в данной статье раскрыта наша совместная работа с родителями, направленная на привитие детям способности видеть прекрасное в окружающем нас мире. каждый день, воспитатели в детском саду и родители - дома, стараемся донести до каждого ребенка насколько хрупок окружающий мир и как часто он нуждается в нашей заботе и охране. статья снабжена большим количеством авторских снимков, которые доказывают и показывают всю широту и объем проделываемой работы.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКЛЬНИКОВ
ФГОС определены основные стратегии экологического воспитания дошкольников.
Задача методистов, воспитателей и родителей, учитывая индивидуальность каждого
карапуза, найти правильный подход к малышу, чтобы показать, насколько важно жить в
гармонии с природой. И если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость
заботы об окружающем мире, если для них это станет естественным, то в будущем мы
сможем говорить о мирном и добрососедском сосуществовании Человека и Природы как
о реально существующем понятии, а не как о далёкой мечте.
Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается
экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются
Законом Российской Федерации “Об образовании”;
Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”;
ФГОС ДО. Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.
Суть экологического воспитания в ДОУ
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс
развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая
выражается в наличии:
устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
бережного отношения к природе;
правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
эмоциональной отзывчивости к живой природе;
положительных эстетических ощущений от любования природой;
умений познавать особенности окружающего мира.
Знакомство с окружающим миром в дошкольном учреждении регламентируется
стратегией «Познавательное развитие».
Вся работа с ребятишками имеет
интеллектуальный и познавательнотворческий характер. Очень важным является
принцип индивидуализации образования в целом, в том числе и экологической
составляющей. Он заключается в том, что траектория обучения ведётся исходя из
интересов каждого конкретного малыша. Так, если ребёнок любит наблюдать за птицами,
кормить их и строить скворечники, то о видах атмосферных осадков ему лучше
рассказывать на приметах, связанных с пернатыми. Например, если ласточки летают
низко, то пойдёт дождь, а если куры гуляют в ненастье, то плохая погода скоро сменится
солнечной. Таким образом, усвоение материала идёт легче и быстрее.
Любую свою работу с детьми мы строим на тесной взаимосвязи с родителями каждого
ребенка. Ведь личность каждого человека складывается не только из генетически
обусловленного набора индивидуальных черт, но и из отношения индивида к
окружающему миру, другим людям, семье и, конечно же, к природе. Современные дети
имеют очень специфичные представления о живом, чаще всего ограниченные
информацией, предоставляемой интернетом и касающейся конкретных проявлений мирафлоры и фауны. Но такое фрагментарное изучение вопроса, незаинтересованность в
сохранении условий для жизни, ведёт к потребительскому отношению к природе в целом
и лишению себя важного нравственноэстетического компонента жизни в частности.
Решать эту проблему нужно как можно раньше. На консультациях для родителей и в ходе
работы круглых столов мы стараемся донести до взрослых на сколько важно для ребенка
знать как хрупок окружающий его мир, от которого мы все очень зависим.
Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право
одного из приоритетных направлений психологопедагогической деятельности педагога.
Столь раннее формирование экологической направленности в росте личности
объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания
осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций;
непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко.
Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие
окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. Работа с малышами с 3 до 7
лет важна для формирования экологической культуры личности. Это понятие
подразумевает понимание и принятие общих глобальных проблем, а также осознание
личной ответственности за состояние планеты.
Лучший способ рассказать ребенку о природе – это научить его ей помогать и любить ее.
Многие родители с интересом работают в тесной взаимосвязи с ДОУ. В своих поездках по
стране и за рубежом продолжают формировать в детях определенный уровень
экологической культуры, прививать любовь к окружающей природе, воспитывать
бережное отношение к нашей планете. О данной работе мы систематически получаемфотоотчеты. Сами ребятишки и с помощью родителей готовят альбомы и плакаты,
составляют рассказы и с интересом и трепетом делятся со сверстниками своими
впечатлениями.
Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все
области интеллектуального, духовнонравственного развития малыша, а именно
формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается
формированием нравственных ценностей; наполняет систему экознаний и представлений,
то есть развивает интеллект; учит видеть красоту мира через деятельностный подход
(например, уход за растениями, домашними животными и т.д). Поэтому на каждом
занятии, посвящённом изучению окружающего мира, мы стараемся формировать
простейшие представления о природе, о взаимосвязях всего живого; приобщаем к труду,
так как это показатель заботы об окружающем мире; воспитываем уважение и любовь к
природе, а также прививаем понимание важности заботы о ней. Задачи воспитания
экологического самосознания работают на реализацию основных поставленных целей, тоесть формирование и развитие любознательности детей; развитие креативности; помогают
дать элементарные представления о себе, других людях, отдельных составляющих
природы и о взаимоотношениях между ними; воспитывают уважение к общему дому —
планете Земля и к народам её заселяющим.
Программой Федерального Государственного Образовательного Стандарта
предусмотрен системный подход к воспитанию экологической культуры дошкольников.
Это значит, что ежегодно темы занятий повторяются, но при этом добавляются некоторые
виды работ. Например, к аппликациям на заданную тему в младшей группе добавляется
конкурс чтецов в средней, а в старшей — иллюстрирование книги о природе. В целом же
предусмотрено изучение тем, связанных с сезонными изменениями в живой и неживой
природе: переменой образа жизни растений и животных в связи со сменой времён года;
воздействием человека на окружающий мир зимой, летом, осенью и весной. Программа
включает теоретическое и практическое осмысление темы, поэтому работа над каждым
блоком ведётся по 6 направлениям: программный компонент (это сама тема);
региональная составляющая (аспект темы, имеющий территориальное значение, например,
охрана нашего леса, Оби); вариативный компонент дошкольного учреждения (реализация
общей концепции детского сада через конкретную тему, что особенно важно для наших
комбинированных групп (для детей с ОНР); предварительная работа (дидактическиеигры, чтение по теме, наблюдение за явлениями природы, моделирование смены времён
года с помощью лото, модели Земли глобуса, картинок или аппликаций); практическая
деятельность (опыты, например, как быстро замерзает вода при минусовой температуре);
сопутствующие формы работы (сбор мусора, творческие задания в виде рисунков,
составления ребусов и т.д). Виды, формы работы взаимосвязаны, дополняют друг друга,
усложняются и углубляются по мере взросления воспитанников.
Самым главным для нас в работе с детьми является привитие каждому ребенку
главные принципы жизни его в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
1. Что я хочу сделать?
2. Зачем мне это нужно?
3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?
5. «Подумай о последствиях!»
У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них
одна
забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.
Все методы и формы работы способствуют развитию познавательных процессов у
ребенка, формированию ценности к окружающей его действительности, воспитывают
бережное отношение к природе,
что его окружает.
Очень важно, чтобы сами взрослые (все, кто постоянно окружает ребенка) любили
природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.
ко всему,
Что значишь ты без трав и птиц
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
Врубаясь в мёртвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?!
С. И Кирсанов.ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Выступление детей перед сверстниками с альбомами и плакатами путешествий
«Маленькие путешественники»
2. Огород на окне3. Организация и проведение праздника осени «Золотая волшебница»
4. Организация и проведение летнего праздника
УРА! ЛЕТО!5. «Столовая для пернатых и лохматых»
6. «Домик для друзей своими руками»7. Занятия на свежем воздухе «Я познаю мир»8. Изучаем цветочные растения «Весёлая клумба»
9. Конкурс работ «Осень – Волшебница»10. Занятия, развлечения и конкурсы «Земля – наш дом родной».Шадская Елена Евгеньевна (высшая квалификационная категория)
МКДОУ «Детский сад № 459 комбинированного вида» города Новосибирска