Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).
Оценка 5

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Оценка 5
Образовательные программы
doc
география
10 кл
10.02.2017
Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).
Программа для общеобразовательных учреждений по географии 6-10 классы под редакцией Душиной И.В. и др. Допущено Министерством образования и науки РФ Москва, издательский центр «Вента – Граф», 2007 год. Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс, 2010 год. М; Просвещение Пояснительная записка Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном мире, а также приоритеты личностно-ориентированного обучения потребовали пересмотра научно-методических подходов к преподаванию курса «Экономическая и социальная география мира». данный курс традиционно занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление. С утверждением стандарта среднего (полного) общего образования по географии и на основе концепции географического образования появилась возможность реализовать, с одной стороны, базовый уровень, а с другой — удовлетворить интересы профильной средней школы.
Экономическая и социальная география мира.doc
Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч). Программа для общеобразовательных учреждений по географии 6­10 классы под редакцией Душиной И.В. и др. Допущено Министерством образования и науки РФ Москва, издательский центр «Вента – Граф», 2007 год. Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс, 2010 год. М; Просвещение Пояснительная записка Социально­экономические и политические изменения, происходящие в современном   мире,   а   также   приоритеты   личностно­ориентированного обучения   потребовали   пересмотра   научно­методических   подходов   к преподаванию курса «Экономическая и социальная география мира». данный курс традиционно занимает важное место в системе географического образования   школьников,   формируя   широкие   представления   о   социально­ экономической   составляющей   географической   картины   мира   и   развивая географическое   мышление.   С   утверждением   стандарта   среднего   (полного) общего образования по географии и на основе концепции географического образования появилась возможность реализовать, с одной стороны, базовый уровень, а с другой — удовлетворить интересы профильной средней школы. Предлагаемая   программа   ориентирует   учителя   на   базовый   уровень среднего   (полного)   общего   образования   по   географии,   данный   уровень позволяет   усвоить  необходимые  и  достаточные,  доступные  всем   учащимся знания и умения, обязывает уделять внимание нормализации учебной нагрузки учащихся. В 10 классе на изучение курса отводится 68 учебных часов в год по 2 часа еженедельно. Цель и задачи курса Главной   целью   курса   является   формирование   у   школьников законченных   широких   представлений   о   социальноэкономической составляющей географической картины мира. Указанная цель раскрывается в основных задачах курса «Экономическая и социальная география Мира».  сформировать   систему   знаний   об   экономических   и   социальных проблемах   современного   мира   для   целостного   осмысления   единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;  научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для   социально­экономических   и описания   и   анализа   природных, геоэкологических процессов и явлений;  развить   у   школьников   познавательные   интересы,   интеллектуальные   и творческие   способности   посредством   ознакомления   с   важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;  формировать   географическую   культуру   и   географическое   мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;  вооружить   учащихся   специальными   и   общеучебными   умениями, позволяющими   им   самостоятельно   добывать   информацию географического характера по данному курсу. География —  дисциплина, синтезирующая  естественное  и общественное направления в науке. Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе — теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Темы раздела «Общий обзор современного мира» — «Природа и человек в современном   мире»,   «Население   мира»,   «Мировое   хозяйство   и   география отдельных   отраслей»   —   создают   теоретическую   базу   для   последующего изучения   регионов,   субрегионов   и   отдельных   стран.             Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональной части курса. В региональной части курса группировка регионов и стран построена на основе принципа географической смежности. Важно обратить внимание на место изучения традиционно завершающей темы «Глобальные   проблемы   человечества».   Усвоение   основных   глобальных проблем   рассматривается   в   соответствующих   разделах   курса.   Так, демографическая проблема изучается в теме «Население», а пути решения проблемы   отсталости   ряда   стран   усваиваются   в   региональном   блоке.   В завершении   курса   глобальные   проблемы   структурируются   и   обобщаются. Таким   образом,   учащиеся   имеют   возможность   видеть   результаты взаимодействия общества и природы в современных условиях. В   процессе   изучения   курса   важно   опираться   на   исторический, типологический,   дифференцированный   подходы,   проблемное   обучение   и самостоятельную   работу   учащихся   с   источниками   географической информации. В качестве основных форм организации учебной деятельности целесообразно   использовать   лекции,  семинары,  практикумы,  зачеты   и   т.  д. Большое   внимание   целесообразно   уделять   практическим   работам.   Кроме этого, необходимо помнить о принципиально новом построении материала в учебнике,   в   связи   с   этим   большое   внимание   следует   уделить   организации работы с учебником. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса,   могут   быть   использованы   во   всех   сферах   будущей   деятельности, толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам. Введение (2 ч) Предмет   социально­экономической   (общественной)   географии   в   Формирование   представления   о системе   географических   наук. географической картине мира. Ключевые   теории,  концепции   и   современные   методы   географических знаний.   Основные   методы   исследования:   сравнительный,   описательный, картографический,   исторический,   математический.   Моделирование   в географии. Источники географической информации. РАЗДЕЛ 1 Общий обзор современного мира (25 ч) Природа и человек в современном мире (7 ч).  Географическая   (окружающая)   среда.   Взаимодействие   природы   и человека   в   различные   исторические   эпохи.   Результаты   взаимодействия, изучение с позиций географии, биологии, экологии и других наук. Природная среда, расселение человечества и размещение хозяйства. Классификация   природных   ресурсов   и   уровень   обеспеченности   ими различных регионов и стран. Понятие о природно­ресурсном потенциале и его экономической оценке. Мировые   ресурсы   Земли.   Карты   мировых   природных   ресурсов. Обеспеченность   минеральным   сырьем   различных   стран   и   регионов. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Переход от экстенсивного освоения к интенсивному: комплексное освоение полезных ископаемых. Земельные   ресурсы.   Мировой   земельный   фонд.   деградация   почв. Повышение плодородия почв, рекультивация земель. Лесные   ресурсы.   География   лесных   ресурсов   на   планете   Земля.   Два главных лесных пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных стран и регионов. Деградация лесного покрова планеты, ее масштабы и последствия. Ресурсы   Мирового   океана.   Биологические,   минеральные, энергетические ресурсы. Проблемы их использования. Рекреационные   ресурсы.   Основные   культурно­исторические   центры мира. Изменение   роли   отдельных   видов   ресурсов   на   протяжении   истории развития человечества. «Экологическая емкость» территорий. Современное состояние   освоения   планеты.   От   региональных   к   мировым   (глобальным) проблемам человечества. Экологические проблемы мира. Объекты и регионы экологических катастроф. Экологическое картирование. Проблемы мирного освоения космоса. Возможные пути решения экологических проблем. Практическая работа 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных регионов и стран мира. 2. Составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и   месторождений   полезных   ископаемых   и   районов   их   наиболее   выгодного территориального сочетания. З. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями, водными и лесными ресурсами. Население мира (8 ч).  Численность   и   воспроизводство   населения.   Типы   воспроизводства населения как отражение уровня социально­экономического развития стран. «демографический   взрыв»,   Теория демографического перехода. Понятие о депопуляции.   его   причины   и   последствия. Демографическая   политика:   ее   направления,   эффективность   и результаты в различных странах. Состав   населения.   Социальный   и   этнический   (национальный)   состав населения. Формирование народностей. Крупные народы и языковые группы. Равноценность   национальных   культур.  Историко­культурное   районирование мира. Главные историко­культурные центры мира. Религиозный состав населения мира: мировые, национальные и местные религии.   География   этнических   и   конфессиональных   конфликтов   в современном мире. Возрастной   и   половой   состав   населения   мира.   Возрастно­половые пирамиды. Экономически активное население. Социальный состав населения. Размещение  и  плотность населения. Городское  и  сельское население. Урбанизация   как   всемирный   процесс.   Уровень   урбанизации   и   ее   формы. Формы сельского расселения. Типы миграций, их значение для развития стран. География миграций населения, их причины и следствия. «Утечка умов». Понятие об уровне жизни населения. Социально­экономические условия и продолжительность жизни населения в регионах мира и странах. Демографические   проблемы   и   проблемы   национального самоопределения. Теория Мальтуса. Практическая работа 1. Построение схемы­графика «Изменение численности населения». 2. Составление таблицы «Основные языковые группы». З. Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира. 4.Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения. 5.   Определение   и   сравнение   средней   плотности   населения   двух   стран   (по выбору учителя) и объяснение причин различий. 6. Определение и сравнение показателей плотности населения двух стран и объяснение причин различий. 7. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира. 8. Обозначение на карте крупнейших агломераций и мегаполисов. 9.Сравнение показателей средней продолжительности жизни в регионах мира и странах. Мировое хозяйство и география основных отраслей (10 ч).  Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Состав мирового хозяйства.   Международная   хозяйственная   специализация   государств, международное географическое разделение труда. Научно­техническая   революция   и   размещение   производительных   сил. Факторы   размещения   производительных   сил   (технико­экономические   и организационно­экономические).   Модели   территориальной   структуры хозяйства в разных типах стран. Отраслевая   и   территориальная   структура   хозяйства   мира.   Карты промышленности и сельского хозяйства. Промышленность   мира   (нефтегазовая,   угольная,   электроэнергетика, металлургия,   машиностроение,   химическая,   легкая   промышленность). География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Основные промышленные центры. Сельское хозяйство, его роль в современном мире, главные тенденции развития,   внутриотраслевая   структура,   межотраслевые   связи.   Земледелие. «Зеленая революция». Основные районы земледелия в мире. Животноводство. Особенности   географии   отдельных   отраслей.   Соотношение   земледелия   и животноводства по странам. Мировой   транспорт,   его   роль   в   размещении   и   развитии   мирового хозяйства.   Виды   транспорта,   их   географические   особенности.   Основные показатели   развития   мирового   транспорта.   Международные   магистрали   и транспортные узлы. Мировая   торговля:   оборот,   товарная   структура,   географическое распределение.   Другие   формы   международных   экономических   отношений: география   мировых   валютнофинансовых   отношений,   производственные, предоставление   услуг,   научно­технические   знания.   Ведущие   экспортеры основных видов продукции. Международный туризм. Главные туристические районы мира. Международная   специализация   крупнейших   стран   и   регионов   мира, интеграционные отраслевые  и региональные союзы. Формы международных экономических связей. Экономическая интеграция и Россия. Практическая работа 1.Объяснение   по   карте   направлений   основных   грузопотоков   угля,   нефти, природного газа, железной руды. 2.Составление   сравнительной   характеристики   транспортных   систем   двух стран. 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов. 4. Выявление закономерностей освоения разных территорий. 5.Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. 6.Установление   взаимосвязей   между   размещением   населения,   хозяйства   и природными условиями. РАЗДЕЛ II Региональная характеристика мира (41 ч) Политическое устройство мира (5 ч).  Современная   политическая   карта   как   историческая   категория. Завершение   к   началу   ХХ   века   территориального   раздела   мира.   Основные этапы   изменения   политической   карты   в   ХХ   и   ХХI   вв.   Современная политическая карта. Классификация   и   типология   стран   мира.   Унитарное   и   федеративное государство как формы государственного устройства. Государственный строй стран мира. Монархии и республики как основные формы правления. Показатели   уровня   развития   стран.   Основные   признаки   различия развитых и развивающихся стран. Международные организации и группировки стран в современном мире, функции   и   значение.   Международные   отношения   в   современном   мире. Геополитика. Практическая работа 1. Составление классификации стран по различным признакам. 2. Обозначение на контурной карте «горячих точек» планеты. 3. Характеристика по картам экономико­географического положения страны. Регионы и страны мира (32 ч).  Регионолистика  и страноведение. Понятие о географическом регионе. Региональное   деление   мира   (физико­географическое,   историкокультурное, экономико­географическое). Зарубежная Европа.  Общая   характеристика   зарубежной   Европы:   природные   условия   и ресурсы, население, хозяйство, отраслевой состав, охрана окружающей среды и   проблемы   региона.   Географический   рисунок   расселения   и   хозяйства Европы. «Европейский союз» и модели европейской интеграции. Природные,   политические,   этнические   и   экономические   внутренние различия регионов Европы (Северная, Западная, Южная и Восточная Европа). Изучение стран Европы (Франция, Германия, Великобритания, страны Балтии). Зарубежная Азия.  Азиатский   регион.   Культурное   наследие   и   религиозно­этнические основы.   Природно­ресурсный   потенциал.   «Азиатский»   тип   расселения   и размещения   населения.   Хозяйство   и   развитие   отдельных   отраслей.   Новые индустриальные   страны.   Основные   типы   сельского   хозяйства. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии. Современные проблемы субрегионов: Юго­Западная, Южная, Юго­Восточная, Восточная, Центральная Азия. Страны Азии — бывшие республики СССР: направления развития. Изучение стран Азии (Китай, Япония, Индия, Казахстан). Северная Америка.  Америка — два материка, одна часть света. Понятие «Новый Свет». Соединенные Штаты Америки. Историко­географические особенности формирования   государства   и   их   экономико   ­   и   социально­географические последствия.   Оценка   географического   положения.   Население   страны: этнический   состав,   значение   миграций,  структура   занятости   и  размещение. Крупнейшие агломерации и мегалополисы. Природно­ресурсный потенциал. Особенности   отраслевой   и   территориальной   структуры   хозяйства. Экономические районы США: Север, Юг, Запад. Перспективы и проблемы развития.  Канада, ее место в мировом хозяйстве. Интеграционная группировка НАФТА. Латинская Америка.  Принципы   выделения   региона,   его   состав.   Историко­географические особенности формирования региона. Основные черты расселения населения и географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Субрегионы   Латинской   Америки:   Мезоамерика,   Южная   Америка: Андские и Приатлантические страны. Общая характеристика и внутренние различия. Изучение стран Латинской Америки (Бразилия, Мексика). Австралия и Океания.   Географическое   положение.   Географические   следствия изолированности   региона.   Природные   условия   и   ресурсы.   Население. Хозяйство.   Динамика   развития,   характеристика   отраслей   хозяйства. Внутрирегнональные контрасты. Перспективы развития. Африка. Африканские страны в современном мире. Однобокость развития как следствие колониального прошлого. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика населения, хозяйства африканских стран. Субрегионы:   Северная,   Западная,   Восточная   и   Южная   Африка. Изучение   стран   Африки:   Египет,   Нигерия,   ЮАР.   Проблемы   преодоления отсталости развивающихся стран. Географические   аспекты   качества   жизни.   Проблема   отсталости.   Ее географические аспекты. Долговой кризис. Практическая работа 1. Составление картосхемы «Границы субрегионов мира». 2. Составление сравнительных характеристик двух стран (по выбору учителя) с   учетом   природной,   социально­экономической   специфики   на   основе различных источников информации. 3. Характеристика размещения хозяйства одной из стран. 4.   Определение   по   статистическим   материалам   тенденций   изменения отраслевой структуры хозяйства страны. 5. Сравнение международной специализации развитой и развивающейся стран, объяснение различий. Россия в современном мире (З ч).  Россия   на   политической   карте   мире,   в   мировом   хозяйстве,   системе   Отрасли международно­финансовых   и   политических   отношений. международной   специализации   России.   Особенности   географии экономических, политических и культурных связей России со странами мира. Участие   России   в   политических   и   экономических   объединениях   и группировках.   основных   направлений   развития внешнеэкономических связей России.   Определение Заключение (2 ч).  Истоки глобальных проблем человечества. Систематизация глобальных проблем. Глобальное моделирование. Взаимосвязи глобальных проблем. Роль географии   в   решении   глобальных   проблем   человечества.   Новые   модели цивилизации. Практическая работа Составление схемы «Взаимосвязи глобальных проблем человечества». Резерв учебного времени — 2 ч. Требования к уровню подготовки ученика В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» ученик должен: знать/понимать • основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география,   метод,   географическая   среда,   природно­ресурсный   потенциал, экологическая   емкость,   лесистость,   марикультура,   глобальные   проблемы человечества,   воспроизводство   населения,   демографический   взрыв,   теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ,   народность,   дискриминация,   экономически   активное   население, демографическая   нагрузка,   урбанизация,   субурбанизация,   агломерация, мегаполис,   миграции   населения,   уровень   жизни,   мировое   хозяйство, международная   международное географическое   разделение   труда,   научно­техническая   революция   (НТР), «зеленая   революция»,   страна, государство,   унитарное   государство,   федеративное   государство,   монархия, республика,   валовый   внутренний   продукт   (Внп),   политическая   география, геополитика,   внешнеторговый   оборот,   регионалистика,   страноведение, регион; •   традиционные   и   новые   методы   географических   исследований: сравнительный,   исторический, математический, метод географического моделирования; геоинформационные системы (ГИСЫ) и др.;   политическая   карта,   монокультура,   описательный,   картографический,   специализация,   хозяйственная •   особенности   размещения   минеральных   ресурсов   и   их   главные месторождения,   а   также   особенности   размещения   и   территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана; • численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения; •   различия   в   уровне   и   качестве   жизни   населения   в   отдельных   регионах   и странах мира; • основные направления внешних и внутренних миграций; • проблемы современной урбанизации; •   географические   особенности   отраслевой   и   территориальной   структуры мирового   хозяйства,   размещение   его   основных   отраслей   (нефтегазовая, угольная, электро ­ энергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности; • географическую специфику отдельных регионов (зарубежная Европа и Азия, Северная   и   Латинская   Америка,   Африка,   Австралия   и   Океания)   и   стран (Франция, Германия, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР   и   другие,   в   том   числе   по   выбору   учителя),   их   различия   по   уровню социально­экономического   развития,   специализации   в   системе международного географического разделения труда; • географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также   сохранение   мира   на   Земле,   преодоление   отсталости   развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса); •   особенности   современного   геополитического   и   геоэкономического положения   России,   ее   роль   в   международном   географическом   разделении труда; уметь • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции   развития   природных, социально­экономических   и геоэкологических объектов, процессов и явлений; • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, их   демографическую   ситуацию,   уровни   урбанизации   и   территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; •   применять   разнообразные   источники   географической   информации   для проведения   наблюдений   за   природными   и   социально­экономическими   и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; •   составлять   комплексную   географическую   характеристику   регионов (зарубежная   Европа   и   Азия,   Северная   и   Латинская   Америка,   Африка, Австралия и Океания) и стран мира (Франция, Германия, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя),   таблицы,   картосхемы,   диаграммы,   простейшие   карты,   модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; •   описывать   мировые   экономические   связи,   причины   экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков; •   составлять   географические   карты   различной   тематики   для   составления географических   характеристик   населения,   отраслей   мирового   хозяйства регионов и стран мира; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для объяснения влияния природных и социально­экономических факторов на   особенности   размещения   населения   Земли;   направлений   современных миграций   населения;   размещения   основных   промышленных   и сельскохозяйственных   районов   мира;   особенностей   состава,   структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества; •   для   прогнозирования   темпов   роста   народонаселения   Земли   в   целом   и   в отдельных   регионах   и   странах   мира;   тенденций   изменения   возрастного состава  населения по  данным об  изменении  прироста  населения;  основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире; • для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха,   различных   видов человеческого общения; • для нахождения и применения географической информации (включая карты, статистические материалы, информационные системы и ресурсы Интернета) в целях   правильной   оценки   важнейших   социально­экономических   событий   и международной   жизни,   геополитической   и   геоэкономической   ситуации   в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.   деловых   и   образовательных   программ, Номенклатурные единицы курса: • названия и столицы крупнейших по площади и населению стран мира; • географические регионы мира; • монархии и республики по регионам мира; • федеративные и унитарные государства по регионам мира; • основные международные организации (ООН, ЮНЕСКО); •   страны,   входящие   в   важнейшие   международные   объединения   («Большая восьмерка», ЕС, НАТО, АСЕАН, ОПЕК, ФАО, МАГАТЭ); • страны с населением более 100 млн. человек; • основные регионы повышенной плотности населения на Земле; • ареалы распространения крупнейших народов, мировых религий, культурно­ исторические центры; • крупнейшие агломерации и мегалополисы; • регионы и страны с наиболее крупными запасами нефти и газа, угля и других видов   топливных   и   минеральных   ресурсов;   основные   направления   их перевозок; • регионы и страны с наиболее значительными земельными, лесными, водными, гидроэнергетическими ресурсами, ресурсами нетрадиционной энергетики; судостроении, •   размещение   сырьевой   базы   отдельных   отраслей   и   первые   десятки   стран основных   производителей   продукции   (по   отраслям),   главные   страны   — экспортеры и импортеры данной продукции; • десятка ведущих стран по душевому производству электроэнергии; • основные страны и районы добычи сырья для черной металлургии; основные направления перевозок сырья и готовой продукции; • основные страны­производители черных и цветных металлов; •   основные   машиностроительные   регионы   мира,   страны,   являющиеся основными   производителями   и   экспортерами   в   автомобилестроении, станкостроении,   электротехнической   промышленности, крупнейшие мировые центры машиностроения; • страны, имеющие значительную сырьевую базу для развития химической и деревообрабатывающей   промышленности   мира,   основные   страны   — производители минеральных удобрений, полимеров, лесной продукции; • главные регионы и страны легкой промышленности, основные производители и экспортеры сырья для текстильной промышленности;   масличных, •   ведущие   страны­производители   основных   зерновых, сахароносов, технических   непродовольственных   культур;   а   также   страны   экспортеры   и   импортеры основной сельскохозяйственной продукции; • главные страны мирового рыболовства; •   ведущие   страны   мира   по   протяженности   и   плотности   автомобильных   и железных дорог; клубнеплодных,   тонизирующих,

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).

Экономическая и социальная география мира (10 класс, 68 ч).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017