Экономическое развитие СССР в 1985–1991 гг.
Автор: Концевой Г. Г.
кандидат исторических наук, специалист Государственного архива РФ
1. Политика ускорения экономического развития
2. Экономические реформы правительства Н. И. Рыжкова
3. Программы рыночных преобразований в СССР
Важнейшие даты:
Термины: ускорение, госприёмка, антиалкогольная кампания, кооперация, индивидуальная трудовая деятельность, программа «500 дней», стратегия ускорения, коммерческий банк, конверсия оборонных предприятий.
Персоналии: Л. И. Абалкин, В. С. Павлов, С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский.
Эпоха застоя привела советскую экономику к предкризисному состоянию. Падение объёмов промышленного производства и исчезновение трудового энтузиазма у людей свидетельствовали о необходимости коренных изменений. Начало политики перестройки сопровождалось выдвижением лозунга ускорения социально-экономического развития страны. Перед советским руководством стояла задача реформировать экономическую систему, повысить рост национального дохода и улучшить материальное положение граждан СССР.
Политика ускорения экономического развития
На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г. новый генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв обозначил основные направления политики перестройки. Он выдвинул идею ускорения социально-экономического развития СССР. Горбачёв открыто заявил о наличии существенных экономических и социальных проблем в стране. Советская экономика серьёзно отставала от экономики западных стран. Многие предприятия были плохо оснащены техникой, производительность труда была в 2,5–3 раза меньше, чем в развитых капиталистических государствах.
В начале перестройки Горбачёв и его окружение пытались решить экономические проблемы путём модернизации промышленности и борьбы за трудовую дисциплину. В 1986 г. была принята программа «Интенсификация-90», которая включала в себя увеличение развития машиностроения и активное внедрение новой техники в производство.
Ускорение — экономический курс, провозглашённый М. С. Горбачёвым 20 апреля 1985 г., направленный на модернизацию советской экономики, увеличение темпа прироста национального дохода.
Однако борьба за повышение трудовой дисциплины не имела успеха. В мае 1985 г. была начата кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом, инициированная Б. К. Лигачёвым. По замыслу организаторов антиалкогольной кампании, борьба с алкоголизмом должна привести к сокращению потерь на производстве, включая травматизм, и увеличить производительность труда. Предусматривалось сокращение производства спиртных напитков на 10% в год. Экономический эффект от борьбы с алкоголизмом оказался отрицательным. По всей стране было вырублено множество виноградников, что не привело к снижению потребления алкоголя, поскольку распространилось подпольное самогоноварение. Алкогольные напитки низкого качества продавались на чёрном рынке, и их употребление обернулось гибелью множества людей. Свёртывание государственного производства спиртных напитков подорвало бюджет, который недополучил десятки миллиардов рублей.
Антиалкогольная кампания — совокупность принятых советским руководством мер по снижению потребления алкоголя среди населения, осуществлявшихся в 1985–1987 гг.
Курс на ускорение был закреплён в плане двенадцатой пятилетки (1986–1990), одобренной XXVII съездом КПСС. Особое внимание было снова уделено тяжёлой промышленности. Помимо больших капиталовложений в модернизацию производства, партийное руководство предполагало использовать энтузиазм молодёжи. Однако этого энтузиазма было явно недостаточно для усовершенствования советской экономики.
«Трезвость — норма жизни». Почтовая марка СССР 1985 г.
Административные методы борьбы за повышение качества продукции проявились в создании в 1986 г. госприёмки (государственной приёмки) на всех предприятиях страны. Функциями госприёмки были проверка и контроль качества выпускаемой предприятиями продукции, к которой давно было много нареканий, но в условиях товарного дефицита и незаинтересованности работников в качестве своего труда эта проблема не решалась. Работники госприёмки не зависели от руководства предприятий и не были материально заинтересованы в выполнение планов. Однако данная система не смогла улучшить положение в советской экономике, поскольку многие представители проверяющих органов подходили к своей работе недобросовестно. К тому же улучшения качества продукции было невозможно добиться только административными мерами.
Отрицательно на советскую экономику подействовало падение мировых цен на нефть. Сокращение валютных доходов СССР привело к уменьшению капиталовложений в машиностроение и закупку нового оборудования. Затраты на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС также стали для советского бюджета очень обременительными.
Госприёмка — независимая от администрации предприятий государственная система по контролю за качеством продукции.
Карикатура на проведение госприёмки. В. Мохов
Экономические реформы правительства Н. И. Рыжкова
Невозможность справиться с предкризисной ситуацией в советской экономике заставляла руководство КПСС действовать решительнее и стремиться к более радикальным экономическим преобразованиям. Правительство СССР во главе с Н. И. Рыжковым взяло курс на перестройку экономических отношений. Провозглашалось внедрение рыночных отношений в командно-административную систему страны. Задачами экономических реформ стали повышение экономической самостоятельности предприятий, развитие индивидуальной трудовой деятельности и привлечение иностранных инвестиций путём создания совместных предприятий.
В ноябре 1986 г. был утверждён закон об индивидуальной трудовой деятельности (вступил в действие 1 мая 1987 г.). Государство разрешило гражданам работать не на государственных предприятиях или в коллективных хозяйствах, а на самих себя. Закон разрешал организацию предпринимательства в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, социально-культурной сфере и в области народных художественных промыслов. Индивидуальная трудовая деятельность была разрешена только в свободное от работы время без применения наёмного труда. Закон об индивидуальной трудовой деятельности дал старт развитию малого и среднего предпринимательства в СССР. Однако полноценное становление частного предпринимательства в стране тормозило издание в 1986 г. постановления правительства о борьбе с нетрудовыми доходами населения.
Индивидуальная трудовая деятельность — деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными и иными предприятиями.
30 июня 1987 г. был издан закон о государственном предприятии, который предоставил трудовым коллективам значительные права. Предприятия становились самостоятельными в праве выбирать себе партнёров, закупать сырьё и реализовывать полученную продукцию. Во все сферы промышленности внедрялся хозрасчёт, сокращалось число министерств и ведомств, контролировавших производственную сферу. Однако государство не решилось сделать цены на продукцию предприятий свободными, что снижало хозяйственную самостоятельность предприятий. В соответствии с законом предприятия могли взаимодействовать с иностранными компаниями и создавать совместные предприятия для свободной продажи части своей продукции на внешнем рынке. Трудовые коллективы получили право выбирать руководство и контролировать деятельность администрации предприятий.
26 мая 1988 г. был принят закон о кооперации, который вводил равноправие кооперативного и государственного секторов экономики. Кооперация была распространена преимущественно в деревне. Стали также создаваться кооперативы по перепродаже промышленных товаров по более высоким ценам. По новому закону кооперативы платили государству лишь налоги, в то время как государственные предприятия перечисляли ещё и часть прибыли. В кооперативах был разрешён наёмный труд. Кооперативы оказывались в выигрышном положении, потому что могли платить своим сотрудниками более высокие зарплаты. Увеличение доходов кооперативных работников привело к усилению дефицита товаров и ускорению инфляции, поскольку государство начало резко увеличивать денежную эмиссию. Менее чем за год опустели полки в магазинах и склады. Социально-экономическое положение в СССР резко обострилось. В стране нарастало забастовочное движение.
Кооперация — форма организации частного производства, которая заключается в добровольном объединении трудовой деятельности, имущества или капиталов нескольких участников производственного процесса, а также предполагает совместное управление производством.
Государство пыталось реформировать сельское хозяйство. В
начале перестройки осуществлялось наступление на личные подсобные хозяйства
колхозников под лозунгом борьбы с нетрудовыми доходами. С 1989 г. было
объявлено о перестройке аграрного сектора. В сельском хозяйстве было признано
равенство пяти форм ведения хозяйства: совхозов, колхозов, агрокомбинатов,
кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств.
К началу 1990-х гг. положение в советской экономике было кризисным. В 1990 г.
произошло падение национального дохода на 9% по сравнению с 1989 г. Для
поддержания жизненного уровня населения советское руководство было вынуждено
прибегнуть к внешним займам. Именно в этот момент образовалась бо́льшая
часть внешнего долга СССР, ответственность за который впоследствии легла на
Россию.
Карикатура, иллюстрирующая рост доходов членов кооперативов в СССР. 1987 г. Б. Ефимов
Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции, 1988 г.
«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует:
выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII Съезде партии
стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества
и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в
жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и
социально-политическому кризису…
Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению
насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В
соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод
объединений и предприятий на хозрасчёт и самоокупаемость. Разработан, широко
обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы
внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также
индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур
управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного
хозяйствования первичных звеньев экономики.
Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных
доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства
продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства.
Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится
мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по
переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию
динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в
жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее
воздействие».
Вопросы к тексту
1. Какие результаты ускорения социально-экономического развития называются в
тексте?
2. Какие ещё важные решения были приняты на партийной конференции, на которой
была утверждена указанная резолюция?
Программы рыночных преобразований в СССР
В сложившихся кризисных условиях в руководстве КПСС возникли дискуссии о дальнейших путях развития экономики. Среди советского руководства появилась идея создания регулируемой рыночной экономики, в котором рынок и план могли бы сочетаться. Эта идея была закреплена в постановлении Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР», принятом в июне 1990 г. В основе этой концепции лежала экономическая программа, разработанная Л. И. Абалкиным (1930–2011). Программа предусматривала постепенный переход к рыночной экономике в течение пяти-семи лет. Программа Абалкина не могла привести к быстрому разрешению экономического кризиса, поэтому вызвала критику со стороны более радикально настроенных реформаторов. На встрече главы Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина и М. С. Горбачёва было принято решение о разработке альтернативной экономической программы. Для этого была создана комиссия под руководством академика РАН С. С. Шаталина (1934–1997) и заместителя председателя Совета министров РСФСР Г. А. Явлинского (род. в 1952).
Г. А. Явлинский в 1990-х гг. Фотография из архива ТАСС
Комиссия представила свою программу экономических реформ, которая называлась «500 дней». По этой программе в срок в 500 дней в СССР должен быть осуществлён переход к рыночной экономике. Цены на большинство товаров предполагалось оставить на прежнем уровне и, по мере стабилизации финансовой системы, постепенно делать всё более свободными. Программа предусматривала приватизацию части государственной собственности и структурную перестройку внешнеэкономической деятельности и валютной политики страны. Предполагалось, что в итоге будет выработан компромиссный вариант экономической программы, содержащий в себе элементы обеих программ. Однако, поскольку программа «500 дней» предусматривала лишение государства монополии на экономическую власть, она была отклонена Горбачёвым.
Программа «500 дней» — программа по переходу от плановой к рыночной экономике, разработанная С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским в 1990 г.
Советское руководство так и не решилось на активные реформы в экономике. Горбачёв поддержал предложение Рыжкова о повышении цен на промышленные и продовольственные товары, однако опасался серьёзных социальных потрясений. До весны 1991 г. руководство СССР так и не решилось на проведение радикальной экономической реформы.
Сменивший Рыжкова на посту председателя Совета министров СССР В. С. Павлов (1937–2003) провёл денежную реформу. В январе 1991 г. был произведён обмен старых пятидесяти- и сторублёвых купюр на новые с целью борьбы с теневыми капиталами. В апреле 1991 г. правительство Павлова провело реформу розничных цен. Были полностью сохранены действующие цены на медикаменты, отдельные виды обуви, тканей, бензин, электроэнергию и некоторые другие товары. Для большей части товаров народного потребления были установлены пределы повышения цен. Значительно расширен круг товаров, реализуемых населению по розничным и свободным ценам. В результате реформы цены на большинство товаров выросли. Целью реформы являлось снижение товарного дефицита за счёт сокращения покупательной способности населения. Повышение цен сопровождалось 40% компенсацией вкладов граждан, но одновременно большинство этих вкладов были заморожены, что выражалось в ограничениях на снятие средств и закрытие счетов. Реформа Павлова, направленная на улучшение экономического положения, привела к окончательному падению доверия населения к центральной власти. Этому способствовали перебои с продовольствием и инфляционные процессы. Вместо выхода из кризисного состояния экономики непродуманная экономическая политика Горбачёва привела к падению производства и снижению уровня жизни населения. Советское руководство оказалось не в состоянии вывести страну из экономического тупика.
Задание
1. Какие основные реформы в области промышленности были
проведены руководством СССР в 1985–1990 гг.?
2. Какие цели преследовала проводившаяся в СССР антиалкогольная кампания?
3. В чём заключались основные идеи программы «500 дней» и чем она отличалась от
программы, разработанной под руководством Абалкина?
Примечания
Список используемых иллюстраций
1. «Трезвость — норма жизни». Почтовая марка СССР 1985 г.
2. Карикатура на проведение госприёмки. В. Мохов
3. Карикатура, иллюстрирующая рост доходов членов кооперативов в СССР. 1987 г. Б. Ефимов
4. Г. А. Явлинский в 1990-х гг. Фотография из архива ТАСС
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.