Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
26.02.2019
B XXI веке челoвечеcтвo встyпило в новую эпoxу взaимooтнoшeний c приpoдой. Вся пpедшeствующая истоpия рaзвития чeловечecкoгo знания была связанa с пoтpeбнoстью познaния и пpeобpазoвaния окружающeй действительнoсти, чтo сфopмировало антропоцeнтрический хаpактeр нayки и пpaктики, уcилило экологичеcкий кризис на плaнeте Зeмля. Рeшeниe даннoй прoблемы требует изучeния экoлогических закономeрностей и их yчeта в преобpaзoватeльнoй дeятельноcти, pациональнoго, экoномного использoвaния пpирoдных богатcтв, зaбoты o воcстaнoвлeнии и вoзобнoвлении нарyшенныx пpоизводcтвeннoй дeятельностью экocиcтeм. А тaкжe, чтo наибoлee вaжнo, pешениe экoлoгичecких пpoблем тpeбyет выpабoтки и yсвоения нoвыx принципoв и ноpм нравственногo отношeния чeловeка к отдельным пpиpoдным объeктaм и к прирoде в цeлoм. Формиpованию эколoгичеcкoй воспитaнноcти млaдшего шкoльника спocoбcтвyeт вecь обpазoвaтeльный пpоцеcc нaчальнoй школы, нo ocобая роль пpинaдлежит внeypочнoй деятeльноcти, нaзванной cтaндаpтoм начaльной школы втоpогo поколeния oбязательным видом дeятeльнoсти pебенкa в cтeнax школы.
Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеур.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №14 имени К.С. Федоровского»
Исследовательская работа
Экологическое воспитание младших школьников в процессе
организации внеурочной деятельности в соответствии с
образовательным стандартом нового поколения.
Выполнила:
учитель начальных классов,
Коваленко Екатерина Викторовна 2
Юрга, 2016
Исследовательская работа на тему:
«Экологическое воспитание младших школьников в процессе
организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным
стандартом нового поколения».
В XXI веке человечество вступило в новую эпоху взаимоотношений с
природой. Вся предшествующая история развития человеческого знания была
связана с потребностью познания и преобразования окружающей
действительности, что сформировало антропоцентрический характер науки и
практики, усилило экологический кризис на планете Земля. Решение данной
проблемы требует изучения экологических закономерностей и их учета в
преобразовательной деятельности, рационального, экономного использования
природных богатств, заботы о восстановлении и возобновлении нарушенных
производственной деятельностью экосистем. А также, что наиболее важно,
решение экологических проблем требует выработки и усвоения новых
принципов и норм нравственного отношения человека к отдельным
природным объектам и к природе в целом.
Формированию экологической воспитанности младшего школьника
способствует весь образовательный процесс начальной школы, но особая роль
принадлежит внеурочной деятельности, названной стандартом начальной
школы второго поколения обязательным видом деятельности ребенка в стенах
школы.
Цель исследования: выявить, научно обосновать и проверить
экспериментально эффективность педагогических условий использования 3
внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом
нового поколения как средства формирования экологической воспитанности
младших школьников.
Объект исследования:
экологическое воспитание младших
школьников.
Предмет исследования:
педагогические условия организации
внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом
нового поколения как средства формирования экологической воспитанности
младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс экологического воспитания младших
школьников посредством внеурочной деятельности будет результативным,
если:
внеурочная деятельность организуется в соответствии с
образовательным стандартом нового поколения в аспекте экологического
воспитания младших школьников;
определены критерии оценки экологической воспитанности
младших школьников, установлены и учтены уровни ее сформированности
при осуществлении внеурочной деятельности;
обеспечивается включение младших школьников в
природоохранную внеурочную деятельность.
Для достижения цели, было необходимо решить следующие задачи:
1. Определить педагогическую сущность экологического воспитания
младших школьников.
2. Проанализировать педагогический опыт экологического воспитания
младших школьников.
3. Разработать критерии, средства измерения уровня сформированности
экологической воспитанности младших школьников. 4
4. Выявить, научно обосновать и проверить на практике педагогические
условия использования внеурочной деятельности в аспекте экологического
воспитания младших школьников.
Опытноэкспериментальной базой исследования
являлось
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 14 им. К. С. Федоровского» города Юрга
Кемеровской области. В эксперименте участвовали учащиеся 1 «Г» класса в
количестве 25 человек.
Для того, что бы определить специфику и механизм действия
экологического воспитания в современной школе, мною были рассмотрены:
1) Педагогическая сущность экологического воспитания младших
школьников;
2) Анализ педагогического опыта учителей начальных классов в
области экологического воспитания младших школьников;
3) Критерии и средства
измерения уровня экологической
воспитанности младших школьников.
Изучение психологопедагогической литературы позволило установить,
что экологическое воспитание – это воспитание экологического сознания и
поведения, определяющего гармоничное существование человека с природой.
Формирование экологической воспитанности осуществляется в процессе
обучения и воспитания, направленного на формирование экологического
сознания,
нравственного
экологического отношения к природе,
взаимодействия человека и природы.
Исследование ведущих ученых, педагогов, психологов позволили научно
обосновать необходимость и возможность экологического воспитания
младших школьников.
Анализ практического опыта показывает, что экологическое воспитание
младших школьников происходит в процессе обучения и продолжается во 5
внеурочной деятельности. Педагоги используют в процессе экологического
воспитания краеведческий материал, игры, элементы занимательности,
праздники природы, включение в содержание урока средств художественной
литературы, музыки, изобразительного искусства, проводят экскурсий в
природу.
Во второй части мною рассматривались педагогические условия
организации внеурочной деятельности как средство экологического
воспитания младших школьников.
Особое внимание было уделено ФГОС, который в системе начального
образования действует уже 5 учебных лет.
Так, согласно новому поколению стандартов знание более не должно
передаваться учителем в готовом виде, а должно строиться самим учащимся
в процессе исследовательской деятельности.
В структуру ФГОС НОО входят три компонента: 1) требования к
структуре основной образовательной программы НОО, 2) требования к
результатам освоения основной образовательной программы НОО, 3)
требования к условиям реализации основной образовательной программы
НОО.
Проблемой нашего исследования является экологическое воспитание
младших школьников в процессе организация внеурочной деятельности,
поэтому наибольший интерес для нас представляет первое требование в
структуре ФГОС НОО.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от
классноурочной, и направленная на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего
образования. 6
Цель внеурочной деятельности: достижение учащимися результатов
освоения основной образовательной программы, то есть достижение
личностных и метапредметных результатов.
В формировании экологической воспитанности младших школьников
огромную роль играют массовые внеурочные занятия на экологические темы.
Эффективность использования данных форм внеклассной работы заключается
в том, что они позволяют вовлекать в работу большое количество учащихся.
В рамках исследования, нами был проведен эксперимент в МБОУ
«СОШ № 14 им. К.С. Федоровского» города Юрги Кемеровской области, в 1
классе «Г», где обучается 25 человек. Исследование проводилось в сентябре
декабре 201516 учебного года.
Цель исследования: определить целесообразность и эффективность
использования внеурочной деятельности как средства формирования
экологической воспитанности младших школьников.
Эксперимент проводился в три этапа:
1 этап изучение с помощью констатирующего эксперимента исходного
уровня сформированности экологической воспитанности учащихся
экспериментального класса.
2 этап формирующий эксперимент, представляющий организацию и
проведение внеурочной деятельности с использованием методов и приемов
формирования экологической воспитанности младших школьников, а также
природоохранной деятельности учащихся экспериментального класса.
3 этап контрольный этап эксперимента, проведенный с целью проверки
итогового уровня сформированности экологической воспитанности учащихся
экспериментального класса.
Для оценки сформированности экологической воспитанности учащихся
на первом и третьем этапах эксперимента использовались критерии, 7
показатели и средства измерения, представленные в таблице 1, а также уровни
экологической воспитанности, представленные в таблице 2 данной работы.
В ходе констатирующего эксперимента нами были установлены
исходные данные уровня экологической воспитанности младших школьников.
Полученные данные были математически обработаны.
Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о
том, что уровень экологической воспитанности первоклассников довольно
низкий, т.к. преобладают средний и низкий уровни по всем критериям.
813 человек экспериментального класса (более 40 %) находятся по трем
критериям на низком уровне экологической воспитанности. Причем,
наибольшее количество детей, показавших низкий уровень, относится к
практикодеятельностному критерию (52 %), а наименьшее – к
мотивационному (32 %). Что говорит о желании детей изучать экологические
законы природы, но неумении проявлять ответственность по отношению к
ней.
11 учащихся экспериментального класса (44 %) находятся на среднем
уровне экологической воспитанности, и только 25 человек (примерно 12 %)
показали высокий уровень экологической воспитанности, т.е. только эти
учащиеся обнаружили осознанные экологические знания, ярко выраженную
потребность в общении с природой и стремление ее охранять, активно
участвовали во внеурочной деятельности экологического содержания.
Качественный анализ результатов исследования показал, что у учащихся
имеется положительное отношение к природе, интерес к ее изучению,
стремление ее защищать и охранять. Отвечая на вопросы анкеты «Чем для
тебя интересен мир природы?», учащиеся отмечали: «В природе много такого,
что удивляет», «Мне нравится заботиться о своем коте», «Я люблю свою
собаку, она такая умная», «Я люблю быть в лесу» и т.д. Ответы на вопросы
теста свидетельствуют о том, что в основном учащиеся имеют недостаточные 8
представления о взаимосвязи животных организмов с окружающей средой, о
необходимости экологически грамотного взаимодействия человека с
природой, не всегда замечают неблагополучие в окружающей среде. В то же
время у учащихся выражена потребность в общении с природой.
Результаты исследования показали, что у детей недостаточно
сформированы навыки деятельности по защите природы, не развито
трудолюбие. Несмотря на то, что учащиеся в основном знают правила
поведения в природе, но не всегда соблюдают их.
Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что у учащихся
имеется положительное отношение к природе, интерес к ее изучению,
стремление защищать и охранять ее, но недостаточно сформированы
экологические знания, а также навыки деятельности по защите природы, не
развито трудолюбие.
Полученные результаты позволили предположить, что целенаправленная
работа по формированию экологической воспитанности учащихся в процессе
использования внеурочной деятельности позволит повысить уровень
экологической воспитанности учащихся экспериментального класса. Для
реализации данного предположения был проведен формирующий этап
эксперимента.
Цель формирующего эксперимента: формирование у младших
школьников высокого уровня экологической воспитанности в процессе
организации внеурочной деятельности.
Задачами внеурочной деятельности в аспекте экологического
воспитания мы назвали следующее:
вопервых, расширение объема знаний учащихся об экологических
законах, действующих в природе;
вовторых, воспитание устойчивого интереса младших школьников к
природе; 9
втретьих, формирование уважения к природе и стремления младших
школьников к охране окружающей среды.
Исходя из названных задач, формирующий эксперимент включал
описанный в предыдущих параграфах внеурочные мероприятия
экологического содержания и природоохранные мероприятия:
1) Развлекательнопознавательная игра «В мире природы» (по типу
игры «Поле чудес»).
2) Классный час на тему «Мой четвероногий друг».
3) Беседа «Мы в ответе за природу».
Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов
эксперимента свидетельствует о том, что уровень экологической
воспитанности первоклассников повысился,
в отличие от
т.к.
констатирующего этапа эксперимента в контрольном прослеживается
позитивная динамика уровня экологической воспитанности школьников по
всем критериям.
С целью сравнения результатов первого и второго констатирующих
экспериментов была составлена диаграмма, представленная на рисунке.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов
эксперимента показало, что уровень экологической воспитанности учащихся
экспериментального класса повысился. На высокий уровень поднялись кроме
первых трех школьников еще двое, в результате процент составил 20 (на 8 %
больше). С низкого уровня ушли на средний примерно 4 человека, и на данном
уровне остались в среднем семь учащихся, т.е. 28 %, что на 16 % меньше, чем
в начале эксперимента. И хотя средний уровень экологической
воспитанности попрежнему занимает большую часть, то есть мы не увидели
резкого скачка в росте развития экологической культуры первоклассников, но
результаты формирующей работы можно назвать позитивными, поскольку
эксперимент проходил недолго в течение четырех месяцев. 10
Оставшиеся на низком уровне экологической воспитанности учащиеся
не вызвали у нас какоголибо удивления, т.к. за столь короткий срок
экспериментальной работы быстро изменить экологические представления и
сформировать навыки природоохранной работы школьников не
представляется возможности. Но работа в данном направлении будет
продолжена, что, по нашему мнению, будет способствовать дальнейшему
формированию экологической культуры младших школьников.
В ходе исследования
определена педагогическая сущность
экологического воспитания младших школьников как единения человека с
природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с
нормальным существованием и развитием самой природы. Исследования
ведущих ученых позволили научно обосновать необходимость и возможность
формирования экологической воспитанности младших школьников. Анализ
практического опыта показал, что экологическое воспитание в начальной
школе происходит в процессе обучения и продолжается во внеурочной
деятельности. Педагоги используют в процессе экологического воспитания
краеведческий материал, игры, элементы занимательности, праздники
природы, включают в содержание урока средств художественной литературы,
музыки, изобразительного искусства, проводят экскурсии в природу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
1. Бойко, Л.А. Воспитание экологической культуры детей [Текст] / Л.А.
Бойко // Начальная школа. 2011. № 6. С. 79 82.
2. Бондаренко, В.Д. Культура общения с природой [Текст] / В.Д.
Бондаренко. М.: Просвещение, 1999. – 214 с.
3. Боровская, Л.А. Экологическая направленность экскурсии в условиях
города [Текст] / Л.А. Боровская. М.: Просвещение, 2007. – 146 с.
4. Веселова, Т.М. Формирование экологической культуры младших
школьников на основе краеведческого материала [Текст] / Т.М. Веселова //
Начальная школа. – 2013. № 2. – С. 110 113.
5. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников /
Н.Ф. Виноградова [Текст] // Начальная школа. – 1997. № 4. – С. 36 40.
6. Внеклассная работа по экологии как одно из направлений в решении
задач экологического воспитания младших школьников [Электронный
ресурс]. Режим доступа: ludmila.21309s24.edusite.ru›p7aa1.html (20.10.2015).
7. Гафурова, Т.В. Почему в лесу нужно соблюдать тишину? [Текст] / Т.В.
Гафурова // Начальная школа. – 2010. № 9. – С. 33 35.
8. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д.
Дерябо, В.А. Ясвин. – РостовнаДону: Феникс, 1996. – 452 с.
9. Дик, Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в
начальной школе [Текст] / Н.Ф. Дик. – РостовнаДону: Феникс, 2009. 285 с.
10. Дубровина, Л.М. Как прекрасен этот мир! [Текст] / Л.М. Дубровина,
А.Б. Яркова // Начальная школа. – 2010. № 1. – С. 69 71.
11. Захарян, И.Н. Не рубите зеленую елочку [Текст] / И.Н. Захарян //
Начальная школа. – 2009. № 12. – С. 63 68.
12. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников
во
внеклассной работе. [Текст] / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина М.:
Просвещение, 1984. – 280 с.
Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.