"Экологическое воспитание дошкольников" консультация для педагогов

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 05.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эффективность экологического развития дошкольников во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми. Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен.
Иконка файла материала Консультация для воспитателей -Экологическое воспитание дошкольников.docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Таежный» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Экологическое воспитание дошкольников» подготовила воспитатель Журавлева Марина ВикторовнаТаежный, 2017 Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого   человека   должны   воспитываться   с  раннего   детства   в  семье   и   дошкольных учреждениях. Природа   не   только   храм   здоровья   и   эстетического   наслаждения.   Природа   ­ могучий   древний   источник   познания   и   воспитания   человечества.   От   Аристотеля   и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее. Экологическая   воспитанность   выражается   в  гуманно­ценностном   отношении   к природе, основными проявлениями которого служат:  доброжелательность к живым существам;  эмоциональная отзывчивость на их состояние;  интерес к природным объектам;  стремление   осуществлять   с   ними   позитивное   взаимодействие,   учитывая   их особенности как живых существ;  желание   и   умение   заботиться   о   живом,   создавать   необходимые   для   жизни условия. Главное в детском труде ­ радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться,   заботиться   о   живом   существе,   помогать   ему.   Труд   становится   важным средством   воспитания   осознанного   отношения   к   природе,   при   условии   его самостоятельности   и   активности   со   стороны   детей.   Особенно   ценен   труд   детей (совместно с взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т.д.). Из  высших эмоций  детскому возрасту доступны эстетические  и нравственные («хорошо»   ­   «плохо»,   «добро»   ­   «зло»,   «красиво»   ­   «некрасиво»),   поэтому   в экологическом   воспитании   детей   большое   внимание   необходимо   уделить эстетическому и нравственному аспектам. Детям   необходимо   раскрывать   уникальность   и   неповторимость   культурного богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов, сел, деревень. Эффективность   экологического   развития   дошкольников   во   многом обуславливается   тем,   насколько   грамотно   строится   педагогом   взаимодействие   с детьми. Для   того   чтобы   дети   могли   освоить   программу   экологического   образования,   ее содержание   нужно   перевести   в   конкретный   план   действий,   организоватьпедагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков: 1. Занятия, как специально организованная форма обучения. 2. Совместная деятельность педагога и детей. 3. Самостоятельная деятельность детей. В   первом   блоке   функция   обучающего   принадлежит   воспитателю,   второй   блок предполагает равное партнерство взрослого и ребенка, в третьем блоке дошкольнику предоставляется   возможность   действовать   самостоятельно   и   свободно,   применяя накопленный   опыт   экологически   правильного   взаимодействия   с   природными объектами. 1.Специально организованное обучение, это:  o Экскурсии, занятия. o Наблюдение   за   животными   и   растениями   (распознающее   за   одним   объектом, сравнительное,   с   использованием   раздаточного   материала,   наблюдение   за изменением и развитием). o Изодеятельность экологической тематики. o Ознакомление с трудом взрослых в природе. o Обучение детей труду по уходу за растениями и животными. o Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях ­ по аналогии,   описательных,   сравнительных, из   опыта;   описательных   загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы). o Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа). o Классификация   представлений   о   природе   (беседы   с   использованием   моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию). 2. Совместная деятельность педагога и детей: o Диагностика экологической воспитанности детей, o Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна. o Целевые прогулки в природу. o Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные). o Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы. o Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам. o Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношения к ней.o Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев. o Опыты, поисковая деятельность. o Труд в уголке природы и на участке. o Просмотр диафильмов, видеофильмов. o Работа с моделями. o Ведение календарей природы, дневников наблюдений. o Различные виды изодеятельности на экологические темы. o Создание книг ­ самоделок. o Экологические досуги и праздники.     3. Самостоятельная деятельность детей: Самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными в уголке природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование,   изготовление   моделей,   книжек   ­   самоделок   с   рассказами   о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и т.д.). На   занятиях   дети   осваивают   не   только   экологические   представления,   но   и овладевают   различными   способами   познавательной   деятельности,   учатся   проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно   переходил   от   освоения   фактов   к   установлению   связей   между   ними   и обобщению первоначальных представлений. В систему экологического развития детей включаются   занятия   не   только   познавательного   цикла   ­   наблюдения,   экскурсии, формирование   обобщенных   представлений,  систематизация   знаний, ­   но   и   такие   их виды,   в   которых   представлена   отражательная   деятельность   ребенка:   по изодеятельности, музыкальные, трудовые. Один   из   видов   занятий   по   экологическому   воспитанию   детей   ­   освоение представлений   о   человеке,   на   которых   дошкольники   знакомятся   с   человеком,   как живым организмом и социальным существом, на этих занятиях используется комплекс методов, включающих разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями. Все занятия взаимосвязаны и усложняются   как   по   содержанию   знаний,   так   и   по   способам   познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное   решение   задач   экологического   образования   во   многом   определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности детей. В   педагогическом   процессе   экологического   образования   наибольшее   место отводится   совместной   деятельности   воспитателя   и   детей.   Это   обусловлено возможностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия   с   природой   в   соответствии   со   своими   интересами,   склонностями, уровнем   познавательного   развития.   Для   этого   взаимодействие   педагога   и   детей строится   с   учетом   дифференцированного   перехода   и   включает   разные   формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность,   моделирование.   Широко   используются   чтение   детских   книг,рассматривание   иллюстраций,   рисование   на   экологические   темы,   а   также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность. Важнейшим   компонентом   системы   работы   является   самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектами. Работу   с   младшими   дошкольниками   следует   ориентировать   на   воспитание   у детей   эмоционально   ­   положительного   отношения   к   природе,   формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное   овладение   умениями   помогать   живому.   Это   позволяет   сделать наблюдения. В   среднем   дошкольном   возрасте,   наряду   с   дальнейшим   накоплением эмоционально ­ позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и дифференциация   знаний   о   живом,   о   разнообразии   природных   объектов,   связях   в природе.   Наблюдения   остаются   ведущим   методом   работы,   но   их   содержание усложняется.   В   ходе   наблюдений   дети   осваивают   новые   познавательные   умения   ­ сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4­5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются занятия,   направленные   на   овладение   детьми   опыта   ухода   за   живыми   существами, составление рассказов о природе. В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение, но и систематизация   знаний   о   природе,   о   способах   экологически   правильного взаимодействия   с   ней,   поддержание   и   развитие   познавательного   интереса дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения,   составление   творческих   рассказов,   сказок   и   загадок   о   природе, экологические   и   обобщающие   беседы   и   другие   занятия.   Анализ   практики   работы показывает,  что педагоги  часто испытывают  трудности в проведении наблюдений  и обобщающих   бесед   со   старшими   детьми.   В   основном   это   проявляется   при   отборе содержания и логики построения занятий, подборе и использовании моделей.  Занятия   проводятся   с   игровыми   персонажами   ­   куклами.   Их   использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям ­ легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении. Все   это   делает   процесс   обучения   увлекательным   для   детей,   настраивает   их   на свободное, непосредственное общение. Сюжеты занятий построены таким образом, что дети   должны   помогать   Незнайке,   Мишке,   Емеле   и   др.   героям,   учить,   разрешая возникшие   у   них   проблемные   ситуации:   спорить,   доказывая   свою   точку   зрения,   и, одновременно, играть, шутить, смеяться вместе с ними. Знакомя детей дошкольного возраста с понятием единства живого и неживого в природе,   по   средствам   игровой   и   опытнической   деятельности,   мы   формируем экологическую   культуру.   Воспитываем   у   детей   такие   нравственные   качества   как любовь   к   родной   природе,   желание   сохранить   и   приумножить   ее   для   потомков.Литература: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. С.Н. Николаева «Юный эколог» В.И. Ашиков, С,Г. Ашикова «Семицветик» Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и мл. школьников» Т.М, Бондаренко «Экологические занятия с детьми». В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по экологии».  Большая энциклопедия дошкольника. – М.: РосМэн, 2000 Кюизель М. Тайная жизнь животных. – Минск: Попурри, 1999. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно.­ М.: Линка­пресс, 2004. Малышевская А.Ф. Естествознание. Вода, воздух, огонь, земля. – М: Дрофа, 1996.

Посмотрите также