Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Оценка 4.9

Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
26.02.2019
Исследовательская работа  Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
B XXI веке челoвечеcтвo встyпило в новую эпoxу взaимooтнoшeний c приpoдой. Вся пpедшeствующая истоpия рaзвития чeловечecкoгo знания была связанa с пoтpeбнoстью познaния и пpeобpазoвaния окружающeй действительнoсти, чтo сфopмировало антропоцeнтрический хаpактeр нayки и пpaктики, уcилило экологичеcкий кризис на плaнeте Зeмля. Рeшeниe даннoй прoблемы требует изучeния экoлогических закономeрностей и их yчeта в преобpaзoватeльнoй дeятельноcти, pациональнoго, экoномного использoвaния пpирoдных богатcтв, зaбoты o воcстaнoвлeнии и вoзобнoвлении нарyшенныx пpоизводcтвeннoй дeятельностью экocиcтeм. А тaкжe, чтo наибoлee вaжнo, pешениe экoлoгичecких пpoблем тpeбyет выpабoтки и yсвоения нoвыx принципoв и ноpм нравственногo отношeния чeловeка к отдельным пpиpoдным объeктaм и к прирoде в цeлoм. Формиpованию эколoгичеcкoй воспитaнноcти млaдшего шкoльника спocoбcтвyeт вecь обpазoвaтeльный пpоцеcc нaчальнoй школы, нo ocобая роль пpинaдлежит внeypочнoй деятeльноcти, нaзванной cтaндаpтoм начaльной школы втоpогo поколeния oбязательным видом дeятeльнoсти pебенкa в cтeнax школы.
Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеур.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 имени К.С. Федоровского» Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе  организации внеурочной деятельности в соответствии с  образовательным стандартом нового поколения.                                                                 Выполнила:                                         учитель начальных классов,                                                    Коваленко Екатерина Викторовна 2 Юрга, 2016 Исследовательская работа на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в процессе  организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным  стандартом нового поколения».  В  XXI  веке человечество вступило в новую эпоху взаимоотношений с природой. Вся предшествующая история развития человеческого знания была связана   с   потребностью   познания   и   преобразования   окружающей действительности, что сформировало антропоцентрический характер науки и практики, усилило экологический кризис на планете Земля. Решение данной проблемы   требует   изучения   экологических   закономерностей   и   их   учета   в преобразовательной деятельности, рационального, экономного использования природных богатств, заботы о восстановлении и возобновлении нарушенных производственной деятельностью экосистем. А также, что наиболее важно, решение   экологических   проблем   требует   выработки   и   усвоения   новых принципов   и   норм   нравственного   отношения   человека   к   отдельным природным объектам и к природе в целом.  Формированию   экологической   воспитанности   младшего   школьника способствует весь образовательный процесс начальной школы, но особая роль принадлежит   внеурочной   деятельности,   названной   стандартом   начальной школы второго поколения обязательным видом деятельности ребенка в стенах школы.  Цель   исследования:  выявить,   научно   обосновать   и   проверить экспериментально   эффективность   педагогических   условий   использования 3 внеурочной   деятельности   в   соответствии   с   образовательным   стандартом нового поколения как средства формирования экологической воспитанности младших школьников.  Объект   исследования:   экологическое   воспитание   младших школьников.  Предмет   исследования:  педагогические   условия   организации внеурочной   деятельности   в   соответствии   с   образовательным   стандартом нового поколения как средства формирования экологической воспитанности младших школьников.  Гипотеза исследования: процесс экологического воспитания младших школьников   посредством  внеурочной   деятельности  будет   результативным, если:   внеурочная   деятельность   организуется   в   соответствии   с образовательным   стандартом   нового   поколения  в   аспекте   экологического воспитания младших школьников;   определены   критерии   оценки   экологической   воспитанности младших  школьников,  установлены   и  учтены  уровни  ее  сформированности при осуществлении внеурочной деятельности;  обеспечивается   включение   младших   школьников   в природоохранную внеурочную деятельность.  Для достижения цели, было необходимо решить следующие задачи: 1.   Определить  педагогическую  сущность   экологического   воспитания младших школьников. 2.   Проанализировать   педагогический   опыт   экологического   воспитания младших школьников.  3. Разработать критерии, средства измерения  уровня сформированности экологической воспитанности младших школьников. 4 4. Выявить, научно обосновать и проверить на практике педагогические условия  использования  внеурочной  деятельности  в аспекте   экологического воспитания младших школьников.  Опытно­экспериментальной   базой   исследования  являлось Муниципальное   бюджетное   образовательное   учреждение   «Средняя общеобразовательная   школа   №   14   им.   К. С. Федоровского»   города   Юрга Кемеровской области. В эксперименте участвовали учащиеся 1 «Г» класса в количестве 25 человек.  Для   того,   что   бы   определить   специфику   и   механизм   действия экологического воспитания в современной школе, мною были рассмотрены: 1)   Педагогическая   сущность   экологического   воспитания   младших школьников; 2) Анализ   педагогического   опыта     учителей   начальных   классов   в области экологического воспитания младших школьников; 3) Критерии   и   средства     измерения   уровня   экологической воспитанности младших школьников.             Изучение психолого­педагогической литературы позволило установить, что экологическое воспитание – это воспитание экологического сознания и поведения, определяющего гармоничное существование человека с природой.         Формирование экологической воспитанности осуществляется в процессе обучения   и   воспитания,   направленного   на   формирование   экологического сознания,   нравственного   экологического   отношения   к   природе, взаимодействия человека и природы.  Исследование   ведущих   ученых,   педагогов,   психологов   позволили   научно обосновать   необходимость   и   возможность   экологического   воспитания младших школьников.  Анализ практического опыта показывает, что экологическое воспитание младших  школьников   происходит  в  процессе   обучения  и  продолжается   во 5 внеурочной деятельности. Педагоги используют в процессе  экологического воспитания   краеведческий   материал,   игры,   элементы   занимательности, праздники природы, включение в содержание урока средств художественной литературы,   музыки,   изобразительного   искусства,   проводят   экскурсий   в природу.  Во   второй   части  мною   рассматривались   педагогические   условия организации   внеурочной   деятельности   как   средство   экологического воспитания младших школьников. Особое внимание было уделено ФГОС, который в системе начального образования действует уже 5 учебных лет.  Так, согласно новому поколению стандартов знание более не должно передаваться  учителем в готовом виде, а должно строиться самим учащимся в процессе исследовательской деятельности.  В   структуру   ФГОС   НОО   входят   три   компонента:  1)   требования   к структуре   основной   образовательной   программы   НОО,  2)   требования   к результатам   освоения   основной   образовательной   программы   НОО,  3) требования   к   условиям   реализации   основной   образовательной   программы НОО. Проблемой   нашего   исследования   является   экологическое   воспитание младших   школьников   в   процессе   организация   внеурочной   деятельности, поэтому   наибольший   интерес   для   нас   представляет   первое   требование   в структуре ФГОС НОО.  Внеурочная   деятельность   в   рамках   реализации   ФГОС   НОО   –   это образовательная   деятельность,   осуществляемая   в   формах,   отличных   от классно­урочной,   и   направленная   на   достижение   планируемых   результатов освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего образования. 6 Цель   внеурочной   деятельности:   достижение   учащимися   результатов освоения   основной   образовательной   программы,   то   есть   достижение личностных и метапредметных результатов.  В   формировании   экологической   воспитанности   младших   школьников огромную роль играют массовые внеурочные занятия на экологические темы. Эффективность использования данных форм внеклассной работы заключается в том, что они позволяют вовлекать в работу большое количество учащихся.  В   рамках   исследования,   нами   был   проведен   эксперимент  в  МБОУ «СОШ № 14 им. К.С. Федоровского» города Юрги Кемеровской области, в 1 классе «Г», где обучается 25 человек. Исследование проводилось в сентябре­ декабре 2015­16 учебного года. Цель   исследования:   определить   целесообразность   и   эффективность использования  внеурочной   деятельности  как   средства   формирования экологической воспитанности младших школьников. Эксперимент проводился в три этапа:  1 этап ­ изучение с помощью констатирующего эксперимента исходного уровня   сформированности   экологической   воспитанности   учащихся экспериментального класса. 2 этап ­ формирующий эксперимент, представляющий организацию и проведение  внеурочной деятельности  с использованием методов и приемов формирования экологической воспитанности младших школьников, а также природоохранной деятельности учащихся экспериментального класса.  3 этап ­ контрольный этап эксперимента, проведенный с целью проверки итогового уровня сформированности экологической воспитанности учащихся экспериментального класса. Для оценки сформированности экологической воспитанности учащихся на   первом   и   третьем   этапах   эксперимента   использовались   критерии, 7 показатели и средства измерения, представленные в таблице 1, а также уровни экологической воспитанности, представленные в таблице 2 данной работы. В   ходе  констатирующего   эксперимента  нами   были   установлены исходные данные уровня экологической воспитанности младших школьников. Полученные данные были математически обработаны.  Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о том,   что   уровень  экологической   воспитанности   первоклассников   довольно низкий, т.к. преобладают средний и низкий уровни по всем критериям.  8­13 человек экспериментального класса (более 40 %) находятся по трем критериям   на   низком   уровне   экологической   воспитанности.   Причем, наибольшее   количество   детей,   показавших   низкий   уровень,   относится   к практико­деятельностному   критерию   (52   %),   а   наименьшее   –   к мотивационному (32 %). Что говорит о желании детей изучать экологические законы   природы,  но   неумении   проявлять   ответственность   по   отношению   к ней.  11 учащихся экспериментального класса (44 %) находятся на среднем уровне экологической воспитанности, и только 2­5 человек (примерно 12 %) показали   высокий   уровень   экологической   воспитанности,   т.е.   только   эти учащиеся  обнаружили  осознанные  экологические   знания,  ярко выраженную потребность   в   общении   с   природой   и   стремление   ее   охранять,   активно участвовали во внеурочной деятельности экологического содержания.  Качественный анализ результатов исследования показал, что у учащихся имеется   положительное   отношение   к   природе,   интерес   к   ее   изучению, стремление ее защищать и охранять. Отвечая на вопросы анкеты  «Чем для тебя интересен мир природы?», учащиеся отмечали: «В природе много такого, что  удивляет»,  «Мне  нравится   заботиться  о   своем  коте», «Я   люблю  свою собаку, она такая умная», «Я люблю быть в лесу» и т.д. Ответы на вопросы теста свидетельствуют о том, что в основном учащиеся имеют недостаточные 8 представления о взаимосвязи животных организмов с окружающей средой, о необходимости   экологически   грамотного   взаимодействия   человека   с природой,  не всегда замечают неблагополучие в окружающей среде. В то же время у учащихся выражена потребность в общении с природой.  Результаты   исследования   показали,   что   у   детей   недостаточно сформированы   навыки   деятельности   по   защите   природы,   не   развито трудолюбие.   Несмотря   на   то,   что   учащиеся   в   основном   знают   правила поведения в природе, но не всегда соблюдают их.  Данные   результаты   позволяют   сделать   вывод  о   том,  что  у   учащихся имеется   положительное   отношение   к   природе,   интерес   к   ее   изучению, стремление   защищать   и   охранять   ее,   но   недостаточно   сформированы экологические знания, а также навыки деятельности по защите природы, не развито трудолюбие. Полученные результаты позволили предположить, что целенаправленная работа по формированию экологической воспитанности учащихся в процессе использования   внеурочной   деятельности   позволит   повысить   уровень экологической   воспитанности   учащихся   экспериментального   класса.   Для реализации   данного   предположения   был   проведен  формирующий   этап эксперимента. Цель   формирующего   эксперимента:   формирование   у   младших школьников   высокого   уровня   экологической   воспитанности   в   процессе организации внеурочной деятельности.  Задачами   внеурочной   деятельности   в   аспекте   экологического воспитания мы назвали следующее:  ­   во­первых,   расширение   объема   знаний   учащихся   об   экологических законах, действующих в природе;   ­ во­вторых, воспитание устойчивого интереса младших школьников к природе; 9 ­ в­третьих, формирование уважения к природе и стремления младших школьников к охране окружающей среды. Исходя   из   названных   задач,   формирующий   эксперимент   включал описанный   в   предыдущих   параграфах   внеурочные   мероприятия экологического содержания и природоохранные мероприятия: 1) Развлекательно­познавательная   игра   «В   мире   природы»   (по   типу игры «Поле чудес»).  2) Классный час на тему «Мой четвероногий друг».  3) Беседа «Мы в ответе за природу».  Анализ   результатов   констатирующего   и   контрольного   этапов эксперимента   свидетельствует   о   том,   что   уровень   экологической воспитанности   первоклассников   повысился,   в   отличие   от   т.к. констатирующего   этапа   эксперимента   в   контрольном   прослеживается позитивная   динамика   уровня   экологической   воспитанности   школьников   по всем критериям.  С   целью   сравнения   результатов   первого   и   второго   констатирующих экспериментов была составлена диаграмма, представленная на рисунке.  Сравнение   результатов   констатирующего   и   контрольного   этапов эксперимента показало, что уровень экологической воспитанности учащихся экспериментального класса повысился. На высокий уровень поднялись кроме первых трех школьников еще двое, в результате процент составил 20 (на 8 % больше). С низкого уровня ушли на средний примерно 4 человека, и на данном уровне остались в среднем семь учащихся, т.е. 28 %, что на 16 % меньше, чем в   начале   эксперимента.   И   хотя   средний   уровень   экологической воспитанности по­прежнему занимает большую часть, то есть мы не увидели резкого скачка в росте развития экологической культуры первоклассников, но результаты   формирующей   работы   можно   назвать   позитивными,   поскольку эксперимент проходил недолго ­ в течение четырех месяцев. 10 Оставшиеся на низком уровне экологической воспитанности учащиеся не   вызвали   у   нас   какого­либо   удивления,   т.к.   за   столь   короткий   срок экспериментальной работы быстро изменить экологические представления и сформировать   навыки   природоохранной   работы   школьников   не представляется   возможности.   Но   работа   в   данном   направлении   будет продолжена,   что,   по   нашему   мнению,   будет   способствовать   дальнейшему формированию экологической культуры младших школьников.  В   ходе   исследования  определена   педагогическая   сущность экологического   воспитания   младших  школьников   как   единения   человека   с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным   существованием   и   развитием   самой   природы.   Исследования ведущих ученых позволили научно обосновать необходимость и возможность формирования   экологической   воспитанности   младших   школьников.   Анализ практического   опыта   показал,   что   экологическое   воспитание   в   начальной школе   происходит   в   процессе   обучения   и   продолжается   во   внеурочной деятельности.  Педагоги  используют  в  процессе  экологического  воспитания краеведческий   материал,   игры,   элементы   занимательности,   праздники природы, включают в содержание урока средств художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, проводят экскурсии в природу. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11 1. Бойко, Л.А. Воспитание экологической культуры детей  [Текст]  / Л.А. Бойко // Начальная школа. ­ 2011. ­ № 6. ­ С. 79 ­ 82. 2. Бондаренко,   В.Д.   Культура   общения   с   природой   [Текст]  /   В.Д. Бондаренко. ­ М.: Просвещение, 1999. – 214 с.  3. Боровская, Л.А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города [Текст] / Л.А. Боровская. ­ М.: Просвещение, 2007. – 146 с. 4. Веселова,   Т.М.   Формирование   экологической   культуры   младших школьников на основе краеведческого материала [Текст] / Т.М. Веселова // Начальная школа. – 2013. ­ № 2. – С. 110 ­ 113. 5. Виноградова, Н.Ф. Экологическое  воспитание  младших  школьников / Н.Ф. Виноградова [Текст]  // Начальная школа. – 1997. ­ № 4. – С. 36 ­ 40. 6. Внеклассная работа по экологии как одно из направлений в решении задач   экологического   воспитания   младших   школьников  [Электронный ресурс]. Режим доступа: ludmila.21309s24.edusite.ru›p7aa1.html (20.10.2015). 7. Гафурова, Т.В. Почему в лесу нужно соблюдать тишину? [Текст] / Т.В. Гафурова // Начальная школа. – 2010. ­ № 9. – С. 33 ­ 35. 8. Дерябо,  С.Д.  Экологическая   педагогика   и  психология  [Текст] /   С.Д. Дерябо, В.А.  Ясвин.  – Ростов­на­Дону: Феникс, 1996. – 452 с. 9. Дик, Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе [Текст] / Н.Ф. Дик. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2009. ­ 285 с.  10. Дубровина, Л.М. Как прекрасен этот мир! [Текст] / Л.М. Дубровина, А.Б. Яркова // Начальная школа. – 2010. ­ № 1. – С. 69 ­ 71. 11. Захарян,   И.Н.   Не   рубите   зеленую   елочку   [Текст]   /   И.Н.   Захарян   // Начальная школа. – 2009. ­ № 12. – С. 63 ­ 68. 12. Захлебный,   А.Н.   Экологическое   образование   школьников     во внеклассной   работе.  [Текст]   /   А.Н.  Захлебный,   И.Т.   Суравегина   ­   М.: Просвещение, 1984. – 280 с.

Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа  Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа  Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа  Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа  Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа  Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа  Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа  Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа  Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа  Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа  Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.

Исследовательская работа  Экологическое воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности в соответствии с образовательным стандартом нового поколения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019