«Эколого-развивающая среда, как условие эффективности системы экологического воспитания в условиях школы-интерната»
Оценка 4.7

«Эколого-развивающая среда, как условие эффективности системы экологического воспитания в условиях школы-интерната»

Оценка 4.7
doc
11.10.2021
«Эколого-развивающая среда, как условие эффективности системы экологического воспитания  в условиях школы-интерната»
Доклад.doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Образовательная школа-интернат №1

Основного общего образования г. Томска

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему

«Эколого-развивающая среда, как условие эффективности системы экологического воспитания

в условиях школы-интерната»

 

Автор:

 Беляева Ирина Ивановна

воспитатель

                                                        МБОУ  школы-интерната №1 г.Томска

 

 

«Эколого-развивающая среда, как условие эффективности системы экологического воспитания

в условиях школы-интерната»

 

Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

         Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

          Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении и воспитании. 

         Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Не стоит считать, что умственно отсталые дети не нуждаются в экологическом воспитании. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.

         В нашей школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

         Практика показывает, что учащиеся и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к разнообразным формам внеклассной работы как экологические беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу.

 Ребята часто оказываются равнодушными к комнатным растениям, поливают автоматически, не задумываясь, полезно это или вредно для растений. Нужно заинтересовать детей, поэтому я провожу один раз в месяц практическое занятие «Уход за комнатными растениями», где мы с ребятами выявляем родину каждого растения. Знакомясь с историей комнатных растений по книге Н. Верзилина «Путешествия с домашними растениями»,  воспитанники узнают о правилах ухода и поймут, что полезно для зеленых друзей, а что вредно.

         Целый год в 5 классе мы с ребятами изучали живую и неживую природу. С большим интересом дети узнавали новое о знакомых с детства растениях, животных. Итогом было открытое мероприятие «Спасем природу». В мероприятии мы использовали народные загадки, пословицы, поговорки, в которых отражено мудрое, бережное отношение народа к богатствам природы, знания сложных явлений окружающего мира. Систематизировали знания детей о природе посредством  конкурсных заданий, расширяли кругозор, развивали познавательную активность.

         Работа по воспитанию экологического сознания  ведется воспитателем ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня, после школьных занятий, включены прогулки, групповое вечернее занятие, занятия детей по интересам, самоподготовка. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.

Воспитатель организует прогулку таким образом, чтобы дети провели ее с максимальной пользой: наблюдения за погодой, физический труд, подвижные игры.

         Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от снега. Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие.

         Одной из наиболее крупных форм работы воспитателей является проведение тематических праздников экологической направленности: «Осенняя пора, очей очарованье», «День птиц», «День Земли».

         Экологическое воспитание воспитанников не должно замыкаться только рамками нашей школы-интерната. Поэтому своих детей я всегда вовлекаю в участие в различных экологических конкурсах. Дети рисуют рисунки о животных, изготавливают поделки из природного материала. Всегда обращаю внимание детей, на то, что для наших поделок не должно пострадать ни одно растение или животное, что эти поделки должны показать красоту природы.

С детьми участвовали в конкурсах:

ü Областной конкурс детского рисунка (плаката), посвященный 370-летию образования пожарной охраны России и 200-летнему юбилею пожарной охраны Томской области.

ü «СТОП ОГОНЬ» Всероссийский конкурс комиксов, сценариев, историй для комиксов, плакатов и тем для плакатов «Охрана окружающей среды, природных памятников, животного мира и человека от пожаров и стихийных бедствий. Повышение экологической культуры людей».

ü Акция Социально-благотворительный проект «Крышки».

ü Участие в программе «Экологический экспресс» (ДДТ «Искорка»).

ü Конкурс-выставка «Щедрый урожай».

ü Открытый дистанционный конкурс экологического рисунка «Природа - твой дом. Береги его».

ü IV региональный эколого-социальный конкурс «Молодёжь за здоровый лес!».

И в дальнейшем планируем участвовать в конкурсах экологического направления.

         Большое внимание уделяю ежедневному наблюдению за изменениями в природе. Мы не просто идем на прогулку, в библиотеку, мы наблюдаем за сезонными изменениями в природе. Когда я только начала работать, меня удивляло, как дети смотрят, но не видят очевидных явлений природы, не могут назвать их. Сейчас радуюсь, когда дети показывают мне первый лед в лужах, первый желтый лист, сообщают, что уже грачи прилетели, что видели две радуги. Так мои воспитанники научились видеть красоту родной природы и захотели поделиться своими впечатлениями с другими людьми. И  мы постоянно ходим с фотоаппаратом. У нас много прекрасных моментов, лучшие снимки мы используем при составлении презентаций, видеороликов, которых представляем на различных конкурсах.

Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, в первую очередь, стараемся сформировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. Одним из залогов успешного экологического обучения — создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.

 Экологическое воспитание в интернате начинается с самых  простых вещей: например, с умывания по утрам и вечерам. Мы обращаем внимание детей на то, что чистая вода нужна всем.

Нельзя не упомянуть об экологии  школьного жилища, где наши воспитанники проводят большую часть своего времени, т.к  многие проживают в интернате, вдали от дома, а также об организация здоровьесберегающей среды.   От комфортности условий окружающей среды, в которой проживают ребята, рода занятий с детьми,  вызывающими положительные эмоции, напрямую зависит  эмоциональное  и психическое и физическое здоровье воспитанников. Термин «Социальная экология» - раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды, актуален и для нас, коллектива  воспитанников и сотрудников.  Ребята участвуют в поддержании экологически комфортных условий в школьном доме: дежурят, наводя чистоту и порядок в спальнях, классах, интернате,  систематически проводят трудовые десанты по генеральной уборке столовой, бытовых комнат,  классов, территории школы, заклеивают на зиму окна, соблюдают чистоту и порядок в школе и интернате, ходят  в  сменной обуви. В интернате педагогами-воспитателями  проводится большая работа по организации досуга детей, качество которого способствует хорошему эмоциональному климату в коллективе.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. На уроках биологии, географии, обществознания, трудового обучения учащиеся с ОВЗ получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Но эти знания ограничены программными требованиями и не учитывают индивидуальные интересы детей, особенности местности, в которой проживают воспитанники.

Опыт работы в школе-интернате показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением.

 

Заключение.

 Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы, умении применять экологические знания за пределами школы. И пусть результаты работы ещё не так различимы, но я считаю, что кропотливая работа в этом направлении способствует повышению общей культуры наших воспитанников, формированию их нравственного облика и экологической грамотности.

 

 

 

Список использованных источников:

 

1.       Интернет ресурсы: http://veselajashkola.ru/shkola/sovremennoe-ekologicheskoe-vospitanie-v-shkole/

2.       Скворцова Т. А. Из опыта работы по воспитанию экологической культуры в коррекционной школе VIII вида // Школьная педагогика. — 2016. — №

3.       Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой. / – А.П. Букин. - М.: Просвещение, 1991. – 196 с.

4.       Колесникова, И. А Воспитательная деятельность педагога: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 218 с.

5.       Дерябо, С.Д., Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов –на-Дону, 1996. – 164 с.

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Эколого-развивающая среда, как условие эффективности системы экологического воспитания в условиях школы-интерната»

Эколого-развивающая среда, как условие эффективности системы экологического воспитания в условиях школы-интерната»

Целый год в 5 классе мы с ребятами изучали живую и неживую природу

Целый год в 5 классе мы с ребятами изучали живую и неживую природу

Участие в программе «Экологический экспресс» (ДДТ «Искорка»)

Участие в программе «Экологический экспресс» (ДДТ «Искорка»)

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021