Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Оценка 4.8

Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
26.02.2019
Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Bcя пpeдшествyющaя иcтория pазвития человечecкогo знания былa cвязaнa с потpeбноcтью познaния и преобразoвaния окpужающей дейcтвитeльнoсти, чтo сфoрмиpовалo антропoцeнтрический xаpактер нayки и прaктики, yсилилo эколoгический кризис нa планетe Зeмля. Pешение дaнной проблeмы трeбyeт изучeния эколoгичеcкиx зaконoмеpнoстей и иx yчета в пpeoбpазовaтельной дeятельнoсти, рaциoнaльнoго, экoнoмногo использoвaния приpодныx бoгатcтв, забoты o воccтaнoвлении и возoбновлении нарyшeнных производственной деятeльностью экoсистeм. A тaкжe, чтo нaибoлeе вaжно, pешeние экoлoгичecких пpоблeм тpебyeт выработки и уcвоeния новых принципoв и нoрм нpaвственного отношения чeловeка к отдeльным пpирoдным объектaм и к пpироде в целoм.
Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельност.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 имени К.С. Федоровского» Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной  деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.                                                                              Выполнила:                                         учитель начальных классов,                                                    Коваленко Екатерина Викторовна 2                                                              Юрга, 2016 В  XXI  веке человечество вступило в новую эпоху взаимоотношений с природой. Вся предшествующая   история   развития   человеческого   знания   была   связана   с   потребностью познания   и   преобразования   окружающей   действительности,   что   сформировало антропоцентрический характер науки и практики, усилило экологический кризис на планете Земля.   Решение   данной  проблемы   требует   изучения   экологических   закономерностей   и   их учета   в   преобразовательной   деятельности,   рационального,   экономного   использования природных   богатств,   заботы   о   восстановлении   и   возобновлении   нарушенных производственной   деятельностью   экосистем.   А   также,   что   наиболее   важно,   решение экологических   проблем   требует   выработки   и   усвоения   новых   принципов   и   норм нравственного отношения человека к отдельным природным объектам и к природе в целом.  Формированию экологической воспитанности младшего школьника способствует весь образовательный   процесс   начальной   школы,   но   особая   роль   принадлежит   внеурочной деятельности,   названной   стандартом   начальной   школы   второго   поколения   обязательным видом деятельности ребенка в стенах школы.  Цель   исследования:  выявить,   научно   обосновать   и   проверить   экспериментально эффективность   педагогических   условий   использования  внеурочной   деятельности   в соответствии с образовательным стандартом нового поколения  как средства формирования экологической воспитанности младших школьников.  Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.  Предмет   исследования:  педагогические   условия   организации  внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения как средства формирования экологической воспитанности младших школьников.  Гипотеза  исследования:   процесс   экологического   воспитания   младших   школьников посредством внеурочной деятельности будет результативным, если:  внеурочная   деятельность   организуется   в   соответствии   с   образовательным стандартом нового поколения в аспекте экологического воспитания младших школьников;   определены   критерии   оценки   экологической   воспитанности   младших школьников,   установлены   и   учтены   уровни   ее   сформированности   при   осуществлении внеурочной деятельности;   обеспечивается   включение   младших   школьников   в   природоохранную внеурочную деятельность.  Для достижения цели, было необходимо решить следующие задачи: 1.   Определить школьников.  педагогическую  сущность   экологического   воспитания   младших 2.   Проанализировать   педагогический   опыт   экологического   воспитания   младших школьников.  3. Разработать критерии, средства измерения  уровня сформированности  экологической воспитанности младших школьников. 4.   Выявить,   научно   обосновать   и   проверить   на   практике   педагогические   условия использования  внеурочной   деятельности   в   аспекте   экологического   воспитания   младших школьников. 3 Опытно­экспериментальной   базой   исследования  являлось   Муниципальное бюджетное   образовательное   учреждение   «Средняя   общеобразовательная   школа   №   14   им. К. С. Федоровского»   города   Юрга   Кемеровской   области.   В   эксперименте   участвовали учащиеся 1 «Г» класса в количестве 25 человек.  Для   того,   что   бы   определить   специфику   и   механизм   действия   экологического воспитания в современной школе, мною были рассмотрены:  Педагогическая сущность экологического воспитания младших школьников; 1) 2) Анализ   педагогического   опыта     учителей   начальных   классов   в   области экологического воспитания младших школьников; 3) Критерии и средства   измерения уровня экологической     воспитанности младших школьников.                     Изучение   психолого­педагогической   литературы   позволило   установить,   что экологическое   воспитание   –   это   воспитание   экологического   сознания   и   поведения, определяющего гармоничное существование человека с природой.                Формирование экологической воспитанности осуществляется в процессе обучения и воспитания,   направленного   на   формирование   экологического   сознания,   экологического отношения к природе, нравственного взаимодействия человека и природы.  Исследование   ведущих   ученых,   педагогов,   психологов   позволили   научно   обосновать необходимость и возможность экологического воспитания младших школьников.  Анализ   практического   опыта   показывает,   что   экологическое   воспитание   младших школьников происходит в процессе обучения и продолжается во внеурочной деятельности. Педагоги используют в процессе экологического воспитания краеведческий материал, игры, элементы   занимательности,   праздники   природы,   включение   в   содержание   урока   средств художественной   литературы,   музыки,   изобразительного   искусства,   проводят   экскурсий   в природу.  Во   второй   части  мною   рассматривались   педагогические   условия   организации внеурочной деятельности как средство экологического воспитания младших школьников. Особое внимание  было  уделено  ФГОС, который в  системе  начального  образования действует уже 5 учебных лет.  Так, согласно  новому поколению стандартов знание более  не должно передаваться учителем в готовом виде, а должно строиться самим учащимся в процессе исследовательской деятельности.  В структуру ФГОС НОО входят три компонента: 1) требования к структуре основной образовательной   программы   НОО,  2)   требования   к   результатам   освоения   основной образовательной   программы   НОО,  3)   требования   к   условиям   реализации   основной образовательной программы НОО. Проблемой   нашего   исследования   является   экологическое   воспитание   младших школьников в процессе организация внеурочной деятельности, поэтому наибольший интерес для нас представляет первое требование в структуре ФГОС НОО.  Внеурочная   деятельность   в   рамках   реализации   ФГОС   НОО   –   это   образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно­урочной, и направленная на достижение   планируемых   результатов   освоения   основной   образовательной   программы начального общего образования.  Цель   внеурочной   деятельности:   достижение   учащимися   результатов   освоения основной  образовательной  программы,   то  есть  достижение   личностных  и  метапредметных результатов.  В формировании  экологической  воспитанности младших  школьников  огромную роль играют массовые внеурочные занятия на экологические темы. Эффективность использования 4 данных форм внеклассной работы заключается в том, что они позволяют вовлекать в работу большое количество учащихся.  В рамках исследования, нами был проведен эксперимент  в  МБОУ «СОШ № 14 им. К.С. Федоровского»  города Юрги Кемеровской области, в 1 классе «Г», где обучается 25 человек. Исследование проводилось в сентябре­декабре 2015­16 учебного года. Цель   исследования:   определить   целесообразность   и   эффективность   использования внеурочной деятельности как средства формирования экологической воспитанности младших школьников. Эксперимент проводился в три этапа:  1   этап   ­   изучение   с   помощью   констатирующего   эксперимента   исходного   уровня сформированности экологической воспитанности учащихся экспериментального класса. 2   этап   ­   формирующий   эксперимент,   представляющий   организацию   и   проведение внеурочной деятельности с использованием методов и приемов формирования экологической воспитанности   младших   школьников,   а   также   природоохранной   деятельности   учащихся экспериментального класса.  3 этап ­ контрольный этап эксперимента, проведенный с целью проверки итогового уровня   сформированности   экологической   воспитанности   учащихся   экспериментального класса. Для оценки сформированности экологической воспитанности учащихся на первом и третьем этапах эксперимента  использовались  критерии,  показатели  и  средства  измерения, представленные в таблице 1, а также уровни экологической воспитанности, представленные в таблице 2 данной работы. В   ходе  констатирующего   эксперимента  нами   были   установлены   исходные   данные уровня   экологической   воспитанности   младших   школьников.  Полученные   данные   были математически обработаны.  Анализ   результатов  констатирующего   эксперимента  свидетельствует   о   том,   что уровень  экологической воспитанности первоклассников довольно низкий, т.к. преобладают средний и низкий уровни по всем критериям.  8­13 человек экспериментального класса (более 40 %) находятся по трем критериям на низком   уровне   экологической   воспитанности.   Причем,   наибольшее   количество   детей, показавших   низкий   уровень,   относится   к   практико­деятельностному   критерию   (52   %),   а наименьшее – к мотивационному (32 %). Что говорит о желании детей изучать экологические законы природы, но неумении проявлять ответственность по отношению к ней.  11   учащихся   экспериментального   класса   (44   %)   находятся   на   среднем   уровне экологической   воспитанности,   и   только   2­5   человек   (примерно   12   %)   показали   высокий уровень   экологической   воспитанности,   т.е.   только   эти   учащиеся   обнаружили   осознанные экологические знания, ярко выраженную потребность в общении с природой и стремление ее охранять, активно участвовали во внеурочной деятельности экологического содержания.  Качественный   анализ   результатов   исследования   показал,   что   у   учащихся   имеется положительное   отношение   к   природе,   интерес   к   ее   изучению,   стремление   ее   защищать   и охранять. Отвечая на вопросы анкеты  «Чем для тебя интересен мир природы?»,  учащиеся отмечали: «В природе много такого, что удивляет», «Мне нравится заботиться о своем коте», «Я люблю свою собаку, она такая умная», «Я люблю быть в лесу» и т.д. Ответы на вопросы теста свидетельствуют о том, что в основном учащиеся имеют недостаточные представления о взаимосвязи животных организмов с окружающей средой, о необходимости экологически грамотного   взаимодействия   человека   с   природой,     не   всегда   замечают   неблагополучие   в окружающей среде. В то же время у учащихся выражена потребность в общении с природой. 5 Результаты исследования показали, что у детей недостаточно сформированы навыки деятельности по защите природы, не развито трудолюбие. Несмотря на то, что учащиеся в основном знают правила поведения в природе, но не всегда соблюдают их.  Данные   результаты   позволяют   сделать   вывод   о   том,   что   у   учащихся   имеется положительное   отношение   к   природе,   интерес   к   ее   изучению,   стремление   защищать   и охранять   ее,   но   недостаточно   сформированы   экологические   знания,   а   также   навыки деятельности по защите природы, не развито трудолюбие. Полученные   результаты   позволили   предположить,   что   целенаправленная   работа   по формированию экологической воспитанности учащихся в процессе использования внеурочной деятельности   позволит   повысить   уровень   экологической   воспитанности   учащихся экспериментального   класса.   Для   реализации   данного   предположения   был   проведен формирующий этап эксперимента. Цель формирующего эксперимента: формирование у младших школьников высокого уровня экологической воспитанности в процессе организации внеурочной деятельности.  Задачами внеурочной деятельности в аспекте экологического воспитания мы назвали следующее:  ­   во­первых,   расширение   объема   знаний   учащихся   об   экологических   законах, действующих в природе;   охране окружающей среды. ­ во­вторых, воспитание устойчивого интереса младших школьников к природе; ­ в­третьих, формирование уважения к природе и стремления младших школьников к Исходя   из   названных   задач,   формирующий   эксперимент   включал   описанный   в предыдущих   параграфах   внеурочные   мероприятия   экологического   содержания   и природоохранные мероприятия: 1) Развлекательно­познавательная   игра   «В   мире   природы»   (по   типу   игры   «Поле чудес»).  2) Классный час на тему «Мой четвероногий друг».  3) Беседа «Мы в ответе за природу».  Анализ   результатов   констатирующего   и   контрольного   этапов   эксперимента свидетельствует   о   том,   что   уровень   экологической   воспитанности   первоклассников повысился,   т.к.   в   отличие   от   констатирующего   этапа   эксперимента   в   контрольном прослеживается позитивная динамика уровня экологической воспитанности школьников по всем критериям.  С   целью   сравнения   результатов  первого   и   второго   констатирующих   экспериментов была составлена диаграмма, представленная на рисунке.  Сравнение   результатов   констатирующего   и   контрольного   этапов   эксперимента показало, что уровень экологической  воспитанности учащихся экспериментального  класса повысился.   На   высокий   уровень   поднялись   кроме   первых   трех   школьников   еще   двое,   в результате процент составил 20 (на 8 % больше). С низкого уровня ушли на средний примерно 4 человека, и на данном уровне остались в среднем семь учащихся, т.е. 28 %, что на 16 % меньше, чем в начале эксперимента. И хотя средний уровень экологической  воспитанности по­прежнему занимает большую часть, то есть мы не увидели резкого скачка в росте развития экологической   культуры   первоклассников,   но   результаты   формирующей   работы   можно назвать позитивными, поскольку эксперимент проходил недолго ­ в течение четырех месяцев.  Оставшиеся на низком уровне экологической воспитанности учащиеся не вызвали у нас какого­либо   удивления,   т.к.   за   столь   короткий   срок   экспериментальной   работы   быстро изменить   экологические   представления   и   сформировать   навыки   природоохранной   работы школьников   не   представляется   возможности.   Но   работа   в   данном   направлении   будет 6 продолжена,   что,   по   нашему   мнению,   будет   способствовать   дальнейшему   формированию экологической культуры младших школьников.  В   ходе   исследования  определена   педагогическая   сущность   экологического воспитания младших школьников как единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы.   Исследования   ведущих   ученых   позволили   научно   обосновать   необходимость   и возможность   формирования   экологической   воспитанности   младших   школьников.   Анализ практического опыта показал, что экологическое воспитание в начальной школе происходит в процессе   обучения   и   продолжается   во   внеурочной   деятельности.   Педагоги   используют   в процессе   экологического   воспитания   краеведческий   материал,   элементы занимательности, праздники природы, включают в содержание урока средств художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, проводят экскурсии в природу.   игры, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бойко,   Л.А.   Воспитание   экологической   культуры   детей  [Текст]  /   Л.А.   Бойко   // Начальная школа. ­ 2011. ­ № 6. ­ С. 79 ­ 82. 2. Бондаренко,   В.Д.   Культура   общения   с   природой   [Текст]  /   В.Д.   Бондаренко.   ­   М.: Просвещение, 1999. – 214 с.  3. Боровская, Л.А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города [Текст] / Л.А. Боровская. ­ М.: Просвещение, 2007. – 146 с. 4. Веселова,   Т.М.   Формирование   экологической   культуры   младших   школьников   на основе краеведческого материала [Текст] / Т.М. Веселова // Начальная школа. – 2013. ­ № 2. – С. 110 ­ 113. 5. Виноградова,   Н.Ф.   Экологическое   воспитание   младших   школьников   /   Н.Ф. Виноградова [Текст]  // Начальная школа. – 1997. ­ № 4. – С. 36 ­ 40. 6. Внеклассная   работа   по   экологии   как   одно   из   направлений   в   решении   задач экологического воспитания младших школьников  [Электронный  ресурс].  Режим доступа: ludmila.21309s24.edusite.ru›p7aa1.html (20.10.2015). 7. Гафурова, Т.В. Почему в лесу нужно соблюдать тишину? [Текст] / Т.В. Гафурова // Начальная школа. – 2010. ­ № 9. – С. 33 ­ 35. 8. Дерябо,   С.Д.   Экологическая   педагогика   и   психология   [Текст]   /   С.Д.   Дерябо,   В.А. Ясвин.  – Ростов­на­Дону: Феникс, 1996. – 452 с. 9. Дик, Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе [Текст] / Н.Ф. Дик. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2009. ­ 285 с.  10. Дубровина, Л.М. Как прекрасен этот мир! [Текст] / Л.М. Дубровина, А.Б. Яркова // Начальная школа. – 2010. ­ № 1. – С. 69 ­ 71. 11. Захарян, И.Н. Не рубите зеленую елочку [Текст] / И.Н. Захарян // Начальная школа. – 2009. ­ № 12. – С. 63 ­ 68. 12. Захлебный,   А.Н.   Экологическое   образование   школьников     во   внеклассной   работе. [Текст] / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина ­ М.:  Просвещение, 1984. – 280 с.

Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019