующих его сохранению и укреплению, создание представления о самочувствие как ценности, мотивацию на знание здорового вида жизни.
Здоровьесберегающая разработка - это:
1. Разумная организация учебного процесса (в согласовании с возрастными, половыми, персональными чертами и гигиеническими требованиями).
2. Внедрение различных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на хранение и повышение уровня резервов здоровья, трудоспособности.
3. Условия обучения ребенка в школе (частичное или полное отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность способов обучения и воспитания).
4. Нужный, достаточный и правильно созданный двигательный режим.
5. Соотношение учебной и физической нагрузок возрастным способностям ученика.
Рис. 1. Основная направленность здоровьесберегающих технологий
Главные принципы здоровьесбережения состоят в следующем:
1. Энергичность - функциональное вложение, хоть какой-нибудь процесс понижает риск переутомления.
2. Соотношение содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — размер учебной нагрузки, сложность материала обязаны подходить возрасту учащихся.
3. Успех порождает успех — упор делается лишь на хорошее; во всяком поступке, действии сначала выделяют позитивное, а лишь позже подмечают недочеты.
4. Субъект-субъектные отношения — учащийся является конкретным соучастником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном качествах.
5. Беспрерывность и последовательность — работа ведется не от случая к случаю, а ежедневно и на каждом уроке.
6. Комплексный, междисциплинарный подход — целостность в деяниях преподавателей, психологов и докторов.
У всякого малыша нужно пытаться воспитать ответственность за собственное здоровье, лишь тогда он реализует свои познания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в учебно-воспитательном процессе, разделяются на 3 главные группы:
I. Технологии, обеспечивающие гигиенически рациональные условия образовательного процесса.
II. Технологии хорошей организации учебного процесса и физиологической энергичности обучающихся.
III. Различные психолого-педагогические технологии, применяемые на уроках и во внеурочной деятельности преподавателями и наставниками. [6]
Таб. 1. Здоровьесберегающие факторы урока
№ п/п |
Факторы урока |
Требования |
1. |
Плотность урока |
Не меньше 60% и не больше 70% |
2. |
Численность видов учебной деятельности |
4 - 7 |
3. |
Средняя длительность разных видов учебной деятельности |
Не больше 10 минут |
4. |
Частота чередования разных видов учебной деятельности |
Чередование не позже чем через 7 – 10 минут |
5. |
Численность видов преподавания |
Не меньше 3-х |
6. |
Альтернирование видов преподавания |
Не позднее чем через 10 – 15 минут |
7. |
Присутствие эмоциональных разрядок (численность) |
2 - 3 |
8. |
Место и продолжительность внедрения ТСО |
В соответствии с гигиеническими требованиями |
9. |
Альтернирование позы
|
Поза сменяется в соответствии с разновидностью работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся |
10. |
Наличие, пространство, оглавление и длительность оздоровительных моментов |
На 20-35 минуте урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого из них |
11. |
Психологический климат в классе |
Преобладают положительные эмоции |
12. |
Момент наступления утомления учащихся |
Не ранее 40 минут |
13. |
Присутствие в содержательной доли урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни |
Выражения, задания, требования, рекомендации |
14. |
Соразмерение объёма и трудности домашнего задания с способностями учащегося |
Желательны задания по трём уровням сложности |
15. |
Длительность постоянной работы за персональным компьютером
|
Для учащихся 1 классов – 10 минут, для учащихся 2 - 5 классов – 15 минут, для учащихся 6 - 7 классов – 20 минут, для учащихся 8 - 9 классов – 25 минут |
Структуру урока разрешено видоизменять в зависимости от вида и темы урока, шагов может существовать разное количество, способов проведения может существовать несколько, однако приоритетным для меня остается четкое выполнение таких критериев: разнообразие видов деятельности, работа за персональным компьютером не более установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти 3 условия позволяют избежать усталости и сделать общение детей с компьютером наиболее безвредным для их здоровья.
Всё совместно это делает процесс обучения наиболее увлекательным и интересным, формирует у учащихся хорошее и бодрое расположение духа, упрощает преодоление проблем при усвоении учебного материала, а главное, заставляет их задуматься и заботиться о здоровом образе жизни.
Постоянное применение на уроках физкультминуток, смены видов деятельности, соблюдение требований СанПиН, разрешает сформировать сознание ценности здорового и безопасного образа жизни и бережного к нему отношения у детей.
Чрезвычайно увлекательными являются проблемный способ и способ проектов. Они постоянно нацелены на самостоятельную активность учащихся через организацию индивидуальной, групповой форм работы. Школьник, разбирая полученный материал и оперируя им, расширяет и углубляет познания при поддержке раньше усвоенной информации. А поэтапная замена деятельности данных способов не дает ребенку утомить собственный организм.
При составлении уроков, применяя такие формы работы, у ребят возрастает количество шансов выполнить её удачно, и к тому же возникает больше уверенности, когда рядом друг, с которым можно посоветоваться. Во время их общей работы оказание дозированной поддержки при затруднениях формирует дополнительную ситуацию успеха.
Такие формы работы с учащимися позволяют избежать повторов на уроках, монотонности, досрочной усталости учащихся. Так как, всем нам понятно, наилучший вид отдыха – смена деятельности.
Беря во внимание запросы здоровьесберегающих технологий, для сохранения и поддержания здоровья учащихся и действенной работы на уроке я, провожу динамические паузы, сразу после разъяснения нового материала.
Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради либо за компьютером рекомендуется школьникам на протяжении всего урока, при первых симптомах усталости глаз, уводить взгляд вдаль на некоторое количество секунд. После нескольких уроков у них вырабатывается устойчивая привычка, которая в будущем, несомненно, поможет сохранить остроту зрения.
Принимая во внимание все вышеупомянутое, уроки я провожу, применяя последующие этапы:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
3. Актуализация ранее изученного материала.
4. Объяснение нового материала (знакомство с новыми определениями, правилами).
5. Физкультминутка.
6. Практическая работа в тетради (запись алгоритма озвученного задания, , коллективное составление плана действий, маленькая самостоятельная работа).
7. Практическая работа
8. Зарядка для глаз.
9. Получение и оценка результатов.
10. Оценивание.
11. Разбор имеющихся ошибок.
Необходимо отметить, что представленная конструкция и схема урока может меняться и корректироваться в зависимости от вида и темы урока. Приоритетным остается выполнение таких критериев: разнообразие видов деятельности, непосредственная работа на компьютере, но не более 20 минут и доброжелательная атмосфера на уроке. Эти три условия позволяют избежать усталости и сделать общение детей с компьютером наиболее безвредным.
Говоря о сохранении здоровья, эксперты делают упор на создании подходящего психологического климата.
С первых минут урока, с приветствия необходимо создать обстановку доброжелательности, позитивный настрой, так как у учащихся развита интуитивная способность чувствовать настрой учителя.
Не составляют исключения в этом значении и организация начала урока информатики. Мои самые первые фразы в начале урока всякий раз звучат по-разному, но постоянно благосклонно и доброжелательно. К примеру:
- Какой сегодня превосходный день, какие отличные у вас лица и умные глаза, приступим к занятию.
- Добрый день всем! Верю, что вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сейчас у нас на уроке произойдет немало увлекательного.
- Как я рада вас видеть! Присаживайтесь, пожалуйста, мне не терпится приступить к изучению с вами…
- Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся!
Все свои уроки начинаю с воспитательного момента, которые называю «Минуты здоровья». К примеру, напоминаю учащимся о правильной осанке: «Что такое осанка? Осанка – это обычная поза спокойно стоящего либо сидячего человека. Неправильная, ошибочная осанка наносит урон здоровью: нарушает работу внутренних органов. А как неприглядно смотрится человек, у которого нехорошая осанка. Верная осанка не только делает фигуру стройной, однако и придает человеку уверенность в себе, свежесть, жизнерадостность». Школьникам советую принять правильную осанку: опустить плечи, объединить лопатки, приподнять подбородок, животик втянуть, и сохранять данное положение в течении всего урока.
Для диагностики эмоционального состояния учащимся нередко советую заполнить листы настроения как в начале урока, так и в конце его. Школьники закрашивают цветным карандашом (либо изображают) тот смайлик, который подходит их настроению.
В. А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о самочувствие ребенка-это не комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, труду, отдыху, кормлению. Это, в первую очередь внимание о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом данного согласия является удовлетворенность творчества».
Есть определенное мнение, что на уроках технологии оценки ставятся за выполненное поручение на компьютере. Но это совершенно не так. Возможны и такие виды оценивания, как самооценка, взаимооценка (при работе в парах, в группах). Дополнительная оценка школьнику ставится за работу у доски, за выполненное творческое поручение (составление кроссворда, стихов, загадок согласно выбранной теме).
Для снятия отрицательного воздействия персонального компьютера на организм учащихся на своих уроках я провожу короткие физкультминутки. В пятых классах я применяю тематические физкультминутки. К примеру, на уроке по теме «Информация» разрешено применять следующее упражнение:
-Улыбнитесь, так как будто вы получили пятерку и чрезвычайно собой довольны.
-Сядьте так, как будто вы чрезвычайно утомились и вам очень хочется отдохнуть.
-А сейчас покажите, как ветер качает дерево.
-А сейчас станьте и покажите, как распускается цветочек.
-Покажите, как вы собираете ягоды, заглядывая под каждый листок.
- А сейчас сядьте за парту так, как будто вы царевич либо царевна, а парта – ваш трон.
Как отлично вы своими действиями передали информацию!
В следствие, благодаря таким минутам релаксации, учащиеся не только получают возможность снять напряжение, расслабиться, но и закрепить в форме игры материал урока.
Самое большое напряжение при работе за компьютером приходится на глаза, так как пользователь читает не отраженные тексты, а смотрит на источник света – монитор.
В своей работе я использую такие формы взаимодействия с учащимися, которые позволяют школьникам приобретать социальные знания, получать опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, получать опыт самостоятельного общественного действия. Для этого учащиеся выполняют творческие работы по теме «Здоровье»: презентации "Гимнастика для глаз" (5 кл.), «ЗОЖ» (6 кл.). Средствами любого графического редактора создать плакат "ЗОЖ" (7 кл.).
С одной стороны, ребята формируют положительное отношение к здоровому образу жизни, а с другой, работают в офисных приложениях над отработкой навыков создания различного типа документов. Участвуют в создании проектов на темы: "Быть здоровым это модно", "Влияние компьютера на здоровье школьников".
Технология в школе – это дисциплина, изучающая все нюансы сохранения, получения, обработки информации. И это одна из немногих школьных дисциплин, при исследовании которой можно решать учебные задачи, применяя межпредметные связи с иными дисциплинами: математикой, биологией, литературой и др. На уроках технологии, в зависимости от содержания учебного материала, я включаю вопросы о культуре здорового образа жизни.
Фактически в каждую тему на уроках технологии возможно добавить полезную и главную информацию, связанную с сохранением здоровья человека. [8]
При изучении темы «Рациональное питание» учащиеся создают рисунки по темам: «Здоровый человек», «Жизнь без вредных привычек», «Я люблю спорт».
При изучении темы «Кулинария» учащиеся составляют алгоритмы по темам: «Мой режим дня», «Рецепт витаминного коктейля» и т.д.
В том случае, если школьные задания по этим темам будут исследовательского направления, то есть школьникам необходимо будет подобрать подходящую информацию, разобрать ее, отметить основное, сделать выводы, подготовить доклад о выполнении задания в компьютерном приложении, то это будет ценно не только по отношению к уроку, однако и с позиции здоровьесбережения.
6. ПРИМЕНЯЕМЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК, ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ РУК, ШЕИ, ТУЛОВИЩА И ГЛАЗ |
Полученный эффект: расслабление тела, устранение нервного напряжения, возобновление обычного ритма дыхания.
Комплекс упражнений для глаз:
1. Потереть ладошки одну об другую, чтоб возникло чувство тепла. Закрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Закрыть полностью источник света. На глаза и веки не давить. Почувствовать расслабление, дышать легко. Быть в таком положении 2-2,5 минуты.
2. С напряжением прикрывать на 5-7 секунд попеременно один и другой глаз.
3. В течении 10-12 секунд поменять направление взгляда: по центру, на право, на лево, наверх, вниз.
4. Подмигивать в течении 1-2 минуты.
5. В течении 10-12 секунд некоторое количество раз с силой зажмуриться.
6. Прикрыть глаза, расслабить мускулы лба, очень медленно с напряжением сдвинуть глазные яблоки в крайнюю точку левой стороны, через 2-4 секунды повторить перевести в правую. Сделать 10 раз. Смотреть за тем, чтоб веки не подрагивали. Не щуриться.
Полученный эффект: расслабление и улучшение глазных мышц, освобождение от боли в глазах учащихся.
Комплекс упражнений для головы и шеи:
1. Прикрыть глаза и выдавить глубочайший вдох. На выдохе замедленно опустить подбородок, расслабить шею и плечи. Опять глубочайший вдох, неспешное круговое перемещение головой в левую сторону и выдох. Повторить 3 раза в левую сторону, потом 3 раза в правую.
2. Помассировать личико, чтоб снять напряжение лицевых мышц.
Надавливать пальцами на затылок в течении 15 секунд, при этом делать вращательные движения в правую сторону, потом в левую.
Полученный эффект: расслабление мышц шеи и личика.
Комплекс упражнений для рук:
1. Обширно растопырить пальцы, расслабить кисти на 5-7 секунд, потом ускоренно зажать пальцы в кулаки на 5-7 секунд, потом расправить кулаки и потрясти расслабленными кистями. Повторить упражнение 2-3 раза.
2. Пощелкать пальцами правой, затем левой рук, перемещая большой палец поочередно на все остальные пальцы.
3. Сцепить пальцы, объединить ладошки и поднять локти. Провернуть кисти то пальцами вовнутрь (к груди), то наружу. Сделать некоторое количество раз 2-3, потом опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
Полученный эффект: снятие усталости рук.
Комплекс упражнений для туловища:
Полученный эффект: расслабление мускул, выпрямление позвоночника, усовершенствование кровообращения.
ВЫВОДЫ
После проведения уроков, в которых чередуется и разновидность деятельности учащихся, и методы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с физкультурными паузами, я уверена перегрузок на уроке не случится. А создание подходящей атмосферы в самом начале и в конце урока, через искреннюю улыбку учителя, будет содействовать отличному настроению учащихся, как на самом уроке, так и после него.
Использование на уроках физкультминутки, которая увеличивает двигательную энергичность, провоцирует активность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает накопленную усталость, увеличивает умственную трудоспособность, станет содействовать отличному темпу урока.
При организации урока выделяют 3 основных и главных шага с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются собственной длительностью, объемом нагрузки и соответствующими видами деятельности.
Эффективность усвоения познаний учащимися на протяжении урока такая:
- 5-25 минута урока – 80%;
- 25-35 минута урока - 60-40%;
- 35-45 минута – 10% . [7]
Практически все ученые сходятся в едином мнении, что урок, созданный на базе принципов здоровьесбережения, не обязан приводить к тому, чтоб учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Если критерии здоровьесбережения мало учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то появляется умственное переутомление школьников.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое и должное место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем сообществе. Однако если мы обучим деток с самого раннего возраста дорожить, оберегать и укреплять родное здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только личностно, умственно, религиозно, однако и физиологически.
Достижение данной цели может быть достигнуто с поддержкой технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и способов организации учебно-воспитательного процесса без вреда для здоровья школьников.
Здоровьесбережение образовательного процесса выполняется согласно следующим разделам и нормам:
1. Поддержание в классе обоснованных санитарно-гигиенических критерий, от чистоты и освещенности до дизайна.
2. Физиологически грамотное построение уроков с внедрением в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки.
3. Создание психологически удобной среды в процессе обучения.
4. Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (в том числе здоровьесберегающих).
Внедрение на уроках здоровьесберегающих технологий – задаток успешности учебно-воспитательного процесса.
Понятно, что школьный урок оказывает серьезнейшее воздействие (позитивное либо негативное) на самочувствие учащихся. Потому от всякого из нас, учителей, зависит положение здоровья и душевного состояния учащихся.
1. http://biofile.ru/bio/6463.html
2. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/12/12/ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh
3. http://www.testsoch.info/primenenie-zdorovesberegayushhix-texnologij-v-nachalnoj-shkole/
4. http://yaviju.com/profilaktika/uprazheniya-i-sovety-dlya-glaz/stereokartinki-dlya-trenirovki-glaz-v-chem-zaklyuchayutsya-ix-osobennosti.html
5. Безрукова В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. – М.: Сентябрь, 2014. – 160 с.
6. Вайнер Э.Н. Методология и практика формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды.: Методическое пособие. / Под ред. Э.Н. Вайнера. – М.: Просвещение, 2011. – 185 с.
7. Вострокнутов И.Е. Почему устают глаза при работе на компьютере.// ИНФО. – 2012, №1.
8. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей. – Мн., 2011. – 288 с.
9. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. – М.: Вентана-Графф, 2015.
10. Степанов В. М., Лапина О. А., Макаровская А. П. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе, М.: «Модэк», 2012.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.