Эколого-развивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.
Цель данной работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства .Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда.
развив.среда.docx
Создание единого экологоразвивающего пространства в
ДОУ
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается
повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В
связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ
стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования.
Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы
определенные условия. Одно из главных соответствующая экологоразвивающая
среда.
Экологоразвивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим
требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение,
самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать
на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и
окружающей природой.
Руководствуясь данными требованиями, педагоги ДОУ проводят работу по созданию
соответствующей экологоразвивающей среды (Приложение 1).
Цель данной работы осуществление непрерывного педагогического процесса по
экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого
экологоразвивающего пространства .
Экологоразвивающая среда могут включать в себя следующие
компоненты Уголки в группах(Приложение 2):
Экспериментальные;
Природы;
Выставочные.
Экологическая комната
Комнатные растения и картотека к ним;
Карты звездного неба;
Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
Живые объекты (рыбки в аквариуме, черепаха и т.д.);
Макет "Скотный двор";
Природный материал;
Оборудование для ухода за живыми объектами.
Минилаборатория
Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки,
воронки, лупы, магниты и т.д.);
Микроскоп;
Природный материал.
Библиотека
Познавательная литература о природе;
Литература по уходу за животными;
Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным
изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.
Территория детского сада
Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;
Различные породы деревьев.
Огород, цветник
Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры ( свекла, картофель,
морковь), ягоды, (черная смородина, земляника).
Экологический театр
Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок;
Аудиозаписи.
Экологический музей "Зеленый островок"
Растения и животные, находящиеся в детском саду, расположены и сгруппированы в
интересные "экологические пространства" для проведения разнообразной
педагогической работы в групповых помещениях. Главная особенность и преимущество
уголка природы непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет
воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения
различных экологопедагогических мероприятий и организации разной деятельности с
дошкольниками. Кроме постоянных растений и животных в уголках природы находятся временные
объекты природы, например минигород на окне лук, чеснок и др. культуры,
выращиваемые в ящиках в холодное время года.
В каждом уголке природы есть два функциональных места для выполнения трудовых
операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы.
Помимо групповых уголков природы в помещении детского сада могут быть "Зеленая
комната». В разных местах на полу и стенах, отдельно и в композициях растения.
Есть место для столов, за которыми занимаются дети. Так же в "Зеленой комнате"
расположена зона коллекций, собранных родителями, детьми, воспитателями на
участке детского сада, в местах проведения экскурсий и местах летнего отпуска. В
равной степени это "экологическое пространство" может использоваться для отдыха,
для углубленной познавательноознакомительной деятельности детей и взрослых
(персонала, гостей сада, родителей), для нравственнотрудового (гуманистического)
воспитания дошкольников.
В ДОУ оборудовать минилабораторию для детского экспериментирования. Здесь
малыши под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами
живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами
материалов. Работа в минилаборатории позволяет детям самостоятельно проводить
опыты, научиться обобщать, делать выводы. В группах можно оборудовать мини
лабораторию для детей раннего возраста.
Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории
детского сада, т.к. он находится на пересечении улиц с интенсивным движением
автотранспорта. Зеленый щит должен создает благоприятную среду, защищает от пыли,
уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода
в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, разнообразные растения
интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном. Дети могут
познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду
на земле, применять свои знания на практике.
Работая в данном направлении, детский сад использует метод экологического
проектирования, который позволяет интегрировать экологическое воспитание
дошкольников с различными разделами Программы воспитания и обучения детей.
Цель проекта: создание благоприятных условий на участке детского сада для
экологического воспитания детей, сохранения их здоровья.
Задачи проекта:
Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений о растениях в
природе, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.
Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту.
Установить контакты и взаимопонимание между педагогами, родителями,
общественными организациями. Огород традиционен для дошкольного учреждения, но он способен выполнять иную,
чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. Урожай, который можно
собрать в огороде в городе, не пригоден для питания детей изза почвенного
загрязнения, но он вполне пригоден для кормления животных, которые содержатся в
дошкольном учреждении.
На территории детского сада создать экологическую тропу. Это "экологическое
пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого
педагогическую работу в летний период.
Таким образом, создание стационарной экологоразвивающей среды в детском саду
это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию
групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для
полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает
думать и систематически и реально заботиться о "братьях меньших", находящихся в
одном жизненном пространстве с детьми.
Ведь именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы
и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные
аспекты работы педагога с детьми разнообразие видов деятельности, интегрированный
подход в обучении, способствующий формированию не только экологически
грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в
детском саду единого экологоразвивающего пространства.
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.