Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии
Оценка 4.7

Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
экология +1
Взрослым
12.12.2018
Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии
В своей публикации я раскрываю свой опыт работы с подростками по созданию в школе эколого-краеведческого музея, делюсь формами работы музейной деятельности. Экологический музей даёт поистине неисчерпаемые возможности в краеведческой работе. Надеюсь, что мой опыт будет полезен коллегам. Желаю вам удачи.
музей.docx
«Эколого­краеведческий   музей­как   форма   работы   при   изучении экологии»   Россия  –  страна   великой   культуры   и   высокой   духовности.  О   героическом прошлом нашего народа и Родины следует помнить всегда и не стесняться рассказывать молодёжи. Для этого надо иметь не только время, но и место. Таким   местом   для   нас   стал   школьный   музей.   Школьный   музей   призван способствовать   формированию   у   подрастающего   поколения   гражданско­ патриотических качеств, расширению кругозора, воспитанию познавательных интересов   и   способностей,   овладению   обучающимися   практическими навыками   поисковой   и   исследовательской   деятельности,   служить   целям совершенствования   образовательного   процесса   силами   дополнительного образования      Цель  – развитие у молодёжи духовно – нравственных ценностей, умений и готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества посредством работы школьного музея. Задачи: ­   воспитание   уважения   к   культурному   и   историческому   прошлому   малой родины и России в целом; ­   воспитание   нравственных,   патриотических,   общечеловеческих,   духовных ценностей, уважения к своим корням и истокам; ­ научить детей самостоятельно делать свой выбор в мире чувств, ценностей и отвечать за этот выбор.          Создавая школьный музей, я понимала, что он обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия  на умы и души детей   и   подростков.   Музей   –   это   книга   памяти,   ведь   собранные   в   нём документы и экспонаты хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и народов.       Я с большим удовлетворением замечала как работа по созданию музея всё более и более увлекала и сплачивала ребят. С самого начала работа в музее оказывала на ребят глубокое эмоциональное, информационное воздействие, приобщала   их   к   материальным,  культурным,  духовным   ценностям   родного края. Собрать материал для музея – дело не простое. Началась кропотливая работа, надо было систематизировать имеющийся материал, реставрировать экспонаты, оформлять стенды, собрать фотодокументы.    В 2015 году школьный музей успешно прошёл паспортизацию в Москве и получил регистрационное свидетельство. Музей является действующим. Здесь всё время проходят различные тематические вечера, праздники, экскурсии. Всё это помогает мне в моей профессиональной деятельности. .  ru   /  node      ://   nsportal        Одним из факторов, активизирующих познавательную, исследовательскую работу обучающихся в музее является создание электронных материалов на компьютере,   участие   в   телекоммуникационных   проектах.   Наша   творческая работа ­ проект «История нашей школы» была опубликована в социальной сети работников образования  http   /1580961  и участвовала в ХХ11 муниципальной научно­практической конференции школьников. Работа Антоновой   Марии   «Музейная   экспозиция   о   школе»   стала   лауреатом Международного   детского   фестиваля   «Звёзды   нового   века»   в   номинации социальные проекты и опубликована на сайте http://znv.ru/57121. Ребята сами ведут   страничку,  рассказывающую   о   деятельности   музея   в   сети   Интернет. Интеграция   информационно   ­   коммуникативных   технологий   в   работу школьного   музея   даёт   возможность   расширить   кругозор   обучающихся, активизировать их мыслительную деятельность.               Исследовательская  работа  с музейными  фондами  сосредоточена  на изучении музейных материалов, коллекций и экспонатов. Эта работа ведётся в открытом   режиме,   предполагающем   постоянную   динамику   её   развития, корректировку, вариативность с учётом социальных запросов и потребностей её посетителей. В число традиционных мероприятий на базе музея входит и проведение   конкурсов   творческих   работ:   «Этих   дней   не   смолкнет   слава», «Нет   фашизму»,   которые   выполняются   с   использованием   материалов   и документов   экспозиций.   Участвуют   в   таких   конкурсах   обучающиеся   всех возрастов с1­го по 11­й классы.                Благодаря поисковой работе в музее оформлены экспозиции: «Люби и знай свой край», «Наше село прежде и теперь»,  «История школы», «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны». Занимаясь поисково­ собирательской деятельностью, ребята самостоятельно изучают публикации, материалы   музея,   встречаются   с   ветеранами   и   старожилами   села.   Главная задача, которую я ставлю перед собой – максимально использовать музей в учебно­воспитательном   процессе.   Основное   направление   военно­ патриотической   экспозиции   «Мы   помним   ваши   имена»,   это   пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Данная экспозиция помогает расширять знания   ребят   об   историческом   прошлом   и   настоящем   нашей   Родины, воспитывать   патриотизм   и   чувство   уважения   к   её   истории.   При   этом используются   подлинные   документы.   Всё   это   оживляет   учебный   процесс, наполняет   его   конкретным   содержанием,   способствует   более   прочному овладению знаниями.              Большая часть экспозиции «Этих дней не смолкнет слава» посвящена воинам   –   участникам   Великой   Отечественной   войны.   Сотрудничество   со спонсорами,   принесло   свои   результаты,   оказана   помощь   в   приобретении баннера  «Курская  дуга»,  который  помогает   экскурсантам  окунуться    в  те далёкие   военные   годы.   Музей   хранит   воспоминания   фронтовиков,   имеет видеотеку,   где   отражены   так   же   рассказы   ветеранов   о   войне.   Мы неоднократно навещали ветеранов, вели беседы об их боевых заслугах. Ребята с особым вниманием и трепетом относятся к таким встречам, смотришь их и души «переворачиваются»  от сострадания, сочувствия и гордости за наших солдат   –   победителей.   В   нашем   музее   особое   место   отведено   нашему соотечественнику­Герою   Советского   Союза   Папелю   Арнольду   Оскаровичу. Рассказ   о   подвиге   этого   героя   во   время   войны   вызывает   у   ребят положительные эмоции.                                                                                               Ребята, слушая рассказ экскурсовода, понимают, ради чего стоит рисковать своей жизнью. Именно на таких экскурсиях у школьников начинают пробиваться   ростки   нравственности,   мужества,   заполняется   душевная пустота.  Не   так   давно   состоялась   встреча   выпускников   и   трудармейцев,   жертв политических   репрессий.   Встреча   прошла   в   тёплой   непринуждённой обстановке в форме «круглого стола». Гости поделились  воспоминаниями, рассказами о тех далёких днях, а ребята задавали им вопросы.                 Хочется   отметить   музейную   экспозицию,   посвящённую   воинам­ интернационалистам.   Патриотическое   воспитание,   представляет   собой организованный   и   непрерывный   процесс   педагогического   воздействия   на сознание,   чувства,   волю,   психику   и   физическое   развитие   обучающихся.   В музее проходят интересные встречи с участниками Афганской и Чеченской войн.   Ежегодно   на   базе   музея   проводятся   уроки   мужества,   встречи   с ветеранами, вахты памяти.         Недавно страна отметила 30ю годовщину взрыва на Чернобыльской АЭС. В качестве приглашённого гостя  был непосредственный участник тех далёких событий Виктор Васильевич Сахнов. Ребята слушая его рассказ  восторгались мужеством   и   героизмом   наших   соотечественников,   ценой   своих   жизней спасавших   советский   народ   от   радиационной   катастрофы.   Такие   встречи воспитывают патриотизм, готовность прийти на помощь Родине, если она в этом нуждается.   Как результат этой встречи ­ авторская работа Волковой Дарьи   заняла   3   место   на   областном   конкурсе   экологических   плакатов     в номинации  «Долг   и  мужество» (посвящённая   памяти   героям­ликвидаторам катастрофы на Чернобыльской АЭС). Умение эмоционально откликаться на происходящее вокруг ­ это самый трудно фиксируемый результат музейно­ педагогической   деятельности,   но   в   то   же   время   и   самый   значимый.  Свою задачу   я   вижу   в   том,   чтобы   помочь   детям   понять   величайшие   духовные ценности русского народа, развить основы нравственности.        Значительное место в нашем музее уделено теме изучения родного края. Актуальность этого направления я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее   время   общественное   развитие   страны   требует   от   педагогов воспитания   социально   активных,   самостоятельных,   творческих   личностей, ответственных   за   свою   Малую   родину     стремящихся   к   созиданию   на   ней. Ребят всегда интересовала история нашего родного края. Они с увлечением занимаются изучением истории села, людей, проживающих в нашей местности. Поиск   продолжается   и   сегодня.   Изучаем   современное   село,   его   людей.   В Включение   нашем   музее   собраны   материалы   о   почётных   людях   села,  об   их   трудовом прошлом,  составлен   альбом   фотографий   с   кратким   описанием   жизненного пути каждого.        Большинство современных детей активны, легки на подъём и очень любят играть. Я это использовала в своей деятельности, организуя мероприятия в музее: «Широкая Масленица», «Вечёрошные игры», «Разгуляй». Тенденция современных   экспозиций   –   это   создание   целостности   зрительного   образа, благодаря   включению   зрителей   в   некое   специфическое   действо   со   своим языком,   сюжетом,   художественной   выразительностью   замысла.   Благодаря музейной   экспозиции   выстраивается   целостная   композиция,   и   ребята попадают в мир прошлого. Дети одеваются в народные костюмы прошлого   метода века,   и   разыгрывается   целое   представление.   театрализации   делает   посещение   музея   незабываемым   событием.     Для путешествия   во   времени     широко   используются   музейные   предметы, фотографии, иногда даже стиль разговорной речи. Посредством театральной игры ребёнок сможет превратить себя в реального персонажа определённой исторической   эпохи   и   обстановки,   которая   представлена   в   музее.   Чтобы сыграть свою роль ребёнок должен всё узнать о своём герое, о времени, в котором   он   действовал,   о   предметах,   которые   его   окружали,   а   потом   в школьном музее изучить экспонаты, присущие этому.          Вместе со специалистами из сельского Дома Культуры, разыгрываются постановки,   и   дети   погружаются   в   атмосферу,   где     в   многоцветье традиционной одежды, многоголосном пении   для них оживает история. Я считаю, что подобные праздники не только знакомят ребят с определёнными событиями истории родного края, но и вызывают желание познать прошлое.              Одним   из   самых   важных   элементов   деятельности   музея   является системная   подготовка   экскурсоводов   для   обзорных   и   тематических экскурсий. Наши экскурсоводы могут не только сами прикоснуться к истории своей   малой   Родины,   но   и   провести   экскурсии   в   школьном   музее   для школьников и гостей. Для этого в музее была создана лекторская группа из числа обучающихся нашей школы         В настоящее время проектная работа получила широкое распространение в самых различных сферах, в том числе и музейной. Метод проектов оправдал себя   как   средство   активизации   обучающихся,   развитии   их   творческих способностей,   инициативы   и   самостоятельности.   В   школьном   музее разрабатываются   и   реализуются   краткосрочные,   среднесрочные   и долгосрочные проекты: «Экспонат в фокусе», «История одной вещи», «Наши выпускники»,   а   результаты     служат   основами   новых   экспозиций:   «Ими гордится Петровка», «Люби и знай свой край», «Школьные традиции», и др. Ребята   из   лекторской   группы   музея   готовят   различные   тематические экскурсии,  в  которых   раскрывается     история,  культура,  экология   родного края,  быт   Сибиряков.   «Приметы   сельского   быта»  экспонируемые   в   музее, показывают, насколько несовершенен и тяжёл был быт деревенского жителя. Имеющиеся в нашей экспозиции экспонаты предметов русского быта, позволяют использовать их на уроках изобразительного искусства в начальной школе и среднем звене.        Время диктует новые условия, многое меняется, но в этом стремительном потоке жизни были, есть, и будут незыблемые ценности, которые мы обязаны сохранить. Поэтому работа школьного музея будет продолжена дальше…

Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии

Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии

Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии

Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии

Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии

Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии

Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии

Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии

Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии

Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2018