Экономическая эффективность образования.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема оценки роли возросшего уровня образования рабочей силы в процессе экономического развития определила несколько подходов к ее решению. Существует так называемая концепция "человеческого капитала", авторы которой ( среди них известный американский ученый Т.Шульц ), считают, что расходы на процесс обучения -это "капиталовложение в человека", а накопление знаний и умений - это процесс накопления "человеческого капитала". В этом случае система образования рассматривается как "отрасль промышленности", которая производит капитал с особенно длительным сроком службы, поскольку образование дает возможность всю жизнь получать доход и способность участвовать в духовной жизни общества. Аргументируется это тем, что "способность к экономической деятельности не дается от рождения, что подобно тому как земля сначала культивируется и обрабатывается, прежде чем она принесет урожай, так и человек сначала требует подготовки и образования, прежде чем он может быть разумно использован в производстве".
Иконка файла материала Экономическая эффективность образования.doc
Экономическая эффективность образования. Проблема оценки роли возросшего уровня образования   рабочей   силы в процессе экономического развития определила несколько подходов к ее решению. Существует так называемая концепция "человеческого  капитала",  авторы  которой  (  среди них известный американский   ученый   Т.Шульц   ),   считают,   что   расходы   на   процесс   обучения   ­это "капиталовложение  в  человека",  а накопление знаний и умений ­ это процесс накопления "человеческого   капитала".     В   этом   случае   система   образования   рассматривается   как "отрасль промышленности",  которая производит капитал с особенно длительным  сроком службы,     поскольку   образование   дает   возможность   всю   жизнь   получать   доход   и способность   участвовать   в духовной жизни общества.   Аргументируется это тем, что "способность к экономической деятельности не дается от рождения, что  подобно тому как земля сначала культивируется и обрабатывается, прежде чем она принесет урожай, так и человек сначала  требует подготовки и образования,  прежде чем он может быть разумно использован   в   производстве".         Инвестиционный   характер   затрат   на   образование заключается в том, люди удерживают часть средств из своего бюджета и затрачивают  их на образование, дающее им возможность зарабатывать больше в будущем,  т.е. это значит, что они производят капиталовложения в самих себя. И, действительно, в жизни в связи с непрерывно­увеличивающимся   спросом   на   специалистов   высшей     квалификации   и   все более   высокой   ценностью   их   труда,   которая   выражается   в   росте   их   доходов,   многие родители   считают   затраты   на   получение     их   детьми   высшего   образования   наиболее эффективной формой инвестиций. Еще один метод оценки экономической эффективности образования   связан   с   именем   другого   американского   ученого     Э.Дени­ сона.Этотученыйколичественносоотнесвоздействиеразличныфакторовэкономического роста   на     рост   реального     национального   дохода.   Его   оценки   приведены   в   таблице 3.ТАБЛИЦА 3  Факторы, влияющие на рост реального национального дохода США, 1929 ­ 1982 гг.             ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Факторы роста                        Вес каждого фактора (%)                  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­        (1) Увеличение трудозатрат                               32        (2) Повышение производительности труда      68        (3) Технический прогресс                                  28        (4) Затраты капитала                                          19        (5) Образование и профподготовка                  14        (6) Экономия, обусловленная масштабами                   производства                                             9        (7) Улучшение распределения ресурсов           8        (8) Законодательно­институциональные               и другие факторы                                          9                                                                                    100По оценкам Денисона улучшение качества рабочей силы определило 14%  прироста реального   национального   дохода   в   США,   а   поскольку   самым   простым   показателем качества  рабочей  силы является уровень образования, то само образование ­ это один из источников экономического роста любого общества.   Этим же ученым была рассмотрена зависимость   между   уровнем   образования   и     доходами     экономически     активного населения.  Э.Денисон  предположил,  что разница между средними доходами лиц одного возраста   на   3/5   определяется   уровнем   образования,   а   остальное   за   счет   личных способностей   и   других   обстоятельств.   Я   согласен   с   такой   оценкой   значения   уровня образования,   т.е.,   действительно,   в   практической   жизни   многих   людей   хорошее образование   дает   возможность   устроиться   на   высокооплачиваемое   место   работы,   тем самым создавая свой основной доход.  А личные способности (  такие  как  качество  ума, быстрота   восприятия   нового,     трудолюбие   )   и   жизненные   обстоятельства,   в   которые попадает конкретный человек ( например,  неожиданное  предложение  о дополнительной работе ) дают возможность увеличить личный доход,  т.е.  служат дополнением в создании этого дохода. Экономическое развитие  прямо  зависит  от  эффективности расширения системы образования,  т.к.  именно она поставляет необходимые для научных исследований кадры и  научно­технический персонал, т.е. уровень образования рабочей силы является одним из наиболее важных факторов экономического и  научно­технического развития. Экономическую   функцию   образования   можно     подготовку   охарактеризовать   как   молодежи   к   будущей   профессиональной   деятельности   в   соответствии   с   потребностью общества   в   рабочей     силе   с   определенным   уровнем   квалификации,     а   экономическая эффективность   образования   определяется   в   зависимости     от     степени   покрытия   этого спроса,  а также средств,  затраченных на эти цели.