Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения школьников
Оценка 4.8

Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения школьников

Оценка 4.8
Занимательные материалы +4
docx
математика
5 кл—11 кл
27.08.2019
Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения  школьников
Одной из задач образования становится формирование экологического сознания. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования одним из направлений их реализации является воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Актуальная цель современного обучения – развитие творческого мышления школьников. Успешное развитие творческого мышления у школьника возможно только при такой организации учебного процесса, когда учащиеся систематически вовлекаются в процесс активного интеллектуального поиска.
Доклад Мастерских.docx
Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения  школьников. Постигая   законы   природы,   человек   становится   все   более могущественным.   Современный   человек   все   в   большей   мере   приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для   ускорения   научно­технического   прогресса.   Но   прогресс   имеет   свою теневую   сторону.   Возрастает   ущерб,   наносимый   человеком,   поэтому экологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности.  Успех   решения   экологических   проблем   во   многом   определяется уровнем экологического мировоззрения детей.  Сегодня часто приходится слышать о загрязнении окружающей среды и экологических   проблемах   в   разных   уголках   нашей   планеты.   Перед   всем человечеством встала большая проблема – остановить дальнейшее загрязнение нашей планеты и принять срочные меры по охране природы и окружающей среды. А все это начинается с малого: нам всем, государствам и каждому жителю   нашей   планеты,   и   взрослым   и   детям,   нужно   постараться   сделать окружающую местность чище и благоустроеннее. В   решении   данной   проблемы   играет   огромную   роль   воспитание подрастающего поколения, а школа и организация учебного процесса в этом деле является главным. Экологические проблемы возникли  не сегодня. Но в наши   дни   ситуация   резко   ухудшилась.   Поэтому,   обращая   пристальное внимание на экологию, человек пытается прежде всего сохранить самого себя. Но, спасая себя, необходимо спасти природу. Однако без изменения сознания человека все планы спасения природной среды останутся лишь благими поже­ ланиями. Одной из задач образования становится формирование экологиче­ скою   сознания.   В   соответствии     с     федеральными     государственными образовательными   стандартами   основного   общего   образования   одним   из направлений  их  реализации  является  воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Актуальная   цель   современного   обучения   –   развитие   творческого мышления   школьников.   Успешное   развитие   творческого   мышления   у школьника возможно только при такой организации учебного процесса, когда учащиеся   систематически   вовлекаются   в   процесс   активного интеллектуального поиска. Экологическое   воспитание   в   МБОУ   «Сайгатинская   СОШ» осуществляется через три составляющие: ­ Образовательный процесс; ­ Система дополнительного образования; ­ Система внеурочной работы по экологии. В   настоящее   время   общее   среднее   образование   находится   на   этапе модернизации  и  обновления  системы  и  содержания  образования. Одной  из задач образования становится формирование экологического сознания. Это не только любовь и бережное отношение ко всему живому, но и чувство личной ответственности   за   то,   что   происходит   вокруг,   потребность   действовать. Экологическое   образование   включает   в   себя   организацию   учебной деятельности, предполагающую формирование знаний об окружающей среде, через природу, внутри природы, для природы. Сколько   разных   смыслов   заключают   в   себе   эти   два   слова:   экология растений, экология животных, экология леса. Это из прошлого века. А сейчас всё   чаще   слышишь   новое,   не   совсем   привычное:   видеоэкология,   экология   Экологизация   образования   означает   формирование   нового души... миропонимания   и   новый   подход   к   деятельности,   основанный   на формировании   ноосферно­гуманитарных   и   экологических   ценностей. Экологическое образование – новая ценностная ориентация, в основе которой универсальные, естественные ценности бытия: человек, природа, созидание. Конечная цель экологического образования – обучить человека и изменить его поведение.  Пришло время, когда понятие «экология» перестает быть только лишь   разделом   биологии   и   становится   понятием,   определяющим   культуру современного   человека.   Сегодня   благодаря   подвижничеству   и   энтузиазму учителей   происходит   отказ   от   простого   представления   об   экологическом образовании   как   сумме   знаний   по   биологии,   химии,   экономике   и   другим наукам. Понимание того факта, что экологическое образование имеет резко выраженный междисциплинарный характер, что это образование, помогающее понять   нашу   зависимость   от   окружающей   среды   и   способного   принять ответственность   за   нее,   что   есть   опыт   для   принятия   разумных   решений   в области   экономики   и   политики.   Именно   с   этой   целью   рекомендуется использование   на   уроках   математики   экологические   задачи.    Математика   является   одним   из   предметов,   который   пока   недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. В учебно­ воспитательном   процессе   школы   экологические   знания   учащихся   можно повысить и через уроки математики, используя соответствующий материал, например,   задачи,   в   основу   которых   положены   данные   из   литературы   о природе. Решение этих задач заставит учащихся проникнуться проблемами экологии   и   не   допускать   в   будущем   ошибок,   связанных   с  непродуманным натиском на природу. Но не надо забывать, что экологизация математики дает возможность проследить процесс развития человеческих знаний во времени и пространстве. Как и все другие науки, математика возникла из практической потребности людей. Целые   отделы   математики   создаются   для   анализа   явлений   природы   и   для решения технических задач. Как и в экологии, в математике существуют два основных   источника   научных   открытий:   практика   и   потребность систематизации найденных фактов, их анализ, систематизация, выяснения их взаимосвязи.   Математика   создает   условия   для   развития   умения   давать количественную   оценку   состояния   природных   объектов   и   явлений, положительных   и   отрицательных   последствий   деятельности   человека   в природном   и   социальном   окружении.   Экологические   задачи   хорошо применять   в   5­9   классах.   В   этих   классах   рекомендуется   развивать "экологизационные"   нравственные   ценности,   доступные   подростку.   Целью воспитания детей данного возраста       является формирование позитивного отношения   к   окружающей   среде.   Тематика   задач   может   быть   самой   социологическая, разнообразной:   биоэкологическая, историческая, в том числе решение задач  по проблемам природопользования   геоэкологическая, и   т.д.   Текстовые   задачи   позволяют   раскрыть   вопросы   о   среде   обитания, заботы   о   ней,   рациональном   природопользовании,   восстановлении   и приумножении её природных богатств. Использование   задач   с   экологическим   содержанием   в   преподавании курса   математики   предоставляет   возможность:   воспитывать   у   учащихся экологическую культуру; создавать в их сознании целостную картину мира; формировать   представления   о   математическом   моделировании;   выявлять связи   между   математическими   понятиями   и   окружающей   реальностью; повышать интерес к предмету математики.  Каждый курс математики может вносить вклад в формировании экологического сознания  Я, как учитель математики, могу предложить своим ученикам задачи, в основу которых положены данные о пагубном влиянии человека на природу, последствия его неразумных действий. Решение этих задач заставит учащихся проникнуться   проблемами   экологии   и   не   допускать   в   будущем   ошибок, связанных с непродуманным натиском на природу. Математические задачи могут   быть   направлены   на   сохранение   природных   богатств,   здоровья человека, развитие экологической культуры, в том числе любовь к природе, через возможность увидеть красоту окружающего мира. После решения таких задач необходимо проводить небольшое обсуждение или дискуссию, в ходе которых у обучающихся формируется экологическое сознание. Это задачи,  как для устного счёта, так и для письменной коллективной и самостоятельной работы. Конечно, нужно много подготовки, но эти затраты оправдывают   результат.   А   математические   задачи   с   экологическим содержанием   получаются   и   познавательные,   и   интересные   и   обеспечивают овладение учащимися программным материалом. В   процессе   обучения     у     школьников     формируются     личностные, познавательные,  коммуникативные  и регулятивные  универсальные  учебные действия. Решение   задач   может   осуществляться   при   проведении   поисковой беседы   с   учащимися.   Учитель   зачитывает   условие   задачи   и   формирует проблему. Основные   положения   и   данные   записываются   на   доске   и   в   тетрадях учащихся.   После   этого   оглашается   первый   вопрос   задачи,   который   может поясняться учителем. Школьникам дается время для обдумывания вопроса, после чего они высказывают   свое   мнение,   выдвигают   гипотезы,   касающиеся   его   решения. Каждая из гипотез обсуждается. Обдумывание   способов   решения   проблемы,   разработка   плана   могут осуществляться   как   в   группах,   так   и   индивидуально.   Важно   соблюдать последовательность. При   организации   беседы   или   дискуссии   нужно   помнить,  что   главное здесь   –   неполучение   от   учащихся   быстрого   и   единственно   правильного решения.   Важно   другое:   в   процессе   активного   обсуждения   проблемы   у школьников   развивается   умение   анализировать   ситуацию,   обобщать, трактовать, формулировать выводы. Самое ценное здесь – активный процесс развития творческого мышления школьника. Каждый   курс   математики   может   вносить   вклад   в   формировании экологического   сознания.   Наиболее   благоприятные   темы   в   5   классе: «Натуральные   числа»,   «Десятичные   дроби»,   «Проценты»,   в   6   классе: «Пропорции», «Положительные   и отрицательные  числа» «Диаграммы»,  в 7 классе   «Графики   функций»,   «Степень»,   в   8   классе   «Квадратные   корни», «Степень   с   целым   показателем»,   «Осевая   и   центральная   симметрии»,   в   9 классе:   «Прогрессии».   Посмотрите   примеры   экологических   задач   на некоторые из предложенных тем.  Тема:   Натуральные   числа. Автобус   за   каждый   километр   пробега выделяет   23   грамма   азота.   Сколько   газа   выделяет   школьный   автобус маршрута   Сайгатина­ГПЗ,   за   один   день,   за   неделю,   за   месяц?   Расстояние маршрута равно 10 км. Результат переведи в килограммы. Тема: Пропорции.  От   промышленных   загрязнений   страдают   реки,   и леса. Например, Швеция имеет более 100 тыс. озер на своей территории, из них 18 тыс. ­ «мертвые», лишенные жизни водоемы. Какой процент от всех озер Швеции составляют «мертвые» озера? Тема:   Графики   функций.  На   окраине   леса   шириной   100   м запыленность воздуха составляет 65% от запыленности на открытом месте, на расстоянии 400 м от края леса она снижается до 38%, 1000 м ­ до 25%,      3 км ­ до 5%. Постройте график зависимости уменьшения запыленности по мере удаления в лес. Тема: Квадратные корни. Известно, что учет населения проводился в Египте и в Китае еще до нашей эры. Решив квадратное уравнение  4а2 ­ 24а + 36 = 0,  вы определите, в каком это было тысячелетии до н.э. Тема: Прогрессии.  Плодовитость   дальневосточной   горбуши  1,5  тыс. икринок. В гнезда попадает всего 58% икры, содержащейся в самке, остальная часть сносится течением. До весны сохраняется всего 4% икринок. Мальки выносятся течением в море, устья реки достигают не более 1,8% мальков. Через несколько лет взрослая горбуша возвращается из моря в реку, где она родилась, и приступает к размножению, после которого погибает. В среднем до   половозрелого   состояния   доживает   одна   особь   из   750   зародышей. Постройте кривую выживания потомства дальневосточной горбуши. Использование   задач   с   экологическим   содержанием   является показателем уровня экологического сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, решает проблему, связанную с   воспитанием   нового   человека,   обладающего   высоким   интеллектуальным потенциалом и  экологической культурой. Одним   специалистам   в   области   естественнонаучных   дисциплин     с задачами экологического образования не справиться. Это слишком серьёзная проблема.   Она   —   касается   каждого!   Ведь   цель   устойчивого   развития   — выживание человечества в целом и повышение качества жизни для каждого гражданина в отдельности. А потому мы все сообща  (несмотря на предмет, который   преподаём)     должны   формировать   в   подрастающем   поколении устойчивое желание и умение жить так, чтобы сохранить нашу Землю для настоящих и будущих поколений. Путей здесь много… Главное — результат!

Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения школьников

Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения  школьников

Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения школьников

Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения  школьников

Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения школьников

Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения  школьников

Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения школьников

Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения  школьников

Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения школьников

Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения  школьников

Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения школьников

Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения  школьников

Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения школьников

Экологическое содержание математических заданий как способ формирования экологического мировоззрения  школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2019