Применение ИКТ в образовательном процессе
Оценка 4.7

Применение ИКТ в образовательном процессе

Оценка 4.7
docx
другое +1
17.01.2022
Применение ИКТ в образовательном процессе
В этой статье познакомитесь с опытом работы учителя начальных классов. Узнаете какие образовательные сайты и сервисы визуализации можно использовать для подготовки к урокам и внеурочным занятиям, для обучения учащихся начальной школы.
ИКТ.docx

Осадчая Оксана Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ «Лицей»

 

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

Применения информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в образовательном процессе начальной школы – требование времени.  На протяжении последних 15-ти лет происходит информатизация начального образования, которая является частью такого глобального социального процесса как информатизация жизни общества.

Постепенно в школе расширялась информационно-образовательная среда. Поступало новое оборудование. В моём кабинете появилась интерактивная доска, дети на уроках начали работать с ноутбуками, выходили в сеть Интернет. Активно в своей работе использовала систему голосования, при проведении тестов, устного счёта, словарной работы. Документ-камера, с помощью которой можно продемонстрировать работу учащихся всему классу, а на уроке технологии показать изготовление мелких деталей так, что видно на экране в увеличенном размере для всех.

Почему всё это происходит?

Какие результаты мы достигнем, применяя ИКТ в начальном образовании? Как, нам, учителям, следует организовать достижение нового образовательного результата? Какими должны быть созданы условия для профессиональная деятельность учителя?

Ответы на эти вопросы мы получим во всех разделах федерального государственного стандарта начального общего образования (далее Стандарт), который включает в себя требования к результатам, к структуре, к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО).

Раздел 1 «Общие положения», пункт 7 [1, с.6]

7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,

                   Раздел 2 «Требования к результатам освоения ООП НОО»
1. Личностные результаты, пункт 10 [1, с.8]

2. Метапредметные результаты, пункт 11 [1, с.9]

3. Предметные результаты, пункт 12 [1, с.12]

При внимательном прочтении становится ясно, что прямо или косвенно данные результаты обозначены во всех предметных областях. И в критериях итоговой оценки качества освоения ООП НОО, пункт 13 [1, с.14]

Чтобы воспитать ИКТ-компетентного ученика учитель должен владеть информационно-коммуникационными технологиями, грамотно и эффективно применять их в образовательном процессе. Что зафиксировано в должностной инструкции учителя Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В разделе Должностные обязанности. «Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности… Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). В разделе Должен знать «…основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием…»

Информационно-коммуникационные технологии можно применять в учебной деятельности на различных этапах обучения:

         при объяснении нового материала,

         повторении и закреплении изученного,

         итоговом контроле.

На внеурочных занятиях, исследовательской и проектной деятельности, на классных часах, на профилактических занятиях по ПДД и ОБЖ.

В настоящее время программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), программы-тренажёры, интерактивные учебно-методические комплексы, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки наглядных пособий. 

На данный момент широко использую на уроках - образовательные платформы РЭШ, МЭШ, Учи.Ру, ЯндексУчебник. Во внеклассной работе и для проведения внеурочных занятий интернет-ресурсы. Такие сайты как «Спас-Экстрим»- портал детской безопасности, сайт про домашних животных «Мы – твои друзья» и др.

            В процессе обучения я и мои ученики традиционно обращались к различным источникам информации: энциклопедиям, справочникам, словарям, хрестоматиям… Помимо традиционной библиотеки используем электронные словари, базы данных и др., которые представлены не только на дисках, но и в сети Интернет. ВАЖНО, чтобы это были безопасные сайты, которые можно рекомендовать детям начальной школы. Одним из таких сайтов является ГрамотаРу.

Яндекс-карты. Проходим тему по окружающему миру «Природные сообщества родного края». Информации в учебниках нет. Поэтому обратились за помощью в сеть Интернет. Используя Яндекс-карты составили таблицу высот гор Крыма, выстроили ранжирование по убыванию или возрастанию. Теперь нам предстоит задача построить диаграммы в программе Excel.

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Поэтому в своей работе я использую различные сервисы визуализации. Их очень много, они разнообразны, например, онлайн доски, которые различны по своему функционалу.

Доска padlet даёт возможность расположить материал к теме или к уроку в удобной мне форме. Сейчас мы классом делаем выставку, прочитанных книг на каникулах на доске padlet. Такой сервис как StoryJumper помогает ученикам создавать многостраничные иллюстрированные интерактивные книги.

Для создания сетевых проектов использую и диск гугл.

Отдельно хочется рассказать о проекте «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области» (далее СДШ). С самого основания я являюсь активным участником проекта. В оболочке Moodle мною созданы три дистанционных курса: «Математическая шкатулка, 3 класс», «Математическая шкатулка, 4 класс» и «Математика 4 класс». Курс «Математическая шкатулка» имеет цель помочь развить у детей логическое, алгоритмическое и пространственное мышление. Этого достичь можно путём решения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. В данном курсе предлагаются логические задачи занимательного характера, для которых характерно неожиданное решение; задачи с необычной формулировкой, возможно и с простым решением, но требующие умственных усилий для того, чтобы понять их условия. Рассчитан на 34 часа. Многие ребята приняли активное участие в создании баз данных: «Кто сколько живёт», «Масса животных». Курс является востребованным среди учителей начальных классов Новосибирской области, участников СДШ. Курс «Математика, 4 класс» является учебным курсом по предмету математика, составлен на основе учебника А.Л. Чекина «Математика» и дополнительных материалов авторов Е.П. Юдиной, О.А. Захаровой (УМК «Перспективная начальная школа»). Рассчитан на 136 часов. На этом курсе предусмотрены различные элементы курса: лекции, тесты, задания, рабочие тетради, форумы, ресурсы, 2 базы данных («Цена товара», «Объёмные фигуры»), глоссарий математических терминов. Тематика курса делает его возможным при обучении учащихся по любому УМК.

С 2015 года я и мои ученики активно работаем на отечественной онлайн-платформе Учи.ру, которая позволяет не только повторить учебные материалы и потренироваться на тренажёрах, но и помогает реализовывать коррекционную программу ООП НОО в  направлении работы с одарёнными учащимися (проведение нескольких олимпиад в течение года, наличие банка олимпиад за предыдущие годы, практикум по решению олимпиадных задач). С 2016 года я являюсь администратором платформы.

С 2019 года мы с детьми подключились к работе на образовательной платформе ЯндексУчебник. Сервис активно развивается, очень удобный интерфейс, постоянно развивается, так с сентября 2021 года автоматически выстраивает индивидуальную траекторию в зависимости от ответов учеников..

ФГОС обязывает обучать детей работать в программах. На таком уроке я отрабатываю учебный материал, используя персональный компьютер или ноутбук для создания диаграмм, схем, таблиц, учить выполнять проектные работы, научить писать и правильно оформлять письма, тексты. Эти работы мы создаём в программах: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, графический редактор Paint, калькулятор. Таким образом я расширяю знания учащихся по предметам за счёт использования персонального компьютера. Но поскольку урока информатики в учебном плане начальной школы нет, (только несколько уроков в предметной области Технология по УМК), то возникает необходимость восполнить этот пробел.

Таким образом для учащихся были созданы курсы в школьной компьютерной академии (далее ШКА). Мною были составлены обучающие курсы для 1-5 классов и на протяжении нескольких лет я являлась руководителем ШКА. На занятиях ШКА обучение проходит через создание социальных проектов.  Образовательный процесс выстраивается таким образом, чтобы учащиеся смогли не только приобрести основные навыки работы на компьютере, но и работать в команде, научиться решать различные проблемы совместно с другими детьми, используя навыки критического мышления.

Дети выбирают для работы такие проекты, которые имели бы и социальную значимость.

Во время занятий ребятами созданы

Базы данных

Словарики

Мультфильмы

Обучающие презентации и викторины по предметам.

Результаты проектов были представлены на конкурсах различных уровней:

XIX международный художественный конкурс для детей и юношества «Космос и Я», номинация «Компьютерная графика», призёры… и др. конкурсы цифровых рисунков.

ЦЕНТР Эгида Городской конкурс (Новосибирск) «Алгоритмический триатлон для учащихся начальных классов – Триатлоша», 2 командное место.

XIII Всероссийский детский конкурс «Первые шаги в науке», диплом I степени участников очного этапа в Москве (Непецино). Секция информатика и математика. Работа «LEGO- самолёт».

Всё это повышает у учащихся мотивацию к овладению информационными технологиями, делает компьютер инструментом обучения, а не развлечения, даёт возможность широкого использования при обучении детей и вне школы.

Список литературы

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. - М.: Просвещение, 2011 г.

Изменения на 2020 г. https://fgos.ru/fgos/fgos-noo


 

Скачано с www.znanio.ru

Осадчая Оксана Владимировна, учитель начальных классов

Осадчая Оксана Владимировна, учитель начальных классов

Предметные результаты, пункт 12 [1, с

Предметные результаты, пункт 12 [1, с

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение

Таким образом для учащихся были созданы курсы в школьной компьютерной академии (далее

Таким образом для учащихся были созданы курсы в школьной компьютерной академии (далее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2022