Экология в дополнительном образовании
Оценка 4.8

Экология в дополнительном образовании

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир +1
Взрослым
08.04.2017
Экология в дополнительном образовании
Конспект занятия «Экологическая тропинка» Место проведения: МБОУ ДОД Дом детского творчества п. Сосьва Возраст обучающихся: 11 – 15 лет Тема: «Экологическая тропинка». Цель: формирование у детей экологической культуры. Задачи: - расширить знания об экологически грамотном взаимодействии человека с природой, формировать представление и элементарные знания об экологии; - расширить опыт общения с природой через практическое выполнение заданий, формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях; - развивать коммуникативные умения и навыки, познавательный интерес; - способствовать межличностному взаимодействию, воспитывать толерантное отношение друг к другу, активную жизненную позицию ребенка, любовь к окружающему миру и бережное отношение к природе. Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма «Звуки леса», маршрутные листы (по количеству групп), экологические знаки, карточки с экологическими ситуациями, карточки с приметами, мозаика (пейзаж). Форма: игра – соревнование. Ожидаемые результаты: повышение уровня экологической культуры, а именно, готовности действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья
Конспект заниятия №1.docx
Конспект занятия «Экологическая тропинка» Место проведения: МБОУ ДОД Дом детского творчества п. Сосьва Возраст обучающихся: 11 – 15 лет Тема: «Экологическая тропинка». Цель: формирование у детей  экологической культуры.  Задачи:  ­ расширить знания об экологически грамотном взаимодействии человека с природой, формировать представление и элементарные знания об экологии; ­ расширить  опыт общения с природой через  практическое выполнение заданий, формировать  умения  безопасного  поведения  в окружающей  среде  и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;  ­ развивать коммуникативные умения и навыки, познавательный интерес; ­   способствовать   межличностному   взаимодействию,   воспитывать толерантное отношение друг к другу, активную жизненную позицию ребенка, любовь к окружающему миру и бережное отношение к природе. Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма «Звуки леса», маршрутные листы (по количеству групп), экологические  знаки,   карточки с экологическими ситуациями, карточки с приметами, мозаика (пейзаж). Форма: игра – соревнование. Ожидаемые результаты:  повышение уровня экологической культуры, а именно,  готовности действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового   и   экологически   безопасного   образа   жизни,   ценить   природу   как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья,  УУД, формирующиеся в ходе занятия:  Личностные УУД:   ­  смыслообразование,   т. е.   установление   обучающимися   свя   целью деятельности и её мотивом; зи   между ­   умение   соотносить   поступки   с   принятыми  этическими   принципами, знание   моральных   норм   и   умение   выделить   нравственный   аспект   поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.  Регулятивные УУД: ­   целеполагание   как   постановка   учебной   задачи   на   основе   соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно; ­ планирование  (определение последовательности промежуточных целей с учётом   конечного   результата;   составление   плана   и   последовательности действий); ­ прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны´х характеристик); ­ самоконтроль, взаимоконтроль; ­ коррекция  (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ   действия   в   случае   расхождения   эталона,   реального   действия   и   его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами); ­ оценка  (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно   усвоить,   осознание   качества   и   уровня   усвоения;   оценка   результатов работы); ­   саморегуляция   как   способность   к   мобилизации   сил   и  энергии,   к волевому   усилию   (к   выбору   в   ситуации   мотивационного   конфликта)   и преодолению препятствий. Познавательные УУД: Общеучебные универсальные действия: ­ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ­   поиск   и   выделение   необходимой   информации,   в   том   числе   решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации; ­ структурирование знаний; ­ осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; ­ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ­ смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;  ­ определение основной и второстепенной информации. Группа   общеучебных   универсальных   действий   ­  знаковосимволические действия ­ моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где   выделены   существенные   характеристики   объекта   (пространственно­ графическая или знаковосимволическая)); ­   преобразование   модели   с   целью   выявления   общих   законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: ­   анализ   объектов   с   целью   выделения   признаков   (существенных, несущественных); ­ синтез  (составление целого из частей); ­ выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; ­ подведение под понятие, выведение следствий; ­ установление причинноследственных связей; ­   построение   логической   цепочки   рассуждений,   анализ   истинности утверждений; ­ доказательство; ­ выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: ­ формулирование проблемы; ­   самостоятельное   создание   способов   решения   проблем   творческого   и поискового характера. Коммуникативные УУД: ­ учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;  ­   умение   слушать   и   вступать   в   диалог;   участвовать   в   коллективном обсуждении проблем;  ­   способность   интегрироваться   в   группу  сверстников   и   строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами   и   условиями   коммуникации;   владение   монологической   и диалогической   формами   речи   в   соответствии   с   грамматическими   и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Этапы Организационный  этап Мотивационный этап Деятельность учителя Деятельность обучающихся Приветствует обучающихся, организует на работу, создает  положительный эмоциональный настрой. Приветствуют педагога, настраиваются на хорошую  работу.                                                                                     Ход занятия: ­ Сегодня у нас не совсем обычный классный час.  ­   Внимание!   Внимание!   В   наш   ДДТ   п.   Сосьва   пришло  SMS  – сообщение.   Послушайте   его   внимательно   и   приготовьтесь ответить   на   вопросы   (чтение   сопровождается   показом иллюстративного ряда). Подготовленные обучающиеся читают стихотворение: 1 ребенок: Есть просто храм,  Есть храм науки, А есть еще природы храм ­ С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. 2 ребенок: Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь! Ребята   отвечают   на   поставленный   вопрос. Предполагаемый ответ: о природе. Предполагаемый ответ: да.  Предполагаемый ответ: да.  Сообщение темы ­ О чем это говорится? О каком таком храме? ­ Молодцы! Храм природы… Какие красивые слова.  Чтобы жить в этом храме, быть в нем желанным гостем, человек должен знать и выполнять правила. А вам знакомы некоторые из них?  ­   Тогда   я   приглашаю   вас   совершить   прогулку   по   лесным тропинкам и проверить, а может, и расширить свои знания. А какой будет эта прогулка, зависит от вас, вашего настроения и готовности помочь друг другу.  ­ Принимаете приглашение? Формирование новых  знаний ­ На прогулку мы отправимся группами. Разбиться на группы поможет нам игра «Атомы и молекулы» ­   Прежде   чем   отправиться   по   экологической   тропинке, вспомните правила взаимодействия в группах. ­ «Кузовок дружбы и понимания» полон, можно отправляться в путь. ­   Первое,   что   мы   с   вами   сделаем   –   это   вспомним   правила поведения на природе. Каждая группа получает для обсуждения экологические знаки. Даю   вам   2   минуты   на   обсуждение,   после   чего   вы   выбираете человека,   который   будет   отвечать,   вы   сможете   дополнить   его ответ, после того как он закончит. За каждый правильный ответ ­ 1 балл.  Обучающиеся играя, разбиваются на группы: Все беспорядочно двигаются (в этот момент все являются атомами). Атомы могу превращаться в молекулу. В молекуле может быть и два, и три, и пять   атомов   (в   зависимости   от   количества необходимых   групп).   По   команде   ведущего играющие   создают   молекулы   (несколько   игроков хватаются   за   руки).   Если   ведущий   говорит,   что молекула состоит из трех атомов, то это значит, что три игрока берутся за руки. Самым последним называется число – количество игроков в группе. Разбившись на группы, обучающиеся занимают места за столами. Заполнение   «Кузовка   дружбы   и   понимания»   ­ называют   по   одному   правилу,   выходят   к интерактивной   доске   и   перетягивают   «ладошку»   в кузовок. Обучающиеся встают, шагают под музыку «Топ, топ, топает турист».   В   течение   двух   минут   обучающиеся   рассматривают рисунки   и   обсуждают   их,   после   чего   выбирают человека,   который   будет   отвечать.   После   того   как отвечающий закончит, члены группы дополняют его ответ. Предполагаемый ответ: Не трогай, не убивай зверей. Не трогай гнезда птиц. ­ Молодцы!  ­ Отправляясь в поход, хорошо было бы вспомнить и народные приметы.   Предлагаю   провести   викторину   «Прогноз   погоды   по приметам». Прошу подойти по одному представителю от группы и     вытянуть   карточку   с   приметами   (приложение   2),   затем   вы обсудите данную примету, примите общее решение и представьте нам свой ответ. За правильный ответ – 1 балл. ­ Итак, в путь! И вот мы с Вами попадаем на поляну загадок. ­ Послушайте загадку скажите, о чем в ней говорится? Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой,  Катеньку – малинкой, Ваню – хворостинкой! ­   Правильно,   лес.   А   знаете   ли   вы,   что   человеку   лес   ­   самый щедрый друг. Что дает нам лес?  ­  Правильно.  Если   перечислить,  что  делается   из   древесины,  и напечатать перечень, то получился бы толстый том: сейчас из древесины   изготовляют   около   30   тысяч   различных   предметов, вещей. Ученые подсчитали, что одному человеку требуется 400 деревьев, чтобы быть обеспеченным в течение жизни нужными изделиями. Не   кричи   в   лесу.   Ходи   в   лесу   по   тропинкам. Правильно   собирай   грибы,   не   пинай   ногами несъедобные грибы. Не разводи костров в лесу. Не рви цветы, не ломай ветки деревьев, не разрушай муравейники и жилища зверей. Обучающиеся   дослушивают   загадку   до   конца   и высказывают свое мнение.  Предполагаемый ответ: лес. Высказывают свое мнение. Предполагаемый   ответ:  древесину,   топливо,   пищу, лекарственные растения, меха, кислород и т.д. Работа   в   группах:  читают   вопрос,   высказывают мнения, принимают решение о правильном ответе, записывают   ответ.   По     окончании   группы обмениваются работами, фронтально проводится обсуждение   ответов   и   взаимопроверка,   затем представитель   ото   каждой   группы   сообщает результат. ­ А сейчас, я предлагаю вам проверить свои знания и ответить на вопросы, за каждый правильный ответ вы получите 1 балл. Итак, начнём?  Каждая группа получает вопросы:  1. Из какого дерева делают спички? (из осины)  2. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (береза) 3. Какое дерево «поет», из него изготавливают пианино? (из ели) 4. Какие дрова самые жаркие? (из дуба и березы) 5.   Из     чего   в  лесу   можно  сделать   постель,   одеяло,   подушку? (Ответ  на  этот  вопрос   можно  найти  в   книге   Н.Верзилина "По   следам   Робинзона":   постель   можно   сделать   из   веток сосны и ели; подушку ­ пух семян иван­чая или пух соцветий рогоза, или пух пушницы.) 6.   О   каком   дереве   сказано:   «Стоит   дерево   кудряво.   В   этом дереве пять угодьев: первое угодье – хворому здоровье, другое угодье – разбитому крепость, третье угодье – людям колодец, четвертое угодье – малому угроза, пятое угодье – ночной свет»?  Предполагаемый  ответ:  о березе.  Хворому  здоровье  – банный веник, разбитому крепость – береста для связывания горшка, людям колодец – сок березовый, посуда из бересты, малому угроза – в старину прут для наказания, ночной свет – лучина. 7. Доскажите словечко и найдите пару (лист – дерево): Клейкие раскрылись почки, Нарядился он в листочки. Летом в пух оделся щеголь. Догадались?  Это... (тополь) Ветви в воду опустила И о чем­то загрустила. Посмотрите, как красиво Над рекой склонилась... (ива) Над ее густой листвой В зной гудит пчелиный рой. А зимою всех от гриппа Вкусным   медом   лечит... (липа) Желто­красная одежка, Каждый листик, как ладошка. Осенью всех ярче он. Догадались? Это... (клен) ­ Предлагаю отправляться дальше. Следующая   полянка,   на   которой   мы   остановимся,   имеет романтическое название «Ах, этот мир!»  Собрать разрезанный рисунок с пейзажем.  ­   Только   на   нашей   планете   можно   встретить   такие   красивые места.   А   вокруг   нас   столько   предметов,   которые   не   нужно спешить выбрасывать.  Задание: Придумать   несколько   способов   использования   пустой консервной   банки;   лампочки,   одноразового   стаканчика   (на выбор). За каждую идею вы получаете 1 балл. ­   А   сейчас   я   предлагаю   вам   поиграть.   Игра   называется «Подсказка». Я называю слова, а вы должны отгадать, о чём идёт речь.  Вода, рыба, течёт, берега.  (Река)  Кислород, деревья, птицы, грибы.   (Лес)  Дождь, молния, ветер, гром.  (Гроза)  Горы, пепел, землетрясение, лава.  (Вулкан)  Северный, холодный, бриз, облака.  (Ветер)  Вода, впадины, течения, киты.  (Океан) Костёр, рюкзак, карта, котелок. (Поход) ­ А вы любите ходить в поход? ­ Я предлагаю вам ребята обсудить «Экологические ситуации в Обучающиеся встают, шагают под музыку «Топ, топ, топает турист». Работа в группах: складывают из частей пейзаж и представляют продукт деятельности. Работа в группах: выдвигают идеи и представляют их. Фронтальная работа. туристическом   походе»   (приложение   1).   Выбирайте   карточку, прочитайте текст, дайте ответ:  «Правильно ли поступили ребята и почему?». Работа в группах.  ­   Вот   мы   с   Вами   оказались   на   берегу   красивейшего   озера. Посмотрите, к нам плывет кораблик. Он доставил телеграмму, которая адресована Вам, ребята.  ­ Расшифруйте послание  и поясните, что это значит. ­ Молодцы!    Работа в группах:  Каждая группа получает часть послания, в которой буквы нужно расположить в соответствии   с   порядковым   номером.   Затем   из частей нужно составить текст, прочитать его и объяснить. Предполагаемый ответ: Следы человека не должны превращаться в шрамы на теле земли. Берегите ее. Рефлексия.  Подведение итогов Настало   время   подвести   итог   путешествия   по   экологической тропинке.   Я   думаю,   что   путешествие   было   полезно   для   вас. Помните, что  природа – это наш дом. От вас зависит, каким он будет.   Ваша   обязанность   сделать   так,   чтобы   вашим   детям   не пришлось   сидеть   на   синтетической   траве   и   любоваться искусственными   птицами.   Уважайте,   оберегайте   и   сохраняйте природу   всегда   и   везде.   Помните,   что   в   природе   нет   ничего случайного,   помните   о   важности   сохранения   экологического равновесия в природе.   ­   А   сейчас   давайте   подсчитаем   количество   баллов,   которые набрали группы, путешествуя по лесным тропинкам. ­ Громкие аплодисменты всем участникам сегодняшней игры. ­ Понравился ли вам классный час? Если «да» ­ хлопаем, «нет» ­  топаем ( на раз, два, три). А что же нового узнали вы сегодня? Закончите одну из  предложенных фраз.  ­Я понял, что… Хором подсчитываются баллы, определяется команда ­ победитель, дарятся всем участникам игры громкие аплодисменты. На раз, два, три обучающиеся  «да» ­ хлопают или   «нет» ­ топают. ­Было интересно… ­Было трудно… ­Мне захотелось… ­У меня получилось… ­ Спасибо всем! Помогайте друг другу в трудную минуту, будьте добры и внимательны друг к другу, любите друг друга и  окружающий мир.  Ответы детей. Экологические ситуации Приложение 1 Ситуация   1.   Ребята   пошли   в   поход.   Вечером   они   решили   разбить   лагерь   в молодом   сосняке.  Мы   знали,  что   рубить   деревья   нельзя,   поэтому   растянули палатку между стволами сосен, стойки для палатки сделали из веток, которые лежали на земле.  Предполагаемый ответ: дети сделали правильно. Ситуация   2.     Перекладины,   для   приготовления   еды   мы   не   нашли,   поэтому подвесили   котелок   на   ветку   сосны,  которая   низко   свисала,   а  потом   развели костёр. Предполагаемый ответ: разжигать костёр можно на открытой местности, далеко от деревьев. Ситуация 3.  По дороге мы насобирали полное ведро грибов. «Кто знает, что это за грибы?» ­ спросила Таня. «Я знаю – ответил Витя ­   у меня есть книга о грибах, я её перед походом прочитал. Этот гриб, наверное  ­ сыроежка». «Если  это  сыроежка, наверно  его можно  есть сырым» ­ сказал Коля,  слегка поджарил гриб на костре и съел. Предполагаемый ответ: никакие грибы есть сырыми нельзя, и точно знать, что это за гриб. Ситуация 4. Утром мы собрали вещи, тщательно убрали место ночёвки. Огонь затушили, а пластиковые бутылки и стаканчики закопали в землю. Предполагаемый ответ: Дети сделали неправильно. Ведь пластиковые бутылки, пакеты в земле перегнивают тысячи лет. Нужно было сжечь их или забрать с собой. Приложение 2 Карточка 1 Если вечером на растениях роса, то погода утром …(ясная). Если лес шумит без ветра, то будет …(дождь). Цветки кувшинки не поднимаются из воды, то будет …(холодно, ливень). Карточка 2 Если всю ночь поют соловьи, то утро будет …(ясным, тёплым). Чайка ходит по берегу и кричит, то скоро будет…(буря, шторм, дождь). Поздно вечером громко поют сверчки и цикады, день будет…(солнечным). Карточка 3 Воробьи купаются в пыли и песке, то будет…(дождь). На   прудах   и   реках   раскрытые   белые   лилии   и   желтые   кубышки,   то   погода будет…(хорошая). Если кошки долго умывается, погода…(ухудшится). Карточка 4  Ласточки и стрижи низко летают, то будет…(дождь).  Раки и жабы выходят на берег перед …(непогодой, дождём).  Муравьи прячутся в муравейник и закупоривают вход перед…(дождём). Карточка 5 Усиливается запахи цветов и трав, то будет…(дождь). Если закат красный, то день будет …(ветреным). Если поздно вечером долго слышна звонкая песня зеленого кузнечика, утро  будет ….(тихим, солнечным).

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании

Экология в дополнительном образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2017