Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
экология +1
Взрослым
12.12.2018
В своей публикации я раскрываю свой опыт работы с подростками по созданию в школе эколого-краеведческого музея, делюсь формами работы музейной деятельности. Экологический музей даёт поистине неисчерпаемые возможности в краеведческой работе. Надеюсь, что мой опыт будет полезен коллегам. Желаю вам удачи.
музей.docx
«Экологокраеведческий музейкак форма работы при изучении
экологии»
Россия – страна великой культуры и высокой духовности. О героическом
прошлом нашего народа и Родины следует помнить всегда и не стесняться
рассказывать молодёжи. Для этого надо иметь не только время, но и место.
Таким местом для нас стал школьный музей. Школьный музей призван
способствовать формированию у подрастающего поколения гражданско
патриотических качеств, расширению кругозора, воспитанию познавательных
интересов и способностей, овладению обучающимися практическими
навыками поисковой и исследовательской деятельности, служить целям
совершенствования образовательного процесса силами дополнительного
образования
Цель – развитие у молодёжи духовно – нравственных ценностей, умений и
готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества
посредством работы школьного музея.
Задачи:
воспитание уважения к культурному и историческому прошлому малой
родины и России в целом;
воспитание нравственных, патриотических, общечеловеческих, духовных
ценностей, уважения к своим корням и истокам;
научить детей самостоятельно делать свой выбор в мире чувств, ценностей и
отвечать за этот выбор.
Создавая школьный музей, я понимала, что он обладает практически
неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души
детей и подростков. Музей – это книга памяти, ведь собранные в нём
документы и экспонаты хранят память прошлого, передают её как эстафету
нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и народов.
Я с большим удовлетворением замечала как работа по созданию музея всё
более и более увлекала и сплачивала ребят. С самого начала работа в музее
оказывала на ребят глубокое эмоциональное, информационное воздействие,
приобщала их к материальным, культурным, духовным ценностям родного
края. Собрать материал для музея – дело не простое. Началась кропотливая
работа, надо было систематизировать имеющийся материал, реставрировать
экспонаты, оформлять стенды, собрать фотодокументы.
В 2015 году школьный музей успешно прошёл паспортизацию в Москве и
получил регистрационное свидетельство. Музей является действующим. Здесь
всё время проходят различные тематические вечера, праздники, экскурсии.
Всё это помогает мне в моей профессиональной деятельности. . ru / node
:// nsportal
Одним из факторов, активизирующих познавательную, исследовательскую
работу обучающихся в музее является создание электронных материалов на
компьютере, участие в телекоммуникационных проектах. Наша творческая
работа проект «История нашей школы» была опубликована в социальной
сети работников образования http
/1580961 и участвовала в
ХХ11 муниципальной научнопрактической конференции школьников. Работа
Антоновой Марии «Музейная экспозиция о школе» стала лауреатом
Международного детского фестиваля «Звёзды нового века» в номинации
социальные проекты и опубликована на сайте http://znv.ru/57121. Ребята сами
ведут страничку, рассказывающую о деятельности музея в сети Интернет.
Интеграция информационно коммуникативных технологий в работу
школьного музея даёт возможность расширить кругозор обучающихся,
активизировать их мыслительную деятельность.
Исследовательская работа с музейными фондами сосредоточена на
изучении музейных материалов, коллекций и экспонатов. Эта работа ведётся в
открытом режиме, предполагающем постоянную динамику её развития,
корректировку, вариативность с учётом социальных запросов и потребностей
её посетителей. В число традиционных мероприятий на базе музея входит и
проведение конкурсов творческих работ: «Этих дней не смолкнет слава»,
«Нет фашизму», которые выполняются с использованием материалов и
документов экспозиций. Участвуют в таких конкурсах обучающиеся всех
возрастов с1го по 11й классы.
Благодаря поисковой работе в музее оформлены экспозиции: «Люби
и знай свой край», «Наше село прежде и теперь», «История школы», «Наши
земляки – участники Великой Отечественной войны». Занимаясь поисково
собирательской деятельностью, ребята самостоятельно изучают публикации,
материалы музея, встречаются с ветеранами и старожилами села. Главная
задача, которую я ставлю перед собой – максимально использовать музей в
учебновоспитательном процессе.
Основное направление военно
патриотической экспозиции «Мы помним ваши имена», это пропаганда
боевых и трудовых традиций народа. Данная экспозиция помогает расширять
знания ребят об историческом прошлом и настоящем нашей Родины,
воспитывать патриотизм и чувство уважения к её истории. При этом
используются подлинные документы. Всё это оживляет учебный процесс,
наполняет его конкретным содержанием, способствует более прочному
овладению знаниями.
Большая часть экспозиции «Этих дней не смолкнет слава» посвящена
воинам – участникам Великой Отечественной войны. Сотрудничество со
спонсорами, принесло свои результаты, оказана помощь в приобретении
баннера «Курская дуга», который помогает экскурсантам окунуться в те
далёкие военные годы. Музей хранит воспоминания фронтовиков, имеет
видеотеку, где отражены так же рассказы ветеранов о войне. Мы
неоднократно навещали ветеранов, вели беседы об их боевых заслугах. Ребята с особым вниманием и трепетом относятся к таким встречам, смотришь их и
души «переворачиваются» от сострадания, сочувствия и гордости за наших
солдат – победителей. В нашем музее особое место отведено нашему
соотечественникуГерою Советского Союза Папелю Арнольду Оскаровичу.
Рассказ о подвиге этого героя во время войны вызывает у ребят
положительные эмоции.
Ребята, слушая рассказ экскурсовода, понимают, ради чего стоит
рисковать своей жизнью. Именно на таких экскурсиях у школьников начинают
пробиваться ростки нравственности, мужества, заполняется душевная
пустота.
Не так давно состоялась встреча выпускников и трудармейцев, жертв
политических репрессий. Встреча прошла в тёплой непринуждённой
обстановке в форме «круглого стола». Гости поделились воспоминаниями,
рассказами о тех далёких днях, а ребята задавали им вопросы.
Хочется отметить музейную экспозицию, посвящённую воинам
интернационалистам. Патриотическое воспитание, представляет собой
организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на
сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся. В
музее проходят интересные встречи с участниками Афганской и Чеченской
войн. Ежегодно на базе музея проводятся уроки мужества, встречи с
ветеранами, вахты памяти.
Недавно страна отметила 30ю годовщину взрыва на Чернобыльской АЭС.
В качестве приглашённого гостя был непосредственный участник тех далёких
событий Виктор Васильевич Сахнов. Ребята слушая его рассказ восторгались
мужеством и героизмом наших соотечественников, ценой своих жизней
спасавших советский народ от радиационной катастрофы. Такие встречи
воспитывают патриотизм, готовность прийти на помощь Родине, если она в
этом нуждается. Как результат этой встречи авторская работа Волковой
Дарьи заняла 3 место на областном конкурсе экологических плакатов в
номинации «Долг и мужество» (посвящённая памяти героямликвидаторам
катастрофы на Чернобыльской АЭС). Умение эмоционально откликаться на
происходящее вокруг это самый трудно фиксируемый результат музейно
педагогической деятельности, но в то же время и самый значимый. Свою
задачу я вижу в том, чтобы помочь детям понять величайшие духовные
ценности русского народа, развить основы нравственности.
Значительное место в нашем музее уделено теме изучения родного края.
Актуальность этого направления я связываю в первую очередь с тем, что в
настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов
воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей,
ответственных за свою Малую родину стремящихся к созиданию на ней.
Ребят всегда интересовала история нашего родного края. Они с увлечением
занимаются изучением истории села, людей, проживающих в нашей местности.
Поиск продолжается и сегодня. Изучаем современное село, его людей. В Включение
нашем музее собраны материалы о почётных людях села, об их трудовом
прошлом, составлен альбом фотографий с кратким описанием жизненного
пути каждого.
Большинство современных детей активны, легки на подъём и очень любят
играть. Я это использовала в своей деятельности, организуя мероприятия в
музее: «Широкая Масленица», «Вечёрошные игры», «Разгуляй». Тенденция
современных экспозиций – это создание целостности зрительного образа,
благодаря включению зрителей в некое специфическое действо со своим
языком, сюжетом, художественной выразительностью замысла. Благодаря
музейной экспозиции выстраивается целостная композиция, и ребята
попадают в мир прошлого. Дети одеваются в народные костюмы прошлого
метода
века, и разыгрывается целое представление.
театрализации делает посещение музея незабываемым событием.
Для
путешествия во времени
широко используются музейные предметы,
фотографии, иногда даже стиль разговорной речи. Посредством театральной
игры ребёнок сможет превратить себя в реального персонажа определённой
исторической эпохи и обстановки, которая представлена в музее. Чтобы
сыграть свою роль ребёнок должен всё узнать о своём герое, о времени, в
котором он действовал, о предметах, которые его окружали, а потом в
школьном музее изучить экспонаты, присущие этому.
Вместе со специалистами из сельского Дома Культуры, разыгрываются
постановки, и дети погружаются в атмосферу, где
в многоцветье
традиционной одежды, многоголосном пении для них оживает история. Я
считаю, что подобные праздники не только знакомят ребят с определёнными
событиями истории родного края, но и вызывают желание познать прошлое.
Одним из самых важных элементов деятельности музея является
системная подготовка экскурсоводов для обзорных и тематических
экскурсий. Наши экскурсоводы могут не только сами прикоснуться к истории
своей малой Родины, но и провести экскурсии в школьном музее для
школьников и гостей. Для этого в музее была создана лекторская группа из
числа обучающихся нашей школы
В настоящее время проектная работа получила широкое распространение
в самых различных сферах, в том числе и музейной. Метод проектов оправдал
себя как средство активизации обучающихся, развитии их творческих
способностей, инициативы и самостоятельности. В школьном музее
разрабатываются и реализуются краткосрочные,
среднесрочные и
долгосрочные проекты: «Экспонат в фокусе», «История одной вещи», «Наши
выпускники», а результаты служат основами новых экспозиций: «Ими
гордится Петровка», «Люби и знай свой край», «Школьные традиции», и др.
Ребята из лекторской группы музея готовят различные тематические
экскурсии, в которых раскрывается история, культура, экология родного
края, быт Сибиряков. «Приметы сельского быта» экспонируемые в музее,
показывают, насколько несовершенен и тяжёл был быт деревенского жителя. Имеющиеся в нашей экспозиции экспонаты предметов русского быта,
позволяют использовать их на уроках изобразительного искусства в начальной
школе и среднем звене.
Время диктует новые условия, многое меняется, но в этом стремительном
потоке жизни были, есть, и будут незыблемые ценности, которые мы обязаны
сохранить. Поэтому работа школьного музея будет продолжена дальше…
Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии
Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии
Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии
Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии
Эколого-краеведческий музей как форма работы при изучении экологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.