Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности
Оценка 4.8

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Оценка 4.8
Мероприятия +2
docx
биология +1
Взрослым
06.11.2017
Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности
Экологическое воспитание студентов Педагогического вуза во внеучебной деятельности обеспечит комплексное развитие его оценочных способностей в этой области и способностей принимать оптимальные педагогические решения в неблагоприятных ситуациях, связанных со спецификой его профессиональной деятельности.Анализ динамики отношения к природе, выявленной на базе данных диагностических исследований института семьи и воспитания Российской академии образования, указывает на неуклонное снижение интереса к экологической деятельности, разрушение экокультурных ориентиров и деэкологизацию сознания у учащихся. Особенно катастрофично этот процесс сказывается на познавательной ценности природы.Одной из причин низкой эффективности работы системы высшего образования в целях экологического воспитания является незнание педагогами современных методик и технологий экологического воспитания. Другая причина низкой эффективности экологического воспитания связана с методологией обучения. Существующее сегодня экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, не способно переломить природоразрушительные мотивы в мировоззрении населения, поскольку сохраняет прагматический и потребительский характер формирующихся у обучающихся представлений. Знания о законах совместимости общества и природы, их взаимодействии как целостной системы фактически отсутствуют. Подобные знания, лежащие в основе экологического мировоззрения, представляют собой достижение всей человеческой культуры — науки, религии, философии, искусства. Усвоение же их обучающимися не может быть достигнуто только лишь дидактическими методами, через усвоение только лишь научных постулатов. Следовательно, в настоящее время неизбежно возрастает роль воспитания, а содержание образования переориентируется на метапредметы социокультурной направленности.
мониторинг.docx
Тема "Экологическое   воспитание   студентов   педагогического   вуза   во внеучебной деятельности" Тема карты мониторинга Качество   экологического   воспитания   студентов   во   внеучебной деятельности. Объект мониторинга  Экологическое воспитание. Характеристика объекта мониторинга  Экологическое   воспитание   студентов   Педагогического   вуза   во внеучебной   деятельности   обеспечит   комплексное   развитие   его   оценочных способностей   в   этой   области   и   способностей   принимать   оптимальные педагогические   решения   в   неблагоприятных   ситуациях,   связанных   со спецификой его профессиональной деятельности. Анализ   динамики   отношения   к   природе,   выявленной   на   базе   данных диагностических   исследований   института   семьи   и   воспитания   Российской академии   образования,   указывает   на   неуклонное   снижение   интереса   к экологической   деятельности,   разрушение   экокультурных   ориентиров   и деэкологизацию сознания у учащихся. Особенно катастрофично этот процесс сказывается на познавательной ценности природы. Одной   из   причин   низкой   эффективности   работы   системы   высшего образования   в   целях   экологического   воспитания   является   незнание педагогами современных методик и технологий экологического воспитания. Другая   причина   низкой   эффективности   экологического   воспитания связана   с   методологией   обучения.   Существующее   сегодня   экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, не способно переломить   природоразрушительные   мотивы   в   мировоззрении   населения, поскольку   сохраняет   прагматический   и   потребительский   характер формирующихся   у   обучающихся   представлений.   Знания   о   законах совместимости   общества   и   природы,   их   взаимодействии   как   целостной системы   фактически   отсутствуют.   Подобные   знания,   лежащие   в   основе экологического   мировоззрения,   представляют   собой   достижение   всей человеческой культуры — науки, религии, философии, искусства. Усвоение же их обучающимися не может быть достигнуто только лишь дидактическими методами, через усвоение только лишь научных постулатов. Следовательно,   в   настоящее   время   неизбежно   возрастает   роль воспитания, а содержание образования переориентируется на метапредметы социокультурной направленности. Основные цели экологического воспитания ­ это развитие и становление экологической   культуры   личности   и   общества,   экологического   сознания   и мышления,   духовного   опыта   взаимодействия   человека   к   природе, обеспечивающего его выживание и развитие. Все это будет способствовать здоровому   образу   жизни   людей,   устойчивому   социально­экономическому развитию,   экологической   безопасности   России   и   в   конечном   счете   ­ выживание всего человечества. Экологическая ответственность проявляется в: ­   ответственность   за   состояние   естественного   природного   окружения, определяющего условия жизни человека, на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности, ­ ответственность за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность. Становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде связано с семейными, общественными, производственными и межличностными отношениями людей. Существует   множество   определений   экологического   воспитания,  ниже указаны некоторые из них. «Экологическое   воспитание   ­   формирование   у   людей   сознательного отношения  к  окружающей  среде,  направленного  на  охрану  и  рациональное использование   природных   ресурсов.   Особое   значение   имеет   экологическое воспитание жителей охраняемых зон.» Финансовый словарь «Финам». «Экологическое   воспитание  ­  формирование  у   человека   сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного   отношения   к   природе,   разумного   использования   ее   богатств, естественных   ресурсов.»  Экологический   энциклопедический   словарь.   — Кишинев:   Главная   редакция   Молдавской   советской   энциклопедии.   И.И. Дедю. 1989 год. «Экологическое   воспитание   ­   целенаправленное   развитие   человека, включающее   формирование   его   экологической   культуры,   восприятие   не только   общественных,   но   и   экологических   норм   и   ценностей;   Э.в. осуществляется   через   экологическое   образование,   а   также   семью, государственные   и   общественные   институты   (религия,   средства   массовой информации,   воспитательные   учреждения   и   др.).»  Экологическое   право России: словарь юридических терминов. — М.: Городец. А. К. Голиченков. 2008 год. «Экологическое   воспитание   ­   деятельность   по   формированию экологической   культуры,   бережного   отношения   к   окружающей   природной среде и обеспечению экологических знаний (проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "Об охране окружающей природной   среды""   от   11.10.2000.)»  EdwART.   Термины   и   определения   по охране   окружающей   среды,   природопользованию   и   экологической безопасности. Словарь, 2010 год. «Экологическое   воспитание   ­   целенаправленная   систематическая педагогическая   деятельность,   направленная   на:   развитие   экологической образованности   и   воспитанности   детей;   накопление   экологических   знаний, формирование   умений   и   навыков   деятельности   в   природе,   пробуждение приобретение высоких высоконравственных   личностных   качеств   и   твердой   воли   в   осуществлении нравственно­эстетических   чувств,   природоохранительной   работы.»  Профессиональное   образование.   Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999 год. В   целях   совершенствования   системы   экологического   образования   в высших   учебных   заведениях   необходимо   ввести   на   всех   факультетах, независимо   от   их   профессиональной   ориентации,   преподавание   курса «Основы   экологии»   и   наполнить   экологическим   и   природоохранным содержанием планы и учебные программы по всем дисциплинам, разработать с учетом специализации студентов спецкурсы по экологии и охране природы. В   ряде   учебных   заведений   уже   разработаны   программы   и   подготовлены учебные пособия по экологии и охране природы для педагогических вузов. В связи с этим с небольшой корректировкой их можно использовать в качестве учебных пособий и в других вузах, поскольку они ориентируют студентов на получение   необходимого   минимума   знаний   о   взаимодействии   общества   и природы,  основных  экологических  законах и  факторах,  формах  и методах охраны   окружающей   среды   и   рационального   использования   природных ресурсов. В связи с этим современные требования в вопросах экологического образования потребуют объединения усилий практически всех кафедр вуза, которые   могут   рассматривать   отдельный   вопросы   экологии   и   охраны окружающей среды в процессе преподавания своих специальных дисциплин. Воспитанием людей в духе любви к природе заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни оказывается включенным   в   процесс   непрерывного   воспитания   и   образования. Экологическая информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим, воды и пищи ­ все это волнует людей. Им необходимо знать, что их ждет впереди, как изменяется среда обитания. Завершающим, этапом экообразования является понимание того, что мы зависим от окружающего нас мира. Каждый житель должен рассматриваться с двух сторон: как работник предприятия, создавших антропогенный процесс для природной среды, и как человек, попадающий под этот процесс. Отсюда должны строиться взаимоотношения человека и природы. Диагностика экологической культуры Диагностическая программа изучения уровня экологической культуры/воспитания. *ООС – охрана окружающей среды *ОС – окружающая среда Отношение Показатели воспитанности Долг и ответственность Бережливость Ответственное отношение к обучению ООС К ООС К деятельности в рамках ООС Признаки проявления воспитанности Ярко проявляются Проявляются Выполняет  общественные  поручения в сфере  ООС охотно и с  желанием,  ответственно,  требует такого же  отношения от  других. Бережет ОС,  призывает к этому и  других. Выполняет  общественные  поручения в сфере ООС охотно,  ответственно, но  не требует этого  от других. Сам бережлив по  отношению к ОС,  но не  интересуется,  бережливы ли его  товарищи. Учится в полную  силу, проявляет  интерес к знаниям,  трудолюбив и  прилежен,  добивается хороших результатов в  учении, сам охотно  помогает  товарищам. Учится в полную  силу, проявляет  интерес к  знаниям, хорошо  учится сам, но  товарищам  помогает лишь  тогда, когда  поручают или  просят. Слабо проявляются Неохотно  выполняет  поручения в сфере ООС, только при  условии контроля  со стороны  учителей и  товарищей. Проявляет  бережливость к  ОС, если  чувствует  контроль со  стороны  преподавателей,  старших  товарищей. Учится не в  полную силу, сам  не проявляет  интереса к  учению, требует  постоянного  контроля,  безразличен к  учебе товарищей. Не проявляются Уклоняется от  общественных  поручений в  сфере ООС,  безответственен Небережлив,  наносит ущерб  ОС и  восстанавливает  его лишь после  настоятельных  требований. Несмотря на  контроль, не  проявляет  интереса к  учению и  прилежанию,  учится плохо. Отношение к общественным экологическим мероприятиям Коллективизм и товарищество Честность и правдивость Уровень экологической культуры Не понимает  ценность ОС,  стремится  уклониться от  любых видов  деятельности  даже при  наличии  требований и  контроля. Необщительный, эгоистичный. Часто  неискренен. Трудится при  наличии  соревнования,  требований и  контроля со  стороны педагогов и товарищей. Не очень  общительный,  отзывается на  просьбы  товарищей, но в  делах коллектива  участвует  неохотно. Не всегда  выполняет  обещания, не  сразу признается в своих проступках, а лишь после  осуждения  старшими и  товарищами. Читает. Посещает  экологические  мероприятия. Но  все это делает  только по совету  или настоянию  педагогов,  товарищей. Не хочет читать  литературу,  отказывается  посещать  экологические  мероприятия.  Не проявляет  интереса к  экологии. Понимает  общественную  ценность ОС,  проявляет интерес к ней, добросовестно  относится к  самообслуживанию  и другим видам  деятельности, умело организует  мероприятия сам. Общительный,  уважает интересы  коллектива, сам  охотно отзывается  на просьбы  товарищей,  организует полезные дела коллектива. Верен своему слову,  правдив с  преподавателями,  товарищами,  добросовестно  признается в своих  проступках и того  же требует от  других. Много читает,  охотно посещает  экологические  мероприятия.  Разбирается в  экологическом  законодательстве.  Охотно делится  своими знаниями с  товарищами,  привлекает их к  культурным  мероприятиям. Понимает  общественную  ценность ОС,  проявляет интерес и добросовестное  отношение к ос,  но других на  общественно  полезные виды  деятельности не  организует и не  побуждает. Общительный,  считается с  интересами  коллектива,  охотно выполняет  поручения, но сам  не организует  полезные дела. Верен своему  слову, правдив с  преподавателями,  товарищами,  добросовестно  признается в  своих проступках, но не требует  честности и  правдивости от  других. Любит читать.  Посещает  экологические  мероприятия.  Проявляет  интерес к  экологии, но  интересуется всем этим только для  себя. Не  привлекает  товарищей к  культурным  мероприятиям. К окружающим К культуре При   определении   уровня   воспитанности   по   каждому   показателю необходимо   пользоваться   диагностической   таблицей.   Оценка   записывается условным обозначением: Я – ярко проявляется (5 баллов); П – проявляется (4 балла); СП – слабо проявляется (3 балла); НП – не проявляется (2 балла). Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 7). 5 – 4,5 балла – высокий уровень экологической культуры  4,4 – 3,9 балла – хороший уровень 3,8 – 2,9 балла – средний уровень 2,8 – 2 балла – низкий уровень Нормы качества объекта При   сформированности   экологической   культуры   у   студента проявляются следующие качества личности:  ­ Выполняет общественные поручения в сфере ООС;  ­ Бережет ОС;  ­ Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен;  ­ Добивается хороших результатов в учении;  ­ Помогает товарищам;  ­ Понимает общественную ценность ОС;  ­   Добросовестно   относится   к   самообслуживанию   и   другим   видам деятельности;  ­ Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей;  ­ Верен своему слову, правдив с преподавателями, товарищами;  ­ Много читает, охотно посещает экологические мероприятия;  ­ Разбирается в экологическом законодательстве. Оценка результатов и рекомендации Если при диагностике сумма набранных баллов ниже 2,9 баллов – мы интерпретируем как отсутствие качества. 5 – 4,5 балла – высокий уровень экологической культуры  4,4 – 3,9 балла – хороший уровень экологической культуры 3,8 – 2,9 балла – средний уровень экологической культуры 2,8 – 2 балла – низкий уровень экологической культуры Рекомендации: Низкий уровень экологической культуры: ­ Систематизировать знания о взаимодействии общества и природы; ­ Указать ценностные экологические ориентации; ­ Систематизировать нормы и правила отношения к природе; ­ Создать условия для получения умений и навыков по изучению природы и ее охраны; ­ Обучить основным экологическим законам; ­ Развить системное экологическое мышление; ­   Заложить   теоретические   основы   для   практического   решения экологических проблем современности; ­   Сформировать   представления   о   функционировании   многоуровневых систем в экологии; ­ Сформировать экологическое мировоззрение. Средний уровень экологической культуры: ­ Указать ценностные экологические ориентации; ­ Создать условия для получения умений и навыков по изучению природы и ее охраны; ­ Обучить основным экологическим законам; ­ Развить системное экологическое мышление; ­ Сформировать экологическое мировоззрение. ­   Заложить   теоретические   основы   для   практического   решения экологических проблем современности. Хороший уровень экологической культуры: ­ Указать ценностные экологические ориентации; ­   Заложить   теоретические   основы   для   практического   решения экологических проблем современности; ­   Сформировать   представления   о   функционировании   многоуровневых систем в экологии; ­ Проведение мини­исследований; ­ Организация участия в экологических олимпиадах различного уровня. Высокий уровень экологической культуры: ­ Проведение мини­исследований; ­ Организация учебно­исследовательских проектов; ­ Организация участия в экологических олимпиадах различного уровня; ­ Проведение экологических мероприятий; ­ Обеспечение дополнительной литературой. Приложение: 1)Тест «Экологическая культура студентов и учащихся» (Асафова Е.В.) Инструкция: Отметьте выбранный вариант ответа по 6­балльной шкале, где: 0­1обозначают отсутствие выраженности качества (0 ­ полное отсутствие, 1 ­ слабая степень выраженности) 2­3обозначают среднюю степень выраженности (2 ­ ниже среднего, 3 ­ среднее значение) 4­5обозначают высокую степень выраженности (4 ­ высокая, 5 ­ устойчиво высокая) I. Экологическая образованность 1. Как Вы оцениваете собственные экологические знания? 2. Насколько   необходимо   для   Вас   углубление   и   расширение   своих экологических знаний? 3. В какой мере развитие личности зависит от перспектив взаимодействия между обществом и природой? 4. В   какой   степени   при   выполнении   учебно­исследовательской   работы (реферат,   проект,   курсовая   работа)   Вы   раскрываете   экологическую значимость решаемой проблемы? 5. Считаете   ли   Вы,   что   ухудшение   состояния   окружающей   среды отрицательно влияет на Ваше здоровье? 6. Как   часто   Вы   используете   экологические   знания   и   умения   в повседневной жизни (не собираете грибы и лекарственные травы вдоль дорог, не сжигаете пластиковую посуду, т.д.)? 7. Как   часто   Вы   читаете   статьи   в   периодической   печати   или   научных изданиях, посвященные обсуждению экологических проблем? II. Экологическая сознательность 1. Насколько   Вас   присуще   чувство   ответственности   за   сохранение окружающей природы? 2. В   какой   мере   недопустимо   для   Вас   участвовать   в   пикнике   на территории особо охраняемых природных зон, в том числе заповедника? 3. В   какой   мере   значимой   Вы   считаете   экологическую   подготовку специалиста XXI века? 4. Насколько   распространяете   Вы   понимание   гуманизма   (доброты, бережности) на гуманное отношение человека к природе? 5. Как   часто   в   кругу   друзей   Вы   обсуждаете   проблемы,   связанные   с ухудшением экологической ситуации? 6. Насколько   важным,   по   Вашему   мнению,   является   развитие общественного экологического движения в учебном заведении? 7. Насколько значимо для Вас получать положительный эмоциональный настрой от общения с природой? III. Экологическая деятельность 1. Как   часто   Вы   участвуете   в   экологических   рейдах,   экологических субботниках? 2. В   какой   степени   за   последние   2­3   года   у   Вас   возросло   желание участвовать в экологической деятельности? 3. В какой мере Ваше участие в экологической деятельности определено тем,   что   каждый   человек   должен   проявлять   заботу   о   состоянии окружающей среды? 4. Если   Вы   станете   свидетелем   нарушения   норм   экологической деятельности,   экологической   катастрофы,   в   какой   степени   Ваша позиция   будет   активной   и  принципиальной  (подпись   в   коллективном воззвании, участие в марше протеста)? 5. Как часто Вы препятствуете неэкологичному поведению окружающих, а также   Ваших   друзей   (сбору   редких   растений,   первоцветов   весной, организации несанкционированных свалок и т.д.)? 6. Как   часто   лично   Вы   являетесь   инициатором   экологических мероприятий? 7. На основе общей суммы набранных баллов можно определить уровень развития экологической культуры личности. В соответствии с ключом для   обработки   результатов   тестирования   кроме   определения   уровня общей   экологической   культуры   как   интегральной   величины   было предусмотрено   выделение   трёх   основных   уровней   экологической образованности,   экологической   сознательности   и   экологической деятельности   –   низкого,  среднего   и   высокого,   что   имеет   следующие характеристики: I. Экологическая образованность Низкий   уровень   (А) –   0­13   баллов,   характеризуется   недостаточной развитостью   экологических   интересов,   наличием   фрагментарных экологических   представлений   и   знаний,   которые   не   реализуются   в повседневной жизни и творческой работе. Средний   уровень   (Б) –   14­24   балла,   означает   наличие   интересов, представлений   в   области   экологии,   понимание   важности   сотрудничества между обществом и природой. Высокий уровень (В) – 25­35 баллов, предполагает  единство системы экологических   интересов,   представлений   и   их   реализации   в   научно­ исследовательской работе и повседневной жизни, практикоориентированность знаний. II. Экологическая сознательность Низкий   уровень   (А) –   0­13   баллов,   означает   несформированность экологически     недостаточную убежденность в необходимости бережного отношения к природе, отсутствие значимых   ценностных   ориентаций, установки   на   взаимовыгодное   сотрудничество   природы   и   общества, базирующейся на принципах гуманизма. Средний уровень (Б) – 14­24 балла, предполагает наличие убеждений, адекватных   экологическим   знаниям,   взаимообусловленность   экологических ценностных ориентаций и установок, которые, однако, не всегда реализуются в поступках. Высокий   уровень     характеризуется сформированностью   системы   убеждений,   ценностных   ориентаций   и (В) –   25­35   баллов, установок,   побуждающих   овладевать   новыми   экологическими   знаниями   и реализовывать   их   в   деятельности,   основанной   на   гуманном   отношении человека к природе. III. Экологическая деятельность Низкий   уровень   (А) –   0­11   баллов,   означает   пассивность   личности   и неучастие   в   мероприятиях,   посвященных   экологическим   проблемам,   а возможность участия связана с административным привлечением. Средний   уровень   (Б) –   12­20   баллов,   характеризуется   достаточно активным   участием   в   экологических   мероприятиях,   основанном   на принципиальной   и   активной   позиции   личности   в   соответствии   с экологическими убеждениями, ценностями, установками. Высокий уровень (В) – 21­30 баллов, предполагает высокую активность личности не только в участии, но и в разработке и проведении экологических мероприятий   при   сформированности   мотивационно­целевого   компонента   в структуре личности. Комбинации   уровней   экологической   образованности,   экологической сознательности и экологической деятельности дают, соответственно, низкий, средний или высокий уровни экологической культуры учащихся. На основании ниже приведенной таблицы (Таблица 1) можно сделать выводы о состоянии экологической культуры тестируемой группы. Таблица 1 – Общая оценка уровня экологической культуры Уровень экологической Экологическая образованность Экологическая сознательность Экологическая деятельность культуры Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий I А Б А А Б А Б В В Б В В Б II А А Б А Б Б Б Б В В Б В В III А А А Б А Б Б А А Б Б Б В В В Очень высокий Б В В В Приложение 2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 1.   Определенная   территория   со   свойственной   ей   абиотическими факторами среды обитания (климат, почва, вода) называется … а) биотоп; б) биотон; в) биогеоценоз; г) экосистема. 2. Термин «экосистема» был предложен в 1935 году ученым … а) В. И. Вернадским; б) В. Н. Сукачевым; в) А. Тенсли; г) Г. Ф. Гаузе. 3.   Автотрофные   организмы,   способные   производить   органические вещества   из   неорганических   компонентов,   используя   фотосинтез   или хемосинтез, называются … а) продуцентами; б) макроконсументами; в) микроконсументами; г) гетеротрофами. 4. Кто являются консументами третьего порядка в трофической цепи водоема? а) фитопланктон; б) зоопланктон; в) рыбы макрофаги; г) хищные рыбы. 5.   Совокупность   пищевых   цепей   в   экосистеме,   соединенных   между собой и образующих сложные пищевые взаимоотношения – это … а) пастбищная цепь; б) пищевая сеть; в) детритная цепь; г) трофический уровень. 6. Какая доля солнечной энергии поглощается растениями и является валовой первичной продукцией? а) 5 %; б) 1 %; в) 10 %; г) 3 %. 7. Какое количество вторичной продукции передается от предыдущего к последующему трофическому уровню консументов? а) 60 %; б) 50 %; в) 90 %; г) 10 %. 8.   Какая   экологическая   пирамида   имеет   универсальный   характер   и отражает   уменьшение   количества   энергии,   содержащейся   в   продукции, создаваемой на каждом следующем трофическом уровне? а) пирамида энергии; б) пирамида биомассы; в) пирамида чисел. 9.   Как   называют   общую   биомассу,   создаваемую   растениями   в   ходе фотосинтеза? а) валовая первичная продукция; б) чистая первичная продукция; в) вторичная продукция. 10. Самопорождающие сукцессии, возникающие вследствие изменения среды под действием сообщества, называются … а) аллогенными; б) аутогенными; в) антропогенными. 11.   Стабильное   состояние   экосистемы,   производящей   максимальную биомассу на единицу энергетического потока, называют … а) первичной сукцессией; б) климаксом; в) вторичной сукцессией; г) флуктуацией. 12. Совокупность различных групп организмов и среды их обитания в определенной ландшафтно­географической зоне – это … а) экотоп; б) экотон; в) биом; г) биота. 13.   Как   называют   водные   организмы,   которые   в   основном   пассивно перемещаются за счет течения? а) бентос; б) нектон; в) планктон; г) перифитон. 14. Толща воды до глубины, куда проникает всего 1 % от солнечного света и где затухает фотосинтез, называется … а) лимнической зоной; б); литоральной зоной в) профундальной зоной. 15. Пресноводные лентические экосистемы – это … а) озера, пруды; б) реки, родники; в) заболоченные участки и болота. 16. Глубоководные места океана (глубина 3000 м и более), в которых встречается выход горячих подземных вод – это … а) районы аутвеллинга; б) континентальный шельф; в) районы апвеллинга; г) рифтовые зоны. 17. Природная экосистема, движимая солнцем и не субсидированная – это … а) пригороды; б) эстуарии; в) агроэкосистемы; г) океан. 18. Экосистемы, предназначенные для отдыха людей, – это … а) селитебные зоны; б) рекреационные зоны; в) агроценозы; г) промышленные зоны. 19. В составе устойчивой экосистемы требуется присутствие … а) достаточного числа консументов и редуцентов; б) продуцентов, консументов и редуцентов; в) достаточного числа продуцентов и редуцентов; г) достаточного числа продуцентов и консументов. 20.   К   наиболее   ярким   проявлениям   эвтрофикации водоемов не относится … а) попадание в водоемы нефти; б) увеличение концентрации биогенных элементов; в) процессы вторичного загрязнения воды; г) летнее цветение воды. 21. Агросистемы отличаются от естественных экосистем тем, что… а) требуют дополнительных затрат энергии; б) растения в них угнетены; в) всегда занимают площадь большую, чем естественные; г) характеризуются большим количеством разнообразных популяций. Приложение 3 Личностный тест. (Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы.   Это   отношение   во   многом   зависит   от   того,   насколько   ты   его осознаешь). Порядок работы. Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите   один   из   трех   ответов   и   запишите   на   отдельный   листок соответствующую   оценку   в   баллах.   Полученные   баллы   в   конце   работы сложите. Подсчитайте,   сколько   баллов   вы   набрали.   Сравните   результат   с приведенными ниже оценками и прочитайте советы. Мое отношение к природе № п/п Вопросы Ответы и баллы «Да» «Нет» По­разному 1 2 3 4 5 6 7 8 Задумываетесь   ли   вы   о   своем отношении к природе? 2 Делите   ли   вы   природные   объекты   на привлекательные     и («красивые») непривлекательные («некрасивые»)? Всегда   ли   вы   бережно   относитесь   к природе? Заслуживают   ли   внимания,   на   ваш   окружающая   природа   и взгляд, происходящие в ней явления? 0 2 2 Цените ли вы разнообразие в природе? 2 Влияет   ли   природа   на   ваше настроение? Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? Все   ли   в   окружающей   природе   вас интересует? 2 2 1 0 2 0 0 0 0 0 2 1 1 1 1 1 1 1 0 9 10 11 12 13 Всегда   ли   вы   обращаете   внимание   на окружающую вас природу? 2 Можете   ли   вы   объяснить,   чем привлекают   вас   те   или   иные   объекты 1 природы или природные явления? Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите,   что   кто­то   наносит   природе ущерб своими действиями? Любите   ли   вы   читать   описания природы в книгах? Влияет   ли   окружающая   природа   на ваши мысли? 2 2 2 14 Влияет ли природа на ваше поведение? 2 Часто ли вы отдыхаете среди природы (в   том   числе   в   городских   скверах, парках и т. п.)? Приходилось   ли   вам   вольно   или невольно чем­то вредить природе? Есть ли какие­либо занятия, которые вы любите делать среди природы? 1 0 2 15 16 17 0 0 0 0 0 0 2 2 0 1 2 1 1 1 1 0 1 1 18 19 Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? Вы   начали   принимать   посильное участие   в   охране   природы   в   I­V классах? 20 Или в более старшем возрасте? Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? Знакомы   ли   вам   музыкальные произведения, связанные с природой? Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? 21 22 23 24 0 2 0 2 2 2 2 0 2 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 Всегда ли вы добросовестно относитесь к   выполнению   какой­либо   работы   по 2 уходу за окружающей средой? Повлияли   ли   на   ваше   отношение   к 25 природе   уроки   и   другие   учебные занятия?   Если   да,   то   укажите,   по 2 каким именно предметам Менее   20   баллов. Очень   жаль,   но,   судя   по   всему,   ни   впечатления   от общения  с  природой, ни знакомство  с природой  через  искусство  (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не   осознаете   своей   связи   с   ней.   Вам   необходимо   преодолеть   чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для   вас   будет   знакомство   с   историей   человека   в   неразрывной   связи   с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже. От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно.   Уделяйте   природе   больше   внимания.   Старайтесь   найти   в   ней привлекательные   для   вас   стороны,   задумывайтесь   над   происходящими   в природе   явлениями,   их   причинами   и   следствиями.   Знакомьтесь   с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным. От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно.  Однако   вы   понимаете,  что   некоторые   выбранные   вами   ответы говорят,   что   не   все   в   этом   отношении   благополучно.   Постарайтесь   быть внимательнее   к   природе   и   поведению   окружающих   людей.   Активно выступайте   в   защиту   окружающей   среды.   Чаще   интересуйтесь произведениями   искусства:   читайте,   слушайте   музыку,   знакомьтесь   с пейзажной живописью и графикой, работами художников­анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным. Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша   эмоциональность   нередко   мешает   критически   рассматривать   свои мысли,   чувства,   поступки.   Чаще   анализируйте   их,   будьте   искренни   и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.          ЗАПОМНИ: если   ты   хочешь   усовершенствовать   свое   отношение   к природе, ­ а это нужно для твоей жизни, самовоспитания, для того, чтобы принести   больше   пользы   людям   и   жить   интересне6е,   ­   начни   выполнять предложенную программу действий в помощь воспитанию и самовоспитанию средствами   природы.   Работа   по   программе   поможет   осуществить   это желание.

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза во внеучебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017