Самообразование по теме:
«Экологическое воспитание в детском саду»
2021-2022 гг.
Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
Цель саморазвития:
· повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу;
· повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
· развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
· создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе.
Задачи:
· повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
· изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
· обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
· создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
· формировать знания, умения и навыки воспитанников;
Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.
Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования стоит распланировать по месяцам.
Месяц |
Методическая работа воспитателя |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Сентябрь |
1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы; 2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях |
1.Игровая деятельность. 2.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»; 3. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»; |
1.Анкетирование родителей по экологии.
|
Октябрь |
1.Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников; 2. Создание эколого-развивающей среды (уголки природы). |
1.Опытно-исследовательская деятельность; 2. Чтение В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; 3. Чтение С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»; 4. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Лес и наше здоровье» 5. 4 октября – Всемирный день защиты Животных. Проведение тематических «Уроков Природолюбия с Эколятами-дошколятами». |
1.Консультация: «Экология и мы»; 2. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Чудеса осени» |
Ноябрь |
1.Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию; 2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы
|
1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты» 2.Заучивание: П. Воронько «Журавль» |
1.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;
|
Месяц |
Методическая работа воспитателя |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Декабрь |
Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. |
1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»; 2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»; 3.Игровая деятельность; 4. Неделя экологии: - День «Экологической книги»; - День «В мире животных»; - День «Экологической игры»; - День «Зеленой аптеки»; - День «Юных экологов». 5. Зимняя выставка поделок: «Новогодняя волшебная пора» |
1.Изготовлении кормушек. 2.Изготовление поделок с детьми «Новогодняя волшебная пора» |
Январь |
Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников |
1.Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы: «Что такое заповедник»; «Путешествие по заповедникам»; 2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» |
1. Консультации для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;
|
Февраль |
1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии; 2. Изучение нового материала по экологии
|
1.Проведение народного праздника «Масленица»; 2. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие» 3.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике» |
Консультация для родителей: «Экологическое воспитание»
|
Месяц |
Методическая работа воспитателя |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Март |
1.Разработка конспекта открытого занятия; 2. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу». |
1.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Естественные водоемы Земли»; «Значение почвы и воды в жизни всего живого»; 2.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»; |
1. Консультация для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».
|
Апрель |
Проведение открытого занятия |
Тематическая неделя «Мы – друзья природы!» - Оформление тематической выставки в группе: «Мир природы»; - Огород на подоконнике (посадка и пикировка рассады); - Дидактические, подвижные, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры на экологическую тему; - Опыты и эксперименты: «Такая разная вода»; «Невидимый воздух вокруг нас»; «Свойства песка»; «Рассада без почвы?» - Конкурс рисунков: «Береги планету!» |
Консультации для родителей: «День Земли»; «День посадки деревьев» |
Май |
1.Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики;
|
1.Работа над проектом: «Цветущий участок»; 2.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе» |
Консультация для родителей: «Чистая планета Земля»;
|
Литература:
1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.
3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г. старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми
старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-
синтез» 2006г.
7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г
8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.
10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.