Физкультминутки – как основной инструмент формирования здорового образа жизни на уроках «Технологии»
Оценка 4.6

Физкультминутки – как основной инструмент формирования здорового образа жизни на уроках «Технологии»

Оценка 4.6
docx
20.05.2024
Физкультминутки – как основной инструмент формирования здорового образа жизни на уроках «Технологии»
физминутки на уроке.docx

Администрация города Южно-Сахалинска

 Департамент образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

ГИМНАЗИЯ №2

Адрес: 693008, г. Южно-Сахалинск, проспект Победы, 80 Тел/факс (4242)42-45-16

E-mail: yusgo.maoug.2@sakhalin.gov.ru

 

 

 

 

Физкультминутки – как основной инструмент формирования здорового образа жизни на уроках «Технологии»

 

 

Гусева Л.Л.

учитель технологии

МАОУ Гимназии №2 г. Южно-Сахалинска

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор МАОУ Гимназия №2                                   / Чеснокова М.А/

 

 

АННОТАЦИЯ

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили  давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. В последние десятилетия возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения.

Также  учитывая, то, что сегодня происходит процесс тотальной информатизации, когда информационно-коммуникативные технологии применяются при обучении всем школьным дисциплинам, необходимо использовать на практике уже разработанные и известные приемы, нацеленные на сохранение и укрепление здоровья школьников. Часто они применяются на уроках эпизодически и бессистемно. Такой подход снижает здоровьесберегающий эффект.

Возникает проблема  – с одной стороны необходимо вводить современные информационно-коммуникативные технологии в обучение школьников, а с другой стороны нужно разрабатывать такие методики обучения, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья детей.

 Поэтому возникла проблема, как на уроках технологии научить учащихся строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОБОСНОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.. 5

2. ОСНОВНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРИ РАБОТЕ ЗА ПЕРСОНАЛЬНЫМ КОМПЬЮТЕРОМ... 7

3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ... 8

4. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.. 11

5. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.. 15

6. ПРИМЕНЯЕМЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК, ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ РУК, ШЕИ, ТУЛОВИЩА И ГЛАЗ. 21

ВЫВОДЫ... 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 27

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Самочувствие детей и подростков является одним из важных характеристик, определяющих потенциал страны, а еще одной из характеристик государственной сохранности. Среди важных социальных задач, которые сейчас стоят перед образованием – внимание к самочувствию, физиологическому воспитанию и развитию учащихся. 

Я, как преподаватель технологии, на собственных уроках могу внести реальный  вклад в создание ценности здорового и безопасного образа жизни у учащихся, средством систематического применения здоровьесберегающих образовательных технологий.

Однако возникает профессиональная проблема: неисполнение учащимися СанПиН требований к урокам. 

Одной из методик решения трудности уклонения учащимися соблюдать нормы СанПиН (время работы за персональным компьютером, отказ сменить вид деятельности) является создание  на уроке системы педагогической деятельности по  здоровьесбережению, что и послужило избранием темы моей курсовой работы: «Физкультминутки – как основной инструмент формирования здорового образа жизни на уроках «Технологии»».

Цель моей работы - создание педагогических критериев для сохранения и развития здоровья воспитанников  на базе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков на уроках технологии. 

Основные задачи, которые стоят передо мной: 

1. Изучить психолого-педагогическую литературу и педагогическую практику по решению трудности формирования ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках технологии.

2. Формирование  у обучающихся современного уровня познаний по предмету. 

3. Моделирование системы формирования ценности здорового и безопасного образа жизни и подбор педагогических средств для испытания ее эффективности. 

4. Пробуждение в детях желания заботиться о собственном самочувствии (создание заинтересованного отношения к личному здоровью).

Сохранение и улучшение здоровья деток на нынешний день является приоритетным курсом всего общества.

Считается, что самочувствие воспитанника в норме, если:

1. В физиологическом плане – самочувствие разрешает ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок может справиться с переутомлением.

2.      В социальном плане – он общителен, коммуникабелен.

3. В эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться  и восторгаться.

4. В интеллектуальном плане – учащийся проявляет отличные умственные способности, внимательность, творческие задатки, фантазию.

Ученик способен сконцентрироваться только на том, что ему любопытно, нравится, поэтому задача учителя – содействовать воспитаннику справиться с утомлением, угнетением, неудовлетворенностью. Потому я стремлюсь, чтобы любой урок был для учащихся увлекателен. 

 


 

1.     ОБОСНОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

 

Школа как социальная среда, в которой дети проводят  основное время, часто формирует для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как длительностью учебного дня и множеством домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и методами подачи информации, исходным многофункциональным состоянием и адаптивностью воспитанника, нравом эмоционального фона и иными причинами. 

Воспитаннику приходится адаптироваться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. 

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание  комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся методом внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических критерий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. [1]

В решении данной задачи может посодействовать внедрение в школьный образовательный процесс коррекционно - развивающих пауз на уроках и новой  обучающей, оздоровительной технологии игрового компонента посредством компьютерной техники. 

Конечная цель: создание педагогических критериев для хранения и развития психофизиологического здоровья учащихся на базе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков. 

На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы  сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни, а так же снижения перегрузок учебным материалом и домашними заданиями. 

Нужно часто сменять виды работ учащихся:

1. Работа и ответ у доски.

2. Выборочный опрос.

3. Выполнение практической работы.

3. Работа за ПК. 

4. Тестирование.

Содержание уроков технологии составляют устные и письменные задачки, упражнения.  [3]

Но их нужно связать со здоровьем обучающихся, не только с физическим, но и духовно-нравственным.


2. ОСНОВНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРИ РАБОТЕ ЗА ПЕРСОНАЛЬНЫМ КОМПЬЮТЕРОМ

 

Проблемы здоровьесбережения на уроках информатики усугубляются негативными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье любого человека. [9] 

Табл. 1. Основные негативные факторы при работе за ПК

п/п

Негативный фактор

Оказываемое воздействие

1.

Электромагнитное излучение

 

Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение. 

2.

Утомление глаз, нагрузка на зрение

Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. 

3.

Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени

Сидя за компьютером, ребенок вынужден принять определенное положение, и не менять его до конца работы. 

4.

Перегрузка суставов кистей

Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. 

5.

Психические расстройства

При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, чего ему не хватает в книгах, в просмотрах TV, в компьютере. 

6.

Стресс при потере информации

Если компьютер «зависает», в результате сбоя программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.


3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

Проблеме здоровьесбережения в школе в наше время уделяется немало внимания. Исследованию способа и технологии здоровьесбережения приурочено много  научных трудов, в частности В. Ф. Базарного, а также «Здоровьеформирующие образовательные технологии» - Н. К. Смирнова.  Н. П. Никитин, Л. А. Никитина «Запасы здоровья наших детей», «Способ развития Никитиных», дыхательная гимнастика Стрельниковой и др. 

Одной из главных задач является сохранение  и поддержание здоровья учащихся. 

На уроках технологии - это четкое соблюдение санитарно-гигиенических норм, а конкретно: 

1. Организация режима работы. 

2. Организация рабочего места. 

3. Гигиенические требования и нормы к правильной посадке учащихся.

Требования при работе за ПК: 

1. Разрешение и размеры монитора: 

- величина зерна не более чем 0,28 мм; 

- вероятность регулировки яркости и контраста изображения; 

- численность цветов не менее 256. 

2. Монитор обязан находиться на расстоянии не менее 60 см от глаз. 

3. Освещение рабочего места не должно приводить к образованию и отсвечиванию бликов на экране монитора. В это же  время оно обязано быть достаточным, чтобы отлично рассмотреть и видеть  другие окружающие предметы, с которыми работает школьник.

4. Почаще протирать экран монитора. 

Не считая этого, для предостережения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:

- упражнения для глаз и пальцев рук через каждые 20 минут работы;

- сквозное вентилирование помещений во время перерывов (при полном отсутствии в нем учащихся);

- оптимальный тепловой  режим; 

- физкультурные паузы на протяжении 3-4 минут во время перерывов. Заниматься и проводить  активные физические упражнения на уроках информатики не предоставляется возможным, однако, проведение физминуток, а также физминуток для глаз (после  выполнения практического задания за компьютером) не только возможно, но и необходимо. С данной целью я применяю стереокартинки - это такие специальные изображения, которые сделаны из одновременных сочетаний разных текстур и различных точек. 

Высококвалифицированные офтальмологи, которые являются сторонниками усовершенствования зрения натуральными способами, говорят, что просмотр особых стереокартинок для тренировки глаз способен играть главную роль:

- способствуют настоящему расслаблению глаз и снимают зрительное утомление на длительное время;

- существенно снижают различные спазмы глазных мышц, содействуют сохранению натуральной остроты зрения;

- повышают двигательную энергичность глазных мышц, что содействует активизации кровоснабжения глаза, и поступления к нему кислорода, питательных веществ;

- развивают фантазию, изобретательность и помогают познавательно провести свободное время. 

Таким образом, пятиминутного просмотра стереокартинок в день будет достаточно любому человеку для  улучшения и профилактики состояния органов зрения.

Центр экрана должен быть  установлен на высоте 15-20 см ниже уровня глаз. Угол наклона монитора не должен быть  более 150. Не располагайте вблизи с монитором сверкающие и отражающие свет предметы. Экран монитора обязан находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см. Расстояние нужно подобрать с учетом размеров алфавитно-цифровых символов и знаков. Поверхность экрана должна быть незапятнанной и без световых бликов. [8]

Для сохранения здоровья на каждом уроке мною проводятся физкультминутки, на которых контролируется состояние глаз, мышц шеи и рук, позвоночника. Эти занятия проводятся в виде игры и очень нравятся детям.


4. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические способы, технологии, программы,  которые ориентированы на воспитание у учащихся культуры здоровья, личных свойств, способствующих его сохранению и укреплению, создание представления о самочувствие как ценности, мотивацию на знание здорового вида жизни. 

Здоровьесберегающая разработка - это:

1. Разумная организация учебного процесса (в согласовании с возрастными, половыми, персональными чертами и гигиеническими требованиями). 

2. Внедрение различных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на хранение и повышение уровня резервов здоровья, трудоспособности. 

3. Условия обучения ребенка в школе (частичное или полное отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность способов обучения и воспитания).

4. Нужный, достаточный и правильно созданный двигательный режим. 

5. Соотношение учебной и физической нагрузок возрастным способностям ученика. 

 

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_a4ec2ec.gif

Рис. 1. Основная направленность здоровьесберегающих технологий

 

 

Главные принципы здоровьесбережения состоят в следующем: 

1. Энергичность - функциональное вложение, хоть какой-нибудь процесс понижает риск переутомления. 

2. Соотношение содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — размер учебной нагрузки, сложность материала обязаны подходить возрасту учащихся. 

3. Успех порождает успех — упор делается лишь на хорошее; во всяком поступке, действии сначала выделяют позитивное, а лишь позже подмечают недочеты.

4. Субъект-субъектные отношения — учащийся является конкретным соучастником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном качествах. 

5. Беспрерывность и последовательность — работа ведется не от случая к случаю, а ежедневно и на каждом уроке. 

6. Комплексный, междисциплинарный подход — целостность в деяниях преподавателей, психологов и докторов. 

У всякого малыша нужно пытаться воспитать ответственность за собственное здоровье, лишь тогда он реализует свои познания, умения и навыки по сохранности здоровья. 

Здоровьесберегающие технологии, используемые в учебно-воспитательном процессе, разделяются на 3 главные группы:

I. Технологии, обеспечивающие гигиенически рациональные условия образовательного процесса.

II. Технологии хорошей организации учебного процесса и физиологической энергичности обучающихся.

III. Различные психолого-педагогические технологии, применяемые на уроках и во внеурочной деятельности преподавателями и наставниками. [6]

 

 

 

Таб. 1. Здоровьесберегающие факторы урока

п/п

Факторы урока

Требования

1.

Плотность урока

Не меньше 60%

и не больше 70%

2.

Численность видов учебной деятельности 

4 - 7

3.

Средняя длительность разных видов учебной деятельности 

Не больше 10 минут

4.

Частота чередования разных видов учебной деятельности 

Чередование не позже чем через 7 – 10 минут

5.

Численность видов преподавания 

Не меньше 3-х

6.

Альтернирование видов преподавания 

Не позднее чем через

10 – 15 минут

7.

Присутствие эмоциональных разрядок (численность) 

2 - 3

8.

Место и продолжительность внедрения ТСО 

В соответствии с гигиеническими требованиями

9.

Альтернирование позы 

 

Поза сменяется в соответствии с разновидностью работы.

Учитель наблюдает за посадкой учащихся

10.

Наличие, пространство, оглавление и длительность оздоровительных моментов

На 20-35 минуте урока

по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого из них

11.

Психологический климат в классе

Преобладают положительные эмоции

12.

Момент наступления утомления учащихся 

Не ранее 40 минут

13.

Присутствие в содержательной доли урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни 

Выражения, задания, требования, рекомендации

14.

Соразмерение объёма и трудности домашнего задания с способностями учащегося

Желательны задания по  трём уровням сложности

15.

Длительность постоянной работы за персональным компьютером 

 

Для учащихся 1 классов – 10 минут, для учащихся 2 - 5 классов – 15 минут, для учащихся 6 - 7 классов – 20 минут, для учащихся 8 - 9 классов –

25 минут

Структуру урока разрешено видоизменять в зависимости от вида и темы урока, шагов может существовать разное количество, способов проведения может существовать несколько, однако приоритетным для меня остается четкое выполнение таких критериев: разнообразие видов деятельности, работа за персональным компьютером не более установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти 3 условия позволяют избежать усталости и сделать общение детей с компьютером  наиболее безвредным для их здоровья. 

Всё совместно это делает процесс обучения наиболее увлекательным и интересным, формирует у учащихся хорошее и бодрое расположение духа, упрощает преодоление проблем при усвоении учебного материала, а  главное, заставляет  их задуматься и заботиться  о здоровом образе жизни. 

Постоянное применение на уроках физкультминуток, смены видов деятельности, соблюдение требований СанПиН, разрешает сформировать сознание ценности здорового и безопасного образа жизни и бережного к нему отношения у детей.


5.        ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

 

Чрезвычайно увлекательными являются проблемный способ и способ проектов. Они постоянно нацелены на самостоятельную активность учащихся через  организацию индивидуальной, групповой форм работы. Школьник, разбирая полученный материал и оперируя им, расширяет и углубляет познания при поддержке раньше усвоенной информации. А поэтапная замена деятельности данных способов не дает ребенку утомить собственный организм.

При составлении уроков, применяя такие формы работы, у ребят возрастает количество шансов выполнить её удачно, и к тому же возникает больше уверенности, когда рядом друг, с которым можно  посоветоваться. Во время их общей работы оказание дозированной поддержки при затруднениях формирует дополнительную ситуацию успеха.

Такие формы работы с учащимися позволяют избежать повторов на уроках, монотонности, досрочной усталости учащихся. Так как, всем нам понятно, наилучший вид  отдыха – смена деятельности.

Беря во внимание запросы здоровьесберегающих технологий, для сохранения и поддержания здоровья учащихся и действенной работы на уроке я, провожу динамические паузы, сразу после разъяснения нового материала. 

Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради либо за компьютером рекомендуется школьникам на протяжении всего  урока, при первых симптомах усталости глаз, уводить взгляд вдаль на некоторое количество секунд. После нескольких уроков у них вырабатывается устойчивая привычка, которая в будущем, несомненно, поможет сохранить остроту зрения.

Принимая  во внимание все вышеупомянутое, уроки я провожу, применяя последующие этапы: 

1. Организационный момент. 

2. Сообщение темы, целей урока. 

3. Актуализация ранее изученного материала.

4. Объяснение нового материала (знакомство с новыми определениями, правилами). 

5. Физкультминутка.

6. Практическая работа в тетради (запись алгоритма озвученного задания, , коллективное составление плана действий, маленькая самостоятельная работа). 

7. Практическая работа

8. Зарядка для глаз. 

9. Получение и оценка результатов. 

10. Оценивание. 

11. Разбор имеющихся ошибок. 

Необходимо отметить, что представленная  конструкция и схема урока может меняться и корректироваться  в зависимости от вида и темы урока.  Приоритетным остается выполнение таких критериев: разнообразие видов деятельности, непосредственная работа на компьютере, но не более 20 минут и доброжелательная атмосфера на уроке. Эти три  условия позволяют избежать усталости и сделать общение детей с компьютером  наиболее безвредным.

Говоря о сохранении здоровья, эксперты делают упор на создании подходящего психологического климата. 

С первых минут урока, с приветствия необходимо создать обстановку доброжелательности, позитивный  настрой, так как  у учащихся развита интуитивная способность чувствовать настрой учителя. 

Не составляют исключения в этом значении и организация начала урока информатики. Мои самые первые фразы в начале урока всякий раз звучат по-разному, но постоянно благосклонно и доброжелательно. К примеру: 

- Какой сегодня превосходный день, какие отличные у вас лица и умные глаза, приступим к занятию. 

- Добрый день всем! Верю, что вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сейчас у нас на уроке произойдет немало увлекательного.

- Как я рада вас видеть! Присаживайтесь, пожалуйста, мне не терпится приступить к изучению с вами… 

- Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся! 

Все свои уроки начинаю с воспитательного момента, которые называю  «Минуты здоровья». К примеру, напоминаю учащимся о правильной осанке: «Что такое осанка? Осанка – это обычная поза спокойно стоящего либо сидячего человека. Неправильная, ошибочная осанка наносит  урон здоровью: нарушает работу внутренних органов. А как неприглядно смотрится человек, у которого нехорошая осанка. Верная осанка не только делает фигуру стройной, однако и придает человеку уверенность  в себе, свежесть, жизнерадостность». Школьникам советую принять правильную  осанку: опустить плечи, объединить лопатки, приподнять подбородок, животик втянуть, и сохранять данное положение  в течении всего урока. 

Для диагностики эмоционального состояния учащимся нередко советую заполнить листы настроения как в начале урока, так и в конце его. Школьники закрашивают цветным карандашом (либо изображают) тот смайлик, который подходит их настроению.

В. А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о самочувствие ребенка-это не  комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, труду, отдыху, кормлению. Это, в первую очередь внимание о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом данного согласия является удовлетворенность творчества». 

Есть определенное мнение, что на уроках технологии оценки ставятся за выполненное поручение на компьютере. Но это совершенно не так. Возможны и такие виды оценивания, как самооценка, взаимооценка (при работе в парах, в группах). Дополнительная оценка школьнику ставится за работу у доски, за выполненное творческое поручение (составление кроссворда, стихов, загадок согласно выбранной теме). 

Для снятия отрицательного воздействия персонального компьютера на организм учащихся на своих уроках я провожу короткие физкультминутки. В пятых классах я применяю тематические физкультминутки. К примеру, на уроке  по теме «Информация» разрешено применять следующее упражнение:

 

-Улыбнитесь, так как будто вы получили пятерку и чрезвычайно собой довольны. 

-Сядьте так,  как будто вы чрезвычайно утомились и вам очень хочется отдохнуть.

-А сейчас покажите, как ветер качает дерево.

-А сейчас станьте и покажите, как распускается цветочек. 

-Покажите, как вы собираете ягоды, заглядывая под каждый  листок. 

- А сейчас сядьте за парту так, как будто вы царевич либо царевна, а парта – ваш трон.

Как отлично вы своими действиями передали информацию! 

 

В следствие, благодаря таким минутам релаксации, учащиеся не только получают возможность снять напряжение, расслабиться, но и закрепить в форме игры материал урока. 

Самое большое напряжение при работе за компьютером приходится на глаза, так как пользователь читает не отраженные тексты, а смотрит на источник  света – монитор. 

В своей работе я использую такие формы взаимодействия с учащимися, которые позволяют школьникам приобретать социальные знания, получать опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, получать опыт самостоятельного общественного действия. Для этого учащиеся выполняют творческие работы по теме «Здоровье»: презентации "Гимнастика для глаз" (5 кл.), «ЗОЖ» (6 кл.). Средствами любого графического редактора создать плакат "ЗОЖ" (7 кл.).

С одной стороны, ребята формируют положительное отношение к здоровому образу жизни, а с другой, работают в офисных приложениях над отработкой навыков создания различного типа документов. Участвуют в создании проектов на темы: "Быть здоровым это модно", "Влияние компьютера на здоровье школьников".

Технология в школе – это дисциплина, изучающая все нюансы сохранения, получения, обработки информации. И это одна из немногих школьных дисциплин, при исследовании которой можно решать учебные задачи, применяя межпредметные связи с иными дисциплинами: математикой, биологией, литературой и др. На уроках технологии, в зависимости от содержания учебного материала, я включаю вопросы о культуре здорового образа жизни. 

Фактически в каждую тему на уроках технологии возможно добавить  полезную и главную информацию, связанную с сохранением здоровья человека. [8]

При изучении темы «Рациональное питание» учащиеся создают рисунки по темам: «Здоровый человек», «Жизнь без вредных привычек», «Я люблю спорт». 

При изучении темы «Кулинария» учащиеся составляют алгоритмы по темам: «Мой режим дня», «Рецепт витаминного коктейля» и т.д.

В том случае, если школьные задания по этим темам будут исследовательского направления, то есть школьникам необходимо будет подобрать  подходящую информацию, разобрать ее, отметить основное, сделать выводы, подготовить доклад о выполнении задания в компьютерном приложении, то это будет ценно не только по  отношению к уроку, однако и с позиции здоровьесбережения. 


6. ПРИМЕНЯЕМЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК, ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ РУК, ШЕИ, ТУЛОВИЩА И ГЛАЗ

http://sorokino-ds1.ru/upload/docs/2016/04/60601357.jpg

Комплекс упражнений при общем утомлении:

1. Откинуться на спинку кресла, опустить руки на бедра, прикрыть глаза, рас-слабиться и посидеть в таком положении 10-15 секунд.

2. Постепенно опустить подбородок на грудь и удержаться в таком нахождении 5-8 секунд. Сделать 5-10 раз. 

3. Сидя с ровной спиной с опущенными руками, напрячь мускулы тела. Потом быстро и в полной мере расслабиться, наклонить голову, прикрыть глаза. Посидеть в таком положении 10-15 секунд. Повторить упражнение 2-4 раза. 

4. Присесть комфортно, чуть-чуть расставив ноги. Руки спустить на середину животика. Прикрыть глаза и углубленно вздохнуть через нос. Сдержать дыхание (насколько возможно). Без напряжения выдохнуть через рот (полностью). Сделать упражнение 4 раза (избегать головокружения). 

5. Распрямить спину, тело расслабить, прикрыть глаза. Без напряжения отвести голову вперед, обратно, в левую сторону, в правую.

Полученный эффект: расслабление тела, устранение нервного напряжения, возобновление обычного ритма дыхания.

 

 

Комплекс упражнений для глаз:

1. Потереть ладошки одну об другую, чтоб возникло чувство тепла. Закрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Закрыть полностью источник света. На глаза и веки не давить. Почувствовать расслабление, дышать легко. Быть в таком положении 2-2,5 минуты. 

2. С напряжением прикрывать на 5-7 секунд попеременно один и другой глаз.

3. В течении 10-12 секунд  поменять направление взгляда: по центру, на право, на лево, наверх, вниз.

4. Подмигивать в течении 1-2 минуты. 

5. В течении 10-12 секунд некоторое количество раз с силой зажмуриться.

6. Прикрыть глаза, расслабить мускулы лба, очень медленно  с напряжением сдвинуть глазные яблоки в крайнюю точку левой стороны, через 2-4 секунды повторить перевести в правую. Сделать 10 раз. Смотреть за тем, чтоб веки не подрагивали. Не щуриться.

Полученный эффект: расслабление и улучшение глазных мышц, освобождение от боли в глазах учащихся. 

Комплекс упражнений для головы и шеи:

1. Прикрыть глаза и выдавить глубочайший вдох. На выдохе замедленно опустить подбородок, расслабить шею и плечи. Опять глубочайший вдох, неспешное круговое перемещение головой в левую сторону  и выдох. Повторить 3 раза в левую сторону,  потом 3 раза в правую. 

2. Помассировать личико, чтоб снять напряжение лицевых  мышц.

Надавливать пальцами на затылок в течении 15 секунд, при этом делать вращательные движения в правую сторону, потом в левую. 

Полученный эффект: расслабление мышц шеи и личика. 

Комплекс упражнений для рук:

1. Обширно растопырить пальцы, расслабить кисти на 5-7 секунд, потом ускоренно зажать пальцы в кулаки на 5-7 секунд, потом расправить кулаки и потрясти расслабленными кистями. Повторить упражнение 2-3 раза. 

2. Пощелкать пальцами правой, затем левой рук, перемещая большой палец поочередно на все остальные пальцы.

3. Сцепить пальцы, объединить ладошки и поднять локти. Провернуть кисти то пальцами вовнутрь (к груди), то наружу. Сделать некоторое количество раз 2-3, потом опустить руки и потрясти расслабленными кистями. 

4. В положении сидя на стуле либо стоя расположить руки перед лицом. Ладони наружу, пальцы распрямлены. С напряжением держать ладони и запястья рук. Убрать пальцы в кулаки, ускоренно загибая их один за другим (упражнение начинать с мизинцев). Большие пальцы окажутся сверху. С силой стиснутые кулаки развернуть так, чтоб они "посмотрели" друг на друга. Перемещение - только в запястьях, локти не подвижны. Расправить кулаки, расслабить кисти. Сделать упражнение ещё некоторое количество раз 2-3.

5. В положении  сидя на стуле  либо  стоя с ровной спиной расположить руки вдоль туловища. Расслабиться. Сделать глубочайший вдох и на замедленном выдохе в течение 10-15 секунд слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз 2-3.

Полученный эффект: снятие усталости рук.

Комплекс упражнений для туловища:

1. Приподнять плечи максимально возможно и плавно без усилий увести их обратно, потом медленно наклонить вперед. Сделать 15 раз. 

2. Стать ровно, спина прямая, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны на уровне плеч. С максимальным усилием развернуть туловище в правую сторону, потом в левую. Повторить 10-20 раз. 

3. Встать с прямой спиной, чуть-чуть развести стопы. Приподнять руки кверху, подняться на носки и медленно опуститься. Руки вдоль тела, расслабиться. Повторить  3-5 раз. 

4. На выдохе нагнуться вперед и дотронуться руками пола перед носками обуви. Наклонить голову, почувствовать расслабление. Вдох - и на выдохе распрямиться. Повторить упражнение 3 раза. 

5. Ноги на ширине плеч, чуть-чуть расслаблены и согнуты в коленях. Делая глубочайший вдох, почувствовать расслабление. На выдохе приподнять руки кверху, тянуть их к потолку. Почувствовать усилие в мышцах пальцев рук, плеч, спины и опять сделать глубочайший вдох. 

6. Стоя наклониться, завести ладошки к ногам сзади колен. Втянуть животик и напрячь спину на 5-6 с. Распрямиться и почувствовать расслабление. Проделать упражнение 3-5 раз. 

Полученный эффект: расслабление мускул, выпрямление позвоночника, усовершенствование кровообращения.

 

 


ВЫВОДЫ

 

После проведения уроков, в которых чередуется и разновидность деятельности учащихся, и методы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с физкультурными паузами, я уверена перегрузок на уроке не случится. А создание  подходящей атмосферы в самом начале  и в конце урока, через искреннюю улыбку учителя, будет содействовать отличному настроению учащихся, как на самом уроке, так и после него. 

Использование на уроках физкультминутки, которая увеличивает двигательную энергичность, провоцирует активность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает накопленную усталость, увеличивает умственную трудоспособность, станет содействовать отличному темпу урока. 

При организации урока выделяют 3 основных и главных  шага с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются собственной длительностью, объемом нагрузки и соответствующими видами деятельности.

Эффективность усвоения познаний учащимися на протяжении  урока такая: 

- 5-25 минута урока – 80%;

- 25-35 минута урока - 60-40%;

- 35-45 минута – 10% . [7]

Практически все ученые сходятся в едином мнении, что урок, созданный на базе принципов здоровьесбережения, не обязан приводить к тому, чтоб учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Если критерии здоровьесбережения мало учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то появляется умственное переутомление школьников. 

Здоровый образ жизни не занимает пока первое и должное место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем сообществе. Однако если мы обучим деток с самого раннего возраста дорожить, оберегать и укреплять родное здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только личностно, умственно, религиозно, однако и физиологически. 

Достижение данной цели может быть достигнуто с поддержкой технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и способов организации учебно-воспитательного процесса без вреда для здоровья школьников. 

Здоровьесбережение образовательного процесса выполняется согласно следующим разделам и нормам:

1. Поддержание в классе обоснованных санитарно-гигиенических критерий, от чистоты и освещенности до дизайна.

2. Физиологически грамотное построение уроков с внедрением в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки.

3. Создание психологически удобной среды в процессе обучения.

4. Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (в том числе здоровьесберегающих). 

Внедрение на уроках здоровьесберегающих технологий – задаток успешности учебно-воспитательного процесса.

Понятно, что школьный урок оказывает серьезнейшее воздействие (позитивное либо негативное) на самочувствие учащихся. Потому от всякого из нас, учителей, зависит положение здоровья и душевного состояния учащихся. 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.        http://biofile.ru/bio/6463.html

2.        http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/12/12/ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh

3.        http://www.testsoch.info/primenenie-zdorovesberegayushhix-texnologij-v-nachalnoj-shkole/

4.        http://yaviju.com/profilaktika/uprazheniya-i-sovety-dlya-glaz/stereokartinki-dlya-trenirovki-glaz-v-chem-zaklyuchayutsya-ix-osobennosti.html

5.        Безрукова В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. – М.: Сентябрь, 2014. – 160 с.

6.        Вайнер Э.Н. Методология и практика формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды.: Методическое пособие. / Под ред. Э.Н. Вайнера. – М.: Просвещение, 2011. – 185 с.

7.        Вострокнутов И.Е. Почему устают глаза при работе на компьютере.// ИНФО. – 2012, №1.

8.         Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей. – Мн., 2011. – 288 с.

9.         Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. – М.: Вентана-Графф, 2015.

10.    Степанов В. М., Лапина О. А., Макаровская А. П. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе, М.: «Модэк», 2012.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Администрация города Южно-Сахалинска

Администрация города Южно-Сахалинска

АННОТАЦИЯ Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло

АННОТАЦИЯ Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Самочувствие детей и подростков является одним из важных характеристик, определяющих потенциал страны, а еще одной из характеристик государственной сохранности

ВВЕДЕНИЕ Самочувствие детей и подростков является одним из важных характеристик, определяющих потенциал страны, а еще одной из характеристик государственной сохранности

Пробуждение в детях желания заботиться о собственном самочувствии (создание заинтересованного отношения к личному здоровью)

Пробуждение в детях желания заботиться о собственном самочувствии (создание заинтересованного отношения к личному здоровью)

ОБОСНОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОБОСНОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Работа и ответ у доски. 2. Выборочный опрос

Работа и ответ у доски. 2. Выборочный опрос

ОСНОВНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРИ

ОСНОВНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРИ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ

Заниматься и проводить активные физические упражнения на уроках информатики не предоставляется возможным, однако, проведение физминуток, а также физминуток для глаз (после выполнения практического задания за…

Заниматься и проводить активные физические упражнения на уроках информатики не предоставляется возможным, однако, проведение физминуток, а также физминуток для глаз (после выполнения практического задания за…

Расстояние нужно подобрать с учетом размеров алфавитно-цифровых символов и знаков

Расстояние нужно подобрать с учетом размеров алфавитно-цифровых символов и знаков

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Главные принципы здоровьесбережения состоят в следующем: 1

Главные принципы здоровьесбережения состоят в следующем: 1

Таб. 1. Здоровьесберегающие факторы урока № п/п

Таб. 1. Здоровьесберегающие факторы урока № п/п

Момент наступления утомления учащихся

Момент наступления утомления учащихся

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА Чрезвычайно увлекательными являются проблемный способ и способ проектов

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА Чрезвычайно увлекательными являются проблемный способ и способ проектов

Объяснение нового материала (знакомство с новыми определениями, правилами)

Объяснение нового материала (знакомство с новыми определениями, правилами)

Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся!

Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся!

К примеру, на уроке по теме «Информация» разрешено применять следующее упражнение: -Улыбнитесь, так как будто вы получили пятерку и чрезвычайно собой довольны

К примеру, на уроке по теме «Информация» разрешено применять следующее упражнение: -Улыбнитесь, так как будто вы получили пятерку и чрезвычайно собой довольны

Быть здоровым это модно", "Влияние компьютера на здоровье школьников"

Быть здоровым это модно", "Влияние компьютера на здоровье школьников"

ПРИМЕНЯЕМЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

ПРИМЕНЯЕМЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

Комплекс упражнений для глаз: 1

Комплекс упражнений для глаз: 1

Пощелкать пальцами правой, затем левой рук, перемещая большой палец поочередно на все остальные пальцы

Пощелкать пальцами правой, затем левой рук, перемещая большой палец поочередно на все остальные пальцы

На выдохе приподнять руки кверху, тянуть их к потолку

На выдохе приподнять руки кверху, тянуть их к потолку

ВЫВОДЫ После проведения уроков, в которых чередуется и разновидность деятельности учащихся, и методы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с физкультурными паузами, я уверена перегрузок на уроке…

ВЫВОДЫ После проведения уроков, в которых чередуется и разновидность деятельности учащихся, и методы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с физкультурными паузами, я уверена перегрузок на уроке…

Достижение данной цели может быть достигнуто с поддержкой технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и способов организации учебно-воспитательного процесса без вреда для здоровья…

Достижение данной цели может быть достигнуто с поддержкой технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и способов организации учебно-воспитательного процесса без вреда для здоровья…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2024