Проблема оценки роли возросшего уровня образования рабочей силы в процессе экономического развития определила несколько подходов к ее решению. Существует так называемая концепция "человеческого капитала", авторы которой ( среди них известный американский ученый Т.Шульц ), считают, что расходы на процесс обучения -это "капиталовложение в человека", а накопление знаний и умений - это процесс накопления "человеческого капитала". В этом случае система образования рассматривается как "отрасль промышленности", которая производит капитал с особенно длительным сроком службы, поскольку образование дает возможность всю жизнь получать доход и способность участвовать в духовной жизни общества. Аргументируется это тем, что "способность к экономической деятельности не дается от рождения, что подобно тому как земля сначала культивируется и обрабатывается, прежде чем она принесет урожай, так и человек сначала требует подготовки и образования, прежде чем он может быть разумно использован в производстве".
Экономическая эффективность образования.
Проблема оценки роли возросшего уровня образования рабочей силы в процессе
экономического развития определила несколько подходов к ее решению. Существует так
называемая концепция "человеческого капитала", авторы которой ( среди них известный
американский ученый Т.Шульц ), считают, что расходы на процесс обучения это
"капиталовложение в человека", а накопление знаний и умений это процесс накопления
"человеческого капитала". В этом случае система образования рассматривается как
"отрасль промышленности", которая производит капитал с особенно длительным сроком
службы,
поскольку образование дает возможность всю жизнь получать доход и
способность участвовать в духовной жизни общества. Аргументируется это тем, что
"способность к экономической деятельности не дается от рождения, что подобно тому как
земля сначала культивируется и обрабатывается, прежде чем она принесет урожай, так и
человек сначала требует подготовки и образования, прежде чем он может быть разумно
использован в производстве". Инвестиционный характер затрат на образование
заключается в том, люди удерживают часть средств из своего бюджета и затрачивают их
на образование, дающее им возможность зарабатывать больше в будущем, т.е. это значит,
что они производят капиталовложения в самих себя. И, действительно, в жизни в связи с
непрерывноувеличивающимся спросом на специалистов высшей квалификации и все
более высокой ценностью их труда, которая выражается в росте их доходов, многие
родители считают затраты на получение их детьми высшего образования наиболее
эффективной формой инвестиций. Еще один метод оценки экономической эффективности
образования связан с именем другого американского ученого
Э.Дени
сона.Этотученыйколичественносоотнесвоздействиеразличныфакторовэкономического
роста на рост реального национального дохода. Его оценки приведены в таблице
3.ТАБЛИЦА 3 Факторы, влияющие на рост реального национального дохода США, 1929
1982 гг.
Факторы роста Вес каждого фактора (%)
(1) Увеличение трудозатрат 32
(2) Повышение производительности труда 68
(3) Технический прогресс 28
(4) Затраты капитала 19
(5) Образование и профподготовка 14
(6) Экономия, обусловленная масштабами
производства 9
(7) Улучшение распределения ресурсов 8
(8) Законодательноинституциональные
и другие факторы 9
100По оценкам Денисона улучшение качества рабочей силы определило 14% прироста
реального национального дохода в США, а поскольку самым простым показателем
качества рабочей силы является уровень образования, то само образование это один из
источников экономического роста любого общества. Этим же ученым была рассмотрена
зависимость между уровнем образования и доходами экономически активного
населения. Э.Денисон предположил, что разница между средними доходами лиц одного
возраста на 3/5 определяется уровнем образования, а остальное за счет личных
способностей и других обстоятельств. Я согласен с такой оценкой значения уровня
образования, т.е., действительно, в практической жизни многих людей хорошее
образование дает возможность устроиться на высокооплачиваемое место работы, тем
самым создавая свой основной доход. А личные способности ( такие как качество ума,
быстрота восприятия нового, трудолюбие ) и жизненные обстоятельства, в которые
попадает конкретный человек ( например, неожиданное предложение о дополнительной
работе ) дают возможность увеличить личный доход, т.е. служат дополнением в создании
этого дохода.
Экономическое развитие прямо зависит от эффективности расширения системы
образования, т.к. именно она поставляет необходимые для научных исследований кадры
и научнотехнический персонал, т.е. уровень образования рабочей силы является одним из
наиболее важных факторов экономического и научнотехнического развития.
Экономическую функцию образования можно
подготовку
охарактеризовать как
молодежи к будущей профессиональной деятельности в соответствии с потребностью
общества в рабочей силе с определенным уровнем квалификации, а экономическая
эффективность образования определяется в зависимости от степени покрытия этого
спроса, а также средств, затраченных на эти цели.