Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
26.02.2019
Bcя пpeдшествyющaя иcтория pазвития человечecкогo знания былa cвязaнa с потpeбноcтью познaния и преобразoвaния окpужающей дейcтвитeльнoсти, чтo сфoрмиpовалo антропoцeнтрический xаpактер нayки и прaктики, yсилилo эколoгический кризис нa планетe Зeмля. Pешение дaнной проблeмы трeбyeт изучeния эколoгичеcкиx зaконoмеpнoстей и иx yчета в пpeoбpазовaтельной дeятельнoсти, рaциoнaльнoго, экoнoмногo использoвaния приpодныx бoгатcтв, забoты o воccтaнoвлении и возoбновлении нарyшeнных производственной деятeльностью экoсистeм. A тaкжe, чтo нaибoлeе вaжно, pешeние экoлoгичecких пpоблeм тpебyeт выработки и уcвоeния новых принципoв и нoрм нpaвственного отношения чeловeка к отдeльным пpирoдным объектaм и к пpироде в целoм.
Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельност.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №14 имени К.С. Федоровского»
Исследовательская работа
Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной
деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Выполнила:
учитель начальных классов,
Коваленко Екатерина Викторовна 2
Юрга, 2016
В XXI веке человечество вступило в новую эпоху взаимоотношений с природой. Вся
предшествующая история развития человеческого знания была связана с потребностью
познания и преобразования окружающей действительности,
что сформировало
антропоцентрический характер науки и практики, усилило экологический кризис на планете
Земля. Решение данной проблемы требует изучения экологических закономерностей и их
учета в преобразовательной деятельности, рационального, экономного использования
природных богатств,
заботы о восстановлении и возобновлении нарушенных
производственной деятельностью экосистем. А также, что наиболее важно, решение
экологических проблем требует выработки и усвоения новых принципов и норм
нравственного отношения человека к отдельным природным объектам и к природе в целом.
Формированию экологической воспитанности младшего школьника способствует весь
образовательный процесс начальной школы, но особая роль принадлежит внеурочной
деятельности, названной стандартом начальной школы второго поколения обязательным
видом деятельности ребенка в стенах школы.
Цель исследования: выявить, научно обосновать и проверить экспериментально
эффективность педагогических условий использования внеурочной деятельности в
соответствии с образовательным стандартом нового поколения как средства формирования
экологической воспитанности младших школьников.
Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования:
педагогические условия организации
внеурочной
деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения как средства
формирования экологической воспитанности младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс экологического воспитания младших школьников
посредством внеурочной деятельности будет результативным, если:
внеурочная деятельность организуется в соответствии с образовательным
стандартом нового поколения в аспекте экологического воспитания младших школьников;
определены критерии оценки экологической воспитанности младших
школьников, установлены и учтены уровни ее сформированности при осуществлении
внеурочной деятельности;
обеспечивается включение младших школьников в природоохранную
внеурочную деятельность.
Для достижения цели, было необходимо решить следующие задачи:
1. Определить
школьников.
педагогическую сущность экологического воспитания младших
2. Проанализировать педагогический опыт экологического воспитания младших
школьников.
3. Разработать критерии, средства измерения уровня сформированности экологической
воспитанности младших школьников.
4. Выявить, научно обосновать и проверить на практике педагогические условия
использования внеурочной деятельности в аспекте экологического воспитания младших
школьников. 3
Опытноэкспериментальной базой исследования
являлось Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14 им.
К. С. Федоровского» города Юрга Кемеровской области. В эксперименте участвовали
учащиеся 1 «Г» класса в количестве 25 человек.
Для того, что бы определить специфику и механизм действия экологического
воспитания в современной школе, мною были рассмотрены:
Педагогическая сущность экологического воспитания младших школьников;
1)
2) Анализ педагогического опыта
учителей начальных классов в области
экологического воспитания младших школьников;
3) Критерии и средства измерения уровня экологической воспитанности младших
школьников.
Изучение психологопедагогической литературы позволило установить, что
экологическое воспитание – это воспитание экологического сознания и поведения,
определяющего гармоничное существование человека с природой.
Формирование экологической воспитанности осуществляется в процессе обучения и
воспитания, направленного на формирование экологического сознания, экологического
отношения к природе, нравственного взаимодействия человека и природы.
Исследование ведущих ученых, педагогов, психологов позволили научно обосновать
необходимость и возможность экологического воспитания младших школьников.
Анализ практического опыта показывает, что экологическое воспитание младших
школьников происходит в процессе обучения и продолжается во внеурочной деятельности.
Педагоги используют в процессе экологического воспитания краеведческий материал, игры,
элементы занимательности, праздники природы, включение в содержание урока средств
художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, проводят экскурсий в
природу.
Во второй части мною рассматривались педагогические условия организации
внеурочной деятельности как средство экологического воспитания младших школьников.
Особое внимание было уделено ФГОС, который в системе начального образования
действует уже 5 учебных лет.
Так, согласно новому поколению стандартов знание более не должно передаваться
учителем в готовом виде, а должно строиться самим учащимся в процессе исследовательской
деятельности.
В структуру ФГОС НОО входят три компонента: 1) требования к структуре основной
образовательной программы НОО, 2) требования к результатам освоения основной
образовательной программы НОО, 3) требования к условиям реализации основной
образовательной программы НОО.
Проблемой нашего исследования является экологическое воспитание младших
школьников в процессе организация внеурочной деятельности, поэтому наибольший интерес
для нас представляет первое требование в структуре ФГОС НОО.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классноурочной, и направленная на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Цель внеурочной деятельности: достижение учащимися результатов освоения
основной образовательной программы, то есть достижение личностных и метапредметных
результатов.
В формировании экологической воспитанности младших школьников огромную роль
играют массовые внеурочные занятия на экологические темы. Эффективность использования 4
данных форм внеклассной работы заключается в том, что они позволяют вовлекать в работу
большое количество учащихся.
В рамках исследования, нами был проведен эксперимент в МБОУ «СОШ № 14 им.
К.С. Федоровского» города Юрги Кемеровской области, в 1 классе «Г», где обучается 25
человек. Исследование проводилось в сентябредекабре 201516 учебного года.
Цель исследования: определить целесообразность и эффективность использования
внеурочной деятельности как средства формирования экологической воспитанности младших
школьников.
Эксперимент проводился в три этапа:
1 этап изучение с помощью констатирующего эксперимента исходного уровня
сформированности экологической воспитанности учащихся экспериментального класса.
2 этап формирующий эксперимент, представляющий организацию и проведение
внеурочной деятельности с использованием методов и приемов формирования экологической
воспитанности младших школьников, а также природоохранной деятельности учащихся
экспериментального класса.
3 этап контрольный этап эксперимента, проведенный с целью проверки итогового
уровня сформированности экологической воспитанности учащихся экспериментального
класса.
Для оценки сформированности экологической воспитанности учащихся на первом и
третьем этапах эксперимента использовались критерии, показатели и средства измерения,
представленные в таблице 1, а также уровни экологической воспитанности, представленные в
таблице 2 данной работы.
В ходе констатирующего эксперимента нами были установлены исходные данные
уровня экологической воспитанности младших школьников. Полученные данные были
математически обработаны.
Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что
уровень экологической воспитанности первоклассников довольно низкий, т.к. преобладают
средний и низкий уровни по всем критериям.
813 человек экспериментального класса (более 40 %) находятся по трем критериям на
низком уровне экологической воспитанности. Причем, наибольшее количество детей,
показавших низкий уровень, относится к практикодеятельностному критерию (52 %), а
наименьшее – к мотивационному (32 %). Что говорит о желании детей изучать экологические
законы природы, но неумении проявлять ответственность по отношению к ней.
11 учащихся экспериментального класса (44 %) находятся на среднем уровне
экологической воспитанности, и только 25 человек (примерно 12 %) показали высокий
уровень экологической воспитанности, т.е. только эти учащиеся обнаружили осознанные
экологические знания, ярко выраженную потребность в общении с природой и стремление ее
охранять, активно участвовали во внеурочной деятельности экологического содержания.
Качественный анализ результатов исследования показал, что у учащихся имеется
положительное отношение к природе, интерес к ее изучению, стремление ее защищать и
охранять. Отвечая на вопросы анкеты «Чем для тебя интересен мир природы?», учащиеся
отмечали: «В природе много такого, что удивляет», «Мне нравится заботиться о своем коте»,
«Я люблю свою собаку, она такая умная», «Я люблю быть в лесу» и т.д. Ответы на вопросы
теста свидетельствуют о том, что в основном учащиеся имеют недостаточные представления
о взаимосвязи животных организмов с окружающей средой, о необходимости экологически
грамотного взаимодействия человека с природой, не всегда замечают неблагополучие в
окружающей среде. В то же время у учащихся выражена потребность в общении с природой. 5
Результаты исследования показали, что у детей недостаточно сформированы навыки
деятельности по защите природы, не развито трудолюбие. Несмотря на то, что учащиеся в
основном знают правила поведения в природе, но не всегда соблюдают их.
Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что у учащихся имеется
положительное отношение к природе, интерес к ее изучению, стремление защищать и
охранять ее, но недостаточно сформированы экологические знания, а также навыки
деятельности по защите природы, не развито трудолюбие.
Полученные результаты позволили предположить, что целенаправленная работа по
формированию экологической воспитанности учащихся в процессе использования внеурочной
деятельности позволит повысить уровень экологической воспитанности учащихся
экспериментального класса. Для реализации данного предположения был проведен
формирующий этап эксперимента.
Цель формирующего эксперимента: формирование у младших школьников высокого
уровня экологической воспитанности в процессе организации внеурочной деятельности.
Задачами внеурочной деятельности в аспекте экологического воспитания мы назвали
следующее:
вопервых, расширение объема знаний учащихся об экологических законах,
действующих в природе;
охране окружающей среды.
вовторых, воспитание устойчивого интереса младших школьников к природе;
втретьих, формирование уважения к природе и стремления младших школьников к
Исходя из названных задач, формирующий эксперимент включал описанный в
предыдущих параграфах внеурочные мероприятия экологического содержания и
природоохранные мероприятия:
1) Развлекательнопознавательная игра «В мире природы» (по типу игры «Поле
чудес»).
2) Классный час на тему «Мой четвероногий друг».
3) Беседа «Мы в ответе за природу».
Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента
свидетельствует о том, что уровень экологической воспитанности первоклассников
повысился, т.к. в отличие от констатирующего этапа эксперимента в контрольном
прослеживается позитивная динамика уровня экологической воспитанности школьников по
всем критериям.
С целью сравнения результатов первого и второго констатирующих экспериментов
была составлена диаграмма, представленная на рисунке.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента
показало, что уровень экологической воспитанности учащихся экспериментального класса
повысился. На высокий уровень поднялись кроме первых трех школьников еще двое, в
результате процент составил 20 (на 8 % больше). С низкого уровня ушли на средний примерно
4 человека, и на данном уровне остались в среднем семь учащихся, т.е. 28 %, что на 16 %
меньше, чем в начале эксперимента. И хотя средний уровень экологической воспитанности
попрежнему занимает большую часть, то есть мы не увидели резкого скачка в росте развития
экологической культуры первоклассников, но результаты формирующей работы можно
назвать позитивными, поскольку эксперимент проходил недолго в течение четырех месяцев.
Оставшиеся на низком уровне экологической воспитанности учащиеся не вызвали у нас
какоголибо удивления, т.к. за столь короткий срок экспериментальной работы быстро
изменить экологические представления и сформировать навыки природоохранной работы
школьников не представляется возможности. Но работа в данном направлении будет 6
продолжена, что, по нашему мнению, будет способствовать дальнейшему формированию
экологической культуры младших школьников.
В ходе исследования определена педагогическая сущность экологического
воспитания младших школьников как единения человека с природой, гармоничного слияния
социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой
природы. Исследования ведущих ученых позволили научно обосновать необходимость и
возможность формирования экологической воспитанности младших школьников. Анализ
практического опыта показал, что экологическое воспитание в начальной школе происходит в
процессе обучения и продолжается во внеурочной деятельности. Педагоги используют в
процессе экологического воспитания краеведческий материал,
элементы
занимательности, праздники природы, включают в содержание урока средств художественной
литературы, музыки, изобразительного искусства, проводят экскурсии в природу.
игры,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойко, Л.А. Воспитание экологической культуры детей [Текст] / Л.А. Бойко //
Начальная школа. 2011. № 6. С. 79 82.
2. Бондаренко, В.Д. Культура общения с природой [Текст] / В.Д. Бондаренко. М.:
Просвещение, 1999. – 214 с.
3. Боровская, Л.А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города [Текст] /
Л.А. Боровская. М.: Просвещение, 2007. – 146 с.
4. Веселова, Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на
основе краеведческого материала [Текст] / Т.М. Веселова // Начальная школа. – 2013. № 2. –
С. 110 113.
5. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников / Н.Ф.
Виноградова [Текст] // Начальная школа. – 1997. № 4. – С. 36 40.
6. Внеклассная работа по экологии как одно из направлений в решении задач
экологического воспитания младших школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа:
ludmila.21309s24.edusite.ru›p7aa1.html (20.10.2015).
7. Гафурова, Т.В. Почему в лесу нужно соблюдать тишину? [Текст] / Т.В. Гафурова //
Начальная школа. – 2010. № 9. – С. 33 35.
8. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А.
Ясвин. – РостовнаДону: Феникс, 1996. – 452 с.
9. Дик, Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе
[Текст] / Н.Ф. Дик. – РостовнаДону: Феникс, 2009. 285 с.
10. Дубровина, Л.М. Как прекрасен этот мир! [Текст] / Л.М. Дубровина, А.Б. Яркова //
Начальная школа. – 2010. № 1. – С. 69 71.
11. Захарян, И.Н. Не рубите зеленую елочку [Текст] / И.Н. Захарян // Начальная школа. –
2009. № 12. – С. 63 68.
12. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе.
[Текст] / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина М.: Просвещение, 1984. – 280 с.
Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.