Конспект по экологии: «Квест «На поиски медведя»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.
Цель: уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.
Программное содержание: формировать умение устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания; закрепить представление о том, что животные могут выжить в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям; воспитывать стремление помогать птицам зимой.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке; чтение произведений о птицах и животных; беседа о перелетных, кочующих и зимующих птицах; игра «Совушка»; дидактическая игра «Когда это бывает?».
Материалы и оборудование: мягкие игрушки, разрезные картинки, презентация на тему: «Кто поможет зверям зимой?», атрибуты зимнего леса (деревья, сугробы)
Планируемые результаты: у детей имеются представления о приспособлении животных к зимним условиям существования.
Ход занятия
I. Вводная часть
Маша: Здравствуйте, ребята. Узнали меня? Я Маша. Приехала к Мишке на каникулы. Звоню ему, звоню, а в ответ тишина. Абонент вне зоны доступа…
Зимой в лесу я никогда не была. Пожалуйста, помогите мне ребята. Пойдемте вместе.
Воспитатель: Ребята, поможем? Пойдем с Машей в лес?
Дети : Да
М: - Ты три раза обернись,
И в зимнем лесу очутись…
II. Основная часть
В: - Ребята, посмотрите, как красиво. Все белым-бело. Напомните мне, какое время года сейчас?
Д: - Зима
В: - Верно. А какой по счету месяц? А как он называется?
Д: - Февраль - третий месяц зимы
М: - Ой, ребят, все-то вы знаете. Может подскажете, куда все звери подевались? Смотрите, вон, под елкой, какой-то знак. Что он означет?
Д: - Это знак, который запрещает шуметь в лесу.
М: - А почему нельзя шуметь в лесу? (Нельзя пугать птиц и зверей)
А что еще нельзя делать в лесу? (Разбрасывать мусор, жечь костры)
В: -Молодцы, ребята! У меня для вас есть загадка.
Кто по елками ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы. (белка)
Правильно, это белка. А Эвелина подойдет к доске и расскажет о белочке с помощницей-таблицей
М:- Какая молодец, белочка, а я-то думала, что это мелькает между деревьями? А это красавица белка!
В: - Вывод: У белки красивый пушистый хвост. Длинные задние ноги и пушистый большой хвост помогают ей прыгать по деревьям. Хвостом она даже может рулить. Летом ее спинка рыженькая, зимой серенькая, а вот брюшко у нее всегда беленькое! Зимой мех мягкий и пушистый, летом жесткий и короткий. Она очень любит ягоды, грибы и орехи. Заготавливает их в дупле на зиму. В сильные морозы может не выходить из своего тепленького гнезда – в дупле есть запасы орехов, желудей и грибов. Если у белки нет дупла, то она строит себе гнездо среди веток деревьев. Это шар из веток и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее.
М: - Ребята, посмотрите, что оставила нам белка! Подсказку, по какой тропинке Мишку искать. Она меня узнала. А вас, наверное, побоялась.
(На обратной стороне шишки схема. Идем по схеме к елке)
М: - Вот и елка. Смотрите, что бы узнать. кто прячется под ней нам надо собрать картинку из частей – сложить пазл. Да не один. Приступим.
В: - Замечательно. Это волки. И о нем нам расскажет… Ева.
(Ответ ребенка по мнемотаблице)
В: - Вывод: Серый волк, большой, сильный и самый быстрый в лесу. Летом он немного светлее, а к зиме его мех темнеет. Зимний мех у волка высокий, густой, имеет подшерсток, поэтому он не мерзнет. Летом мех значительно короче и реже зимнего, более грубый и жесткий. Настроение волка можно узнать по движению хвоста. В спокойном состоянии хвост опущен, если он угрожает – поднят вверх, дружелюбие волк выражает спокойно помахивая хвостом. Летом он живет со своей семьей в логове. Зимой до 20 волков собираются в стаи. Стае легче добывать пищу. С помощью голоса он может передавать другим волкам сообщения о появлении зверя или человека. Волк может лаять, тявкать, рычать, ворчать и выть.
М: - И волк тоже оставил нам кусочек карты – подсказку. Спасибо. А мы с вами движемся в сторону воон того пенька.
М: - Здесь нас ждет новое испытание. На этом этапе мы с вами должны выяснить: у кого какой дом?
(Проводится игра с мячом «У кого какой дом?»
Белка – дупло, волк – логово, лиса – нора, дятел – дупло, медведь – берлога, бобр – хатка, ворона – гнездо, мышь – нора)
Как хорош, что вы все знаете. Посмотрите, здесь какие-то следы… Догадались, чьи они?
Правильно, заячьи.
В: - Про зайчика нам расскажет Дима по нашей таблице.
Вывод: Длинные уши помогают зайцу слышать приближающуюся опасность. Короткий хвостик не мешает ему быстро бегать. Его задние ноги длинные и сильные, он может ими отталкиваться от земли и делать большие прыжки. Норки у зайца нет, он спит в снежной ямке. Зимний мех гуще летнего, поэтому ему зимой не холодно. Зимой он ест кору деревьев.
(переворачиваем след и там часть карты – маршрут до сугроба)
М: - Посмотрите, ребята. Здесь и зака нам ставил подсказку. Нужно двигаться в том направлении.
- Пришли. И что это такое? Где же Мишка? Сугроб какой-то…
В: - Подожди, Маша, не шуми. В лесу шуметь нельзя. Пойдемте, посмотрим. (обходят сугроб, с другой стороны видят спящего мишку)
М: - Вот здорово! Ну ничего же себе! Я ему звоню. волнуюсь. А он спит Просто спит и все! Мишка, вставай! Вставай сейчас же!
В: - Что ты, тише-тише. Зимой медведя будить нельзя Он проснется очень злым и агрессивным. А кто нам расскажет о медведе? Может, Матвей?
(Матвей по таблице рассказывает о медведе)
В: - Вывод: Медведь припасов на зиму не делает. Он всю зиму спит в берлоге. Осенью старается наесться посытнее, чтобы всю зиму спать спокойно.
М: - Какие вы молодцы! Что бы я без вас делала!
Вы, наверное устали? А давайте отдохнем и разомнемся!
ФИЗМИНУТКА «Маша и Миша» видео
М: - Ребята, а можно я у вас проведу свои каникулы? Мне с вами так интересно и весело.
Д: - Оставайся
М: - А на полдник у вас пирожки с повидлом? Вот здорово! Давайте возвращаться в детский сад.
Ты три раза обернись,
И в саду Кристаллик очутись…
В: - Вот мы вернулись.
Беседа «Как человек помогает животным перезимовать?»(показ слайдов)
А у меня вопрос к вам, ребята кто же может помочь животным и птицам зимой? (Человек)
Как человек может помочь животным пережить зиму? (Ответы детей.)
Пережить зиму животным поможет подкормка. Для диких животных создаются охотхозяйства. Опытные лесничие знают звериные тропы и места кормежки животных. Для подкормки диких животных используют сено, веники и даже соль.
- Прикармливают животных до тепла, ведь весной снег более плотный и найти под ним пищу гораздо сложнее.
- Для птиц делают кормушки. Птиц нужно не кормить, а подкармливать, чтобы они не разучились добывать пищу в природе.
- Воробьям и голубям подходят: ячмень, пшеница, сырые крупы, семечки, сухие хлебные крошки. Синичкам, кроме семечек и сухих хлебных крошек, в сильные морозы можно предложить кусок несоленого сала или сливочного масла.
- Для снегирей и свиристелей можно заготовить сушеную рябину и боярышник. Подойдут также: сваренное вкрутую и измельченное яйцо, кусочки сырой говядины, творог, ломтики яблока.
- Давайте, вспомним, какие бывают кормушки? Из чего можно сделать кормушки? Какой корм насыпают в кормушки? Какие птицы прилетают к ним? (Ответы детей)
III. Заключительная часть
Н: - Молодцы, ребята, вы очень хорошо все объяснили мне. Спасибо вам большое. Давайте вспомним, кому что запомнилось из нашего путешествия?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.