Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение "Красноярская школа 4"
Программа профессиональной ориентации обучающихся
1-9 классов с нарушением интеллекта.
Выполнила:
социальный педагог Ченченко Светлана Ивановна
2021 год
Пояснительная записка.
Одним из приоритетных направлений обучения детей с нарушением интеллекта наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что только трудовое обучение в школе, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию умственного и физического развития, обеспечивает большинству выпускников возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Отличия трудовой подготовки детей с нарушением интеллекта по сравнению с их нормально (нормативно) развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества.
Дальнейшая судьба выпускников школы бывает проблематичной, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, обучающиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых обучающихся ведут к затруднениям при формировании технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность навыков и умений.
Кроме того, на затруднения в последующем трудоустройстве, влияют такие факторы как:
--психологическая неготовность к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
--отсутствие ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности (возможно, это чувство социального иждивенчества);
--неадекватная самооценка и недостаточно сформированная способность оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержании профессии;
--неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другое.
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.
Как показывает практика, правильно созданные условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить обучающемуся освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений навыков. Профессиональных программ, формирование обще культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности ребенка с нарушением интеллекта, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.
Цель программы: комплексное оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения обучающихся, подготовки их к самостоятельной трудовой деятельности через систему специальных мероприятий.
Задачи:
• Изучение особенностей профессиональных предпочтений обучающихся 1 – 9 классов, через урочную и внеурочную деятельность;
• Развитие у обучающихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважение к физическому и умственному труду, к разным профессиям;
• Формирование у обучающихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями;
• Обновление системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
• Повышение компетентности педагогов школы в профориентационной работе.
Целевой группой, на которую направлена деятельность по программе, являются обучающиеся 1-9 классов.
Основные направления профориентационной работы:
• профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда);
• профессиональная диагностика;
• профессиональная консультация.
Формы и методы работы по профориентации:
Профессиональное просвещение: информационные листки, буклеты, классные часы, виртуальные экскурсии в мир профессий, а также сведения о перспективных тенденциях занятости, информирующие о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Проведение в ОО системной профпропаганды ( конкурсы) способствующей формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость.
Профессиональная диагностика: наблюдения, учебные дисциплины, анкеты, опросники, традиционные и модифицированные методики по самоопределению обучающихся и выявлению у них потребностей, интересов, склонностей
Профессиональная консультация:
Консультации, беседы с родителями, творческие музыкальные вечера «Песни о профессиях» и др., оказывающие непосредственную помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора.
Занятия проводятся воспитателем класса (классным руководителем), социальным педагогом, педагогом-психологом в урочное и во внеурочное время.
Расширение «воспитательного пространства», необходимо для формирования готовности к жизненному самоопределению, этому способствует система дополнительной профессиональной пробы (программы образования):
-«Фигурная и художественная резьба по дереву»;
-«Роспись по дереву» (выжигание);
-«Вышивание»;
-«Бисероплетение»;
-«Клининговые услуги».
В школе накоплен многолетний опыт взаимодействия с профессиональными учреждениями, заключены договора в области профориентационной работы. Это Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики, Красноярский многопрофильный техникум имени В.П. Астафьева, Красноярский монтажный колледж, Красноярский техникум социальных технологий, Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства, Красноярский техникум промышленного сервиса. Эти профессиональные учреждения выбраны потому, что в них есть группы для обучающихся с нарушением интеллекта и расширен перечень профессий, которые доступны нашим детям.
По окончанию школы обучающиеся продолжают обучение в учреждениях специального профессионального образования по специальностям: столяр строительный, кухонный работник, слесарь-сантехник, цветовод, жестянщик, изготовитель пищевых полуфабрикатов, каменщик, облицовщик-плиточник, переплётчик, швея, штукатур.
Профориентационная работа происходит в тесном взаимодействии с родителями обучающихся. Проводится родительские собрания, проводятся консультации, где происходит совместное изучение интересов, склонностей детей и способствование их развитию через кружки, секции, родители привлекаются к организации и проведению экскурсий.
Условия реализации программы по профориентации:
• Программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования профпригодности личности обучающегося;
• создание в образовательном учреждении системы психолого- педагогического образования родителей по данному направлению;
• создание в образовательном учреждении организационно-педагогических возможностей (кадровых, материальных, учебно-методических, организационных, информационных);
• вовлечение структур гражданского общества в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи.
Требования к условиям реализации программы профориентации:
Кадровые условия: наличие социально-психологической службы, включающей следующих специалистов: педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования.
Программно-методические условия: планы:
• план работы профориентационных социокультурных пространств;
• план методической работы с учителями-предметниками по реализации программы профориентации на уроках;
• план профориентационной работы психолого-педагогической службы школы;
Материально-технические условия:
• наличие оборудованных кабинетов технического труда и художественной мастерской.
Информационные условия:
• свободный доступ к ресурсам сети Интернет.
Комплексный план (Дорожная карта) по реализации профориентационной работы.
Классы |
Форма профессиональной ориентации |
Сроки |
Содержание |
Планируемые результаты |
1-4 |
Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» |
сентябрь, октябрь 2020 года |
Знакомство обучающихся с трудом людей, которые нас окружают. |
Формировать положительное отношение к труду. |
1-4 |
Занятие «Узнай профессию» |
ноябрь, декабрь 2020 года |
Школьники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности. |
Формировать умение анализировать профессии. |
1-4 |
Викторина «Профессии вокруг нас» |
февраль, март 2021 год |
Выполнение викторины. |
Формировать мотивацию и интерес к трудовой деятельности. |
5-6 |
Классные часы «Мир современных профессий» |
ноябрь, декабрь 2020 года |
Просмотр видеороликов и обсуждение на тему: «Какая из профессий меня заинтересовала и почему» |
Информирование обучающихся о существующих профессиях, специфических особенностях профессий. |
5-6 |
Уроки по программе «Уныш» |
февраль, март 2021 год |
Просмотр видеоматериалов урока и обсуждение. |
Формирование ценностно-смысловой основы профессиональных выборов. |
7-9 |
Диагностика личностных и поведенческих особенностей обучающихся с целью выявления профессиональной направленности. |
сентябрь, декабрь 2020 года |
Рисунок человека из геометрических фигур; Тест Люшера; Тест «Кто Я?»; Тест Кеттела; Тест Лири. |
Выбор профиля обучения с учётом личностных особенностей обучающихся. |
7-9 |
Игра-тренинг «Человек-профессия» |
февраль, март 2021 год |
Выполнение игры. |
Формирование ценностно-смысловой основы профессиональных выборов. |
7-9 |
Классные часы «Мир современных профессий» |
В течение года |
Просмотр видеороликов и обсуждение на тему «Какая из профессий меня заинтересовала и почему». |
Информирование обучающихся о существующих профессиях, специфических особенностях профессий. |
7-9 |
Экскурсии в профессиональные учреждения с учётом профильной направленности. |
В течение года |
Посещение профессиональных учреждений. |
Формирование способности к планированию профессиональной карьеры на этапе допрофессионального образования. |
7-9 |
Проведение опроса о выборе обучающимися профессионального учреждения и специальности. |
апрель 2021 год |
Написание опросника. |
Определение обучающихся, желающих поступить в профессиональное учреждение. |
Задача |
Планируемый результат |
Инструмент для оценки |
Периодичность |
Ответственный |
• Изучение особенностей профессиональных предпочтений обучающихся 1 – 9 классов, через урочную и внеурочную деятельность;
|
-Знать свои способности и возможности; -Знать основные правила выбора профессии; -Владеть основными понятиями в вопросах профориентации; -Иметь представления об индивидуальных особенностях личности. |
Презентации
|
Во время уроков и воспитательских занятий по планам учителей, воспитателей и социального педагога.
|
Классный руководитель, воспитатель, социальный педагог.
|
• Развитие у обучающихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважение к физическому и умственному труду, к разным профессиям;
|
- положительное отношение к труду; -умение разбираться в содержании профессиональной деятельности; -умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; -умение анализировать свои возможности и способности.
|
Портфолио
|
Во время уроков и воспитательских занятий по планам учителей, воспитателей и социального педагога.
|
Классный руководитель, воспитатель, социальный педагог.
|
• Формирование у обучающихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями;
• Обновление системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
|
• - формирование мотива самопознания и саморазвития; • -осознание себя и своего места в жизни.
-оказание психологической помощи учащимся в осознанном выборе будущей профессии; обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; -активация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях. |
Выставки
Диагностические таблицы |
Во время уроков и воспитательских занятий по планам учителей, воспитателей и социального педагога. По запросам учащихся, учителей и родителей. |
Классный руководитель, воспитатель, социальный педагог. Педагог-психолог
|
• Повышение компетентности педагогов школы в профориентационной работе.
|
-совершенствование профессиональной компетентности; -комплексная профориентационная консультация. |
|
|
|
Функции управления |
Управленческие действия |
Планирование;
Организация;
Координация;
Контроль.
|
Планирование работы по профориентации школьников.
Проведение в школах лекций, семинаров с приглашением родителей учащихся, специалистов профучереждений. Организация в школах выставок литературы о выборе профессии.
Проведение группового обследования профессиональной направленности школьников. Налаживание связей с профессиональными учреждениями.
Сбор, накопление информации, изучение и прогнозирование престижности профессии. |
Список литературы
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Официальный текст. Ввод. в действие с 1 сентября 2015 г. (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
• М.А. Бендюков, И.Л. Соломин. Твой компас на рынке труда. Санкт – Петербург, 2000г. – 334с.
• Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
• Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж: МОДЭК, 2002. – 400 с.
• Букреева И.А., Евченко Н.А. Самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении // Инновации и традиции современной школы: материалы II Международной научно-практической конференции. 18 декабря 2010 г. - Чебоксары, 2010. - С. 47-51.
• Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2009. – 160 с.
• Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения: Методические материалы / Под ред. Н. В. Афанасьевой. – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005. – 144с.
• В условиях введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения. Психологическое сопровождение выбора профессии. //Под ред Л.М. Митиной. М., 2003.
• Битянова М. Система развивающей работы школьного психолога.// Школьный психолог. 2004. № 44.
• Вачков И. Методы психологического тренинга в школе. // Школьный психолог. 2004. № 47.
• Голуб Г.Б. Элективные курсы в системе профильного обучения // Справочник заместителя директора школы. – 2010. – №6. – С. 83-89.
• Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. – 2005. – №1. – С.19-26.
• Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя / авт.-сост.: Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. – М.: Глобус, 2008. – 101 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.