Экологическое воспитание дошкольников через творческую деятельность в рамках ФГОС ДО

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 26.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Иконка файла материала Педагогический проект.doc
Экологическое воспитание дошкольников через творческую деятельность. Песочная терапия. Фролова Светлана Юрьевна Воспитатель  ГБОУ ООШ №9  Структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса» Пояснительная записка         Экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью  содержания дошкольного образования. Дети, особенно если они проживают в  крупном городе, редко имеют возможность тесного общения с природой.  Взаимодействие с природой это важный компонент экологического и  эстетического развития ребенка. Но даже если у взрослых есть возможность  вывозить ребенка на природу, то они не всегда верно организовывают  деятельность детей, поддерживающую интерес к познанию и пробуждению  эмоций. А ведь очень важно показывать красоту каждого компонента природы.  Сегодня взрослые должны помочь дошкольнику испытать восторженные чувства при виде капелек росы, радуги в солнечный день и других природных явлений.  Положительные эмоциональные переживания формируют основу  экологического сознания ребенка. Экологическое воспитание детей  дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает: воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);   формирование системы экологических знаний и представлений  (интеллектуальное развитие);  развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать  красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).  участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы Психологами доказано, что даже самые великолепные репродукции и  фотографии не смогут дать детям полного представления и природном мире,  поскольку очень важно, чтобы дошкольники воспринимали его при помощи всех  органов чувств. Песочная терапия ­ одна из разновидностей игротерапии. К. Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! ». Первые  контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом,  высаживается дерево, создаётся семья. Через свои ощущения, через  прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные  возможности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен  швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы,  всё очень просто – ребенок строит что­то из песка, без сожаления разрушает  созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие  хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо  разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая  эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще  одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность  изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в  контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения  дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать  трудности. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к  бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся  выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим  людям. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка  форма деятельности.        Работа с кинетическим песком обладает целым рядом  положительных моментов: простота; возраст ребенка; эстетичность;  пластичность; безопасность и экологичность.       Kinetic Sand – песок, являющийся чем­то средним между пластилином и  песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98% состоит из  натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение.  Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается намелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная  текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что  завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на  морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не  переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка. Песочная терапия – прекрасная возможность выразить своё отношение к  окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на  мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка. В настоящее  время песочная терапия широко используется во всем мире в области  дошкольного образования. Почему именно песок, спросите вы? Песок является  природным материалом, с древних времён используемым человеком. Песок и  вода – естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Сама структура песка притягивает  нас и наших детей вступить с ним во взаимодействие. Ведь песок состоит из  мельчайших крупинок, из которых можно создавать всё, что угодно и быть  Мастером своего мира.         Песочная терапия намного эффективнее, чем стандартные приемы  обучения. В условиях детского сада не только психолог может использовать  песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке.  Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика  руки, наглядно­образное мышление, восприятие и память. Занимаясь играми на  песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво,  аккуратно и, что немаловажно – быстро.        В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что  их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а  затем и в реальной жизни! Цель такой терапии — не менять и переделыватьребенка, не учить его каким­то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.   Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического  здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех  сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего  метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка  эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В  других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего  стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить  эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать песочницу в  качестве психопрофилактического, развивающего средства.        Частичный перенос коррекционных занятий в песочницу, дает больший  воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы  обучения. Во ­ первых усиливается желание ребенка узнавать что то новое,  экспериментировать и работать самостоятельно. Во ­ вторых, в песочнице  развивается тактильная чувствительность как основа ручного интеллекта. В –  третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все  познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное  для нас – речь и моторика. В – четвертых, совершенствуется предметно –  игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и  коммуникативных навыков ребенка. Опираясь на приемы работы в  педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по  расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию  фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более  интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.Для решения данной проблемы  был разработан проект «Песочные  фантазии».     Цель дополнительной образовательной программы: развитие эмоционально­ личностной сферы и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного  возраста посредством песочной игротерапии.  Задачи: 1. Способствовать обеспечению психологического благополучия и здоровья  детей; 2. Способствовать снятию мышечной напряжённости, стабилизации  эмоционального состояния; 3. Пробуждать познавательную активность детей, расширять коммуникативные  навыки, обогащать словарный запас; 4. Развивать тактильно­кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук; 5. Развивать творческое воображение, зрительно­пространственную  ориентировку, творческие (креативные) способности;  6. Способствовать развитию объективной самооценки, чувству контроля своего  поведения, воспитывать положительные качества личности: усидчивость,  терпение и т. д.  Методы и приёмы учебно­воспитательного процесса: словесные, наглядные,  исследовательские и практические. Ожидаемые результаты:• Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие  мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния; • Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, уменьшение  проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т. д.) ; • Повышение тактильно­кинетическуой чувствительности, познавательной  активности и мелкой моторики рук; • Повышение уровня развития психических познавательных процессов; • Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей; • Повышение самооценки дошкольника; • Воспитание положительных нравственных качеств личности.  Результатом проекта предполагается проведение мастер­класса для детей  младшей группы в конце учебного года. План реализации проекта  «Песочные фантазии» Дата Название занятия Содержание  11.09.16 Знакомство с песком 25.09.16 Отпечатки наших рук Песок сухой и мокрый. Что  можно делать с сухим и  мокрым песком? (копать,  лепить, пересыпать). На этом  занятии дети быстро  раскрепощаются, т.к. вид  песочницы в помещении их  очень удивляет и  одновременно с тем радует. На кинетическом песке дети  делают отпечатки своих  ладошек, по показу взрослого  или самостоятельно  украшают их камешками,9.10.16 Волшебные секреты 23.10.16 Домики для животных  6.11.16 Озеро­река 20.11.16 Транспорт цветочками и т.п. Это занятие вызовет у детей огромный  интерес. Сначала у них  возникает желание потрогать  отпечаток руки взрослого, а  потом они позволяет  прикасаться взрослому к  своим отпечаткам. Подготовить разноцветные  камешки, искусственные  листья, цветочки и т.п.  Предлагается игра: зарывать в песок «секретики», а затем  откапывать их, искать. Детям предлагается  построить домики для  любимых животных, фигурки  которых они сами выбирают  из коробки. Можно  использовать пластиковые  геометрические фигуры, а  можно строить пещерки из  песка. Работа с рыбками и птицами.  На этом занятии нужно  использовать поддоны для  воды разной формы, которые  устанавливаются в песке в  местах по желанию детей. В  этих озерах и речках  проводятся игры с водой и  фигурками рыб и плавающих  птиц. Постройки из песка – дороги,  мостики, гаражи. Количество  игрушек постоянно  увеличивается, и дети встают  перед выбором, заполнить все4.12.16 Сказки 18.12.16 Забор 15.01.17 Красивые фигуры 29.01.17 Рисование на песке 12.02.17 Комочки 26.02.17 Дождик пространство песочницы  игрушками, либо оставить  место для передвижения  машинок. Инсценировка сказок на  песке. Сказки выбираются по  возрасту и выбору детей. Постройка заборчика вокруг  игрушечного домика.  Предлагается из  кинетического песка слепить  заборчик путем накладывания комочков друг на друга. Работа с формочками. Дети  учатся набивать в формочку  песок, аккуратно выбивать  его оттуда, создавая красивые фигуры – цветы, животные,  рыбки. Детям предлагается  нарисовать на песке картинки – солнышко, цветок, домик,  дерево. Дети рисуют  пальчиками. Детям предлагается лепить из песка комочки и складывать  их рядом друг с другом.  Далее предлагается сравнить  комочки – у кого более  круглый, аккуратный, у кого  получился больше, у кого –  меньше. Детям предлагается набирать  в руки песок, и протирать его  между ладонями так, чтобы  из ладоней он начинал  потихоньку сыпаться.11.03.17 Пальчиковая гимнастика с песком Проводится пальчиковая  25.03.17 Башня 8.04.17 Цветок 22.04.17 Дорожка 6.05.17 Постройка по желанию детей 20.05.17 Проведение мастер­класса для  детей младшей группы гимнастика по выбору детей с использованием песка. Детям предлагается вылепить из песка башню. Воспитатель  побуждает детей к тому,  чтобы башня получилась  выше. Детям предлагается  изобразить один большой  цветок в песочнице из  отпечатков их ладошек. Детям предлагается  построить из песка дорогу с  бордюрами по краям.  Постройку обыграть с  игрушечной машинкой.  Пронаблюдать, какой след  оставляют колеса машинки на песке. Детям предлагается  вспомнить, какие постройки  они научились строить и  воспроизвести их. Дети нашей группы делают  большую постройку в  песочнице – домики, забор,  дорога фигуры из песка,  показывая детям другой  младшей группы. Далее  предоставляется возможность детям другой группы  самостоятельно сделать  элементарные постройки из  песка.Используемая литература: Грабенко Т. М., Зинкевич­Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по  песочной терапии. – Спб., 2001. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей  дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб. : ООО  «Издательство «Детство­Пресс», 2010. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. ­ СПб. : Речь, 2006.  Песочная терапия на сайте ndou195.ru›index.php…