Цифровые технологии как средство активизации образовательной деятельности в работе обучающихся
Цифровой инжиниринг, цифровые платформы, цифровые модели атомных электростанций – во всех этих словосочетаниях употребляется слово «цифровой». Что это значит? Почему так часто употребляется? И вообще, для чего все это служит?
Ответ лежит в понимании такого феномена как «Четвертая промышленная революция».
Последние несколько лет, начиная примерно с 2015 года, в наших СМИ, в интернете начал очень часто встречаться термин «Индустрия 4.0».
Впервые он прозвучал в 2011 году в Германии. На Ганноверской выставке была представлена хай-тек стратегия 2020, и немецкие бизнесмены, инженеры и производители продукции представили концепцию платформы Industry 4.0, ознаменовавшую новое направление в промышленном производстве, которое они хотели применить у себя в промышленности.
Смысл стратегии был во всеобщем внедрении в процессы промышленного производства киберфизических систем, отвечающих не только за отдельные этапы, но способных полностью, самостоятельно контролировать и оптимизировать производство. Эти системы должны позволять применять информацию, снимаемую с различного оборудования для возможности проектирования, создания и модернизации создаваемых промышленностью объектов.
На данный момент термин «Четвертая промышленная революция» является собирательным и основной смысл его заключается в том, что мы перешли на новый уровень производства и потребления различного продукта. Практически всего, что производятся в промышленности, начиная от хлеба и заканчивая космическими кораблями.
Клаус Шваб, председатель и организатор Всемирного экономического форума, который в 2016 году издал первую редакцию книги «Четвертая промышленная революция», достаточно полно сформулировал принципы, методы, цели и задачи этого периода. «Из множества разнообразных и увлекательных задач, стоящих перед современным обществом, наиболее важной и впечатляющей является осознание и формирование новой технологической революции, которая предусматривает как минимум преобразование человечества. Мы стоим у истоков революции, которая фундаментально изменит нашу жизнь, наш труд и наше общение. По масштабу объем и сложность этого явления, которое я считаю Четвертой Промышленной Революцией, не имеет аналогов во всем предыдущем опыте человечества».
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Практически во все сферы нашей жизни пришли цифровые технологии, которые развиваются и совершенствуются день ото дня.
«Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации... Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми», – говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
В основе новых образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Это актуально на всех этапах развития образования. Не даром китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я усваиваю».
Сегодняшнее поколение называют цифровым. Ученики используют различные гаджеты на продвинутом уровне. Это заставляет меня задумываться о том, чему учить и, главное, как учить. Мой девиз в работе: «Каждый ученик успешен!». Важнейший для меня вопрос: как развить интерес к обучению, как научить ребенка мыслить и самостоятельно делать выводы. Формирование и усиление мотивации учащихся к обучению в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.
В настоящее время у некоторых учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Причин этому множество. Снижение мотивации определяется как перегруженностью программ, так и оторванностью изучения части материала от жизни, от потребностей учащихся.
Для планомерного достижения целей учитель должен на своих уроках сформировать интерес, провести активность и создать деятельность. В современном обществе для формирования интереса, создания активности и деятельности появилось большое количество программных продуктов, интернет ресурсов. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции – условия успешной социализации выпускников. Применение таких технологий на уроке способствует развитию интересов на уроке, а, следовательно, поддерживается работа ученика и постепенно формируется устойчивый познавательный интерес.
Чтобы улучшить эффективность и качество образования, ориентироваться на современные цели обучения, повысить мотивацию обучающихся к обучению, усилить самостоятельность школьников, изменить характер взаимодействия учителя и ученика, повысить качество наглядности в помощь учителю приходят различные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Данные ресурсы позволяют:
· сократить время на изучение материала;
· разнообразить виды и формы уроков;
· осуществлять контроль и оценку знаний;
· приучать учащихся к самостоятельной работе;
· повысить активность и инициативность учеников;
· развит информационное мышление;
· сформировать информационно-коммуникационные компетенции;
· приобрести навыки безопасной работы в сети Интернет;
· закреплять усвоенные знания;
· повысить качество успеваемости школьника.
Цифровые образовательные ресурсы можно разделить на три группы:
1. Электронные средства обучения – это «компьютерные учебные материалы». К ним можно отнести электронные учебники, обучающие программы, тренажеры, программы тестирования и многие другие. Для эффективного использования их в учебном процессе определяющим является содержательное и методическое качество таких ресурсов. Для повседневной практической деятельности учителя наиболее значимыми являются такие возможности цифровых средств обучения, как адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения, потребностям и способностям обучающихся, тиражирование и размещение материалов в сети.
2. Инструментальные и прикладные программы – программы, позволяющие учителю создавать собственные элементы автоматизированных учебных ресурсов.
3. Информационные ресурсы Интернета: веб-сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области, образовательным ресурсам и т.п.; веб-сайты — информационные представительства учебных заведений, образовательных организаций, издательств, производителей компьютерных средств обучения и др.; информационные и справочные порталы; ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных и т.д.
Цифровые технологии возможно использовать на всех этапах деятельности: от целеполагания (совместного, осознанного) до обобщения (повторение, структурирование - презентация); как групповой (учитель - ученики, учитель - родители), так и собственно учительской. Они помогают учитывать индивидуальные способности и творческое отношение к жизни каждого учащегося, внедрять различные инновационные учебные программы, реализовывать принцип гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, для развития каждого конкретного ребенка, для правильного индивидуального подхода цифровые технологии являются большим помощником.
В своей работе я стараюсь находить пути преодоления зон особых трудностей, моделирую ситуации успеха, стараюсь построить урок так, чтобы он для всех обеспечил развитие познавательной самостоятельности и активности, то есть мотивировал ученика самостоятельно открыть новое для него. Использование цифровых технологий позволяет мне моделировать максимально удобные формы организации учебного процесса. Я стремлюсь увеличить "продуктивность" обучения, что достигается созданием соответствующей организацией познавательной деятельности, благоприятным эмоциональным фоном.
Я применяю новые технологии на своих уроках, использую ЦОРы на разных этапах уроков технологии. Рассмотрим некоторые из них:
1. Для подготовки к урокам:
http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://window.edu.ru/ – Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
https://videouroki.net/ – крупнейшая образовательная онлайн-платформа в РФ,
https://interneturok.ru/ – библиотека видеоуроков школьной программы;
https://multiurok.ru/ – образовательная площадка для учителей.
2. Для закрепления знаний:
https://learningapps.org/ – онлайн-сервис, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний;
https://www.yaklass.ru/ – цифровой образовательный ресурс для школ.
3. Для контроля знаний:
https://onlinetestpad.com/ru/tests – Бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения;
https://resh.edu.ru/ – это полный школьный курс уроков; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя;
4. Для выполнения творческих заданий:
https://www.tinkercad.com/ – веб-приложение, которое помогает освоить базовые навыки, требуемые для внедрения инноваций в области 3D-проектирования, программирования;
https://ru.wix.com/ – конструктор сайтов;
https://tilda.cc/ru/ – конструктор сайта;
https://www.canva.com/ – бесплатная онлайн-платформа для дизайна;
https://crossmaker.ru/ – создание кроссвордов.
5. Для организации дистанционного обучения:
https://explore.zoom.us/ru/products/meetings/ – организация видеоконференцсвязи;
https://sferum.ru/?p=start - организация видеоконференцсвязи;
https://drive.google.com/drive/?tab=ro – google.disk для обмена информацией.
6. Для мотивации учащихся:
http://qrcoder.ru/ – генератор qr-кодов;
https://postnauka.ru/themes/physics – путеводитель по миру научного знания, краткие ответы ученых на самые распространенные вопросы, обстоятельные лонгриды о достижениях науки и современных технологиях, инфографика, рекомендации книг, фильмов и сериалов.
Применение современных цифровых технологий в образовании позволяет достичь основных образовательных целей, таких как:
· повысить интерес к процессу обучения;
· индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
· обеспечить самоконтроль учебно-познавательной деятельности;
· сократить время обучения;
· развить умение в принятии оптимальных решений.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.